СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект учебного занятия по литературному чтению в 4 «Б» классе Тема: «А.С. Пушкин. «Сказка о Царе Салтане»».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект учебного занятия по литературному чтению в 4 «Б» классе Тема: «А.С. Пушкин. «Сказка о Царе Салтане»».»

Конспект учебного занятия

по литературному чтению

в 4 «Б» классе

Тема: «А.С. Пушкин. «Сказка о Царе Салтане»».

студентки 302 группы

Третьяковой Лины Сергеевны




















Урок будет выдан: 11.02.2025.

МАОУ «Гимназия №15»

Учитель: Бубнова Оксана Анатольевна

Методист: Кауфман Светлана Николаевна







Новосибирск, 2025


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Третьякова Лина Сергеевна

Предмет: литературное чтение.

Класс: 4 «Б».

Тема урока: «А.С. Пушкин. «Сказка о Царе Салтане»».

Тип урока: урок рефлексии.

Цель урока: совершенствование способов действий при изучении «Сказки о Царе Салтане» А.С. Пушкина.

Планируемые результаты:

Задачи урока:


Предметные:

- владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста;

- объяснять значение незнакомого слова;

- читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей.

Дидактические:

  1. Формировать умения: объяснять значение незнакомого слова с использованием контекста и словаря; читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей; владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста.

Метапредметные:

Познавательные:

- с помощью педагога формулировать цель;

- делать выводы;

- согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;

- анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.


Коммуникативные:

- соблюдать правила ведения диалога;

- воспринимать суждения;

- формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования;

- корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


Регулятивные:

- планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

- корректировать учебные действия для преодоления ошибок;

- устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.

Развивающие:

1.Формировать умения (познавательные): с помощью педагога формулировать цель; делать выводы; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.




2.Формировать умения (коммуникативные): соблюдать правила ведения диалога; воспринимать суждения; формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования; корректно и аргументированно высказывать своё мнение.



3.Формировать умения (регулятивные): планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; корректировать учебные действия для преодоления ошибок; устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.


Личностные:

- познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании произведений литературы;

- приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы.


Воспитательные:

- формировать развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений литературы;

- способствовать приобретению эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Дидактические средства: презентация, учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.

Интерактивное оборудование: компьютер, проектор.































ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П, К, Р,)

Личностные

1. Мотивация к учебной деятельности.


Словесный

(беседа)

Наглядный

(демонстрация)

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Лина Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

Проверьте готовность к уроку.


- «Чтение — вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека — есть наука самая занимательная». А.С. Пушкин.


-В чем смысл этого высказывания?


-К чему нам нужно стремиться на уроках литературного чтения?

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.









Высказывают свое мнение о смысле высказывания.

Осуществляют самоопределение к предстоящей учебной деятельности.













К: корректно и аргументированно высказывать своё мнение.


2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.


Словесный (беседа, рассказ)


Наглядный

(демонстрация)

- Ребята, посмотрите на портрет писателя, который изображен на слайде.

- Знаете ли вы, кто это?

- Это А.С. Пушкин.

- Что вы о нем знаете?


Пушкин начал работу над «Сказкой о царе Салтане» в 1831 году, вдохновившись народными сказками. Он был увлечен идеей создать произведение, которое бы сочетало элементы народной мудрости и художественного творчества. Пушкин использовал традиционные мотивы, такие как: борьба добра со злом, испытания героев и волшебные превращения.

Сказка рассказывает о царе Салтане, его жене и сыне, князе Гвидоне, который сталкивается с различными испытаниями, прежде чем воссоединиться с родителями.

- Итак, о ком сейчас мы с вами поговорили?

- О какой сказке шла речь?


- Кто помнит полное название этой сказки?






- В каком году Пушкин начал ее писать?

- Кто главные герои там?





Смотрят на слайд.


Формулируют выссказывания.





















Об А.С. Пушкине.


