№26. Тема: «Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбова,
Д.И. Писарева)»
10 класс литература 09.11.17г.
Цель: познакомиться с критическими статьями Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?», Д.И. Писарева «Обломов»; проанализировать данную ими оценку вышеназванного романа; сопоставить статьи Писарева Д.И. и Добролюбова Н.А.; развивать навыки критического мышления; воспитывать культуру умственного труда.
Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация опорных знаний и деятельности учащихся, необходимых для творческого решения задач.
Тест по литературе к урокам по творчеству И.А. Гончарова в 10 классе.
Роман И.А. Гончарова «Обломов» вышел в свет
А) в 1859 году в журнале «Отечественные записки»;
Б) в 1852 году в «Литературной газете»;
В) в 1860 году в журнале «Современник»;
Г) в 1858 году отдельным изданием.
2. Писатель создал его за короткое время. За какое?
А) За год;
Б) за месяц;
В) за семь недель;
Г) за два года.
3. В романе
А) 2 части - 20 глав;
Б) 3 части - 28 глав;
В) 1 часть – 25 глав;
Г) 4 части - 22 главы.
4. Роман начинается с
А) подробного описания образа жизни Обломова;
Б) посещения Обломова приятелями;
В) сообщения о заемном письме;
Г) встречи со Штольцем.
5. Кем был для Обломова Штольц?
А) Братом;
Б) посторонним человеком;
В) приятелем;
Г) другом.
6. Какие слова относятся к описанию внешности Обломова?
А) «Приятная наружность» и «отсутствие всякой определенной идеи»;
Б) «человек неопределенных лет с неопределенной физиономией»;
В) «он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул»;
Г) «если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».
7. Кто сказал об Обломове, что он «наспал свои недуги»?
А) Штольц;
Б) Захар;
В) Алексеев;
Г) Тарантьев.
8. Любимый предмет одежды Обломова:
А) восточный халат;
Б) строгий фрак;
В) белая блуза с жабо;
Г) светлые панталоны.
9. Что символизирует диван Обломова?
А) Тунеядство;
Б) пассивность;
В) упадничество;
Г) склонность к размышлениям.
10. Чем для Обломова было учение?
А) Радостным событием;
Б) скучной обязанностью;
В) средством познания мира;
Г) наказанием, ниспосланным Богом за грехи.
11. Голова Обломова представляла собой:
А) сборище умных мыслей;
Б) пустой барабан;
В) сложный архив мертвых дел, лиц, эпох, цифр, религий;
Г) склеротический мозг.
12. Испытания любовью Обломов не выдержал, так как считал
А) к сближению с женщинами ведут большие хлопоты;
Б) любовь – это вообще ерунда;
В) главное в любви – это материальная составляющая;
Г) он не должен опускаться до любви к женщине.
13. Обломов день за днем, лежа на диване, следил,
А) как за окном воркуют голуби;
Б) как солнце опускается за четырехэтажный дом напротив его окна;
В) как по улице движутся люди;
Г) как ходит по комнате Захар и подбирает его вещи.
14. Обломовка для Обломова – это
А) символ любви к природе;
Б) символ деревенской жизни;
В) символ безмятежного существования;
Г) символ барства и праздности.
15. Интересы семьи Обломова (эпизод «Сон Обломова») сосредоточены на
А) чтении книг;
Б) игре на рояле;
В) занятии спортом;
Г) еде, домашних заботах и сне.
16. Как относятся к Обломову-ребенку?
А) Воспитывают способность противостоять трудностям;
Б) балуют, не отпускают ни на шаг;
Г) стараются привить навыки трудолюбия;
Д) развивают навык самостоятельности.
17. Обломов – ребенок – это
А) веселый, озорной мальчуган;
Б) шалун, которому все прощают;
В) экзотический цветок в теплице;
Г) вредный, капризный барчонок.
