Этап реализации построенного проекта | Формировать представления о древних государствах Формировать представления о Древнем Египте Формировать представления о Древнем Египте Формировать представления о Древнем Египте Формировать представления о Древней Греции Формировать представления о Древнем Риме Формировать представления о Древнем Риме Развивать умения обобщать, делать выводы | Наглядный (демонстрация карты) Словесный (беседа) Словесный (работа с учебником) Практический (выполнение задания) Практический (выполнение задания) Практический (выполнение задания) Словесный (рассказ учителя) Словесный (обобщение) | - Какой первый пункт плана? (Узнать историю древних государств) - Давайте посмотрим на карте, где находятся эти древние государства. - Древний Египет образовался на северо-востоке Африки вдоль нижнего течения реки Нил. - Территория Древней Греции – это южная часть Балканского полуострова, острова Эгейского моря и западное побережье Малой Азии. - Древний Рим возник на Апеннинском полуострове. Апеннинский полуостров — один из крупнейших полуостровов Европы, расположенный на юге континента и омываемый водами Средиземного моря. - Чтобы узнать об истории Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима, мы отправимся в путешествие. - Отгадайте загадку и тогда вы поймёте, как называется наша первая станция. Отправляемся в Каир Посмотреть на древний мир. Удивительные виды: Здесь повсюду пирамиды. (Египет) - Верно, мы с вами отправляемся в Древний Египет. - Скажите, вы знаете что-нибудь об этом государстве? - Кто знает, на берегах какой реки возникло государство Египет? (Нил) - Да, верно. Египет – одно из самых древних государств на земле. Это государство возникло примерно 5 тысяч лет назад на берегах реки Нил, которая берёт своё начало в горах Центральной Африки и впадает в Средиземное море. - Где протекает река Нил? (Через пустыню Сахара.) - Нил течёт через пустыню, а возможна ли жизнь в пустыне без воды? - Скажите, а что это за строение перед нами находится? (пирамида) Давайте пройдём внутрь. Как вы думаете, чьи это статуи? (богов) - Давайте узнаем немного о них. (читают ученики) Первый бог – Ра. Ра – египетский бог, олицетворяющий солнце. Он является самым могущественным из всех богов. Его почитали в Гелиополе ( название города переводится как “Солнечная Крепость”). Обычно бога Ра изображали как человека с головой ястреба и солнечным диском над головой. Символами Ра являются диск и круг с точкой внутри. - Второй бог – Себек. Себек — бог водной пучины, олицетворение разлива Нила. Почитался в образе крокодила. Один из старейших богов Древнего Египта, чаще всего изображался в виде человека с головой крокодила. - Третий бог – Тот. Тот, египетский бог луны, арифметики, речи и изобретатель письма. Изображался как человек с головой ибиса или павиана. Все науки находятся в его распоряжении: он все знает и все понимает. Он знает магические формулы, которым боги не могут противостоять. Согласно легенде, любой, кто смог расшифровать магические формулы из священной книги Тота, мог надеяться превзойти даже богов. - Пройдём дальше. Вы знаете, что это за знаки? Давайте прочитаем о них в нашем учебнике на странице 9. - Пойдёмте дальше. Мы снова вышли к берегу Нила. - Хотели бы вы продолжить наше путешествие и узнать историю остальных государств? - Этот корабль отвезёт нас в следующее государство. Попробуйте отгадать, в какое. Мы приехали в Афины, Видим древние руины. Неужели это он – Знаменитый Парфенон? (Греция) - Мы прибыли в Древнюю Грецию. Греция – это горная страна на Балканском полуострове. -Сейчас вам нужно объединиться в две группы. Представьте, что вы работаете в газете. Сейчас вам нужно просмотреть видеоролик и записать информацию о богах. 1 группа запишет информацию о богах мужчинах, а 2 – о богах женщинах. Видеоролик - Что же вы напишите в своих газетах? ЛИСТЫ САМООЦЕНКИ - Настало время продолжить наше путешествие. Какое государство нам осталось посетить? (Рим) - Верно Древний Рим. А хотели бы вы его посетить? - Восстановите в парах сообщение о Древнем Риме и затем прочитайте его. Самой могущественной цивилизацией античного мира был Древний Рим, который раскинулся вдоль реки Тибр на холмистой местности. Древний Рим был столицей мировой империи. Основателями Рима принято считать двух братьев Ромула и Рема. Рим занимал очень выгодное положение. Он находился на пересечении важных путей, как морских, так и сухопутных. Древний Рим был богат живописцами, скульптурами, поэтами, драматургами, философами, политиками и архитекторами. Много времени уделяли наукам и различным исследованиям. В Древнем Риме существовало 3 системы образования. Здесь обучали грамматике, литературе, музыке, астрономии, фехтованию. Главными богами