«Крещение Руси»
С князем Владимиром связывают одно из важнейших событий древнерусской истории – крещение Руси.
Поначалу Владимир Красное Солнышко старался создать единую государственную религию на основе существующего язычества. Он хорошо понимал роль единого культа Перуна, поставленного под контроль центральной власти. Крещению же Руси предшествовала война Владимира с Византией за Северное Причерноморье. Вот так рассказывает летопись о событиях того времени, связанных с принятием христианства. К князю пришли сначала волжские болгары, агитируя его стать мусульманином, затем легаты от Папы Римского, затем хазарские иудеи с проповедью своего закона и, наконец, греческий философ с православным учением. С греком правитель Киевской Руси якобы беседовал особенно долго, а в следующем году Владимир созвал своих советников и рассказал им о приходе к нему проповедников, прибавив, что более всего его поразили рассказы греческого философа. Затем по разным странам разошлись «наблюдатели от Киева». Более всего их поразило великолепие греческого богослужения в Константинополе.
Владимир Святославович в истории известен как Святой, за то, что волею своею сменил многовековую исконную языческую веру на инородную религию ‑ христианство.
Он организовал и провёл крещение Руси. Отныне данная религия – христианство ‑ стала официальной, государственной религией на Руси на долгую тысячу лет…. В 988 году он начал эту эпопею. Почему?
Он видел, что повсюду уже водворено было христианство, и решил принять веру от греков, которая могла также доставить ему великие выгоды, в сношениях с византийцами.
В ту пору Киев поддерживал дружественные отношения с Константинополем, который на Руси именовали Царьградом. Русский правитель договорился о военной помощи с императорами Константином VIII и Василием II. Взамен князь жаждал заключить брак с представительницей императорского дома Анной, и это ему было обещано. В свою очередь Владимир, язычник, сообщил о готовности креститься, ибо Анна не могла стать женой не-христианина. К нему прибыл священник, от которого правитель Руси и принял крещение в Киеве, а вместе с ним ‑ дети, жены, слуги, часть бояр и дружинников. Личное крещение князя не было случайностью или результатом сиюминутного порыва: оно являлось обдуманным шагом опытного политика и предполагало, что со временем произойдёт христианизация всей страны.
Вот только невесту не спешили отправлять из Константинополя. При всей благожелательности Владимира Святославича, у него оставался лишь один вариант, как получить своё по соглашению, оплаченному воинской помощью. Он осадил византийский город Корсунь (Херсонес). Печально, что мир между христианскими правителями удалось заключить лишь после того, как одна сторона пошла на обман, а другая добилась своего силой…
Византия вернула себе Корсунь, а Владимир получил Анну в жёны, в результате чего Византия присвоила киевскому князю титул «цесарь». Трудно представить себе более мудрое соединение крещения князя с величайшей духовно-политической выгодой для Руси ‑ династическим браком. Это было небывалым возвышением иерархического ранга государства.
Владимир понимал, что одной лишь силой удержать власть нельзя, нужна духовная опора. И эту опору он нашёл в христианстве. Ибо христианство утверждало, что вся власть установлена Богом, проповедовала терпение, смирение, всепрощение. Единобожие способствовало укреплению единоличной власти князя.
До 988 года, официального года крещения Руси, страна не была полностью языческой. В то время во многих крупных городах уже стояли христианские храмы. Крещение приняли многие бояре, купцы, дружинники.
Затем и во все области посланы были проповедники, и после краткого и несвязного сопротивления язычников (в особенности вятичей и ростовцев) христианская вера сделалась господствующей по всей Руси. Вобрав в себя многие элементы язычества.
Для крещёного народа необходимо было строить храмы, такие здания, где народ мог предаваться церковным обрядам. Слушать и повторять молитвы, креститься перед иконами, каяться в грехах…
ХРАМ – это культовое здание для богослужений и выполнения религиозных обрядов.
С приходом христианства в Киевской Руси повсеместно стали строить храмы. За основу брали византийские храмы, но на Руси они возводились с учетом славянской культуры, добавлялось много от нашей бытности. Некоторые из храмов Руси были, возможно, и масштабнее византийских.