СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект учебного занятия на тему «Цветовой баланс»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект учебного занятия на тему «Цветовой баланс»»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

учебного занятия кружка «Фото видеостудия»

руководитель кружка – педагог дополнительного образования М.Ю. Павлова


Тема учебного занятия: «Цветовая температура»

Цели учебного занятия: узнать природу цвета, познакомиться с понятием «Цветовая температура», узнать о понятии «Баланс белого» и настройках баланса белого.


Задачи учебного занятия:


Образовательная:

- познакомить обучающихся с понятием цветовой температуры;

- познакомить обучающихся с понятием баланс белого в фотографии;

- понять, как выбрать необходимые настройки баланса белого, чтобы получить наиболее качественную фотографию.

Развивающая:

- развивать творческие способности обучающихся;

- развивать внимание, наблюдательность;

- развивать умение оперировать ранее полученными знаниями, анализировать, сравнивать, оценивать качество выполненной работы;

- развивать умение работать самостоятельно и в группе.


Воспитательная:

- формировать культуру обращения со сложной техникой,

- воспитывать взаимопомощь, чувство ответственности, исполнительность, аккуратность, развивать навыки самостоятельной работы.


Тип занятия: комбинированный.

Формы работы: индивидуальная и групповая.

Методы работы: объяснительно-иллюстративный, практический.

Методические приемы обучения: словесный, наглядный.

Оборудование: ноутбук, фотоаппарат Canon 77D, смартфоны, доска, мел.


План занятия

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Изложение нового материала

  4. Подведение итогов учебного занятия


Ход занятия

  1. Организационная часть:

Приветствие, подготовка к работе на занятии, проверка присутствующих, инструктаж по технике безопасности.


  1. Актуализация знаний: Объявление темы занятия. Повторение прошлых тем.


  1. Изложение нового материала:


В этом уроке вы узнаете: что такое цветовая температура в фотографии, какова природа цвета, как выбрать верные настройки камеры в зависимости от цветовой температуры и как баланс цвета и баланс изображения влияют на наше восприятие фотографии.

Цветовой баланс

Попытаюсь в нескольких словах объяснить какова же природа цвета. Если посмотреть на свет, исходящим от солнца или обычной лампочки, то мы не увидим ничего цветного. Это просто обычный «белый» свет. Но стоит пропустить этот свет сквозь стеклянную призму, сразу станет очевидным, что он содержит все возможные цветовые составляющие. То же самое происходит во время дождя, когда свет расщепляется, проходя сквозь скопления капелек воды в земной атмосфере и мы наблюдаем такое замечательное явление как радуга.

Все дело в том, что каждая составляющая цвета имеет свою собственную длину волны. Предметы зеленого цвета, например древесный лист, отражает только лучи с длиной волны соответствующей зеленому цвету. Все же остальные лучи поглощаются поверхностью этого листа. Белый же цветок воспринимается нами как белый благодаря тому, что его поверхность способна отражать большинство лучей различных цветов, поглощая при этом самое незначительное их количество. Чернила, тонер или краски на цветных отпечатках также выборочно поглощают и отражают лучи с различными длинами волн, благодаря чему мы и наблюдаем полностью цветное изображение.

На первый взгляд световой луч кажется бесцветным. Однако это не так и простой пример с призмой нам доказывает, что он содержит в себе все цвета радуги.


Предметы белого цвета отражают практически все лучи, содержащие весь спектр известных длин волн. Поэтому мы видим все тот же белый нерасщепленный цвет. Если же поверхность поглощает все эти лучи, — мы говорим, что она черного цвета.

Предметы зеленого цвета, например древесный лист, отражает только лучи с длиной волны соответствующей зеленому цвету. Все же остальные лучи поглощаются поверхностью этого листа.

