СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект учебного занятия "Пространственные отношения: слева- справа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект и презентация к учебному занятию "Пространственные отношения: слева- справа" будет полезен для дефектологов, психологов, преподавателей коррекционной школы. Данное учебное индивидуальное  занятие составлено с применением здоровье сберегательных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Конспект учебного занятия»

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное казённое общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы "Школа-интернат № 9"

Еремина Ольга Александровна, учитель-дефектолог; Боднар Татьяна Николаевна, педагог-психолог








Конкурс "Школа – территория здоровья – 2018"

Номинация "Лучший конспект урока/учебного занятия с применением здоровьесберегающих технологий"





Конспект учебного занятия


Тема занятия: «Пространственные отношения: слева – справа»


для обучающегося 1 класса с использованием нейропсихологического метода замещающего онтогенеза и аппарата БОС






разработали: Еремина О. А., учитель-дефектолог

Боднар Т. Н., педагог психолог





















2018 год



Пояснительная записка

Формирование  здорового образа жизни у подрастающего поколения становится на сегодняшний день одной из самых приоритетных задач в практической деятельности российских педагогов.


Многолетняя педагогическая практика показывает, что существующая традиционная методика проведения занятий с детьми специальной коррекционной школы (VIII вида) не всегда приводит к успеху. Детям даётся много знаний, понятий, они сильно утомляются, не могут спокойно высидеть положенное время и, как результат, недостаточное осознание изученного, переутомление, психическое возбуждение, повышение внутричерепного давления, которое сопровождается головными болями, нередко головокружениями и нарушением общего самочувствия ребёнка. Нарастает истощаемость и резко снижается работоспособность ребёнка. У таких детей отмечается своеобразные нарушения внимания: слабость концентрации, повышенная отвлекаемость. Нередко нарушается память. Дети становятся двигательно - расторможенными, неусидчивыми или вялыми.


Определяющим фактором в системе сохранения и развития здоровья подрастающегопоколения может стать здоровьеориентированный образовательный процесс в школе.


В используемом нами нейропсихологическом подходе первой коррекционной мишенью является формирование у ребёнка фундамента вертикально-горизонтальных (подкорково-корковых, внутри- и межполушарных взаимодействий. Для этого используется комплексная методика психомоторной коррекции, включающая, помимо нейропсихологических, метод БОС, телесно-ориентированные, арт-терапевтические и другие техники.


Применение биологической обратной связи (далее - БОС) является одной из современных здоровьесберегающих образовательных технологий. Данная технология направлена на активизацию внутренних резервов организма, развитие самоконтроля и саморегуляции путем формирования программы физиологически адекватного управления функциями организма.


В начале реализации коррекционно-развивающей программы необходимо уделить большое внимание выработке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков легких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания. Одной из важнейших целей организации правильного дыхания у детей является формирование у них базовых составляющих произвольной саморегуляции.


Цель работы методами БОС заключается в том, чтобы повысить уровень осознания и произвольного контроля физиологических процессов  у детей и подростков.


Для выполнения дыхательных упражнений применяется компьютерный программно-аппаратный комплекс биологической обратной связи (БОС), позволяющий ребенку получать с экрана монитора сигналы о том, как он дышит в понятной для него форме, опираясь на это, он произвольно регулирует тип и объем дыхания, длительность выдоха. Поскольку дыхательный процесс поддается сознательной произвольной регуляции, ребенок имеет возможность, сознательно управляя дыханием использовать его для успокоения, для снятия напряжения, как мышечного, так и психического. В основу методики БОС положен эффект дыхательной аритмии сердца (ДАС). Известно, что существует разница пульса на вдохе и выдохе, которая называется дыхательной аритмией сердца (ДАС). Эта разница является показателем здоровья и у практически здорового человека составляет 30-40 единиц. Чем меньше ДАС, тем хуже чувствует себя человек и выше его биологический возраст. После курса занятий по методу БОС его ДАС должно сравняться с его биологическим возрастом.

