СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для учащихся 10 класса при изучении творчества А.Гончарова

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

26. Тема: «Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбова,

Д.И. Писарева)»

10 класс литература 09.11.17г.

Цель: познакомиться с критическими статьями Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?», Д.И. Писарева «Обломов»; проанализировать данную ими оценку вышеназванного романа; сопоставить статьи Писарева Д.И. и Добролюбова Н.А.; развивать навыки критического мышления; воспитывать культуру умственного труда.

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний и деятельности учащихся, необходимых для творческого решения задач.

Тест по литературе  к урокам по творчеству И.А. Гончарова в 10 классе.

  1. Роман И.А. Гончарова «Обломов» вышел в свет

А) в 1859 году в журнале «Отечественные записки»;

Б) в 1852 году в «Литературной газете»;

В) в 1860 году в журнале «Современник»;

Г) в 1858 году отдельным изданием.

             2. Писатель создал его за короткое время. За какое?

             А) За год;

             Б) за месяц;

             В) за семь недель;

             Г) за два года.

             3. В романе

             А) 2 части -  20 глав;

             Б) 3 части -  28 глав;

             В) 1 часть – 25 глав;

             Г) 4 части  - 22 главы.

            4. Роман начинается с

            А) подробного описания образа жизни Обломова;

            Б) посещения Обломова приятелями;

            В) сообщения о заемном письме;

            Г) встречи со Штольцем.

            5. Кем был для Обломова Штольц?

            А) Братом;

            Б) посторонним человеком;

            В) приятелем;

            Г) другом.

           6. Какие слова относятся к описанию внешности Обломова?

            А) «Приятная наружность» и «отсутствие всякой определенной идеи»;

           Б) «человек неопределенных лет с неопределенной физиономией»;

           В) «он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул»;

           Г) «если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».

           7. Кто сказал об Обломове, что он «наспал свои недуги»?

           А) Штольц;

           Б) Захар;

           В) Алексеев;

           Г) Тарантьев.

           8. Любимый предмет одежды Обломова:

           А) восточный халат;

           Б) строгий фрак;

           В) белая блуза с жабо;

           Г) светлые панталоны.

           9. Что символизирует диван Обломова?

           А) Тунеядство;

           Б) пассивность;

           В) упадничество;

           Г) склонность к размышлениям.

           10. Чем для Обломова было учение?

            А) Радостным событием;

            Б) скучной обязанностью;

            В) средством познания мира;

            Г) наказанием, ниспосланным Богом за грехи.

           11. Голова Обломова представляла собой:

           А) сборище умных мыслей;

           Б) пустой барабан;

           В) сложный архив мертвых дел, лиц, эпох, цифр, религий;

            Г) склеротический мозг.

             12. Испытания любовью Обломов не выдержал, так как считал

              А) к сближению с женщинами ведут большие хлопоты;

              Б) любовь – это вообще ерунда;

              В) главное в любви – это материальная составляющая;

              Г) он не должен опускаться до любви к женщине.

              13. Обломов день за днем, лежа на диване, следил,        

              А) как за окном воркуют голуби;

              Б) как солнце опускается за четырехэтажный дом напротив его окна;

              В) как по улице движутся люди;
             Г) как ходит по комнате Захар и подбирает его вещи.

               14. Обломовка для Обломова  – это

               А) символ любви к природе;

               Б) символ деревенской жизни;

               В) символ безмятежного существования;

               Г) символ барства и праздности.

               15.    Интересы семьи Обломова (эпизод «Сон Обломова») сосредоточены на

               А) чтении книг;

               Б) игре на рояле;

               В) занятии спортом;

               Г) еде, домашних заботах и сне.

               16. Как относятся к Обломову-ребенку?

               А) Воспитывают способность противостоять трудностям;

               Б) балуют, не отпускают ни на шаг;

               Г) стараются привить навыки трудолюбия;

               Д) развивают навык самостоятельности.

                17. Обломов – ребенок – это

                 А) веселый, озорной мальчуган;

                 Б) шалун, которому все прощают;

                 В) экзотический цветок в теплице;

                 Г) вредный, капризный барчонок.