Цветовой баланс

Несмотря на то, что мы воспринимаем солнечный свет или свет обычной электрической лампочки как обычный равномерный белый свет, структура его не однородна. Пропорции его различных цветовых составляющих, далеко не одинаковы. Например, свет от полуденного солнца ближе к синей части спектра, в то время как свет от восходящего или заходящего солнца и электрический свет ближе к красной. Цветовой баланс считается выставленным верно, если цвета на результирующем снимке соответствуют цветам снимаемой сцены. Сильнейшим образом на правильную настройку цвета влияет природа источника света (естественное или искусственное освещение).
Важнейшей характеристикой светового излучения, которую необходимо учитывать при организации освещения во время съемки, является цветовая температура. Она измеряется в Кельвинах, примерно по такому же принципу как обычная температура измеряется в градусах Цельсия. Интервал температур включает в себя цветовые температуры, начиная от самых низких в красной части спектра до самых высоких в синей его части. Высокая цветовая температура обозначает холодный цвет, низкая — тёплый. Цвет температурой от 6 000 кельвинов и выше уже считают холодным, а меньше 4 700 кельвинов — тёплым. Например, цветовую температуру свечи оценивают примерно в 1 000 градусов по Кельвину, а пасмурное небо — в 6 500 кельвинов. При этом нейтральной температурой, при которой свет белый, дневной, считают диапазон от 4 700 до 6 000 кельвинов.



Шкала температуры света простирается от "горячего" голубого до "холодного" красного.

Но давайте вернемся к процессу фотосъемки…

На фотографии ярко выраженный цвет, которого не было в жизни? Лицо модели стало жёлтым и плоским, как блин? Белый кот почему-то окрасился в нежно-розовый? Значит, у нас неправильный баланс белого. Из-за него снег вдруг может стать красным, а кожа приобрести нездоровый синевато-пурпурный или зеленоватый оттенок. Такое часто бывает, если фотографировать при свете уличных фонарей, свечах, в солнечный день в тени листвы.

Что такое баланс белого и цветовая температура

Баланс белого — параметр, который обозначает оттенок на фотографии или его отсутствие. Понять, что баланс белого неправильный, можно, если посмотреть на чёрные, белые и серые цвета на снимке. Их называют нейтральными. Это значит, они должны быть «чистыми», без примеси посторонних цветов. Но, если баланс белого нарушен, они могут получить жёлтый, синий, зелёный или пурпурный оттенки.

Баланс белого в камере зависит от её настроек и цвета света, с которым мы снимаем. То есть, если вы сфотографируете человека при свечах, на фотографии кожа и всё вокруг будет с примесью ярко-жёлтого. При этом в жизни модель будет казаться совершенно нормального оттенка.

Цвет светового излучения может быть любым — от инфракрасного до ультрафиолетового однако для освещения во время съемки, как правило, используют источники с цветовой температурой 3200 К (приборы с лампами накаливания) и 5400 К (естественный дневной свет).
Цветовая балансировка сенсоров ПЗС-матрицы заключается в подборе такой светочувствительности, при которой осуществлялось бы наилучшее распознавание цветовой температуры Для этого в цифровых фотокамерах предусмотрена система настройки баланса белого, которая как раз и позволяет в автоматическом или ручном режиме добавить световую чувствительность к различным цветам для обеспечения максимального соответствия оригиналу. Настройка, соответствующая дневному (естественному) освещению, распознает более холодные попадающие в синюю часть спектра, дневные цвета, в то время как настройка, соответствующая искусственному освещению, распознает более теплые цвета, приходящиеся на красную часть спектра.

В процессе эволюции мы научились нейтрализовывать «паразитные» цвета. Глаза сами «правят» баланс белого и приводят белый, чёрный и жёлтый к нейтральному значению. Зайдите в комнату с тёплыми лампами накаливания и понаблюдайте — чем дольше вы будете смотреть, тем меньше будете замечать цвет света. Вскоре он будет казаться вам белым, нейтральным. 

А вот фотоаппарат или смартфон не так совершенны, как человек. Они передают картинку, как есть, не подавляя паразитные оттенки. Именно поэтому мы должны помочь технике и выставить баланс белого за неё (Приложение 1).

Белый свет, несмотря на свое название, имеет ряд оттенков, незаметных нашему глазу. Несмотря на то, что он получается путем смешения лучей с длинами волн присущими всем цветам радуги, соотношение вклада их в образование конечного цвета неодинаково. Именно благодаря особенностям строения и функционирования такого сложнейшего аппарата, как человеческий глаз, мы не различаем особенности, присущие каждому источнику света. Однако цифровые фотокамеры работают по другому принципу. И, как ни странно, любое проявление несоответствия темпера туры цвета отчетливо различается человеком на результирующем снимке.