Растяжки - система специальных упражнений на растягивание, основанных на естественном движении. При их выполнении в мышцах должно быть ощущение мягкого растяжения, но не напряжения. Выполнение растяжек способствует преодолению у детей разного рода мышечных дистоний, зажимов и патологических ригидных телесных установок; оптимизации мышечного тонуса и повышению уровня психической активности.

Глазодвигательные упражнения помогают расширить объём зрительного восприятия и косвенно влияют на многие другие психологические функции (речь, внимание, память).

Арт-терапевтические задания направлены на формирование внутреннего плана действия. Это как способность выполнять действия по алгоритму: имеется материал, состоящий из ряда элементов (связанных или не связанных друг с другом) и имеется хорошо известный алгоритм перестановок или иных преобразований этих исходных элементов; необходимо получить некоторый новый результат, продукт, выполняя все эти преобразования в уме, и в конце назвать его.

Разработка будет полезна всем педагогам ориентированным на здоровьесбережение и эффективное решение проблем адекватного сопровождения процессов развития.



ПЛАН-КОНСПЕКТ

учебного занятия


Тема занятия: «Пространственные отношения: слева – справа»


Адресат: обучающийся 1 класса по адаптированной основной общеобразовательной программе (вариант 1) специальных (коррекционных) образовательных учреждений; с поведенческими проблемами (сложность с самоконтролем и прогнозированием ситуаций, гиперактивность); с недостаточным развитием пространственных представлений (не может запомнить, где лево, где право), у ребёнка имеются нарушения речи (дизартрия)


Тип: пропедевтический (подготовка учеников к восприятию математических знаний)


Форма: тематическое индивидуальное занятие «Морское путешествие» с моделированием игровой ситуации


Деятельностная цель: принятие и понимание способа действия определения «справа, слева»


Образовательная цель: адекватная ориентировка в пространстве


Задачи:


- создать условия для формирования пространственных отношений: слева, 
справа и развития пространственных представлений


- обеспечить условия развития поисковой активности детей


- побуждать ребёнка к речевой активности


- оздоравливать, улучшать самочувствие путём функциональной активации стволовых и подкорковых образований головного мозга, стабилизировать межполушарные взаимодействия, способствовать нормализации центральной регуляции взаимодействия дыхательной и сердечно-сосудистой систем


- корректировать нарушения в поведении (гиперактивность с пониженной способностью к усидчивости, концентрации внимания)

Оборудование: компьютерный программно-аппаратный комплекс биологической обратной связи (БОС), компьютер, просторное помещение с ковровым покрытием, карта, игрушки, предметы для изобразительной деятельности

Рекомендации: занятие может проводится учителем -дефектологом и педагогом-психологом совместно

Формирование БУД:


Личностные действия: понимание личной ответственности за свои поступки на занятии


Регулятивные действия: умение следовать инструкции учителя; умение выполнять действие по образцу; контролировать свои действия в течение занятия, оценивать свои действия

Познавательные действия: наблюдать, умение ориентироваться в окружающем пространстве, в пространстве своего тела, на плоскости


Коммуникативные действия: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию, сотрудничать с педагогом




Содержание урока


Структура урока


Взаимодействие в образовательном процессе


Действия педагога

Действия обучающегося


Организационный момент

Мотивация


Педагог приветствует ребенка, спрашивает о настроении, произошедших изменениях в его жизни.

Игровая ситуация в форме диалога (мотивация)

Сегодня я получила телеграмму от жителей Волшебного острова, они нас приглашают на уроке в интересное морское путешествие. Мы – моряки. Я – капитан корабля. Выполнив задания жителей острова, мы сможем найти клад. Что мы ответим жителям Волшебного острова?

(педагог вызывает ребёнка на диалог.)


Как себя должен вести путешествееник, чтобы успешно добраться до цели?





Ребёнок проговаривает слово «Здравствуйте!».

Предполагаемый ответ на приглашение:

- Да, отправимся в путешествие.


Предполагаемый ответ на вопрос о поведении:

- Я должен выполнять приказы капитана.



