План-конспект урока по обществознанию
Предмет: обществознание
Тема: «Занятость и безработица».
Класс: 11
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия: рынок труда, занятость, безработица, прожиточный минимум, государственная политика в области занятости.
Цели урока:
познакомить учащихся с тем, как формируется и работает рынок труда;
выяснить причины и виды безработицы;
развивать у учащихся умения выражать свои мысли, работать с разными источниками информации.
План урока:
1. Актуализация знаний по теме: «Финансы в экономике»(тестовое задание)
2. Рынок труда, причины и виды безработицы.
3. Государственная политика в области занятости.
4. Закрепление материала.
1.Тест по теме: «Финансы в экономике»
Финансы – это:
а) все денежные средства; в) средства, вовлеченные в предпринимательскую деятельность;
б) ценные бумаги; г) векселя.
2. Финансы являются:
а) инструментом распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода; в) инструментом налоговых сборов;
б) инструментом обмена; г) наилучшим средством хранения и сбережения средств.
3. Совокупность действующих в стране всех финансово-кредитных учреждений называется:
а) экономической системой; в) налоговой системой;
б) валютно-денежной системой; г) банковской системой.
4. Эмиссию в стране осуществляет:
а) Центральный банк; б) коммерческие банки; в) правительство; г) президент.
5. Основное содержание деятельности коммерческого банка:
а) оказание консультативной помощи; в) оказание услуг клиентам по вкладам и кредитованию;
б) хранение денежных средств; г) выпуск денег.
6. Финансовые организации, специализирующиеся на возмещении потерь и убытков гражданам и предприятиям:
а) пенсионный фонд; в) страховая компания;
б) фондовая биржа; г) инвестиционная компания.
7. Инфляция:
а) повышение цен на товары; в) денежное выражение объема товаров и услуг;
б) обесценивание денег; г) результат вмешательства государства в экономику.
8. Укажите, что из перечисленных ценностей может числиться на балансе банка в качестве его активов:
а) собственный капитал банка;
б) наличные деньги;
в) вклады «До востребования» и текущие счета;
г) срочные и сберегательные вклады.
9. Укажите, что из перечисленных ценностей может числиться на балансе банка в качестве его пассивов:
а) резервный депозит в центральном банке; в) ссуды;
б) принадлежащее банку здание; г) мобилизованные средства у населения.
2. Изучение нового материала.
Учитель: Назовите факторы производства?
(Труд , капитал, земля, предпринимательские способности).
Конституция Р.Ф ст.27 (работа с источником.)
Что значит свободный труд?
Что такое принудительный труд?
Как можно защитить от безработицы?
Труд как фактор производства включает человека с его физическими и умственными способностями, используемыми в процессе создания экономических благ.
Учащиеся работают с текстом учебника (Обществознание. Базовый уровень / Под ред. Л.Н. Боголюбова). Учащиеся работают с первым разделом параграфа рынок труда.
Обсуждение вопросов:
1.Что такое рынок труда?
2.Что является объектом спроса и предложения на рынке труда?
3 Как действует закон спроса и предложения на рынке труда?
4. Почему трудно достичь равновесия на рынке труда?
5. Какова роль заработной платы на рынке труда?
Рынок труда это вид рынка, характеризующий систему социально-экономических отношений позволяющих фирмам удовлетворять потребности в трудовых услугах .
Особенность рынка труда в том, что он является вторичным , т.е. зависит от спроса на товары и услуги.
Объектом спроса и предложения на рынке труда являются знания, способности, профессиональные качества работника. На рынке труда продается и покупается способность к труду. :физическая и интеллектуальная.
Основным рычагом на рынке труда выступают спрос, предложение и конкуренция.
Роль цены рабочей силы на рынке труда играет заработная плата. Заработная плата-форма материального вознаграждения наемных работников за труд.
Величина зависит от ставки.
Учитель отмечает, что важная функция рынка труда – распределение перераспределение трудовых ресурсов. Равновесие наступает, когда и работодатель и работник удовлетворены величиной данного вознаграждения Достичь равновесия на рынке труда очень трудно, поэтому возникает неизбежное явление рыночной экономики – безработица.
2.Причины и виды безработицы.
Учащимся раздаются напечатанные таблицы, которые они заполняют по ходу объяснения учителем. Проверяют заполненные таблицы (правильный вариант на слайде).
Виды безработицы
Вид безработицы | Причины возникновения |
| |
| |
| |
3. Учитель: государство регулирует разные рынки, в том числе и рынок труда. Для решения вопросов безработицы создаются биржи труда.
Какую задачу решает биржа труда?
Выделяется активная и пассивная политика занятости
Чем отличаются? Стр111 работа с учебником
4. Закрепление материала.
Класс делится на 3 группы и составляют синквейны:
1 группа – Рынок труда
2 группа- Занятость
3 группа - Безработица
Домашнее задание: параграф 9. Подготовить сообщение по теме: «Челябинская область – проблемы занятости и безработицы».