Конспект урока по русскому языку по теме
«Обобщение знаний о частях речи».
Цель: способствовать обобщению знаний о частях речи; создавать условия для закрепления умения задавать вопросы к частям речи; роль в предложении.
Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения учебной задачи; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений.
Коммуникативные: слушать и понимать речь других, осуществлять классификацию.
Личностные: проявлять навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, уметь избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Ход урока
1. Мотивирование к учебной деятельности. (слайд 1)
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Девочки за парты сели,
Мальчики за парты сели.
На меня все посмотрели.
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем.
- Я желаю вам работать дружно, вспомнить изученное и открыть что-то новое.
2. Чистописание.
- Подготовим наши руки к письму.
- Пропишите по чистописанию соединение элементов:
_______________________________
_______________________________
3. Актуализация ранее изученного материала.
Фронтальная работа.
- Поиграем в игру «Найди чужака». (слайд 2)
Бабочка, медведь, соловей, трудолюбивый.
Рыжий, косой, сорока, пушистая
Цветут, пьёт, упрямый, скачут.
- На доске записаны группы слов. Прочитайте первую группу и найдите лишнее слово. (трудолюбивый )
- Почему это слово лишнее? (не существительное)
- Что вы знаете об имени существительном?
- Назовите орфограммы в словах? (чк, е, ь, оло)
- Прочитайте вторую группу и назовите лишнее слово. (сорока)
- Почему это слово лишнее? (не прилагательное)
- Что вы знаете об именах прилагательных?
- Назовите орфограммы в словах? (жи, о, ши)
- Прочитайте третью группу и назовите лишнее слово. (упрямый)
- Почему это слово лишнее? (не глагол)
- Что вы знаете о глаголе?
- Назовите орфограммы в словах? (е, ь, чу)
-Запишите любую группу слов в тетрадь.
4. Самоопределение к деятельности.
- Кто из вас догадался, о чем будем говорить на уроке?
- Какую цель поставим перед собой? (повторить о частях речи, на какие вопросы отвечают части речи, что обозначают, учиться различать их)
5. Закрепление знаний и способов действий. Работа в парах.
(слайд 3)
- Прочитайте. Что это? (текст)
Бобр – это зверь. Он весит до 30 килограммов. Живут бобры по рекам. Они – пловцы. Их еда: кора, камыш и зелень. Бобры – строители плотин. Вот такой зверь!
- Докажите, что это текст. (Состоит из нескольких предложений, они имеют общую тему и связаны друг с другом по смыслу, можно озаглавить)
- Какой стиль текста? (Научный) Почему?
- Куда бы поместили такой текст? (В энциклопедию)
- Придумайте заглавие. (Бобр)
- Попробуем превратить этот текст в более интересный, яркий, выразительный. А как это сделать? (Добавить имена прилагательные)
(слайд 4) - пустой
- На столах у вас лежат белые листочки с заданием.
Бобр – это ________________ зверь. Он весит до 30 килограммов. Живут бобры по ________________ рекам. Они – _____________ пловцы. Их еда: ________________ кора, _______________ камыш и ____________зелень. Бобры – _____________ строители плотин. Вот такой зверь!
Слова для справок: удивительный, ловкие, лесным, отличные, древесная, мягкая, сочный.
- Как вы думаете, какую задачу нужно решить, выполняя это задание? (вставить пропущенные слова, используя слова для справок)
- Верно, поработайте в паре и вставьте пропущенные слова.
(Выполняют задание в парах. Оказываю помощь.)
- Прочитаем, что у вас получилось. (слайд 5)
Бобр – это удивительный зверь. Он весит до 30 килограммов. Живут бобры по лесным рекам. Они – отличные пловцы. Их еда: древесная кора, сочный камыш и мягкая зелень. Бобры – ловкие строители плотин. Вот такой зверь!
- Запишите 3 предложение в тетрадь. Подчеркните грамматическую основу в предложении и подпишите части речи.
6. Физкультминутка «Крош» (слайд 6)
7. Применение знаний и способов действий на практике. (слайд 7) - пустой
- Давайте поработаем в группах. Распределитесь на 4 группы. Выберите капитана, который будет выполнять ваши указания на нетбуке. Вам предлагается ответить на вопросы, которые даны в тренажере. Тренажёр.
Физкультминутка для глаз (слайд 8)
8. Самостоятельная работа. (слайд 9)
- А теперь поработайте самостоятельно. Возьмите жёлтые листочки. Вам предлагается текст с допущенными в нем ошибками. Спишите текст, исправьте ошибки.
Ёш.
Около рики рос высокий дуп. Мимо проходил калючий ёш. Он нёс большой грип и очень устал. Решил ёш отдохнуть в тени под дубом.
(Оказываю помощь)
- Выполним проверку. Назовите слова, в которых встретились ошибки.
- Назовите глаголы, которые встретились в тексте? В каком числе они употреблены?
- Назовите имена прилагательные, которые встретились в тексте? В каком роде употреблены прилагательные?
- Назовите одушевленные имена существительные, которые встретились в тексте? Назовите неодушевленные имена существительные?
- Какую знакомую вам часть речи мы не назвали? (местоимение)
- А что вы знаете о местоимении?
9. Итог. Рефлексия.
- О чем мы говорили на уроке?
- Какие виды работы понравились и запомнились?
- Оцените свою работу на уроке. На доске изображено дерево. Давайте прикрепим к нему листья.
-