8


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гришинская школа Первомайского района Республики Крым»
Учитель: Диденко Кристина Васильевна
Предмет: Биология
Класс: 7
Дата: 24.12.2015 г.
Урок-игра
«Высшие растения»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гришинская школа Первомайского района Республики Крым»
Учитель: Диденко Кристина Васильевна
Предмет: Биология
Класс: 7
Дата: 24.12.2015 г.
Профиль урока
Тема Урока: Урок-игра «Высшие растения»
Цель урока: в игровой форме систематизировать и обобщить знания обучающихся о многообразии, строении, размножении растений по теме «Высшие растения».
Задачи:
Образовательные: систематизировать и закрепить у обучающихся представление об особенностях строения растений принадлежащих к подцарству Высшие растения; учить применять полученные знания на практике.
Развивающие: развивать внимательность, способности быстро анализировать информацию, делать выводы, сопоставлять теоретические и практические знания, тренировать память, внимание, развивать познавательный интерес к биологии.
Воспитательные: воспитывать взаимоуважение при работе в группах, коммуникативность и умение оценивать свою работу и других членов команды.
Тип урока: обобщение и систематизация, урок-игра.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.
Структура урока
Организационный момент (3 мин.)
Целевые установки (2 мин.)
Повторение и закрепление изученного материала (35 мин.)
Подведение итогов и комментирование оценок (2 мин.)
Домашнее задание (1 мин.)
Рефлексия (2 мин.)
III. Собственно конспект
1. Организационный момент:
Приветствие обучающихся учителем. Класс заранее делится на 2 команды. Придумывают названия команд, выбирают капитана, который ведет учет баллов внутри команды по каждому игроку.
Эпиграф урока: Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли, а не памятью. (Л. Н.Толстой)
2. Целевые установки:
– Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Высшие растения». Нам предстоит обобщить и закрепить знания об особенностях строения, размножения и развития растений, принадлежащих к разным отделам, которые формировались 350-300 миллионов лет назад. Урок будет проходить в виде игры, состоящей из разного рода заданий. Как и на любом уроке, вы узнаете и новое. Оценивать работу в группах будут капитаны команд, а рейтинг команд жюри. За каждое выполненное задание команда будет получать ёлочную игрушку, которую они вешают на свою ёлочку. Итак, приступаем к выполнению заданий.
3. Повторение и закрепление изученного материала
1 задание «Разминка» Тест «Высшие растения»
Ответить на вопросы теста:
Вариант 1 1. Основной признак покрытосеменных растений – наличие: а) стебля и листьев; б) стебля, листьев и корня; в) цветков и плодов; г) семени. 2. Семя: а) только защищает зародыш от неблагоприятных факторов среды; б) только обеспечивает зародыш питательными веществами; в) обеспечивает зародыш питательными веществами и защищает его от неблагоприятных факторов среды; г) орган бесполого размножения. 3. Процесс оплодотворения у голосеменных растений: а) зависит от присутствия воды; б) не зависит от присутствия воды; в) может происходить как в воде, так и без нее; г) происходит так же, как у папоротников. 4. Найди лишнее растение: а) хвощ; б) пихта; в) сосна; г) ель. 5. Хвою используют: а) как витаминную добавку; б) для получения смолы (живицы); в) для получения скипидара; г) для изготовления бумаги. | Вариант 2 1. Покрытосеменных растений насчитывается: а) 250 тыс. видов; б) 500 тыс. видов; в) 1 млн видов; г) 1 млн 500 тыс. видов. 2. Голосеменные растения: а) имеют семя и цветок; б) имеют только семя; в) не имеют ни семени, ни цветка; г) имеют семя и плод. 3. Вода нужна для оплодотворения: а) голосеменным; б) покрытосеменным; в) мхам; г) всем растениям. 4. Найди лишнее растение: а) ель; б) горох; в) ромашка; г) паслён. 5. Не имеет цветка: а) гинкго; б) картофель; в) рожь; г) осока. |
ОТВЕТЫ
Вариант 1: 1 – в; 2 – в; 3 – б; 4 – а; 5 – а.
Вариант 2: 1 – а; 2 – б; 3 – в; 4 – а; 5 – а.
– Сейчас мы назвали признаки высших растений, по этим признакам высшие растения отличаются от низших растений.
2 задание «Красный-зеленый»
– Из предложенных высказываний вам предлагается определить верные и отметить зеленым значком и неверные отметить красным значком.
1) Покрытосеменными растениями называют потому, что их семена развиваются в шишках. - 2) Хвоинки – это зелёные растения. - 3) В ботанических садах выращивают травянистые хвойные растения. - 4) Голосеменные в отличие от папоротниковых обходятся без воды. + 5) Хвойные растения относятся к классу двудольных. - 6) У покрытосеменных семена находятся в плоде. + 7) Рыльце – важная часть пестика цветковых растений. + 8) Голосеменные размножаются семенами, а покрытосеменные – плодами. - 9) Покрытосеменные – самая молодая группа в царстве растений. + 10) Большинство культурных растений – представители отдела покрытосеменых. + |
3 задание «Кто ты?»
– Изображенные растения необходимо распределить по семействам Покрытосеменных растений и назвать признаки, по которым отнесли это растение к данному семейству. Некоторые растения окажутся «лишними», поэтому предстоит ответить на вопрос «Почему они лишние?».