Цветовой баланс можно настроить либо по экрану LCD монитора, либо по уже снятому фотоснимку. Здесь следует обратить внимание на светлые области, и если они не являются идеально белыми, тогда необходима дальнейшая настройка баланса белого для получения более успешных следующих снимков. В идеале белые участки изображения должны быть действительно белыми.

Основными режимами настройки баланса белого являются следующие (на примере Canon):

Автоматический баланс белого


Эту настройку можно по умолчанию использовать в наиболее однозначных условиях освещения. Система автоматического баланса белого анализирует обстановку в кадре, определяя наиболее подходящую точку белого в ней. Эта настройка вполне эффективна, если цветовая температура общего освещения попадает в диапазон 3000–7000 К. Однако если на изображении преобладает один цвет или отсутствует действительно белый цвет в качестве эталона, система может допустить ошибку, придав изображению цветной оттенок. В 2016 г. Canon представила две версии системы автоматического баланса белого: «Приоритет внешней освещенности» и «Приоритет белого». Приоритет внешней освещенности используется по умолчанию и является методом автоматического баланса белого на камерах Canon ранних версий. Он удобен в тех случаях, когда необходимо сохранить легкую теплоту искусственного освещения. В режиме «Приоритет белого» камера пытается полностью удалить теплый оттенок из изображения, обеспечив чистоту всех участков белого цвета.


Дневной свет


Эту настройку следует использовать при съемке в ярком солнечном свете. Она предназначена для работы с цветовой температурой около 5200 К, что по факту только слегка холоднее, чем полуденный свет. Но даже если вы редко проводите съемку в полдень, эта настройка будет эффективна на протяжении почти всего дня.


Тень


Хотя мы описываем затененные области как более холодные (более синие), особенности шкалы Кельвина подразумевают, что на самом деле цветовая температура в них выше, обычно около 7000 К. Эта настройка оптимально подходит для областей с легким затенением, а не густой тенью.


Облачно


При этом цветовая температура приводится к значению около 6000 К. Лучше всего это подходит для съемок в дни, когда солнце скрыто за облаками, позволяя добиться равномерного рассеянного света, который лишь слегка теплее тени.


Лампа накаливания


Эта настройка первая в группе настроек для искусственного освещения: она предполагает цветовую температуру на уровне около 3200 К и подходит для большинства ламп накаливания, для которых характерен желтоватый свет.


Флуоресцентное освещение


Вторая настройка для искусственного освещения работает с диапазоном около 4000 К, т.е. примерной цветовой температуре флуоресцентных ламп. Проблема с флуоресцентными лампами заключается в том, что разные типы обладают разной цветовой температурой, со временем их температура изменяется, что влияет на температуру излучаемого ими света, поэтому такая настройка иногда может обеспечивать менее чем идеальные результаты. Спектр излучения флуоресцентных ламп характеризуется прерывистостью с пиками в довольно широком диапазоне. Для решения этой проблемы некоторые камеры EOS оснащены функцией обнаружения мерцания, разработанной Canon.


Настройка вспышки


Подходит как для встроенной вспышки, так и для Speedlite. Вспышка — это очень белый свет с цветовой температурой около 6000 К, хотя ее можно отрегулировать в случае использования вспышки Speedlite с функцией передачи информации о цвете.


Независимо от того, как вы настраиваете баланс белого, обратите внимание на конечный результат вашей работы. Ваш снимок необязательно должен передавать действительность такой, какая она есть благодаря балансу белого вы можете делать необычные снимки, с оригинальным оттенком, который придаст фотографии больше драмы, или передаст какое-то особое настроение. Не думайте, что все получится сразу же, как вы взяли камеру в руки, умение приходит с опытом, поэтому фотографируете, экспериментируйте, ошибайтесь и исправляйте ошибки. Ну и конечно же помните, что в случае неточной настройки у вас есть возможность немного подкорректировать свое изображение с помощью программ обработки изображений.


Цветовая температура и наши эмоции


Температура света способна напрямую влиять на психологическое состояние человека. Так, теплые оранжевые и желтоватые оттенки лучше всего использовать для утра, так как они способствуют мягкому пробуждению, настраивают на положительный лад и стимулируют деятельность. Также эти оттенки хороши для применения в вечернее время из-за их успокаивающего эффекта.

