СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект учебного занятия по технологии 3 класс. Тема "мартиничка"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект учебного занятия по технологии 3 класс. Тема "мартиничка"»

Конспект учебного занятия по технологии в 3 классе

Семеновой Светланы Сергеевны

Учителя начальных классов

Тема. Мартинички. Изготовление поделки «Кукла из ниток».

Цель:  изготовление куклы «Мартинички» из ниток

Задачи:

Обучающие: расширение представлений о народных обычаях, о роли вещей в обрядах и их символическом значении; ознакомление с народным видом ремесла – изготовлением куклы из соломы; формирование представлений о символике красного и белого цветов в народной культуре; обучение приему отмеривания нитей для пучка (кисточки); обучение приемам изготовления куклы из волокнистых материалов в соответствии с народными традициями.

Развивающие: научить видеть красоту природы; развивать у детей потребность в творчестве; развивать психические процессы: воображение, эмоции, внимание, память; формировать умение анализировать. 

Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе , эстетический вкус; бережное отношение к природе,; формирование эстетических чувств; формирование аккуратности в процессе работы, укрепление межпредметных связей ( литература, естествознание, музыка).воспитывать аккуратность, трудолюбие, усидчивость.

Планируемые результаты:

Личностные:, Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, эмоционально положительный настрой на урок; Умение соблюдать правила безопасного использования материалов и инструментов

Метапредметные:

Регулятивные: Самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте; Принимать и сохранять учебную задачу; Планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью; Следовать при выполнении работы инструкциям учителя; Руководствоваться правилами при выполнении работы; Осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы; Формировать умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Познавательные: Анализировать предлагаемую информацию (образец изделия),сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности; Анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение; Формировать умения обобщать

Коммуникативные: Формировать умения оформлять свои мысли в устной форме; В доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания; Проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы

Предметные: участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы





Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Формы ОУД

МТО УМК

Предметные

Метапредметные

Личностные

Организационный момент

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

Здравствуйте! Меня зовут Светлана Сергеевна. Сегодня урок технологии проведу у вас я.


Приветствие



Мотивация


Фронтальная


Актуализация знаний


Ребята, скажите какой праздник приближается? ( 8 марта)

8 Марта — вечный праздник.
Он женский, светлый, он весенний.
Пускай же будет он прекрасным,
Пройдет с хорошим настроеньем.

Пусть мир цветет весны цветами,
Пусть солнце светит очень ярко,
Раскрасив жизнь цветными снами.
И от любви пусть будет жарко!


Ребята, как вы думаете, как произошел этот праздник?

Этот праздник, как и многие другие, имеет свою историю. Международный женский день изначально был праздником политическим. В конце XIX века Клара Цеткин впервые выдвинула идею объединения женщин всего мира в борьбе за полное равноправие с мужчинами. 8 марта 1857 года все женщины Нью – Йорка собрались на манифестацию. Работницы швейных и обувных фабрик. Работали в то время женщины по 16 часов в сутки, получая за свой труд гроши. Они требовали 10-часовой рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату. Так и возник этот праздник как день борьбы за права женщин.

Сейчас этот праздник мы отмечаем как праздник Весны, Любви, Красоты.

Что положено делать в этот день?

В семьях по традиции женщин освобождают от домашних обязанностей, готовят сюрпризы, преподносят подарки.

На работе мужчины поздравляют всех женщин предприятия.

Кого мы поздравляем в этот день?(Учителе, мам, бабушек, сестёр, всех женщин)

Как вы думаете, какой подарок лучше, который мы купили, или сделали своими руками? ( своими руками)



Слушают стихотворение




Рассуждают


Слушают историю праздника








Рассуждают


К:формировать умения оформлять свои мысли в устной форме

Р: Принимать и сохранять учебную задачу

П:Анализировать предлагаемую информацию (образец изделия),сравнивать, характ- вать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности

Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, эмоционально положительный настрой на урок



Фронтальная










Фронтальная

Слайд1







Слайд 2


Слайд 3

Открытие новых знаний


Самый лучший подарок, как известно, тот, что сделан своими руками, с любовью и от всей души!

Ребята, отгадайте загадку.

Я, наверно, вам знакома,

Я живу у Тани дома,

С Танечкой хожу гулять,

С Танечкой ложусь в кровать,

И сама, без всякой сказки,

Закрываю сразу глазки,

Я совсем не растеряша

Я игрушка...Кукла



Ребята, как вы думаете, какой подарок мы сегодня будем делать для наших мам, бабушек, или сестер? (куклу)



Так какая цель нашего урока? (изготовление куклы из ниток)

Какая тема нашего урока? (Изготовление поделки «Кукла из ниток».)



Прежде, чем мы приступим к изготовлению кукол, нужно побольше о них узнать, а чтобы это сделать, нужно восстановить план в парах, который лежит у вас на партах.

Правильный план

1Историю возникновения кукол.
2 Какие виды кукол бывает.
3 Какое имеет значение кукла.

