СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урок русского языка в 10 классе (профильная группа)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема. Языковой анализ текстов

Форма. Лабораторная работа в группах

Цель урока. Анализ состояние русского языка на современном этапе

Задачи урока.

1.Организация исследовательской работы по выявлению процессов, происходящих  в современном русском языке;

2.Развитие умений аргументировано строить доказательство;

3.Воспитание уважения к чужой интеллектуальной собственности.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урок русского языка в 10 классе (профильная группа)»

Баженова Инга Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 р.п.Переяславка района имени Лазо Хабаровского края

Конспект урок русского языка в 10 классе (профильная группа).

Тема. Языковой анализ текстов

Форма. Лабораторная работа в группах

Цель урока. Анализ состояние русского языка на современном этапе

Задачи урока.

1.Организация исследовательской работы по выявлению процессов, происходящих в современном русском языке;

2.Развитие умений аргументировано строить доказательство;

3.Воспитание уважения к чужой интеллектуальной собственности.

Общий комментарий

Тип задачи: информационная.
Типы текстов: телепрограмма+официальный документ (основной текст), публицистика, словарная статья.
Уровень сложности: средний.
Структура задачи: задача состоит из двух частей, каждая часть организована вокруг «своего» текста. В первой части основным материалом для исследования является телепрограмма, во второй – документ и журнальная статья. Объединяет две части проблематика.


1.Изменения в русском языке легко проследить по газетным статьям. Первый объект исследования -программа телепередач. Обращаясь к названиям каналов и телепередач необходимо назвать языковые процессы.

2.1 Тексты деловой сферы часто имеют регламентирующий характер. Их нужно уметь читать и извлекать из них информацию, на основании которой совершать или не совершать какие-либо действия. Основной текст первой части задачи имеет именно такой регламентирующий характер. Поэтому задания, относящиеся к этому тексту, преимущественно направлены на поиск и сопоставление информации. Специфика заданий 2–4 заключается в том, что обращение к тексту диктуется необходимостью разрешить конкретную ситуацию.

2.2 Задание 5 составлено на основе журнальной статьи и требует понимания авторской точки зрения. В задании 6 нужно вернуться к тексту из предыдущего задания, понять, что именно кажется смешным автору статьи и увидеть аналогичные примеры в приведенных фрагментах списанных сочинений. При этом необходимо использовать дополнительную информацию, которая содержится в кратком комментарии к каждому фрагменту.

Ответы и рекомендации к оцениванию Часть 1: Обратившись к телепрограмме, назовите языковые процессы, происходящие в современном русском языке Деятельность: поиск информации её анализ и систематизация. Уровень сложности: 3. 1 балл – за каждое явление

Часть 2: Анализ текстов научного стиля и публицистического.

Задание 1

Деятельность: поиск информации.
Уровень сложности: 1.
1 балл – ответ б); 0 баллов – другие ответы.

Задание 2

Деятельность: поиск информации, сопоставление.
Уровень сложности: 2.
Это задание сложнее, чем предыдущее, хотя выглядит очень похоже. Сложность заключается в том, что варианты ответов даны в огрубленной (категоричной) форме: да/нет. То есть нужно ответить принципиально: можно использовать материалы статьи или нельзя? Вопрос об условиях использования не ставится.
1 балл – ответ а); 0 баллов – ответ б).

Задание 3

Деятельность: поиск информации, сопоставление.
Уровень сложности: 2.
1 балл – ответ да; 0 баллов – ответ нет; дополнительный балл (1) ставится за аргументацию.

Задание 4

Деятельность: поиск информации, сопоставление.
Уровень сложности: 2.
Задание аналогично предыдущему, разница лишь в источниках информации.
1 балл – ответ нет; 0 баллов – ответ да; дополнительный балл (1) ставится за аргументацию.

Задание 5

Деятельность: выявление авторской точки зрения.
Уровень сложности: 2.
Сложность заключается в том, что ответы а), б), в) взяты из самого текста. Нужно уловить иронию автора, а не просто найти в тексте совпадающую с ответом формулировку.
1 балл – ответ в); 0 баллов – другие ответы.

Задание 6

Деятельность: поиск информации, сопоставление.
Уровень сложности: 2.
2 балла – правильно найденные «эпизоды» в обоих фрагментах сочинений.
В сочинении 1 «смешное» место: оставлено указание на недавнее (в 2003 году!) празднование 50-летия Победы.
Сочинение 2 списано полностью, т.е. без каких-либо изменений, в том числе оставлены и фамилии одноклассников, и их увлечения. Вряд ли возможно такое совпадение.
1 балл – правильно найденные эпизоды в одном из представленных фрагментов; 0 баллов – эпизоды не найдены или найдены неверно.