18. Идеал Обломова –
А) обняв жену за талию, считать минуты счастья, как биение пульса;
Б) совместное семейное чтение;
В) путешествия по миру;
Г) занятие любимым делом, готовность посвятить ему жизнь.
19. Что ценил Обломов в Агафье Пшеницыной?
А) Веселый нрав;
Б) умение вести себя в обществе;
В) круглые локти, мягкость, уверенность в себе;
Г) резкость, деловитость.
20. После Обломова остается сын
А) Илья;
Б) Иван;
В) Андрей;
Г) Захар.
22. «…ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души…» О ком эти слова?
А) Об Обломове;
Б) о Штольце;
В) об Ольге;
Г) о Пшеницыной.
23. «Обломовщина» - это
А) активный образ жизни;
Б) система взглядов на общество;
В) принадлежность к светскому обществу;
Г) пассивный образ жизни.
24. «Пылкая голова», «вулканическая работа души», «гуманное сердце» - то, что
ценят в герое окружающие. О каком герое идет речь?
А) Об Обломове;
Б) о Судьбинском;
В) об Ольге;
Г) о Штольце.
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Роман «Обломов» - вершина творчества И. А. Гончарова. Он стал эпохальным в истории национального самосознания: вскрыл и обнажил явления русской действительности.
Выход в свет романа породил бурю в критике. Самыми яркими выступлениями стали статьи Николая Александровича Добролюбова «Что такое обломовщина?», Дмитрия Ивановича Писарева «Обломов». Несмотря на разногласия, они говорили о типичности образа Обломова, о таком общественном явлении, как обломовщина. Это явление выступает в романе на первый план. Считаем, что оно актуально и сегодня, поскольку в каждом из нас найдутся обломовские черты: лень, мечтательность, иногда боязнь перемен и другие. Прочитав роман, мы составили себе представление о главном герое. Но все ли мы заметили, не упустили ли чего-нибудь, или мы недооцениваем героев? Поэтому нам необходимо изучить критические статьи о романе И.А. Гончарова «Обломов». Наиболее интересны нам оценки, данные современниками И.А. Гончарова – Н.А. Добролюбовым и Д.И. Писаревым.
4. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий.
Дмитрий Иванович Писарев, размышляя о том, каков истинный поэт, постепенно переходит к роману И.А. Гончарова «Обломов». По мнению Писарева, «истинный поэт смотрит глубоко на жизнь и в каждом ее явлении видит общечеловеческую сторону, которая затронет за живое всякое сердце и будет понятна всякому времени». Истинный поэт выводит действительность из глубины собственного духа и влагает в живые, созданные им образы одушевляющую его мысль. Подчёркивая, что все сказанное об истинном поэте, характерно для автора романа «Обломов», Писарев Д.И. отмечает отличительные признаки его таланта: полная объективность, спокойное, бесстрастное творчество, отсутствие узких временных целей, профанирующих искусство, отсутствие лирических порывов, нарушающих ясность и отчетливость эпического повествования.
Д.И. Писарев считает, что роман актуален в любую эпоху и потому принадлежит всем векам и народам, но имеет особенное значение для русского общества. «Автор задумал проследить мертвящее, губительное влияние, которое оказывают на человека умственная апатия, усыпление, овладевающее мало-помалу всеми силами души, охватывающее и сковывающее собою все лучшие, человеческие, разумные движения и чувства. Эта апатия составляет явление общечеловеческое, она выражается в самых разнообразных формах и порождается самыми разнородными причинами».
Критик дает подробную характеристику трем главным героям, объясняя, как и почему появились и развились в них те или иные качества.
5. Самостоятельное выполнение учащимися заданий под руководством учителя.
Работа в группах. Составление цитатных характеристик героев романа по материалам статья Д.И. Писарева «Обломов»
1 группа. Цитатная характеристика Ильи Ильича Обломова.
2 группа. Цитатная характеристика Андрея Штольца.
3 группа. Цитатная характеристика Ольги Ильинской.
