СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект учебного занятия по окружающему миру в 4«В» классе. Тема: «Трудные времена на Русской земле».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект учебного занятия по окружающему миру в 4«В» классе. Тема: «Трудные времена на Русской земле».»

Конспект учебного занятия

по окружающему миру

в 4«В» классе

Тема: «Трудные времена на Русской земле»

студентки 42Б группы

Козыревой Анастасии Александровны



















Урок будет выдан: 05.02.2025г.

Школа: МБОУ СОШ №13

Учитель: Павлова Анна Артуровна_______________

Методист: Пириева Наталья Владимировна _______________




Новосибирск, 2025

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ФИО: Козырева Анастасия Александровна

Учебный предмет: Окружающий мир

Класс: 4 «В»

Тема урока: «Трудные времена на Русской земле»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении трудных времен на Русской земле

Планируемые результаты

Задачи урока

Предметные:

  1. Учащиеся узнают об истории нашествия Батыя, исторической личности Александра Невского, о битвах – Невская и Ледовое побоище.

  2. Учащиеся научатся находить и показывать на карте походы русских и монгольских войск, шведских и немецких рыцарей.

Дидактические:

1. Формировать представление об истории нашествия Батыя, исторической личности Александра Невского, о битвах – Невская и Ледовое побоище.
2. Формировать умение находить и показывать на карте походы русских и монгольских войск, шведских и немецких рыцарей.

Метапредметные:

Познавательные:

  • с помощью педагогического работника формулировать цель; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию; анализировать, сравнивать и делать выводы.



Коммуникативные:

  • соблюдать правила ведения диалога; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.



Регулятивные:

  • самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело; принимать оценку своей работы; находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.

Развивающие:

Формировать умения (познавательные)

Уч-ся научатся:

  • с помощью педагогического работника формулировать цель; согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию.

Уч-ся получат возможность научиться:

  • анализировать, сравнивать и делать выводы.

Формировать умения (коммуникативные):

Уч-ся научатся:

  • соблюдать правила ведения диалога; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

Уч-ся получат возможность научиться:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

Формировать умения (регулятивные):

Уч-ся научатся:

  • самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи; ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело; принимать оценку своей работы.

Уч-ся получат возможность научиться:

  • находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.

Личностные:

  • У уч-ся будет сформирован познавательный интерес к изучению трудных времен на Русской земле, активность и самостоятельность в их познании.

  • У уч-ся может быть сформировано понимание важности сохранности историко-культурного наследия своей страны.

Воспитательные:

  • Формировать познавательный интерес к изучению древнего Новгорода и древнего Киева, активность и самостоятельность в их познании.

  • Формировать понимание важности сохранности историко-культурного наследия своей страны.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Дидактические средства: раздаточный материал, презентация, учебник

Интерактивное оборудование: интерактивная доска, компьютер


Характеристика этапов урока:

Этапы урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П,К,Р)

Личностные

1.Мотивация к учебной деятельности.







Словесный

(беседа)


Организует мотивацию (самоопределение) к учебной деятельности.


- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Александровна. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.


- Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку. На парте у вас должны лежать учебник, пенал с принадлежностями, дневник, лист историка.

Приветствуют учителя, садятся на места, проверяют готовность к уроку.






2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Словесный (беседа)




Наглядный (демонстрация)



Фиксируют индивидуальные затруднения через повторение актуальных вопросов по теме.


- На прошлых занятиях вы начали знакомиться с историей нашей страны. Проверим, хорошо ли вы усвоили прошлую тему.


  1. Кто создал славянскую азбуку?





  1. Какими были книги в Древней Руси?











  1. Что в оформлении древних книг напоминает современные книги?











  1. После принятия чего стала распространяться письменность на Руси?

  2. Самая известная летопись Древней Руси?

Отвечают на поставленные вопросы. Выполняют предложенные задания.