Материалы для учащихся

Лабораторная работа.

Тема. Языковой анализ текстов.

Задания

Часть 1. Изменения в русском языке легко проследить по газетным статьям. Первый объект исследования - программа телепередач. Обращаясь к названиям каналов и телепередач, назовите языковые процессы, происходящие в современном русском языке, приведите примеры (2-3). Офортляйте ответы группы на отдельном листе.

Сделайте выводы, ответив на вопросы.

 Процессы в современном языке ведут к его совершенствованию или деградации?

 Назовите основные процессы, характеризующие новейший русский язык.

 Нуждается ли русский язык в защите? Если "да", то в чём она должна выражаться. Свой ответ аргументируйте.

Часть 2: Анализ текстов научного стиля и публицистического.

Прочитайте текст задачи и выполните задания.

ДОКУМЕНТ О «ПЛАГИАТЕ»

Диссертации, эссе и все другие письменные работы, которые выполняются слушателями по курсам учебной программы, рассматриваются как авторские работы слушателей .

Плагиат1 – использование чужого текста целиком или в части материалов или иной авторской работы без надлежащего уведомления об этом есть серьезный этический проступок и влечет применение академических и дисциплинарных мер .

Использование чужих текстов и данных в письменных работах слушателей допускается при условии, что указаны все источники заимствований. Отсутствие ссылок на соответствующие источники или несоблюдение правил цитирования при использовании чужих материалов способно привести к заблуждению относительно авторства слушателя, выполнившего работу. В случае необходимости дословного цитирования чужой работы заимствованный текст должен быть взят в кавычки и снабжен ссылкой на источник, содержащий данный текст. Допускается также выделение чужого текста в отдельный абзац без кавычек, но с обязательной ссылкой на источник.

Парафраза – пересказ своими словами чужих мыслей, идей или текста. Парафраза состоит в замене слов, фразеологических оборотов или предложений при использовании чужого текста, взятого из любого опубликованного источника. Любая парафраза чужого текста должна сопровождаться ссылкой на источник. Не допускается также составлять свой текст из нескольких парафраз из одного или из большего числа источников, соединяя их отдельными своими словами или даже предложениями или заменяя отдельные слова в оригинале. Использование парафраз свидетельствует о чрезмерной зависимости от чужих материалов и рассматривается как плагиат.

Литературные и иные источники, на которые ссылаются слушатели, должны быть указаны в библиографическом списке. Библиографический список помещается в конце письменной работы и оформляется в соответствии с установленными требованиями и правилами библиографического описания.

В качестве плагиата рассматриваются тексты/информация, представленные под своим именем без ссылки на автора (авторов)/источник, в том числе:

– случаи использования чужого текста (полностью или частично);

– парафраза (пересказ) чужой работы;

– случаи заимствования из любых опубликованных в печати материалов (книги, письменные отчеты, статьи в периодической печати и в сборниках научных трудов и т.д.), а равно из любых иных источников, в том числе из письменных или иных работ других слушателей;



– использование материалов, размещенных на электронных носителях информации (например, на сайтах в сети Интернет, в электронных базах данных и т.п.).

Слушателям, кроме того, воспрещается выдавать одну и ту же работу за разные. Эти случаи также относятся к плагиату. Кроме того, как плагиат рассматривается прямое использование текста (части текста) из своих собственных работ в других своих собственных работах без ссылки на первоисточники.

Обнаружение плагиата влечет меры дисциплинарной академической ответственности вплоть до отчисления из числа слушателей за проступок, не совместимый с академическими требованиями к слушателям.

Для решения спорных вопросов и рассмотрения апелляций слушателей по решению декана или ректора может быть создана апелляционная комиссия. Слушатели в начале учебного года подписывают письменное заявление об ответственности за плагиат, которым они удостоверяют, что ознакомлены, понимают и согласны с теми последствиями, которые может повлечь обнаружение плагиата в их письменных работах.

(Приложение к Положению об организации учебного процесса / Справочник слушателя факультета менеджмента в сфере образования. 2002/2003 учебный год. М.: МВШСЭН, 2002.)

Задание 1. Слово плагиат заимствовано европейскими языками, в том числе и русским языком, из латыни. Что обозначало это слово в латинском языке:

а) литературная кража; б) похищение; в) использование чужого текста; г) этический проступок.

Задание 2. Яна учится на факультете менеджмента. Она, как и все слушатели, подписала заявление об ответственности за плагиат. Ей нужно сдать письменную работу по одной из учебных дисциплин. В одном из журналов она нашла очень интересную статью как раз по теме ее письменной работы. Ответьте, может ли она использовать в своей работе фрагмент этой статьи, пересказав его своими словами: а) да; б) нет.