Составление таблицы «Общие и отличительные черты статей Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева»
Общие черты | Отличительные черты |
Оба литературных критика высоко оценивали талант Гончарова как художника, мастера слова, отметили полноту повествования, изящность и нравственность.
| Статья Н.А. Добролюбова «Что такое обломовщина?» носит не только литературоведческий характер, но и общественно-политический. Писарев Д.И. выступает только как литературный критик, глубоко анализируя характеры главных героев. |
И Писарев, и Добролюбов раскрывают понятие «обломовщина» как апатичность, инертность, безволие и бездействие. Они проводят параллели с другими литературными произведениями. | Расходятся в оценке героев этих произведений: Добролюбов называет их «братьями - обломовцами», указывая на многие сходства, Писарев же разграничивает апатичность героев, выделяя два разных типа апатии – байронизм и обломовщину. |
Как и Добролюбов, Писарев отмечает красоту и привлекательность характера Ольги Ильинской, говорит о ее будущей общественно политической судьбе. | Разные подходы у критиков и к оценке главных героев. Добролюбов оценивает их с высоты общественно-политических взглядов, выясняя, кто из них мог бы заставить других людей стряхнуть с себя сонное состояние и повести людей за собой. Такие способности он видит в Ольге Ильинской. Довольно резко оценивает самого Обломова, видя в нем всего лишь одно положительное качество. Писарев дает глубокий анализ характеров трех главных героев, но Обломов, с его точки зрения, наделен большим количеством положительных качеств, хотя и жалок. |
6. Итоги урока (рефлексия), сообщение домашнего задания.
- Понравился ли вам урок?
- Что было трудным?
- Что удалось лучше?
- Оцените свою работу и работу одноклассников на уроке?
сообщение домашнего задания. Подготовить лит визитку: жизнь и творчество И.С. Тургенева
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ.
Критика Д.И. Писарева: статья "Обломов" (роман И. А. Гончарова "Обломов")
«Обломов» по праву можно считать летописью русской мелкопоместной жизни (вне зависимости от места проживания героев). Той самой жизни, которую М.Е. Салтыков-Щедрин называл «пошехонской», то есть не наполненной ни нравственным содержанием, ни умственной работой, ни хотя бы комфортом.
Рассматривая данное произведение в своей статье «Роман И.А. Гончарова «Обломов», Д.И. Писарев называет автора истинным художником. Такой писатель неизмеримо выше мелких житейских вопросов и в своем творчестве выступает не обличителем, а тонким психологом, предоставляющим читателю возможность самому оценить героя. Глядя на жизнь с общечеловеческой (интересной каждому и затрагивающей каждого, понятной «всякому времени») точки зрения, он рождает живые образы из глубины собственного духа, знакомые и понятные всем. «Обломов» — это, по Белинскому, «истинно художественное» произведение, необходимым условием которого является «народность», и Писарев согласен со своим именитым предшественником.
В романе Гончарова, как считает критик, в явлениях истинно национальных, возможных лишь на нашей народной почве, разрешается общечеловеческая психологическая задача, затрагиваются жизненные вопросы, обрисовываются недостатки — но лишь затем, чтобы изобразить жизнь во всей ее полноте. Мысль прозаика вечна и всенародна, но особенно значима для своего времени. Произведение отличают спокойствие и ясность, свидетельствующие о безусловном таланте автора. Не нуждается он ни в дешевых эффектах, ни в лирических взрывах: повествование широко и свободно, как сама Россия.
Глубокий замысел «Обломова» в том, чтобы проследить процесс «усыпления» — души, мыслей, чувств, погружения в умственную и нравственную апатию, ведущую к медленному умиранию человека, не знающего, «кто виноват» и «что делать». Апатия такого рода может быть «вынужденной» (байронизм) и «покорной» (обломовщина). В первом случае человек негодует и борется, бросает и начинает, отчаивается и проклинает. Во втором – лежит на диване в засаленном халате. Развитию «обломовской» апатии способствует сам уклад русской жизни, природа, менталитет. Человеку некуда и незачем приложить силы — и он, наделенный недюжинной силой, превращается в Илью Муромца, который уже не встанет с печи.