                 18. Идеал Обломова –

                  А) обняв жену за талию, считать минуты счастья, как биение пульса;

                  Б) совместное семейное чтение;

                  В) путешествия по миру;

                  Г) занятие любимым делом, готовность посвятить ему жизнь.

                  19. Что ценил Обломов в Агафье Пшеницыной?

                  А) Веселый нрав;

                  Б) умение вести себя в обществе;

                  В) круглые локти, мягкость, уверенность в себе;

                  Г) резкость, деловитость.

                  20. После Обломова остается сын

                  А) Илья;

                  Б) Иван;

                  В) Андрей;

                  Г) Захар.

                  22. «…ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души…» О   ком эти слова?

                  А) Об Обломове;

                  Б) о Штольце;

                  В) об Ольге;

                  Г) о Пшеницыной.

                  23. «Обломовщина» - это

                  А) активный образ жизни;

                  Б) система взглядов на общество;

                  В) принадлежность к светскому обществу;

                  Г) пассивный образ жизни.

                  24. «Пылкая голова», «вулканическая работа души», «гуманное сердце» - то, что

                 ценят  в герое окружающие. О каком герое идет речь?

                  А) Об Обломове;

                  Б) о Судьбинском;

                  В) об Ольге;

                  Г) о Штольце.

                  

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Роман «Обломов» - вершина творчества И. А. Гончарова. Он стал эпохальным в истории национального самосознания: вскрыл и обнажил явления русской действительности.

Выход в свет романа породил бурю в критике. Самыми яркими выступлениями стали статьи Николая Александровича Добролюбова «Что такое обломовщина?», Дмитрия Ивановича Писарева «Обломов». Несмотря на разногласия, они говорили о типичности образа Обломова, о таком общественном явлении, как обломовщина. Это явление выступает в романе на первый план. Считаем, что оно актуально и сегодня, поскольку в каждом из нас найдутся обломовские черты: лень, мечтательность, иногда боязнь перемен и другие. Прочитав роман, мы составили себе представление о главном герое. Но все ли мы заметили, не упустили ли чего-нибудь, или мы недооцениваем героев? Поэтому нам необходимо изучить критические статьи о романе И.А. Гончарова «Обломов». Наиболее интересны нам оценки, данные современниками И.А. Гончарова – Н.А. Добролюбовым и Д.И. Писаревым.

         

4. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий.

  • Роман «Обломов» в оценке Писарева Д. И.

Дмитрий Иванович Писарев, размышляя о том, каков истинный поэт, постепенно переходит к роману И.А. Гончарова «Обломов». По мнению Писарева, «истинный поэт смотрит глубоко на жизнь и в каждом ее явлении видит общечеловеческую сторону, которая затронет за живое всякое сердце и будет понятна всякому времени». Истинный поэт выводит действительность из глубины собственного духа и влагает в живые, созданные им образы одушевляющую его мысль. Подчёркивая, что все сказанное об истинном поэте, характерно для автора романа «Обломов», Писарев Д.И. отмечает отличительные признаки его таланта: полная объективность, спокойное, бесстрастное творчество, отсутствие узких временных целей, профанирующих искусство, отсутствие лирических порывов, нарушающих ясность и отчетливость эпического повествования.

Д.И. Писарев считает, что роман актуален в любую эпоху и потому принадлежит всем векам и народам, но имеет особенное значение для русского общества. «Автор задумал проследить мертвящее, губительное влияние, которое оказывают на человека умственная апатия, усыпление, овладевающее мало-помалу всеми силами души, охватывающее и сковывающее собою все лучшие, человеческие, разумные движения и чувства. Эта апатия составляет явление общечеловеческое, она выражается в самых разнообразных формах и порождается самыми разнородными причинами».

Критик дает подробную характеристику трем главным героям, объясняя, как и почему появились и развились в них те или иные качества.


5. Самостоятельное выполнение учащимися заданий под руководством учителя.