Источники света с нейтральным белым идеальны для помещений, в которых проводят большое количество времени, работают в течение длительного срока. Такие оттенки наиболее соответствуют полуденному солнечному свету, поэтому организм воспринимает такое освещение как сигнал к активной деятельности.

Лампы с высокой цветовой температурой нельзя использовать долгое время, так как они обладают чрезвычайно активизирующим воздействием на психику человека. При краткосрочном использовании такой свет стимулирует организм. А при долгосрочном возможен обратный эффект — торможения, депрессии.

Температура света влияет на психологическое состояние человека, создаёт определённую атмосферу в помещении, активизирует работу организма или, напротив, расслабляет.

Итак, человеческий глаз устроен таким образом, что способен улавливать малейшие отклонения цветовой температуры. Причем их диапазон чрезвычайно широк - от 2500 до 10000 К. Изменения данного показателя влияют на наше эмоциональное и психологическое состояние, работоспособность.

Так что же такое баланс в фотографии для человека? Давайте поговорим о восприятии нами фотографии…

Когда люди смотрят на фотографию они сразу ощущают некоторое неудобство, если со снимком что-то не так. Они не понимают в чем именно проблема, но чувствуют неприятие. Человек с художественным образованием сразу понимает в чем дело. Это явление называется просто — баланс.

Зрительные ощущения создают динамику


Что же это означает? Если говорить проще, то это взрыв активности в нейронах мозга человека, который смотрит на фотографию. Его глаза изучают фотографию с мастерством горнолыжника объезжающего деревья на бешеной скорости. Взгляд инстинктивно движется руководствуясь рамками снимка. Линии, узоры и объекты наполняют восприятие зрителя. Достаточно нескольких секунд, чтобы стало ясно хороша или плоха фотография. Чаще всего причиной этого является баланс.


Как достичь баланса в снимке?


Чтобы этого достичь, необходимо объединить в рамках кадра все элементы — цвета, формы, лини, чтобы получилась визуальная гармония.  У большинства художников и опытных фотографов это получается естественным образом. Как и во многих других областях, люди любят придавать этому мистическое значение и называть это даром. Это не так. Если один человек что-то может сделать, то и у другого получится. Сначала нужно будет делать определенное усилие, но по мере знакомства с основными принципами такое умение войдет в привычку. На самом деле, цель очень простая. Нужно сделать снимок, в котором визуальный баланс создает гармонию.


Чтобы это получилось, нужно начать с основы изображения, со структуры кадра.
Любая фотография естественным образом помещается в структуру ее рамок. Это четыре линии и четыре угла. Внутри этих границ тоже есть структура. Поместите объект строго по центру и вы выровняете объект в структуре кадра.


Дополнительно можно посмотреть на простую симметричную разбивку кадра. То есть сначала площадь мы делим кадр на девять частей, а потом диагонали проходят через центры.



Как можно заметить, невидимая вроде бы вещь — граница кадра, имеет большое значение в структуре изображения. Внимание естественным образом притягивается к ней. Размещение объекта в центре, или в других точках, где пересекаются естественные линии снимка, создают ощущение стабильности и равновесия.


Чтобы создать хорошую фотографию, недостаточно использовать только структуру основанную на рамках кадра. Для этого есть несколько других сильных способов.


Низ и верх


Посмотрите на фотографию, которая расположена ниже. Не обращайте внимание на то, что она перевернута. Есть ли ощущение чего-то неправильного?



В чем может быть проблема?


Закон гравитации


Все люди с самого рождения приучены к закону гравитации. Более тяжелые объекты покоятся на земле или на других объектах, более легкие могут летать в воздухе. Когда мы подпрыгиваем, то сразу же падаем вниз. Из этого можно сделать определенные выводы:

  • Объекты в нижней трети изображения имеют больший визуальный вес;

  • Объекты в верхней трети изображения имеют меньший визуальный вес.


Если человек пытается взмыть в ввысь и нарушить закон тяготения, то быстро понимает, что это невозможно. То же самое происходит с фотографией. Посмотрите на фотографию расположенную ниже.





Такой простой опыт позволяет наглядно показать, что такое баланс. Не надо бороться с гравитацией. Нужно ею пользоваться.


Правое и левое


Посмотрите на фотографию расположенную ниже. Обратите внимание как проявляется ощущение скорости лошадей. И теперь то же изображение, но повернутое по горизонтали. Может показаться, что лошади стали более вялыми, хотя это та же самая фотография.