  1. Византийский монах Кирилл создал славянскую азбуку – глаголицу.

  2. Книги в Древней Руси писались от руки на пергаменте. Для них делали обложки из досок, обтянутых кожей и украшенными драгоценными камнями.

  3. В наши дни в оформлении книг сохранилось деление текста на главы, абзацы. Выделение красной строки, добавление рисунков, иллюстраций. Книги имеют обложки, указывающие на название книги.

  4. После принятия христианства.



  1. «Повесть временных лет».



К: соблюдать правила ведения диалога.



3. Выявление места и причины затруднения

Словесный (беседа)


Организует деятельность по формированию темы и определение цели урока.


Под большим шатром

Голубых небес –

Вижу даль полей зеленеется.

Широко ты, Русь, По лицу земли

В красе царственной развернулася!

И во всех концах света белого

Про тебя идет слава громкая.

Уж и есть за что, Русь могучая,

Полюбить тебя, назвать матерью,

Стать за честь твою против недруга,

За тебя в нужде сложить голову!


Это стихотворение “Русь” написал поэт Иван Саввич Никитин.


- Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям?

- А когда враг нападал, то для людей русских, земли русской какие наступали времена?

- Вы, догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке?


- Чтобы проверить правильно мы назвали тему или нет, необходимо открыть учебник на стр. 38 и прочитать её.


- Вы правильно назвали тему, теперь прочитайте текст до красной линии.


- Теперь, составьте цель на урок, для этого поставьте глаголы в неопределённую форму.

Формулируют тему урока, определяют её цель.


















Высказывают мнение.



- Тяжелые, трудные и т.д.



Называют тему урока.



- Трудные времена на Русской земле.







- Узнать, как Русь отстаивала свою независимость, по иллюстрациям и схемам сравнить вооружение воинов, по карте описать Невскую битву и Ледовое побоище, осознать какую роль сыграли эти события в истории России.


К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.

П: с помощью педагогического работника формулировать цель.

У уч-ся будет сформирован познавательный интерес к изучению трудных времен на Русской земле, активность и самостоятельность в их познании.

4.Построение проекта выхода из затруднения

Словесный

(беседа)

Организует деятельность по составлению плана урока.

- Теперь необходимо составить план нашего урока. Перед вами предложены предложения, но они не завершены, завершите предложения, чтобы составить план (слайд 3).

1)Узнать…

2)Научится…

3)Определить…

Составляют план урока.


  1. Узнать о том, как Русь отстаивала свою независимость.

  2. Научиться описывать по карте Невскую битву и Ледовое побоище.

  3. Определить важность этих событий в истории России.


Р: самостоятельно планировать алгоритм решения учебной задачи.



5. Реализация построенного проекта

Словесный

(беседа)

Практический

(упражнения)

Организует деятельность по реализации построенного проекта.


- Ребята, что вы знаете о городах и военном деле на Руси?

- Кто управлял городами?

- Что сделал князь Ярослав Мудрый для обороны Киева?


-Прочитаем первый абзац текста на стр.38.

-Откроем карту – стр.39. Действительно, Русь напоминает мозаику. Как вы считаете, кому выгодна была такая ситуация?


- В 13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С востока из Азии напали степные кочевники монголо-татары под предводительством хана Батыя. Первым русским городом была Рязань. К ее стенам враги подошли в 1237 году.

Кто такие монголо-татары, кто возглавлял войско завоевателей, как сражались русские города, вы узнаете, если прочитаете страницы древних летописей.

Для этого вы по рядам объединитесь в группы историков-исследователей и выполните первое задание в листе историка.


(Детям раздать летопись № 1, план вопросов для каждой группы. Время для подготовки – 3 минуты).


1 группа. Расскажите о монголо-татарах.

План:

1. Кто такие монголо-татары?

2. Какие у них были жилища?

3. В чем заключалась сила монгольских племен?