Работа в группах. Составление цитатных характеристик героев романа по материалам статья Д.И. Писарева «Обломов»

1 группа. Цитатная характеристика Ильи Ильича Обломова.

2 группа. Цитатная характеристика Андрея Штольца.

3 группа. Цитатная характеристика Ольги Ильинской.

Составление таблицы «Общие и отличительные черты статей Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева»

Общие черты

Отличительные черты

Оба литературных критика высоко оценивали талант Гончарова как художника, мастера слова, отметили полноту повествования, изящность и нравственность.

Статья Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?» носит не только литературоведческий характер, но и общественно-политический.

Писарев Д.И. выступает только как литературный критик, глубоко анализируя характеры главных героев. 

И Писарев, и Добролюбов раскрывают понятие «обломовщина» как апатичность, инертность, безволие и бездействие. Они проводят параллели с другими литературными произведениями.

Расходятся в оценке героев этих произведений: Добролюбов называет их «братьями - обломовцами», указывая на многие сходства, Писарев же разграничивает апатичность героев, выделяя два разных типа апатии – байронизм и обломовщину. 

Как и Добролюбов, Писарев отмечает красоту и привлекательность характера Ольги Ильинской, говорит о ее будущей общественно политической судьбе.


Разные подходы у критиков и к оценке главных героев. Добролюбов оценивает их с высоты общественно-политических взглядов, выясняя, кто из них мог бы заставить других людей стряхнуть с себя сонное состояние и повести людей за собой. Такие способности он видит в Ольге Ильинской.
Довольно резко оценивает самого Обломова, видя в нем всего лишь одно положительное качество.
Писарев дает глубокий анализ характеров трех главных героев, но Обломов, с его точки зрения, наделен большим количеством положительных качеств, хотя и жалок.


6. Итоги урока (рефлексия), сообщение домашнего задания.

- Понравился ли вам урок?

- Что было трудным?

- Что удалось лучше?

- Оцените свою работу и работу одноклассников на уроке?



сообщение домашнего задания. Подготовить лит визитку: жизнь и творчество И.С. Тургенева





ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ.

Критика Д.И. Писарева: статья "Обломов" (роман И. А. Гончарова "Обломов")

«Обломов» по праву можно считать летописью русской мелкопоместной жизни (вне зависимости от места проживания героев). Той самой жизни, которую М.Е. Салтыков-Щедрин называл «пошехонской», то есть не наполненной ни нравственным содержанием, ни умственной работой, ни хотя бы комфортом.

Рассматривая данное произведение в своей статье «Роман И.А. Гончарова «Обломов», Д.И. Писарев называет автора истинным художником. Такой писатель неизмеримо выше мелких житейских вопросов и в своем творчестве выступает не обличителем, а тонким психологом, предоставляющим читателю возможность самому оценить героя. Глядя на жизнь с общечеловеческой (интересной каждому и затрагивающей каждого, понятной «всякому времени») точки зрения, он рождает живые образы из глубины собственного духа, знакомые и понятные всем. «Обломов» — это, по Белинскому, «истинно художественное» произведение, необходимым условием которого является «народность», и Писарев согласен со своим именитым предшественником.

В романе Гончарова, как считает критик, в явлениях истинно национальных, возможных лишь на нашей народной почве, разрешается общечеловеческая психологическая задача, затрагиваются жизненные вопросы, обрисовываются недостатки — но лишь затем, чтобы изобразить жизнь во всей ее полноте. Мысль прозаика вечна и всенародна, но особенно значима для своего времени. Произведение отличают спокойствие и ясность, свидетельствующие о безусловном таланте автора. Не нуждается он ни в дешевых эффектах, ни в лирических взрывах: повествование широко и свободно, как сама Россия.


Глубокий замысел «Обломова» в том, чтобы проследить процесс «усыпления» — души, мыслей, чувств, погружения в умственную и нравственную апатию, ведущую к медленному умиранию человека, не знающего, «кто виноват» и «что делать». Апатия такого рода может быть «вынужденной» (байронизм) и «покорной» (обломовщина). В первом случае человек негодует и борется, бросает и начинает, отчаивается и проклинает. Во втором – лежит на диване в засаленном халате. Развитию «обломовской» апатии способствует сам уклад русской жизни, природа, менталитет. Человеку некуда и незачем приложить силы — и он, наделенный недюжинной силой, превращается в Илью Муромца, который уже не встанет с печи.