Сказка о Царе Салтане.

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

В 1831 году.


Царь Салтан, его жена и сын, князь Гвидон.
























К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.


К: соблюдать правила ведения диалога.


Познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании произведений литературы.





3. Локализация индивидуальных затруднений.

Словесный (беседа, рассказ)

Наглядный

(иллюстрации)

Организует деятельность по формулировке темы и постановке цели урока.

-Какой будет тема нашего урока?


- Сформулируйте цель, которую мы можем поставить перед собой.




Тема: «А.С. Пушкин. «Сказка о Царе Салтане»».

Цель: продолжить изучение «Сказки о Царе Салтане».


П: с помощью педагога формулировать цель.


К: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели на основе предложенного формата планирования


4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений.


Словесный (беседа)

Наглядный

(презентация)

Организует деятельность по составлению плана действий.

-А сейчас посмотрите на слайд, и вставьте пропущенные слова в плане.




-Какой пункт мы с вами уже выполнили?

- Что нам нужно еще сделать?

1. Вспомнить биографию А.С. Пушкина.

2. Прочитать следующий отрывок из «Сказки о Царе Салтане».

3. Проанализировать прочитанный отрывок.

Отвечают.


Р: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.


5. Реализация построенного проекта.

Словесный (беседа, рассказ)

Частично-поисковый (анализ текста)

Наглядный

(иллюстрации)

- Откройте учебник на странице 112 (до 116), но перед чтением, необходимо познакомиться со значениями слов, которые могут быть вам непонятны.

Спрашивает сначала у детей предположения значения слов, а потом на слайде показывает определение и картинку. Слова: Пристань, корабельщики, бабариха, спуд, чешуя, витязи, четами, дозором.

- Итак, сейчас мы с вами прослушаем отрывок из сказки, а после будем читать сами.

- Во время прослушивания отрывка, в классе должна быть тишина. А вам нужно следить по тексту.

Аудиозапись

- О чем говорилось в отрывке, который вы прослушали?

- Чем торговали корабельщики?

- В кого оборотился князь?

- О каком чуде рассказали корабельщики?

- Что сказала ткачиха царю?

- На какой глаза сел князь Гвидон тетке?

+ рассматривают иллюстрации

- Как думаете, что произойдет дальше?

Открывают учебник на странице 24.







Высказывают свои предположения, версии.


Слушают отрывок.









Отвечают на вопросы.










Объяснять значение незнакомого слова;





Читать вслух и про себя.








Владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста.

К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.











П: анализировать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.



К: соблюдать правила ведения диалога.

Познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании произведений литературы.

- приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы.






6. Нахождение способа разрешения затруднения и закрепления с проговариванием во внешней речи.






Словесный (беседа)


Частично-поисковый (анализ текста)






- Давайте с вами продолжим читать по цепочке с 1 ряда по строфам, и узнаем, что произошло дальше.

- Итак, вы прочитали вторую часть отрывка.

- О чем говорилось в этом отрывке?

- Кем приходились витязи морские лебеди?

- Какой наказ дала Лебедь богатырям?

- Чем торговали корабельщики?

- Кем оборотился князь?

- О каком чуде рассказали корабельщики царю?

- Что сказала Бабариха царю?

- Куда ужалил царевич Бабариху?

+ рассматривают иллюстрации.

Читают вторую часть отрывка по цепочке.



Отвечают на вопросы.








Читать вслух и про себя.




Владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста.






















П: делать выводы.

Познавательный интерес, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании произведений литературы.

- приобретение эстетического опыта слушания, чтения и эмоционально-эстетической оценки произведений художественной литературы.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Практический (упражнение)


Наглядный (презентация)


Организует самостоятельную работу.

- Сейчас вы самостоятельно выполните тест, по отрывку, с которым мы сегодня познакомились. Позже проверим тест со слайда.

(Приложение 1)

- Давайте выполним проверку со слайда.