– Действительно, оставшиеся растения: 1) водоросль ламинария, относится к низшим растениям и хвощ (Хвощеобразные) 2) папоротник (Папоротникообразные), а другие – к Покрытосеменным (Высшие растения).
4 задание «Собери пазл»
– Вам необходимо собрать пазл, на котором изображены представитель одного из семейств покрытосеменных растений. Назвать отличительные особенности этого семейства. Я раздаю конверты с компонентами пазла.

– Молодцы!
Физкультминутка!!!
(гимнастика для глаз).
5 задание РЕБУСЫ «Растения»
- Внимательно посмотрите на доску. Вам предложены 6 категорий заданий:
Деревья и кустарники
Лекарственные растения
Овощи
Растения водоема
Растения леса
Растения луга
Команды выбирают категории и разгадывают ребусы
6 задание «КРОССВОРД»
– команды поочередно зачитывают вопросы из кроссворда и дают ответы на него:
1. Растения, имеющие формулу цветка *Ч4Л4Е2+4П1.
2. Эти растения имеют настоящие органы.
3. Мужская часть цветка.
4. Растения, имеющие плоды.
5. У каких растений в зародыше семени одна семядоля?
6. Представитель семейства Крестоцветные.
7. Плод этих растений называется боб.
8. Представителей этих растений украшают к Новому году.
9. Семена этих растений находятся на чешуйках шишек.
10. Венчик + Чашечка = ?
11. Излюбленное пасленовое колорадского жука.
12. Совокупность цветков, собранных в виде кисти, зонтика, метелки и пр.
13. Женская часть цветка.
14. Пшеница, кукуруза - …?
15. Наука, изучающая растения.
16. Что защищает семя покрытосеменных?
17. Представителем какого семейства является ландыш?
18. У этих растений в зародыше семени две семядоли.
19. Ёлочная «игрушка».
| | | | | | | | 12 | | | | | | 8 | | | | 19 | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | с | | | | | | х | | | | ш | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | 10 | о | к | о | л | о | ц | в | е | т | н | и | к | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | ц | | | | | | о | | | | ш | | | | | | | | | | | |
| | 14 | з | л | а | к | о | в | ы | е | | 4 | | й | | | | к | | | | 5 | | | | | | | |
| | | | | | | | е | | | | п | | н | | | | а | | 7 | б | о | б | о | в | ы | е | | |
| | | | 13 | п | е | с | т | и | к | | о | | ы | | 3 | | | 2 | | | д | | | | | | | |
| | | | | | | | и | | | 1 | к | р | е | с | т | о | ц | в | е | т | н | ы | е | | | | | |
| | 11 | | | | | | е | | | | р | | | | ы | | | ы | | | о | | | | | | | |
| | к | | | | | | | | | | ы | | | | ч | | | с | | | д | | | | | | | |
| | а | | | | 6 | к | а | п | у | с | т | а | | | и | | | ш | | | о | | | | | | | |
| | р | | | | | | | | | | о | | | | н | | | и | | 17 | л | и | л | е | й | н | ы | е |
| | т | | | | | | | | | | с | | | | к | | | е | | | ь | | | | | | | |
9 | г | о | л | о | с | е | м | е | н | н | ы | е | | | | а | | | | | | н | | | | | | | |
| | ф | | | | | | | | | | м | | | | | | | | | | ы | | | | | | | |
| | е | | | | | | | | | | е | | | | | | | | | | е | | | | | | | |
16 | п | л | о | д | | | 15 | б | о | т | а | н | и | к | а | | | | | | | | | | | | | | |
| | ь | | | | | | | | | | н | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | 18 | д | в | у | д | о | л | ь | н | ы | е | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | е | | | | | | | | | | | | | | | | | |
4. Подведение итогов и комментирование оценок
Как вы думаете, ребята, достигли ли мы цели урока?
Жюри подводят итоги игры и называют команду-победителя. Награждение команд. Капитаны команд называют лучших игроков.
Домашнее задание:
Рефлексия.
Ребята, перед вами лежат картинки комнатных цветов: фиалки и кактусы. Вы выходя из класса поставьте на подоконник моего «окна» (магнитная доска искусственно преобразована в окно, штора и т.д.) фиалку, если вам было интересно на уроке и тема вами понята, и кактус, если вы что-то из нового материала не усвоили, и ещё хотели бы вернуться к нему.
- Спасибо за урок!