2 группа. Расскажите о походе монголо-татар на Русь.
План:

1. Кто возглавлял войско завоевателей?
2. Какое княжество подверглось первому удару?

3. Почему пала Рязань?


3 группа. Расскажите об обороне русских городов.

1. Какие еще города заняли монголо-татары?

2. Что вы узнали об обороне Козельска?

3. Сколько вражеских воинов погибло под стенами этого города?

- Давайте откроем стр. 40 и прочитаем, чем же закончились походы на Русь хана Батыя.

- Что такое дань? Что могло выступать в качестве дани?





- Подумайте! Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары победили? Вспомним карту русских земель.


- Чтобы полностью ответить на этот вопрос давайте рассмотрим вооружение русских и монгольских воинов. Что мы можем сказать?
















- Выполним физминутку:

Еле-еле-еле-еле

Завертелись карусели.
(Медленно кружатся на месте в правую сторону.)

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом!

(Легкий бег на месте.)

Тише, тише, не спешите,

(Постепенно замедляют бег)

Карусель остановите.

(Остановились)

Покружились, завертелись,

(Покружились)

Отдохнуть уселись.

(Сели.)


- Еще обратите внимание на карту. Посмотрите на надпись на карте «Битва на реке Калке». О ней не рассказывается в учебнике. Поэтому слушайте меня внимательно.

- На реке Калке, маленькой речке, впадающей в Азовское море неподалёку от устья Дона, 31 мая 1223 г. произошла битва. А ей предшествовали такие события. В 1223 г. монголы вторглись в Половецкую степь. Половецкий хан обратился к русским князьям за помощью. На его призыв откликнулись 15 князей: киевский, смоленский, черниговский, владимиро-волынский и др. Они привели свои войска на подмогу половцам. Но киевский князь, хотя и привёл свою дружину, в битве участия не принял. Завязалась тяжёлая битва. Половцы не выдержали и бросились бежать. Разбив русские рати на поле боя, монголы осадили и взяли штурмом лагерь киевского князя. Практически все русские воины, в том числе и князья, погибли. После битвы на Калке монголы вернулись за Волгу. Много лет о них ничего не было слышно. Спустя 14 лет после этой битвы произошли события, о которых мы говорили с вами сегодня.

Учащиеся работают в парах и группах по листу исследователя.


- Центр города был укреплён и назывался кремлём.

- Городами управляли князья.

- По его приказу сооружены Золотые ворота.




- Врагам.





















Изучают текст, составляют рассказ в листе историка по плану.




























- Дань – плата, взимаемая победителем с побеждённого народа. В качестве дани могло выступать золото, серебро, меха и шкуры животных, а также продовольствие.

- Русские князья не могли действовать сообща и противостояли отрядам Батыя поодиночке. Также монгольских воинов было больше.

- На рисунке мы видим, что вооружены были русские воины довольно легко. Большой щит и копье, меч, короткий кинжал, шлем и кольчужная рубашка. На ногах - сапоги. Также использовали воины луки. Часть русских дружинников были при конях, часть сражалась в пешем строю.

Монгольские воины всегда сражались на конях, у них было преимущество. Они использовали лук и стрелы, копья, сабли. Тело могла прикрывать кольчуга или куртка с нашитыми на ней металлическими пластинками, для защиты от стрел.



Выполняют физминутку.












































Учащиеся узнают об истории нашествия Батыя.


Учащиеся научатся находить и показывать на карте походы русских и монгольских войск.




К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию.

П: анализировать, сравнивать и делать выводы.

У уч-ся будет сформирован познавательный интерес к изучению трудных времен на Русской земле, активность и самостоятельность в их познании.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Словесный

(беседа)

Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи.

- Но на этом всё не закончилось. Угроза для Руси возникла на северо-западе.

- Какой город ближе всего находится к северо-западным границам? (карта)

- Вспомните, что мы говорили о Новгороде, когда обсуждали нашествие Батыя?

