2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа, рассказ) Наглядный (демонстрация) | Организует актуализацию и фиксирование индивидуального затруднения как подведение к теме. - Ребята, посмотрите на портрет писателя, который изображен на слайде. - Знаете ли вы, кто это? - Это Аркадий Петрович Гайдар. - Знаете ли вы что-нибудь о нем? - Давайте немного узнаем о писателе подробнее. Биография - Аркадий Петрович Гайдар (настоящая фамилия — Голиков) — русский советский детский писатель, сценарист и прозаик, журналист, военный корреспондент. Аркадий Голиков родился в 1904 году в городе Льгове Курской губернии в семье преподавателя начального народного училища, Петра Исидоровича Голикова (1879—1927). Мать, Наталья Аркадьевна (1881—1924), происходила из обедневших дворян, вела хозяйство, помогала мужу в изучении французского языка, а когда он отправлялся в окрестные деревни, заменяла его в классах. Вслед за Аркадием в семье родились три дочери — Наталья, Ольга и Екатерина. Детство и образование Детство мальчика большей частью прошло в Арзамасе – небольшом городе Нижегородской области. В 1914 году Аркадий поступил в арзамасское реальное училище. В это время началась Гражданская война и главу семьи забрали на фронт. Недолго думая, мальчик сбежал из дома и отправился к отцу. Поиски его продолжались четыре дня, наконец, его нашли на станции близ Нижнего Новгорода и вернули домой. В четырнадцать лет Аркадий стал членом коммунистической партии и устроился на работу в газету «Молот», где впервые опубликовали его стихи. В декабре 1918 года он добровольцем ушел в Красную армию. В 1919 году он окончил московские курсы подготовки командного состава. Высшую стрелковую школу Аркадий окончил в 1921 году и стал командиром отделения Нижегородского полка, который участвовал в сражениях на Кавказе и на Дону. Творчество Аркадий Петрович избрал себе псевдоним – Гайдар, так и не открыв никому его происхождение. Еще во время службы в Сибири у Аркадия появилась мысль написать книгу. Так, в перерывах между поимками бандитов, он начал свою первую повесть «В дни поражений и побед», которая, по сути, была его автобиографией. В начале тридцатых годов определяется его литературное направление – он решает писать для детей. В это время появляются: «Школа», «Р.В.С.», «На графских развалинах». С появлением этих повестей начинается его успех как детского писателя. Книгу, которая принесла ему славу – «Тимур и его команда», и продолжение «Коменданта снежной крепости» он написал в конце тридцатых годов в Клину. Роман обрел такую популярность, что по нему был снят фильм, а в стране началось широкомасштабное пионерское тимуровское движение, которое получило наибольший размах после Великой Отечественной войны. Главные произведения Сам Гайдар лучшими произведениями считал «Р.В.С.», «Школу», «Четвертый блиндаж», «Дальние страны» и «Военную тайну». Повесть «Р.В.С.» была опубликована в 1925 году в журнале «Звезда». Сначала ее напечатали в сокращенном варианте, но в 1926 году полный ее текст был издан отдельной книгой. Повесть «Школа» была напечатана в московском журнале «Октябрь». Сначала она называлась «Обыкновенная биография», так как в своей основе содержала элементы биографии Гайдара. Даже Фамилия главного героя была созвучна с фамилией автора – Борис Гориков. Она заняла важное место в творчестве писателя. Огромную любовь завоевала у детей повесть «Тимур и его команда», изданная перед самой войной, в 1941 году. Эта повесть породила масштабное тимуровское движение, которое оказывало неоценимую помощь семьям воевавших на фронтах бойцов. Осенью 1941 года в журнале «Мурзилка» была опубликована последняя детская повесть Гайдара «Горячий камень». Она словно стала последним наказом детям – всегда быть смелыми и честными. Так, чтобы не хотелось начинать жизнь сначала. Последние годы Аркадий Гайдар погиб, сраженный пулеметной очередью во время доставки продуктов бойцам партизанского отряда. Случилось это 26 октября 1941 года во время одного из привалов. Не заметив затаившихся немцев, Аркадий подошел к колодцу, чтобы набрать воды. Обнаружив фашистов, он успел крикнуть товарищам, что здесь немцы, но сам получил смертельное ранение. Его предупреждение спасло остальных бойцов, которым удалось уйти от вражеской засады. - Итак, о ком сейчас мы с вами узнали/поговорили? - Какая была настоящая фамилия у Гайдара? - Что вы запомнили из детства Гайдара? - Что вы запомнили об образовании? - Что вы запомнили о творчестве? - Какие произведения вы запомнили? - А какая книга принесла славу А. П. Гайдару? - Какие последствия были после публикации повести «Тимур и его команда»? - А как вы думаете, о чем эта повесть/Знаете ли вы о чем эта повесть? | Смотрят на слайд. - Да/нет. Да/нет. - Об А. П. Гайдаре. - Голиков. - У него было 3 сестры, детство прошло в Арзамасе, сбежал из дома за отцом на фронт и тд. - Поступил в арзамасское реальное училище, работал в газете «Молот», окончил московские курсы командного взвода и высшие стрелковые курсы. Во время службы в Сибири у Аркадия появилась мысль написать книгу. - «Р.