Целеполагание

и планирование


А что бы правильно выполнить задания и добраться до клада что ты должен уметь? Ты должен научиться правильно двигаться, уметь ориентироваться в пространстве ( знать лево – право, вверх- вниз и т д.). Подними правую руку!

Предполагается вступление ребёнка в диалог при помощи наводящих вопросов педагога.


Ученик по заданию педагога поднимает указанную руку.


Предполагается затруднение ученика (исходя из результатов диагностики).


Совместно с педагогом формулируется цель занятия. Формулировка цели адаптируется для уровня понимания ученика


Настрой для выполнения заданий

«Дыхательные упражнения (ДАС - БОС тренинг)»


Первой на пути у нас будет волшебная комната, в которой ты будешь учиться правильно дышать.

Очень важно научиться дышать по-особенному - животом. Это дыхание поможет тебе успокоиться, если нервничаешь, лучше думать и сосредотачиваться на заданиях, стать более уверенным, здоровым, веселым. Научиться дышать нам поможет специальный прибор.

Педагог подключает датчики, измеряющие ЧСС ребенка и частоту дыхания. Ребенок видит на экране визуальную и слуховую информацию о том, правильно ли он дышит.

Педагог направляет ребенка, поясняет.

1. Неглубокий вдох через нос.

2. Во время вдоха живот надувается, округляется (выпячивается вперёд). Предлагаем ребенку положить одну руку или небольшую игрушку на живот выше пупка, а другую руку на грудь. Это необходимо для контроля правильности освоения техники дыхания животом.

3. Плавно, без паузы переходи к выдоху.

4. Выдох медленный, плавный, через слегка приоткрытые губы, как будто дуешь на парус кораблика (длиннее вдоха как минимум в 2 раза).

5. Равномерно распределяй струю выдыхаемого воздуха на всю длину выдоха.

6. Во время выдоха живот возвращается в исходное положение (или чуть-чуть подтягивается).

Педагог. На экране ты видишь, как заполняется цветом столбик. Тебе нужно закрасить столбик до конца своим дыханием.

Педагог анализирует эффективность сеанса по критериям:

Синхронизация дыхательного и сердечного циклов в каждом дыхательном движении

Сокращение числа дыханий (ЧД) у детей дошкольного возраста до 8 –12 дых/мин; у детей школьного возраста и взрослых до 5 - 8 дых/мин.

Нет увеличения средних значений ЧСС в течение сеанса.

Умение расслабляться (контролировать психоэмоциональное и мышечное напряжение).

Увеличение значения ДАС.

Воспроизведение ДРД без сигналов обратной связи

Ученик следует инструкции учителя; выполняет действия по образцу

Реализация плана

«Посвящение»

Торжественное посвящение в морского путешественника сопровождается повязыванием синей ленточки на левую руку ребенка. На левую руку ребенка повязываем ленточку. Педагог объясняет ребенку, на какую руку повязана ленточка. Просит повторить. Затем спрашивает: «А где твоя левая рука?», «На какой руке у тебя ленточка морского путешественника?». «Как называется рука, где ленточка не повязана?»


Отвечает на вопросы педагога, выполняет задания

Реализация плана

«Превращение в робота»

Первое задание жителей Волшебного острова превратиться в робота.

Ребенок изображает робота, точно и правильно выполняющего следующие команды: «Один шаг вперед, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, повернуть направо, еще раз направо, повернуть налево, вниз (присесть)».

Затем дается следующая инструкция: «Теперь ты робот, который лает все наоборот. Если я говорю: повернись налево, то ты делаешь оборот — поворот направо».

- повернись направо, сделай шаг вперед,

- прыгни вперед и сделай шаг вправо,

- прыгни влево и прыгни назад,

- повернись направо и сделай шаг вправо,

- вытяни правую руку вправо и повернись направо,

За правильно выполненные задания ребенок получает балл - жетон.


Действует по инструкции, повторяя «как робот» слова педагога

Реализация плана «Растяжки»

А теперь поиграем в такую игру. На море просто необходимы морякам лодки.

«Лодочка на животе»

Нужно замереть и превратиться в лодочку.

