Тема: «А.С. Пушкин. «Сказка о Царе Салтане»».
Урок будет выдан: 11.02.2025.
Ф.И.О. Третьякова Лина Сергеевна
Предмет: литературное чтение.
Класс: 4 «Б».
Тема урока: «А.С. Пушкин. «Сказка о Царе Салтане»».
Тип урока: урок рефлексии.
Цель урока: совершенствование способов действий при изучении «Сказки о Царе Салтане» А.С. Пушкина.
Этап урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные (П, К, Р,) | Личностные |
1. Мотивация к учебной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (демонстрация) | -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лина Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Проверьте готовность к уроку. - «Чтение — вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека — есть наука самая занимательная». А.С. Пушкин. -В чем смысл этого высказывания? -К чему нам нужно стремиться на уроках литературного чтения? | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Высказывают свое мнение о смысле высказывания. Осуществляют самоопределение к предстоящей учебной деятельности. | | К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение. | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа, рассказ) Наглядный (демонстрация) | - Ребята, посмотрите на портрет писателя, который изображен на слайде. - Знаете ли вы, кто это? - Это А.С. Пушкин. - Что вы о нем знаете? Пушкин начал работу над «Сказкой о царе Салтане» в 1831 году, вдохновившись народными сказками. Он был увлечен идеей создать произведение, которое бы сочетало элементы народной мудрости и художественного творчества. Пушкин использовал традиционные мотивы, такие как: борьба добра со злом, испытания героев и волшебные превращения. Сказка рассказывает о царе Салтане, его жене и сыне, князе Гвидоне, который сталкивается с различными испытаниями, прежде чем воссоединиться с родителями. - Итак, о ком сейчас мы с вами поговорили? - О какой сказке шла речь? - Кто помнит полное название этой сказки? - В каком году Пушкин начал ее писать? - Кто главные герои там? | Смотрят на слайд. Формулируют выссказывания. Об А.С. Пушкине. Сказка о Царе Салтане. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». В 1831 году. Царь Салтан, его жена и сын, князь Гвидон. | | К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. К: соблюдать правила ведения диалога. | Познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании произведений литературы. |
3. Локализация индивидуальных затруднений. | Словесный (беседа, рассказ) Наглядный (иллюстрации) | Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока. -Какой будет тема нашего урока? - Сформулируйте цель, которую мы можем поставить перед собой. | Тема: «А.С. Пушкин. «Сказка о Царе Салтане»». Цель: продолжить изучение «Сказки о Царе Салтане». | | П: с помощью педагога формулировать цель. К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования | |
4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений. | Словесный (беседа) Наглядный (презентация) | Организует деятельность по составлению плана действий. -А сейчас посмотрите на слайд, и вставьте пропущенные слова в плане. -Какой пункт мы с вами уже выполнили? - Что нам нужно еще сделать? | 1. Вспомнить биографию А.С. Пушкина. 2. Прочитать следующий отрывок из «Сказки о Царе Салтане». 3. Проанализировать прочитанный отрывок. Отвечают. | | Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. | |
5. Реализация построенного проекта. | Словесный (беседа, рассказ) Частично-поисковый (анализ текста) Наглядный (иллюстрации) | - Откройте учебник на странице 112 (до 116), но перед чтением, необходимо познакомиться со значениями слов, которые могут быть вам непонятны. Спрашивает сначала у детей предположения значения слов, а потом на слайде показывает определение и картинку. Слова: Пристань, корабельщики, бабариха, спуд, чешуя, витязи, четами, дозором. - Итак, сейчас мы с вами прослушаем отрывок из сказки, а после будем читать сами. - Во время прослушивания отрывка, в классе должна быть тишина. А вам нужно следить по тексту. Аудиозапись - О чем говорилось в отрывке, который вы прослушали? - Чем торговали корабельщики? - В кого оборотился князь? - О каком чуде рассказали