Роман Гончарова, как считает Писарев, построен обдуманно, осмысленно и подчинен общей идее: в нем не найти ни случайных лиц, ни лишних подробностей. Даже действия почти нет, ведь главное тут – не внешние события, а внутренняя жизнь человека, предоставленного себе самому, таинственная, свершаемая ежеминутно, те моменты, когда идет борьба с собой и развитие мысли. Идея столь широка, что автору, не прибегающему к внешним «вводным обстоятельствам», удается при ее воплощении затронуть все вопросы, волнующие современную общественность.

Казалось бы, Гончаров хотел явить нам вид исконно русской апатии, но сумел много больше, виртуозно изобразив и развитие любви. При этом обе идеи не помешали друг другу, а проникли и дополнили одна другую. С этой точки зрения, пишет критик, роман уникален: нигде еще не было столь сильного анализа, знания людской (женской в том числе) природы, слияния двух великих идей.


(Илья Обломов)

Рассматривая характеры героев, Д.И. Писарев останавливается в первую очередь на том, чье имя получило произведение. Обломов – истинный барчук. «Живительный глоток науки» оказал на него определенное влияние, однако он так и не сумел приноровиться к труду, законам общества, необходимости подчиняться окружению. Отказавшись от любой деятельности, он погружается в тяжкий сон. Мысль его, однако, не спит. Илья Ильич подобен ребенку — наивному, но несамостоятельному, не готовому к борьбе. Заслуживает ли он презрения? Нет, ибо слишком «истинно человечен». Вызывает ли сочувствие? Вряд ли: такие личности в тягость себе и другим. Писарев полагает, что подобные натуры неизбежно возникают на стыке эпох и культур. «Смелые мыслью» и «нерешительные действием», они находятся в драматичном положении и в итоге приносятся в жертву исторической необходимости.


(Штольц)

Полная противоположность Обломову — Штольц, «вполне мужчина», рассудочный, но не лишенный чувств, практичный, но верящий в добро. Он четко сознает свою личность и в отношениях — любовных и дружеских, выступает не донором, а реципиентом. В характере Андрея Иваныча слились русское и европейское, а потому это будущий тип, коих пока мало.


(Ольга)

Ольга Ильинская, согласно Писареву, — «женщина будущего». Она естественна и разумна, что редкость, исполнена чувства долга, мыслящая и изящная, а потому не может не очаровать. Гончаров показывает зрителю ее становление, процесс рождения личности, на ее примере раскрывает «образовательное влияние чувств». Именно любовь дала толчок развитию героини, и каждая встреча с Обломовым вносит в ее характер новую черту. Внушенное чувством желание спасти ставшего дорогим человека терпит фиаско, которое ведет к разочарованию, даруя бесценный опыт и готовя к истинной жизни.

Прочие характеры, хоть и служат фоном, очерчены не менее талантливо и емко. Это и «типический» Захар, и Пшеницына, к чувствам которой не примешано «сознание».


Какое же заключение делает Д.И. Писарев? Он считает, что «Обломов» обязателен к прочтению, ибо является образцом зрелой отечественной литературы, знакомит с современным ее положением, а в будущем олицетворит эпоху развития русской прозы. По мнению критика, роман представляет собою «вполне изящное, строго обдуманное и поэтически прекрасное произведение», не включающее ничего «предосудительного», изображающее чистое чувство и болезнь времени — «обломовщину». Несомненно образовательное влияние книги, в особенности — для «девиц», которым она уяснит обязанности женщины. Критик высоко оценивает творение Гончарова, причисляя его к «капитальным произведениям словесности».

Время доказало правоту Писарева: «Обломов» не теряет своей актуальности, ибо суть и идея его — исконно русские.



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!