Лечь на живот, руки вытянуть вперед, сложить ладонь к ладони, поднять вверх, приподнять прямые ноги, прогнуться держать позу 10 сек.

«Лодочка на спине»

Теперь превращаемся в другую лодочку.

Лечь на спину, руки вытянуть вверх, сложить ладонь к ладони, поднять вверх, приподнять голову, приподнять прямые ноги, прогнуться держать позу 10 сек.


Выполняет устную инструкцию при поддержке педагога, при необходимости повторяет за педагогом

Реализация плана

«Капризный фотограф»

(определение ориентации предметов относительно друг друга и себя относительно других объектов)


Наше путешествие очень интересное! Я сейчас хочу сфотографировать на память тебя и игрушки. Для этого ты должен правильно разместить наших зверей для хорошего снимка.

Взрослый становится фотографом, который хочет сделать снимок зверей-игрушек. Его помощнику - ребенку нужно разместить: корову - справа от зайца, мишку - слева от мышки и т.д. Фотограф все время недоволен и просит помощника каждый раз по-новому пересаживать зверей. Затем фотографом становится ребенок: он говорит, как посадить зверей, и контролирует правильность выполнения задания.



Реализация плана «Глазодвигательный репертуар»

Мы скоро доберемся до клада, но что бы увидеть наш клад, нужно потренировать глазки.

«Близко-далеко»

На оконном стекле обозначить точку на уровне глаз ребенка, выбрать дальний объект за стеклом (например, расположенный в вдалеке дом , дерево, облако). А может это корабль! Ребенок стоит на расстоянии вытянутой руки от стекла. Поочередно фиксировать взгляд: 1) точка на стекле 2) дальний предмет. Счет до 30, то же в секундах (один отсчет в секунду).


Выполняет движения

Реализация плана

«Звезда»

В море много красивых обитателей. Ты видел морские звёзды? Давай покажем морскую звезду.

 Лежа на спине, руки вверх (над головой), ноги вытянуты. Ребенок выполняет под счет педагога: 1 — правая рука (на 45 градусов) отводится вправо, левая нога (на 45 градусов) отводится влево. 2 — исходное положение. 3 — левая рука (на 45 градусов) отводится влево, правая нога (на 45 градусов) отводится вправо.

Педагог помогает ребенку правильно выполнить упражнение.


Вступает в диалог, выполняет задание

Реализация плана

«Плетение кос» (мелкая моторика)

Объясняет и в случае необходимости показывает


Ребенок плетет косы из веревки – для корабля

Контроль

«Картина» (развитие внутреннего плана действий)


Ты проделал длинный и опасный путь. Но вот последнее препятствие на пути. Будь внимателен! Ты нарисуешь картину моря (морской пейзаж).


Делим лист пополам. Ребенок рисует картинку сначала отдельно каждой рукой (левой - правой), а потом одновременно двумя руками. Порядок рисования следующий:

(или просто рисовать одной рукой по инструкции педагога)


Рисует рамочку в виде большого квадрата

-в рамочке солнце с лучами (справа)

-облака (вверху)

-чайка или несколько чаек (слева)

-волны (внизу)


В результате должна получиться картинка. В случае трудностей взрослый делает задание вместе с ребенком, придерживая его руку и способствуя самостоятельной работе

Оценка

Рефлексия

Обсуждение занятия

Отлично! Ты нарисовал картину для жителей Волшебного острова!


Ты справился с заданиями? Что у тебя хорошо получилось, как у настоящего моряка? В чём были затруднения?


Со многими заданиями ты справился и набрал __ баллов. Эти баллы мы обменяем на клад (вручается ребенку )



На этом этапе особенно важно, чтобы ученик включился в диалог.

Обучающийся оценивает свою работу на занятии и определяет свой уровень на «Лесенке успеха»



Список литературы

  1. Гоголева, Г. С., Мусихина, С. А. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : методические рекомендации / Г. С. Гоголева, С. А. Мусихина; ГАОУ ДПО ИРОСТ. – Курган: ГАОУ ДПО ИРОСТ, 2015. – 88 с.

  2. Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] / Режим доступа: http www. минобрнауки.РФ.