Кто-то из ребят зачитывает план.



И так, какой первый пункт нашего плана?(Историю возникновения кукол.)

Куклы раньше были совсем не те, что сегодня. В «Словаре русского языка» объясняется, что кукла- это детская игрушка в виде фигурки человека. Но детской игрушкой кукла стала не так давно, а фигурки, изображающие человека, появились немногим позже, чем сам человек. Первая кукла была Богиней.

Первобытные люди придумали себе кумиров, идолов, истуканов (богов)- их делали чаще всего в виде человеческих фигур. Первой славянской куклой стала Коллодия (игрушка для богов): женщины наряжали полено, поклонялись ему, а потом сжигали и веселились.Первые куклы облегчили жизнь первых людей. Они спасли множество человеческих жизней, заменив людей в обрядах жертвоприношения (обрядовые куклы). На этом добрые дела куклы не заканчивались: она принялась оберегать человека от всяческих бед (болезней, несчастий, плохой погоды, голода), стала оберегом.

Какой следующий пункт нашего плана?( Какие виды кукол бывает.)

Какие куклы были у наших прабабушек? (тряпичные, сломенные)

Славянские куклы из соломы

Из соломы чаще всего делали духов-обереговиков и животных. Леший, домовой или водяной тщательно украшались и использовались как обрядовые куклы на славянских праздниках. Они помогали решать семейные проблемы, возвращали здоровье с помощью переклада болезней на фигурку и ее дальнейшего сожжения.

Чтобы успевать по хозяйству, женщины делали из соломы кукол-шестиручек. В процессе их создания непременно приговаривали: «Делаю тебя, чтобы во всех делах успевать и делать их хорошо. Эту ручку верчу, чтобы в доме моем всегда были порядок, мир и уют. Эту ручку верчу, чтобы муж всегда был ухожен и всем доволен».

Славянские куклы из ниток

Куколки-мотанки из ниток умели делать даже маленькие дети, что, помимо благоприятных магических свойств, способствовало развитию мелкой моторики. Они мотались как оберег в дорогу и служили защитным декором углов дома. На таких берегинь, как на двойника, наматывались беды, невзгоды и болезни хозяина.

Зерновушка

Она имеет несколько названий — Крупеничка, Горошинка, Зернушка или Зерновушка — и считается главной куклой в семье. В процессе создания ее по традиции наполняли зерном гречихи. Из мешочка в ее руках или из нее самой брали первые зерна для предстоящего посева. После окончания уборочной страды мешочек наполняли зерном из нового урожая. Иногда мешочек наполняли и другими крупами: овсом — на силу, перловкой — на сытость, рисом — на праздник. Берегиня приносила достаток в семью и делала жизнь сытой. Ее наряжали и ставили на самое видное место — в красный угол избы рядом с иконами.

Кукла на счастье и удачу

Самая юная и обаятельная кукла отличалась от остальных длинной косой, символизирующей долгую и беззаботную жизнь. Причем чем длиннее коса — тем большую защитную силу имеет берегиня. По поверью, в женских волосах заключалась жизненная сила.

Ловушка для снов

Охранительницу сновидений изготавливали непременно весной. Такую куколку обвязывали оранжевой ниткой, символизирующей солнечные лучи, а на груди красной ниткой вышивали обережный крест. Кукла «день-ночь» делалась из привязанных друг к другу фигурок из белой и черной ткани. Подвешенная возле кровати, она не только берегла ночной покой, но и заряжала энергией и радостью на предстоящий день.

Желанница

Наибольшим спросом и в наши дни пользуется кукла, исполняющая заветные желания. Уже в процессе изготовления мастерицы закладывают в нее позитивный настрой и думы о своих мечтах. На Руси сокровенная куколка пряталась от посторонних глаз и хранилась в коробочке. Чтобы исполнилось желание, хозяйка повязывала Желаннице красивую тесьму или пришивала яркую бусинку. Затем подносила куколку к зеркалу и приговаривала: «Полюбуйся на себя красавица. Исполни за подарок мое желание».

А чтобы узнать какую именно куклу мы будем изготавливать, нужно вычеркнуть английские буквы на листочках, которые у вас лежат на парте в парах.

SМVАРNТQИSНGИVЧNКQАG

Что за слово у вас получилось? Верно, молодцы, это слово мартиничка. (Мартиничка - маленькая нитяная обрядовая кукла, которая используется в обряде "закликания весны", в первый месяц весны - марте, поэтому их так и назвали – Мартинички, в которых в основном участвовала молодежь и дети.)

Выполнили ли мы этот пункт плана? (да) Какой следующий? (Какое имеет значение кукла.)

Всегда после рождения ребенка в семье делалась очередная нитяная куколка, это действие имело большой символический смысл. Висевшая в красном углу свадебная пара кукол Неразлучников раздвигалась немного в стороны и на общую крепкую родительскую руку вешался маленький ребенок-куколка, сделанный из ниток. Этот своеобразный символический обряд повторялся после каждого прибавления в семействе. Сколько было детей, столько и куколок висело на общей руке кукол Неразлучников. Цвет куколок тут уже не имел никакого значения. Кроме этого маленьких куколок-обережков дарили друг другу с пожеланием счастья и благополучия.


