3. Выявление места и причины затруднения | Словесный (беседа) | Организует деятельность по формированию темы и определение цели урока. Под большим шатром Голубых небес – Вижу даль полей зеленеется. Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственной развернулася! И во всех концах света белого Про тебя идет слава громкая. Уж и есть за что, Русь могучая, Полюбить тебя, назвать матерью, Стать за честь твою против недруга, За тебя в нужде сложить голову! Это стихотворение “Русь” написал поэт Иван Саввич Никитин. - Как вы считаете, какие мысли и чувства о русской земле хотел передать поэт читателям? - А когда враг нападал, то для людей русских, земли русской какие наступали времена? - Вы, догадываетесь, о чем пойдет речь на уроке? - Чтобы проверить правильно мы назвали тему или нет, необходимо открыть учебник на стр. 38 и прочитать её. - Вы правильно назвали тему, теперь прочитайте текст до красной линии. - Теперь, составьте цель на урок, для этого поставьте глаголы в неопределённую форму. | Формулируют тему урока, определяют её цель. Высказывают мнение. - Тяжелые, трудные и т.д. Называют тему урока. - Трудные времена на Русской земле. - Узнать, как Русь отстаивала свою независимость, по иллюстрациям и схемам сравнить вооружение воинов, по карте описать Невскую битву и Ледовое побоище, осознать какую роль сыграли эти события в истории России. | | К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. П: с помощью педагогического работника формулировать цель. | У уч-ся будет сформирован познавательный интерес к изучению трудных времен на Русской земле, активность и самостоятельность в их познании. |
5. Реализация построенного проекта | Словесный (беседа) Практический (упражнения) | Организует деятельность по реализации построенного проекта. - Ребята, что вы знаете о городах и военном деле на Руси? - Кто управлял городами? - Что сделал князь Ярослав Мудрый для обороны Киева? -Прочитаем первый абзац текста на стр.38. -Откроем карту – стр.39. Действительно, Русь напоминает мозаику. Как вы считаете, кому выгодна была такая ситуация? - В 13 веке на Русь обрушились тяжелые испытания. С востока из Азии напали степные кочевники монголо-татары под предводительством хана Батыя. Первым русским городом была Рязань. К ее стенам враги подошли в 1237 году. Кто такие монголо-татары, кто возглавлял войско завоевателей, как сражались русские города, вы узнаете, если прочитаете страницы древних летописей. Для этого вы по рядам объединитесь в группы историков-исследователей и выполните первое задание в листе историка. (Детям раздать летопись № 1, план вопросов для каждой группы. Время для подготовки – 3 минуты). 1 группа. Расскажите о монголо-татарах. План: 1. Кто такие монголо-татары? 2. Какие у них были жилища? 3. В чем заключалась сила монгольских племен? 2 группа. Расскажите о походе монголо-татар на Русь. План: 1. Кто возглавлял войско завоевателей? 2. Какое княжество подверглось первому удару? 3. Почему пала Рязань? 3 группа. Расскажите об обороне русских городов. 1. Какие еще города заняли монголо-татары? 2. Что вы узнали об обороне Козельска? 3. Сколько вражеских воинов погибло под стенами этого города? - Давайте откроем стр. 40 и прочитаем, чем же закончились походы на Русь хана Батыя. - Что такое дань? Что могло выступать в качестве дани? - Подумайте! Почему, несмотря на героическое сопротивление русского народа, монголо-татары победили? Вспомним карту русских земель. - Чтобы полностью ответить на этот вопрос давайте рассмотрим вооружение русских и монгольских воинов. Что мы можем сказать? - Выполним физминутку: Еле-еле-еле-еле Завертелись карусели. (Медленно кружатся на месте в правую сторону.) А потом, потом, потом Все бегом, бегом, бегом! (Легкий бег на месте.) Тише, тише, не спешите, (Постепенно замедляют бег) Карусель остановите. (Остановились) Покружились, завертелись, (Покружились) Отдохнуть уселись. (Сели.) - Еще обратите внимание на карту. Посмотрите на надпись на карте «Битва на реке Калке». О ней не рассказывается в учебнике. Поэтому слушайте меня внимательно. - На реке Калке, маленькой речке, впадающей в Азовское море неподалёку от устья Дона, 31 мая 1223 г. произошла битва. А ей предшествовали такие события. В 1223 г. монголы вторглись в Половецкую степь. Половецкий хан обратился к русским князьям за помощью. На его призыв откликнулись 15 князей: киевский, смоленский, черниговский, владимиро-волынский и др. Они привели свои войска на подмогу половцам. Но киевский князь, хотя и привёл свою дружину, в битве участия не принял. Завязалась тяжёлая битва. Половцы не выдержали и бросились бежать. Разбив русские рати на поле боя, монголы осадили и взяли штурмом лагерь киевского князя. Практически все русские воины, в том числе и князья, погибли. После битвы на Калке монголы вернулись за Волгу. Много лет о них ничего не было слышно. Спустя 14 лет после этой битвы произошли события, о которых мы говорили с вами сегодня. | Учащиеся работают в парах и группах по листу исследователя. - Центр города был укреплён и назывался кремлём. - Городами управляли князья. - По его приказу сооружены Золотые ворота. - Врагам. Изучают текст, составляют рассказ в листе историка по плану. - Дань – плата, взимаемая победителем с побеждённого народа. В качестве дани могло выступать золото, серебро, меха и шкуры животных, а также продовольствие. - Русские князья не могли