- Чтобы узнать от кого исходила опасность, прочитаем первый абзац на стр. 41.

- Как вы думаете, какие цели преследовали шведы и немцы?

- Почему именно это время они выбрали для наступления? Почему были уверены в успехе?


- Первыми удар нанесли шведы. (карта) Навстречу шведам выступил молодой и решительный новгородский князь Александр с дружиной. Сражение состоялось на Неве 15 июля 1240 года и получило название Невская битва.


Выполним задание №2 в листе историка по летописи №2.


1 группа: Что сказал Александр своей дружине перед боем?


2 группа: Почему Александр одержал победу над шведами?


3 группа: Какое прозвище получил Александр за эту победу?


Несмотря на блестящую победу на Неве, на землю русскую пришла новая беда (карта).

В 1242 году в русских землях появились немецкие рыцари–крестоносцы. Они уже овладели Псковом и стали продвигаться к Новгороду. Решающее сражение произошло на льду Чудского озера, которое в историю вошло как Ледовое побоище.


- Сейчас мы посмотрим видеофрагмент, и вы ответите на следующие вопросы:

1.Почему русские сумели победить рыцарей?

2.Каким образом построились рыцари?

3.Как Александр расположил Русскую армию?


4.Чем закончилась битва?


- Верно, русская армия загнала противников на озеро, где они оказались в западне, поэтому конница смогла легко их одолеть.

- Давайте посмотрим, как выглядели рыцари-крестоносцы. Почему их так прозвали?

проверяют задания вместе с учителем




- Новгород.


-Новгород был богатым городом. Батый не пошел на него.


- Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев.

- Захват территории и обогащение.


- Русь была ослаблена нашествием монголо-татар.



































1.Александр Невский знал приёмы врага.

2.Клином.

3.По краям - конница, а в центре воины с оружием, чтобы стаскивать рыцарей с лошадей.

4.Рыцари смяли центр и оказались в западне. Они стали отступать, но из-за тяжести вооружения лед проломился.



- Они нашивали на одежду кресты.

Учащиеся узнают об исторической личности Александра Невского, о битвах – Невская и Ледовое побоище.


Учащиеся научатся находить и показывать на карте походы шведских и немецких рыцарей.

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию.


7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Практический

(практический метод)

Организует самостоятельную работу


- Выполните последнее задание в листе историка, а именно тест. Закройте ваши учебники.


- Давайте проверим, какие ответы у вас получились.

Выполняют задания для закрепления, осуществляют самопроверку или взаимопроверку.


1. 1

2. 3

3. 3

4. 1

5. 2

6. 3

7. 3


Р: принимать оценку своей работы.

Р: находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.


8. Включение нового знания в систему знаний и повторение

Словесный

(беседа)





Словесный

(рассказ)

Организует включение нового знания в систему знаний и повторение.


- Какая была тема урока?


Давайте выполним третий пункт плана.

- Как вы считаете, что бы помогло Руси побороть монголо-татар?


- Как Александру Невскому удалось одержать победу в Невской битве?

- Как вы думаете, что мы могло произойти, если бы он не сделал этого?



- Почему русские смогли победить рыцарей?

- Чем закончилась битва 5 апреля 1242 года?





- «Трудные времена на Русской земле».


- Объединение. Если бы князья помогали друг другу, то им бы удалось одолеть нашествие.

- Он застал шведов врасплох, неожиданно нанеся удар.

- Шведы бы объединили силы с немецкими рыцарями-крестоносцами и русские воины не смогли бы одержать победу.

- Александр знал приёмы врага.


- Крестоносцы оказались в западне, многие из них утонули.


К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.


К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде.


У уч-ся может быть сформировано понимание важности сохранности историко-культурного наследия своей страны.

9. Рефлексия учебной деятельности.

Словесный

(беседа)

Предлагает рефлексию учебной деятельности.

- Подходит к концу наш урок, давайте обратимся к нашему плану. Проверим, все ли пункты мы выполнили.