корабельщики? - Что сказала ткачиха царю? - На какой глаза сел князь Гвидон тетке? + рассматривают иллюстрации - Как думаете, что произойдет дальше? | Открывают учебник на странице 24. Высказывают свои предположения, версии. Слушают отрывок. Отвечают на вопросы. | Объяснять значение незнакомого слова; Читать вслух и про себя. Владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста. | К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. К: соблюдать правила ведения диалога. | Познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании произведений литературы. - приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы. |
6. Нахождение способа разрешения затруднения и закрепления с проговариванием во внешней речи. | Словесный (беседа) Частично-поисковый (анализ текста) | - Давайте с вами продолжим читать по цепочке с 1 ряда по строфам, и узнаем, что произошло дальше. - Итак, вы прочитали вторую часть отрывка. - О чем говорилось в этом отрывке? - Кем приходились витязи морские лебеди? - Какой наказ дала Лебедь богатырям? - Чем торговали корабельщики? - Кем оборотился князь? - О каком чуде рассказали корабельщики царю? - Что сказала Бабариха царю? - Куда ужалил царевич Бабариху? + рассматривают иллюстрации. | Читают вторую часть отрывка по цепочке. Отвечают на вопросы. | Читать вслух и про себя. Владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста. | П: делать выводы. | Познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании произведений литературы. - приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы. |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Практический (упражнение) Наглядный (презентация) | Организует самостоятельную работу. - Сейчас вы самостоятельно выполните тест, по отрывку, с которым мы сегодня познакомились. Позже проверим тест со слайда. (Приложение 1) - Давайте выполним проверку со слайда. - Поставьте себе отметку. Если у вас 1-2 ошибки – «5», 3-4 ошибки – «5», 5-6 ошибок – «3», больше 6 ошибок – «2». | Выполняют самостоятельную работу. Выполняют проверку. Выставляют отметку. | | П: анализировать и создавать текстовую, графическую информацию в соответствии с учебной задачей. Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Словесный (беседа) | Организует включение нового знания в систему знаний и повторение. - Ребята, давайте вспомним тему нашего урока. - Какую сказку сегодня продолжили читать читали? - Каких героев вы запомнили и почему? - Чему учит прочитанный отрывок? | Отвечают на вопросы, формулируют высказывания. | | К: соблюдать правила ведения диалога. П: делать выводы. | Формировать развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений литературы. |
9. Рефлексия учебной деятельности. | Словесный (беседа) Наглядный (презентация) | Организует рефлексию учебной деятельности. - Давайте посмотрим на нашу цель, мы достигли её? - Давайте вернёмся к плану. - Все ли задачи мы с вами выполнили? - Теперь я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. 1. Мне понравилось … 2. Я запомнил(а) … 3. Я узнал(а) … 4. Мне было трудно… - Урок окончен. До свидания! | Оценивают свою деятельность. | | Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности. | |
Тест по отрывку из "Сказки о царе Салтане" А.С. Пушкина
Инструкция: Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов.
4. Как отреагировали умные гости на спор ткачихи с корабельщиками?
5. Что особенно подчеркивалось в описании белки, живущей на острове Гвидона?
6. Что просил князь Гвидон у Лебеди, когда та гуляла по волнам?
7. После укуса шмеля, что кричали окружающие Бабариху?
8. Куда улетел князь Гвидон после того, как ужалил Бабариху?
9. Кто из персонажей "злыми жабами глядел" на гостей во дворце Салтана?
10. Кто сказал Гвидону, что знает чудо с тридцатью тремя богатырями?
1. б) "Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?"
2. б) Превращала его в разных животных
3. в) В щели на корабле
4. в) Молчали
5. г) Ее певческий талант и любовь к орешкам
6. г) Удовлетворить его душевную тоску и унести его
7. б) "Караул! Лови, лови, да дави его, дави!"
8. в) В свой удел, через море
9. б) Ткачиха, Бабариха и повариха
10. г) Лебедь