Задание 3. В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой дается такое определение слова компиляция: «соединение результатов чужих исследований, идей без самостоятельной обработки источников, а также сама работа, составленная таким методом».

В документе, который вы прочитали, слово компиляция не встречается. Будет ли по правилам данного учебного заведения наказан слушатель, который составил свою работу методом компиляции? Объясните свой ответ.

Задание 4. В Интернете можно найти много сайтов, предлагающих готовые сочинения, рефераты и т.п. На одном из сайтов есть такое обращение:

Здесь (в Интернете) собрано более 6300 сочинений по литературе, написанных школьниками из разных уголков нашей страны. Собрание сочинений ALLSoch.ru является самым обновляемым и самым популярным в Рунете, уже несколько поколений школьников сделали свой вклад в наши архивы, просим и вас добавить свои работы в нашу коллекцию.

Девятиклассница Саша использовала сочинение частично. Она считает, что в этом нет ничего плохого, такое использование не может быть названо плагиатом или кражей, потому что авторы сами предлагают свои работы для «списывания». Согласятся ли с ней авторы документа «О плагиате»? Свой ответ объясните.

Задание 5. Из статьи в журнале

Вроде бы любому человеку ясно, что нельзя брать чужие вещи. Даже студенту вуза. Загадочным образом это простое правило не распространяется на интеллектуальную продукцию. Интернет с его бесконечными запасами текстов любого уровня стал настоящим проклятием преподавателей. Я тут недавно отбирал молодых людей – студентов старших курсов, аспирантов и начинающих преподавателей – для участия в летней школе, которую проводил известный московский вуз. Участникам этой школы оплачивают дорогу и проживание, перед ними выступают известные экономисты и политики, так что конкурс очень большой. Надо было прислать две рекомендации и небольшое эссе про конкурентоспособность России – тему этого года. И что вы думаете? Хорошо, конечно, что Интернет теперь есть и в лучших столичных вузах, и в самой настоящей глубинке. А так вся проверка эссе – ведь это должен был быть конкурс – свелась к выяснению, кто что сделал сам. Есть, конечно, и свои маленькие радости. Испытываешь настоящее чувство гордости, когда кто-то скачал реферат, в котором целый параграф заимствован из твоей собственной статьи. Авторство, конечно, давно уже потеряно и ссылок нет, но свои-то родные строчки всегда приятно перечитать. Бывают просто смешные эпизоды, например, когда читаешь фразы: «В текущем, 1994 году» или «Будет использовано при подготовке к следующему визиту президента Клинтона».

Все это было бы по-настоящему смешно, если бы не было так грустно. Среди приславших эссе с большими заимствованиями – никого не обидит, если я назову их крадеными? – есть и молодые преподаватели, и лауреаты региональных конкурсов, и стипендиаты разных престижных фондов. Если бы их научные руководители и жюри тех конкурсов, которые они выиграли, читали бы их работы чуть внимательнее (вы думаете, чтобы найти заимствования, нужно использовать какие-то хитрые программы? Да обычная поисковая система отлично помогает), эти конкурсы и стипендии выиграли бы другие ребята, которые более честно обращаются с источниками. Главная проблема, однако, не в этом – дело в том, что самый отрицательный эффект возникает, когда настоящие авторы перестают выкладывать свои научные работы и курсы лекций для свободного доступа. Это в точности то же самое, что с защитой прав собственности во всех остальных отраслях экономики: если человек опасается, что плодами его труда и таланта может воспользоваться кто-то другой, он просто прилагает меньше усилий. Неудивительно, что те страны, в которых хорошо работают суды и исполняются контракты, растут гораздо быстрее стран, где права собственности защищены плохо.

К.Сонин, профессор Российской экономической школы. Огонек, 2004, № 24 (14–20 июня). С. 30.

Как относится автор статьи к «скачанным» из Интернета работам: а) радуется, что Интернет есть в самых отдаленных уголках страны; б) испытывает чувство гордости, встречая в присланных работах строки из собственных статей; в) считает, что это кража; г) отношение в статье явно не выражено?























Задание 6. Перед вами фрагменты сочинений, списанных из Интернета. Подчеркните места, которые вслед за К.Сониным можно назвать «смешными эпизодами».

1. Тема Великой Отечественной войны, на мой взгляд, остается одной из ведущих тем нашей литературы. Лучшие писатели по-новому пытаются переосмыслить и понять события тех грозных лет, более точно отразить психологию людей, которые своей самоотверженностью, героизмом и мужеством спасли мир от фашизма.

Ю.Друнина говорила: «Пишу об этом потому, что не могу не писать. Память сердца... И еще: разве повествование о войне не призыв к миру?».