Древнего Рима являются Юпитер — верховный бог, громовержец, Юнона — верховная богиня, покровительница семейных отношений, Нептун — покровитель стихии воды, Венера — богиня любви, Диана — дева-охотница, Марс — повелитель кровопролитных боев, Вулкан — покровитель кузнечного ремесла, Минерва — богиня справедливой войны, мудрости, ремесла. ЛИСТЫ САМООЦЕНКИ - Давайте осмотримся, какие постройки вы здесь видите? (Колизей, Римский форум, Пантеон, Помпеи) (краткий рассказ учителя) - Какой пункт плана мы выполнили? (узнать историю древних государств) - Какой следующий? (Выделить особенности) - В парах выделите особенности древних государств. (1 пара – Египет, 2 пара – Греция, 3 пара - Рим) - Какой пункт мы выполнили? Какой следующий? (сделать вывод) - Скажите, похожи ли эти три древних государства друг на друга или же у них есть отличия? Если есть, та какие? - Какой пункт выполнили? - Какой следующий? (применить знаний) | Формулируют ответы на вопросы Формулируют ответы на вопросы Читают информацию в учебнике Выделают из рассказа главную информацию Восстанавливают текст сообщения Восстанавливают текст сообщения Восстанавливают текст сообщения Оценивают свою деятельность Выделяют особенности изученных государств Делают вывод | Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Фронтальная Групповая Парная Парная Парная Индивидуальная Парная Фронтальная | Карта Интерактивная доска Интерактивная доска Интерактивная доска Интерактивная доска Учебник Видеоролик Сообщение Сообщение Сообщение Листы самооценки | Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Контроль учителя Взаимоконтроль Взаимоконтроль Взаимоконтроль Взаимоконтроль Самоконтроль Взаимоконтроль Контроль учителя | Показывать на исторической карте места изученных исторических событий Проявлять уважение к ценностям и традициям других народов Проявлять уважение к ценностям и традициям других народов Проявлять уважение к ценностям и традициям других народов Использовать источники информации для извлечения информации. Проявлять уважение к ценностям и традициям других народов Проявлять уважение к ценностям и традициям других народов Проявлять уважение к ценностям и традициям других народов | Р: сохранять учебную задачу в течение всего урока. Р: сохранять учебную задачу в течение всего урока К: формулировать ответы на вопросы. Р: сохранять учебную задачу в течение всего урока Р: сохранять учебную задачу в течение всего урока К: слушать партнёра по общению не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник. Р:сохранять учебную задачу в течение всего урока; планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение). П: выделять существенную информацию. Р: сохранять учебную задачу в течение всего урока; планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение). К: использовать речь для регуляции своего действия. П: выделять существенную информацию из текстов. П: строить рассуждения. | Уважительное отношение к истории и культуре народов. Понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества. Устойчивая положительная мотивация к деятельности Уважительное отношение к истории и культуре народов. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Уважительное отношение к истории и культуре народов. Уважительное отношение к истории и культуре народов. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |
Этап первичного закрепления с проговариванием | Развивать навык работы в паре Развивать навык работы в паре | Практический (выполнение задания) Практический (выполнение задания) | - Теперь вы можете выполнить задание, которое не смогли сделать в начале урока. - Сделайте его в парах - В парах вставьте пропущенные слова в тексе на карточках. С юга на север течёт река – Нил. Долина Нила — родина одной из древнейших цивилизаций, именно там возникло величайшее древнее государство Древний ________. Древний _______ – одно из мощнейших государств того времени. Мало кто смел перечить или угрожать ему. Главным развлечением древних _________ были гладиаторские бои. На севере _______ есть высокая гора, она называется Олимп. На вершине этой горы древние _______ поселили своих главных богов. - Выполним проверку с помощью документ-камеры | Выполняют в парах задание на соответствие В парах восстанавливают информацию о древних государствах Выполняют проверку | Парная Парная | Карточки Карточки Документ-камера | Взаимоконтроль Взаимоконтроль | Проявлять уважение к ценностям и традициям других народов Проявлять уважение к ценностям и традициям других народов | Р: сохранять учебную задачу в течение всего урока. К: использовать речь для регуляции своего действия. К: использовать речь для регуляции своего действия. | Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. |