- Поставьте себе отметку. Если у вас 1-2 ошибки – «5», 3-4 ошибки – «5», 5-6 ошибок – «3», больше 6 ошибок – «2».



Выполняют самостоятельную работу.



Выполняют проверку.


Выставляют отметку.


П: анализировать и создавать текстовую, графическую информацию в соответствии с учебной задачей.


Р: корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.


8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Словесный (беседа)

Организует включение нового знания в систему знаний и повторение.

- Ребята, давайте вспомним тему нашего урока.

- Какую сказку сегодня продолжили читать читали?

- Каких героев вы запомнили и почему?

- Чему учит прочитанный отрывок?








Отвечают на вопросы, формулируют высказывания.


К: соблюдать правила ведения диалога.






П: делать выводы.

Формировать развитие познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности в познании произведений литературы.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Словесный (беседа)

Наглядный (презентация)


Организует рефлексию учебной деятельности.

- Давайте посмотрим на нашу цель, мы достигли её?

- Давайте вернёмся к плану.

- Все ли задачи мы с вами выполнили?

- Теперь я предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке.

1. Мне понравилось …

2. Я запомнил(а) …

3. Я узнал(а) …

4. Мне было трудно…

- Урок окончен. До свидания!

Оценивают свою деятельность.









Р: устанавливать причины успеха/неудач в учебной деятельности.



Приложение 1

Тест по отрывку из "Сказки о царе Салтане" А.С. Пушкина


Инструкция: Выберите один правильный ответ из предложенных вариантов.


1.Какую фразу произнес князь Гвидон, приветствуя прибывших гостей?

а) "Добро пожаловать в мой город!"

б) "Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?"

в) "Кто вы такие и зачем пожаловали?"

г) "Что нового в мире?"


2.Каким образом Лебедь помогала князю Гвидону?

а) Давала мудрые советы

б) Превращала его в разных животных

в) Лечила его раны

г) Защищала его от врагов


3.Где спрятался князь Гвидон, чтобы проследить за гостями в царстве Салтана?

a) Под столом

б) За троном

в) В щели на корабле

г) В саду

4. Как отреагировали умные гости на спор ткачихи с корабельщиками?


а) Поддержали ткачиху

б) Поддержали корабельщиков

в) Молчали

г) Начали спорить сами


5. Что особенно подчеркивалось в описании белки, живущей на острове Гвидона?

а) Ее красота

б) Ее хитрость

в) Ее богатство

г) Ее певческий талант и любовь к орешкам


6. Что просил князь Гвидон у Лебеди, когда та гуляла по волнам?

а) Помощи в борьбе с врагами

б) Вернуть ему отца

в) Дать ему богатства

г) Удовлетворить его душевную тоску и унести его


7. После укуса шмеля, что кричали окружающие Бабариху?

а) "Помогите! Тонет!"

б) "Караул! Лови, лови, да дави его, дави!"

в) "Сгорела! Сгорела!"

г) "Бегите! Наводнение!"


8. Куда улетел князь Гвидон после того, как ужалил Бабариху?

а) В царство царя Додона

б) В синее море

в) В свой удел, через море

г) В лес


9. Кто из персонажей "злыми жабами глядел" на гостей во дворце Салтана?

а) Царица Лебедь

б) Ткачиха, Бабариха и повариха

в) Корабельщики

г) Слуги


10. Кто сказал Гвидону, что знает чудо с тридцатью тремя богатырями?

а) Корабельщики

б) Царь Салтан

в) Ткачиха

г) Лебедь


Ответы на тест:


1. б) "Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?"

2. б) Превращала его в разных животных

3. в) В щели на корабле

4. в) Молчали

5. г) Ее певческий талант и любовь к орешкам

6. г) Удовлетворить его душевную тоску и унести его

7. б) "Караул! Лови, лови, да дави его, дави!"

8. в) В свой удел, через море

9. б) Ткачиха, Бабариха и повариха

10. г) Лебедь