В.С.», «Школу», «Четвертый блиндаж», «Дальние страны» и «Военную тайну». - Книга «Тимур и его команда». - Было создано тимуровское движение. Формулируют высказывания. | | Р: выстраивать последовательность выбранных действий. К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. К: соблюдать правила ведения диалога. | Формировать развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений литературы. |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа, рассказ) Частично-поисковый (анализ текста) Наглядный (иллюстрации) | Организует деятельность по реализации построенного проекта. - Откройте учебник на странице 112 (до 116), но перед чтением, необходимо познакомиться со значениями слов, которые могут быть вам непонятны. Спрашивает сначала у детей предположения значения слов, а потом на слайде показывает определение и картинку. Слова: аккордеон, консерватория, керосин, мешковина, охапка, замшелая, эскадра, квитанция, клевета, конноартиллерийский, дивизион. - Итак, сейчас мы с вами прослушаем отрывок из повести, а после будем читать сами. - Во время прослушивания отрывка, в классе должна быть тишина. А вам нужно следить по тексту. Аудиозапись - О чем говорилось в отрывке, который вы прослушали? - Каких персонажей вы запомнили? - Какими вы себе их представляете? - Как думаете какой у них характер? - Как автор относится к героям? - Как думаете, что произойдет дальше? | Открывают учебник на странице 112. Высказывают свои предположения, версии. Слушают отрывок. Отвечают на вопросы. | Объяснять значение незнакомого слова; Читать вслух и про себя. Владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста. | К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. К: соблюдать правила ведения диалога. | Формировать развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений литературы. Приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Словесный (беседа) Частично-поисковый (анализ текста) | - Давайте с вами продолжим читать по цепочке с 1 ряда по абзацам, и узнаем, что произошло дальше. - Итак, вы прочитали вторую часть отрывка. - О чем говорилось в этом отрывке? - Каких персонажей вы запомнили? - Дано ли описание персонажей в тексте? Если да, то зачитайте строчки. Если нет, то какими вы их себе представляете? - Какой характер у этих героев? - Как автор относится к героям? - Молодцы! | Читают вторую часть отрывка по цепочке. Отвечают на вопросы. Ищут описание героев в тексте. Формулируют высказывание. | Читать вслух и про себя. Владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста. | П: делать выводы. | Формировать развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений литературы. Приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Практический (упражнение) Наглядный (презентация) | Организует самостоятельную работу. - Сейчас вы самостоятельно выполните тест, по отрывку, с которым мы сегодня познакомились. Позже проверим тест со слайда. (Приложение 1) - Давайте выполним проверку со слайда. - Поставьте себе отметку. Если у вас 1-2 ошибки – «5», 3-4 ошибки – «5», 5-6 ошибок – «3», больше 6 ошибок – «2». | Выполняют самостоятельную работу. Выполняют проверку. Выставляют отметку. | | П: анализировать и создавать текстовую, графическую информацию в соответствии с учебной задачей. Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Словесный (беседа) | Организует включение нового знания в систему знаний и повторение. - Ребята, давайте вспомним тему нашего урока. - Что из биографии А. П. Гайдара вы запомнили? - С какой повестью мы с вами познакомились? - Каких героев повести вы запомнили и почему? - Понравилась ли вам повесть? Почему? Что запомнилось больше всего? Какие эмоции, настроение вызвала? - Как вы думаете, чему учит эта повесть? Что хотел сказать автор? - Как вы думаете, нужно ли сейчас тимуровское движение? Если да, то почему? Если нет, то почему? | Отвечают на вопросы, формулируют высказывания. | | К: соблюдать правила ведения диалога. П: делать выводы. | Формировать развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений литературы. |