Посмотрите и скажите, из каких частей состоит эта кукла? (Голова, руки, грудь, ноги).

Какие цвета мы можем использовать?

Давайте определим критерии для оценки нашей работы: Аккуратность, пропорциональность

Физминутка.



Отгадывают загадку






Формулируют тему и цель урока



Восстанавливают план урока






Слушают учителя







Рассуждают




Слушают рассказ учителя









Слушают рассказ учителя










Слушают рассказ учителя









Слушают рассказ учителя


Расшифровывают шифр

Слушают рассказ учителя










Рассуждают


Выполняют движения


К:Формировать умения оформлять свои мысли в устной форме

Р: Принимать и сохранять учебную задачу

П:Анализировать предлагаемую информацию (образец изделия),сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности




























К:Формировать умения оформлять свои мысли в устной форме

Р: Принимать и сохранять учебную задачу

П:Анализировать предлагаемую информацию (образец изделия),сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности




















К:Формировать умения оформлять свои мысли в устной форме

Р: Принимать и сохранять учебную задачу

П:Анализировать предлагаемую информацию (образец изделия),сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности


Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, эмоционально положительный настрой на урок




































Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, эмоционально положительный настрой на урок




































Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, эмоционально положительный настрой на урок



Фронтальная








Парная









Фронтальная





Фронтальная

















Фронтальная






Фронтальная

















Фронтальная



Фронтальная





Фронтальная




Слайд 4





Слайд 5




Листочки с планом





Слайд 6


Слайд 7









Слайд 8





Слайд 9




Слайд 10





Слайд 11



Слайд 12





Слайд 13




Листочки с шифром

Слайд 14





Слайд 15





Критерии оценивания

Видеоролик

Применение новых знаний


Давайте повторим правила обращения с ножницами.

С ножницами не шути;

Зря в руках их не крути;

И держа за острый край

Другу не передавай.

Лишь окончена работа

Ножницам нужна забота:

Не забудь ты их закрыть

И на место положить.

Приступаем к выполнению кукол.

Изготавливаем туловище.

Намотайте нитки на картонку по ее длине, размер картонки 15Х10 см. Число витков зависит от толщины нити (35-40). Э то будут голова, туловище и ноги





Вверху пропустите нитку и свяжите её узелком.  

Обратить внимание ребят, что если узел будет слабым, то и голова будет квадратной. Нижний сгиб разрезаем.

Обмотайте несколько раз вокруг “шеи”, таким образом, выделяя голову. Оставшуюся нить опустите вниз.

Руки: намотайте нитки на картонку по ее ширине. Количество витков так же зависит от толщины нити (15-20).  Перехватите полученный моток с обеих сторон ниткой и завяжите узелками.

Проденьте руки сквозь туловище прямо под шеей.

Ниткой обмотайте вокруг талии (хорошо смотрятся пояса, выполненные ниткой другого цвета) Закрепите нитку несколькими узлами и обрежьте ее.

Оформляем голову куклы: обвязываем немного ниже ниткой, под узел подкладываем ручки и перевязываем снова ниткой

Подровняйте юбочку ножницами.

Кукла-девочка готова!

- Какие изменения нужно внести, чтобы получилась фигурка мальчика? (Для того чтобы сделать куклу-мальчика, делаем такую же заготовку из белых ниток, только нижнюю часть разделяем пополам и перевязываем ножки внизу.)


Слушают стихотворение о правилах поведения с ножницами





Рассуждают



Слушают и запоминают этапы изготовления мартинички







Слушают и запоминают этапы изготовления мартинички

Слушают и запоминают этапы изготовления мартинички











Слушают и запоминают этапы изготовления мартинички

участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы

К: Формировать умения оформлять свои мысли в устной форме

Р:

Планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;

Следовать при выполнении работы инструкциям учителя;

Руководствоваться правилами при выполнении работы

П: Анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение.



Умение соблюдать правила безопасного использования материалов и инструментов






Фронтальная








Индивидуальная
















Индивидуальная






Индивидуальная



Слайд 16






Слайд17



Слайд 18




Слайд 19




Слайд 20









Слайд 21



Итог

Анализ работ некоторых учеников

Подводят итоги: Говорят, какая цель урока, какая тема.

Научиться оценивать свою деятельность

Учиться оценивать

Самоконтроль

Фронтальная


Рефлексия


Если у вас все получилось, то покажите палец вверх,

Если были трудности, то палец вниз

Оценивают себя свою деятельность

Научить анализировать и оценивать содержание занятия

К. адекватно использовать речь для взаимодействия на уроке

Р.Оценивать собственную деятельность

Развитие самооценки и самоконтроля

Индивидуальная

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!