действовать сообща и противостояли отрядам Батыя поодиночке. Также монгольских воинов было больше. - На рисунке мы видим, что вооружены были русские воины довольно легко. Большой щит и копье, меч, короткий кинжал, шлем и кольчужная рубашка. На ногах - сапоги. Также использовали воины луки. Часть русских дружинников были при конях, часть сражалась в пешем строю. Монгольские воины всегда сражались на конях, у них было преимущество. Они использовали лук и стрелы, копья, сабли. Тело могла прикрывать кольчуга или куртка с нашитыми на ней металлическими пластинками, для защиты от стрел. Выполняют физминутку. | Учащиеся узнают об истории нашествия Батыя. Учащиеся научатся находить и показывать на карте походы русских и монгольских войск. | К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию. П: анализировать, сравнивать и делать выводы. | У уч-ся будет сформирован познавательный интерес к изучению трудных времен на Русской земле, активность и самостоятельность в их познании. |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Словесный (беседа) | Организует деятельность по закреплению изученного с проговариванием во внешней речи. - Но на этом всё не закончилось. Угроза для Руси возникла на северо-западе. - Какой город ближе всего находится к северо-западным границам? (карта) - Вспомните, что мы говорили о Новгороде, когда обсуждали нашествие Батыя? - Чтобы узнать от кого исходила опасность, прочитаем первый абзац на стр. 41. - Как вы думаете, какие цели преследовали шведы и немцы? - Почему именно это время они выбрали для наступления? Почему были уверены в успехе? - Первыми удар нанесли шведы. (карта) Навстречу шведам выступил молодой и решительный новгородский князь Александр с дружиной. Сражение состоялось на Неве 15 июля 1240 года и получило название Невская битва. Выполним задание №2 в листе историка по летописи №2. 1 группа: Что сказал Александр своей дружине перед боем? 2 группа: Почему Александр одержал победу над шведами? 3 группа: Какое прозвище получил Александр за эту победу? Несмотря на блестящую победу на Неве, на землю русскую пришла новая беда (карта). В 1242 году в русских землях появились немецкие рыцари–крестоносцы. Они уже овладели Псковом и стали продвигаться к Новгороду. Решающее сражение произошло на льду Чудского озера, которое в историю вошло как Ледовое побоище. - Сейчас мы посмотрим видеофрагмент, и вы ответите на следующие вопросы: 1.Почему русские сумели победить рыцарей? 2.Каким образом построились рыцари? 3.Как Александр расположил Русскую армию? 4.Чем закончилась битва? - Верно, русская армия загнала противников на озеро, где они оказались в западне, поэтому конница смогла легко их одолеть. - Давайте посмотрим, как выглядели рыцари-крестоносцы. Почему их так прозвали? | проверяют задания вместе с учителем - Новгород. -Новгород был богатым городом. Батый не пошел на него. - Опасность исходила от шведских захватчиков и немецких рыцарей-крестоносцев. - Захват территории и обогащение. - Русь была ослаблена нашествием монголо-татар. 1.Александр Невский знал приёмы врага. 2.Клином. 3.По краям - конница, а в центре воины с оружием, чтобы стаскивать рыцарей с лошадей. 4.Рыцари смяли центр и оказались в западне. Они стали отступать, но из-за тяжести вооружения лед проломился. - Они нашивали на одежду кресты. | Учащиеся узнают об исторической личности Александра Невского, о битвах – Невская и Ледовое побоище. Учащиеся научатся находить и показывать на карте походы шведских и немецких рыцарей. | К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. П: согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию. | |
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение | Словесный (беседа) Словесный (рассказ) | Организует включение нового знания в систему знаний и повторение. - Какая была тема урока? Давайте выполним третий пункт плана. - Как вы считаете, что бы помогло Руси побороть монголо-татар? - Как Александру Невскому удалось одержать победу в Невской битве? - Как вы думаете, что мы могло произойти, если бы он не сделал этого? - Почему русские смогли победить рыцарей? - Чем закончилась битва 5 апреля 1242 года? | - «Трудные времена на Русской земле». - Объединение. Если бы князья помогали друг другу, то им бы удалось одолеть нашествие. - Он застал шведов врасплох, неожиданно нанеся удар. - Шведы бы объединили силы с немецкими рыцарями-крестоносцами и русские воины не смогли бы одержать победу. - Александр знал приёмы врага. - Крестоносцы оказались в западне, многие из них утонули. | | К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде. | У уч-ся может быть сформировано понимание важности сохранности историко-культурного наследия своей страны. |
9. Рефлексия учебной деятельности. | Словесный (беседа) | Предлагает рефлексию учебной деятельности. - Подходит к концу наш урок, давайте обратимся к нашему плану. Проверим, все ли пункты мы выполнили. - Мы всё с вами выполнили. - На слайде вы видите несколько незаконченных предложений. Дополните их, выразив свое мнение о сегодняшнем уроке. • Сегодня мне было интересно … • Сегодня мне было трудно … • Сегодня у меня получилось … • Сегодня мне захотелось … Урок окончен, можете быть свободны. | Определить успешность работы на уроке Осуществляют рефлексию. | | Р: ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело. К: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. | |