.

Разница в правом и левом размещении основана на культурных привычках. Мы привыкли читать слева направо, поэтому движение вправо воспринимается более быстрым и легким. А влево — трудным.

Основываясь на знаниях о восприятии объектов в зависимости от их расположения на снимке, можно добавлять или уменьшать их визуальный вес, перемещая эти объекты в пределах кадра.

Баланс создается психологическим восприятием


Реакцией зрителя на фотографию можно управлять просто используя расположение объекта в пределах кадра. Выше кратко была рассмотрена структура кадра. Но в фотографии есть кое-что большее чем простая геометрия. Есть объекты, линии, цвета, форма. Все это привносит свои ощущения в фотографию. Взаимодействие этих вещей в кадре в конечном счете влияет на баланс фотографии.

Если кадр построен так, что вес, направление и взаимодействие элементов идеально сочетаются, то фотография будет сбалансированной.

И наоборот, если хотя бы один элемент немного смещен, то возникает ощущение напряженности и отсутствия равновесия. Человек, который видит такую фотографию сразу это чувствует. Возможно, не каждый сможет описать это чувство и чем оно вызвано, но ощущение визуальной дисгармонии будет обязательно.

Чтобы лучше понять, как достигается баланс, посмотрим на три самых мощных визуальных характеристики.

Визуальный вес


Каждый объект на фотографии имеет свой визуальный вес, который складывается из света, размера, расположения в кадре и пространстве вокруг объекта. При размещении объекта в рамках структуры кадра, которая описывалась выше, чем больше смещен объект от центра, тем больше визуальный вес он имеет.



При размещении объекта в основных точках структуры кадра он приобретает больший визуальный вес. Если же его сместить, то визуальный вес снижается. Пространственная глубина тоже влияет на визуальный вес объекта. Чем больше глубина изображения, чем больше ощущение веса будет у зрителя.


Дополнительные вещи, которые влияют на вес:


Размер

Чем больше объект или область изображения, тем больший визуальный вес он/она будет иметь.


Сравним две половины разных две половины одной фотографии с деревом. Обратите внимание на пространство вокруг дерева. Слева вокруг дерева много большого пространства, что создает ощущение малого визуального веса у дерева. С меньшим визуальным весом фотография меньше рассказывает о дереве и больше о пространстве вокруг дерева. В правой части вокруг дерева остается меньше пространства. В результате дерево получается больший визуальный вес. Поэтому дерево получает большее внимание зрителя.

Такая разница в весе создает совершенно другое восприятие. Поэтому нужно быть внимательным при выборе сколько пустого пространства оставить вокруг объекта.


Изоляция


Полностью изолированные объекты будут казаться тяжелее, чем те же объекты с перегруженным фоном.


Форма


Геометрически простые формы кажутся более тяжелыми, чем сложные.




Визуальное направление


В дополнение к размеру объекта, его форма тоже оказывает существенное влияние на общую напряженность внутри фотографии. Формы объектов, включающие в себя прямые и изогнутые линии, действуют для зрителя как невидимые стрелки, за которыми движется взгляд. Чем больший вес объекта или области, тем большей силой визуального направления он обладает.


Посмотрите на фотографию мальчика. Все вокруг создает диагональные линии, которые указывают прямо на глаза мальчика. Кроме этого, нос и выражение лица посредством бровей тоже направляют взгляд к глазам.




Специальное пояснение. Структура лица устроена так, чтобы привлечь внимание к глазам. Человеческое лицо тоже имеет «рамку» как у фотографии, только овальной формы. В этих границах глаза расположены в наиболее удачном месте. Фотограф на снимке выше просто удачно поделился наблюдением этого природного явления. При съемке нужно обращать внимание на линии и их визуальный вес. Нужно постараться, чтобы напряженность этих линий была уравновешена по отношению к структуре фотографии и другим объектам.


4. Подведение итогов занятия: Обмен мнениями: выполнена ли цель учебного занятия? Что нового узнали на занятии? Что было сложно для понимания? Важно ли знать цветовую температуру для настройки фотокамеры? Влияют ли настройки баланса белого на качество полученного изображения?








































Приложение 1

Основные режимы настройки баланса белого (на примере Canon)