- Мы всё с вами выполнили.


- На слайде вы видите несколько незаконченных предложений. Дополните их, выразив свое мнение о сегодняшнем уроке.

• Сегодня мне было интересно …

• Сегодня мне было трудно …

• Сегодня у меня получилось …

• Сегодня мне захотелось …


Урок окончен, можете быть свободны.

Определить успешность работы на уроке




Осуществляют рефлексию.




Р: ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело.

К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.












Приложение

Летопись №1

У монгольских племён только начинало зарождаться государство. Племена постоянно воевали между собой из-за пастбища и скота. Они были превосходные наездники и стрелки из лука. В их войске царила железная дисциплина. Если 1 из 10 воинов бежал с поля боя, то уничтожалась вся его семья. В поисках новых пастбищ монголы переходили с места на место.
Монголы жили в юртах – легких домах из жердей и войлока. При переезде их разбирали и грузили на повозки. Племена монголов были многочисленны и сильны. Монголы были терпеливы, могли не есть несколько дней. И легко переносили холод. С 2-х лет дети осваивали верховую езду и стрельбу из лука. Женщины тоже хорошо обращались с оружием.

Поход на Русь возглавил хан Батый. Первым русским городом оказалась Рязань. Шёл 1237 год. Когда полчища Батыя нападали на Рязань, князь Юрий попросил помощи у князей, которые правили в Чернигове и Владимире, но напрасно ждал он подмогу. Помощь не пришла. Город был разгромлен, а все его жители погибли.

Вслед за Рязанью монголы разрушили и сожгли Коломну, Ростов, Торжок, Москву, Тверь. В феврале 1238 г. полчища Батыя осадили Владимир. Владимирский князь ждал помощи от Киевского и Новгородского князей, но ни один из них не пришёл на помощь. Город пал. Последние защитники Владимира погибли в пламени пожара в Успенском соборе.
Захват городов продолжался. Батыю открылась дорога на богатый город Новгород. Однако он повернул назад. На его пути стоял город-крепость Козельск. Семь недель продолжалась осада и штурмы. Под стенами Козельска погибли 4000 вражеских воинов. Были истреблены все горожане. Монголы прозвали Козельск «злым городом». Даже развалины города хан Батый приказал стереть с лица земли. В 1240 году был захвачен и разрушен город Киев.

Летопись №2

Собирать силы было некогда. Александр сказал своей дружине: «Нас не много, а враг силен. Но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем», - и неожиданно напал на шведов.
С рассвета до темноты длился бой. Сам Александр бился с Биргером(правителем Швеции) и ранил его в лицо. Дружинник Савва подрубил столб шатра Биргера, шатер упал, шведы дрогнули и побежали к кораблям, на которых приплыли. Русские воины преследовали шведов до самых кораблей.
Весть о победе на Неве разнеслась по всей Руси. Александру за эту битву дали прозвище Невский. А было князю Александру Ярославовичу всего 20 лет.


Тест

1. Отметь имя хана, возглавившего первый поход на Русь.
1) Батый
2) Мамай
3) Ахмат

2. Укажи русский город, который оказался на пути монголов первым.
1) Новгород
2) Москва
3) Рязань

3. Укажи название города, который монголы прозвали злым.
1) Владимир
2) Киев
3) Козельск

4. Отметь название государства монголов.
1) Золотая Орда
2) Золотое Ханство
3) Золотое Войско

5. Укажи, с кем Александр Невский не воевал.
1) со шведами
2) с монголами
3) с немцами

6. Укажи, за что рыцарей прозвали крестоносцами.
1) они носили на себе нательные кресты
2) в сражениях они строились в форме креста
3) на одежде и вооружении был изображён крест

7. Четвероклассники отметили на карте, где происходило Ледовое побоище. Где они поставили флажок?
1) на реке Неве
2) на Ладожском озере
3) на Чудском озере