Совсем недавно, 9 мая этого года, наш народ отмечал большой праздник – 50-летие Победы. На площадях столицы и в других городах, у Вечного огня, у мемориалов погибших мы встречались с героями войны, слушали их рассказы о трудных фронтовых дорогах.

(Сочинение «Историческая тема в русской литературе» списано полностью в мае 2003 г.)

2. Взрослые, как мне кажется, много придумали себе проблем, которых бы можно было избежать. Они зависимы от чужого мнения, зависти, постороннего вмешательства в их проблемы. Им нужно быть чуть свободнее и независимее. Может, я и не прав, подрасту, окунусь в мир социальных условностей и стану «серой мышкой». Но я буду стараться отстаивать свою точку зрения всегда, отступать могут слабые и бездарные. Хотя о бездарности тоже можно поспорить!

Смотрю на своих одноклассников и думаю: ну откуда у двоечника Генки Самохина такая тяга к фотографии? Он везде ходит с фотоаппаратом и кадры выбирает интересные, очень удачные. А Лешка Захаров! «Тонет» в русском языке и литературе, а электропроводку знает как свои пять пальцев! Ольга Реутова стрижет всех желающих и делает такие прически, что позавидуют голливудские звезды.

(Сочинение «Взрослый мир для тебя» списано полностью в январе 2006 г.)

































Дополнительные материалы для учащихся



 Язык – живая реальность.

Варваризация

Пожалуй, в одном едины все исследователи новейшего русского языка: наступило время резкой активизации просторечной лексики и жаргона. Даже вполне образованные люди с удовольствием стали употреблять в своей речи жаргонизмы. Жаргонизмы широким потоком льются с экранов телевизоров, звучат в радиоэфире, прочно входят в язык художественной литературы. Мы слышим их даже в парламентских дебатах!

Демократизация

Если поток наполнения языка элементами жаргона самый обильный, то наиболее слабым является в современном языке – просторечный. Разговорные и просторечные элементы не так часто включаются в нашу современную речь. Лингвисты называют такой процесс "демократизацией" языка. С лёгкой руки этого процесса язык наш наполнился такими словами, как "мобила", "силовик", "оэспешник", "ништяк", "нехило" и прочими.

Ещё одно явление в языке – так называемый «Новояз» - язык интернет общения и смс сообщений. Растущая популярность SMS и других мобильных сообщений несёт в себе угрозу стандартам письменного языка, и в первую очередь эта проблема затрагивает школьников. Современные школьники осваивают SMS-язык быстрее, чем "великий и могучий". Их общение сверхкраткое, а эмоциональную окраску заменяют смайлики. Новый язык только на первый взгляд кажется непонятным. СПС — это спасибо. ПЛЗ — пожалуйста, ЛОЛ — это улыбка. Языком аббревиатур, точек и скобок человечество, забыв о письмах, решает свои извечные проблемы.

Минимизация(экономия языковых средств) С космической скоростью появляются в языке новые аналитические существительные: компакт-диск, брейк-данс, экспресс-опрос, ток-шоу, пресс-релиз, бизнес-ланч, Веб-сайт и так до бесконечности! С начала XX века в системе языка фиксируется процесс активизации образования аббревиатур. В начале XXIв. их стало ещё больше. Мы устали "угадывать" значения таких сокращений, как МНЮИ (Московский новый юридический институт), ОВР (Отечество — вся Россия). А некоторые из них прочно вошли в нашу повседневную жизнь: НТВ, ОРТ, ФСБ, ЦИК, СПС, СПИД и т.д.

Заимствования Чаще всего в лексику нашего языка приходят слова из английского языка: промоутер, брифинг,мерчендайзер, стагфляция и проч. Сейчас мы с вами общаемся по Интернету. Эта сфера человеческой деятельности расширила наш словарь: модем и сканер, файл и байт, скроллинг и провайдер…Пользоваться огромным количеством иноязычных слов небезопасно: вы рискуете попасть в неловкое положение! Необходимо знать точное значение слов, которые вы употребляете, да и русский язык предоставит вам возможность без иностранных «гостей» выразить желаемое!

Афористичность Ещё один очень важный вопрос. Вам не кажется, что сегодня цитаты, афоризмы поставляют рекламщики. "Где был? Пиво пил". "Ты этого достойна". Не тормози - сникерсни! Тайд - защита от грязи! И так далее. Литература почти не обогащает язык, в ней мало афористичности, поэзия лишена звучности и лаконизма - нечего процитировать, чтобы опознать своего. Ильф и Петров отдуваются за всех".

Стёб – «сознательное и подчеркнутое смешение стилей» (определение М.А.Кронгауза). Иногда стёб называют ёрничеством. Цель его – пародирование, едкое вышучивание. Это один из самых распространённых приёмов в современной публицистике.



































Группа №

Руководитель

Участники группы













Ответы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!