Роман Гончарова, как считает Писарев, построен обдуманно, осмысленно и подчинен общей идее: в нем не найти ни случайных лиц, ни лишних подробностей. Даже действия почти нет, ведь главное тут – не внешние события, а внутренняя жизнь человека, предоставленного себе самому, таинственная, свершаемая ежеминутно, те моменты, когда идет борьба с собой и развитие мысли. Идея столь широка, что автору, не прибегающему к внешним «вводным обстоятельствам», удается при ее воплощении затронуть все вопросы, волнующие современную общественность.
Казалось бы, Гончаров хотел явить нам вид исконно русской апатии, но сумел много больше, виртуозно изобразив и развитие любви. При этом обе идеи не помешали друг другу, а проникли и дополнили одна другую. С этой точки зрения, пишет критик, роман уникален: нигде еще не было столь сильного анализа, знания людской (женской в том числе) природы, слияния двух великих идей.
(Илья Обломов)
Рассматривая характеры героев, Д.И. Писарев останавливается в первую очередь на том, чье имя получило произведение. Обломов – истинный барчук. «Живительный глоток науки» оказал на него определенное влияние, однако он так и не сумел приноровиться к труду, законам общества, необходимости подчиняться окружению. Отказавшись от любой деятельности, он погружается в тяжкий сон. Мысль его, однако, не спит. Илья Ильич подобен ребенку — наивному, но несамостоятельному, не готовому к борьбе. Заслуживает ли он презрения? Нет, ибо слишком «истинно человечен». Вызывает ли сочувствие? Вряд ли: такие личности в тягость себе и другим. Писарев полагает, что подобные натуры неизбежно возникают на стыке эпох и культур. «Смелые мыслью» и «нерешительные действием», они находятся в драматичном положении и в итоге приносятся в жертву исторической необходимости.
(Штольц)
Полная противоположность Обломову — Штольц, «вполне мужчина», рассудочный, но не лишенный чувств, практичный, но верящий в добро. Он четко сознает свою личность и в отношениях — любовных и дружеских, выступает не донором, а реципиентом. В характере Андрея Иваныча слились русское и европейское, а потому это будущий тип, коих пока мало.
(Ольга)
Ольга Ильинская, согласно Писареву, — «женщина будущего». Она естественна и разумна, что редкость, исполнена чувства долга, мыслящая и изящная, а потому не может не очаровать. Гончаров показывает зрителю ее становление, процесс рождения личности, на ее примере раскрывает «образовательное влияние чувств». Именно любовь дала толчок развитию героини, и каждая встреча с Обломовым вносит в ее характер новую черту. Внушенное чувством желание спасти ставшего дорогим человека терпит фиаско, которое ведет к разочарованию, даруя бесценный опыт и готовя к истинной жизни.
Прочие характеры, хоть и служат фоном, очерчены не менее талантливо и емко. Это и «типический» Захар, и Пшеницына, к чувствам которой не примешано «сознание».
Какое же заключение делает Д.И. Писарев? Он считает, что «Обломов» обязателен к прочтению, ибо является образцом зрелой отечественной литературы, знакомит с современным ее положением, а в будущем олицетворит эпоху развития русской прозы. По мнению критика, роман представляет собою «вполне изящное, строго обдуманное и поэтически прекрасное произведение», не включающее ничего «предосудительного», изображающее чистое чувство и болезнь времени — «обломовщину». Несомненно образовательное влияние книги, в особенности — для «девиц», которым она уяснит обязанности женщины. Критик высоко оценивает творение Гончарова, причисляя его к «капитальным произведениям словесности».
Время доказало правоту Писарева: «Обломов» не теряет своей актуальности, ибо суть и идея его — исконно русские.
9