  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.- М.: Вако, 2004.-с.

  4. «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» Письмо Заместителя министра МИНОБРНАУКИ РОССИИ ИР-535/07 от 07.06.2013 года

  5. Пляскина Е. П. Кинезиологические упражнения как здоровьесберегающая технология работы с детьми с ОВЗ [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 75-77.

  6. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Айрис, 2007.-112с.

  7. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. -М.: Генезис, 2008.-319с.

  8. Семенович А.В.Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. -М.:Генезис,2010.-474с.

  9. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников.-М.: Сфера,2002.-80с.

  10. Хомская Е.Д. Нейропсихология.- СПб.:Питер,2007.-496с.

  11. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками - развиваем речь. - М.:Центрполиграф,2002.-32 с.

Просмотр содержимого презентации
«конкурс презентация»

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы  «Школа-интернат №9» II региональный конкурс

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат №9»

II региональный конкурс

"Школа – территория здоровья – 2018"

Учебное занятие «Пространственные отношения: слева – справа»

Индивидуальное занятие с применением здоровьесберегающих технологий для обучающегося 1 класса

Учебное занятие составили: Педагог –психолог Боднар Т.Н. Учитель- дефектолог Еремина О.А.

Учебное занятие составили:

Педагог –психолог Боднар Т.Н.

Учитель- дефектолог Еремина О.А.

Методические рекомендации к учебному занятию

Методические рекомендации к учебному занятию

Критерии здоровьесберегающего урока

Критерии здоровьесберегающего урока

  • отсутствие усталости у учащихся и педагога
  • положительный эмоциональный настрой
  • удовлетворение от сделанной работы
  • желание продолжать работу
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

  •   Необходимо светлое, проветриваемое помещение с достаточным местом для игр
  • Музыкальное сопровождение
  • Продолжительность каждого занятия 30-40 минут
  • Число видов учебной деятельности 4-7, с чередованием через 7-10 минут и средней продолжительности не более 10 минут
  • Проведение занятий должно сочетаться с созданием особого психологического климата
  •   Необходимо строить занятия с учётом специфических особенностей развития умственно-отсталых детей
Виды используемых современных здоровьесберегающих технологий ,применяемых в процессе обучения умственно-отсталых детей

Виды используемых современных здоровьесберегающих технологий ,применяемых в процессе обучения умственно-отсталых детей

  • Дыхательные упражнения, применение биологической обратной связи (БОС)
  • Динамические паузы
  • Растяжки
  • Игротерапия
  • Пальчиковая гимнастика
  • Гимнастика для глаз
  • Арттерапия
Цели и задачи учебного занятия      Деятельностная цель :  принятие и понимание способа действия определения «справа, слева» Образовательная цель:  адекватная ориентировка в пространстве

Цели и задачи учебного занятия  

Деятельностная цель :  принятие и понимание способа действия определения «справа, слева»

Образовательная цель:  адекватная ориентировка в пространстве

Задачи

Задачи

  • создать условия для формирования пространственных отношений: слева, справа и развития пространственных представлений
  • обеспечить условия развития поисковой активности детей 
  • побуждать ребёнка к речевой активности  
  • оздоравливать, улучшать самочувствие путём функциональной активации стволовых и подкорковых образований головного мозга, стабилизировать межполушарные взаимодействия, способствовать нормализации центральной регуляции взаимодействия дыхательной и сердечно-сосудистой систем  
  • корректировать нарушения в поведении (гиперактивность с пониженной способностью к усидчивости, концентрации внимания)
«Морское путешествие»

«Морское путешествие»

Мы в волшебной комнате   Научимся дышать!

Мы в волшебной комнате Научимся дышать!

«Посвящение»  Я- морской путешественник!   Отправляемся искать клад, выполняем задания!

«Посвящение» Я- морской путешественник!

Отправляемся искать клад, выполняем задания!

Рисуем картину моря!

Рисуем картину моря!

Ты – молодец!

Ты – молодец!

Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым Будьте здоровы!

Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет здоровым

Будьте здоровы!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!