Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Служебные части речи.»
Урок 151. Тема: Служебные части речи.
Комбинированный урок
Цели: находить в тексте служебные части речи; отличать союз от предлогов; повторить синтаксический разбор предложений.
Задачи: определять тему; выдвигать предположения; ставить перед собой задачи; построение речевого высказывания в устной форме; производить самоконтроль.
Ход урока
Орг. момент
Проверка д/з.
Определение темы урока.
Вам рассказать хочу я басню, Чтобы Предлогов суть мне довести до вас, И Морфологии раздел чтоб стал предельно ясен, О пользе их поговорим сейчас. Однажды Морфология-Раздел Науки вумен Ревизию решила провести- Собрав всех подопечных,сказала: Думаю,оставить только нужное, А всё ненужное,лишнее-извести. Положим,Существительное,Числительное с Наречием, Местоимение с Глаголом,Прилагательное-нам нужны И,кажется,на нашем вече,вопрос,довольно сложный, Мы раз и навсегда решить должны- И без меня вам всем давно известно, Без сожаления должны мы расставаться, Иначе неудобно будет нам и тесно, Зачем служебные нам Части Речи? Их не должно у нас остаться! Послушайте,вдруг возмутилось Существительное, А как же я,как оставаться мне в одной лишь форме, Ведь есть Падеж и есть Склонения, Ведь до сих пор мы соблюдали нормы?! Э-эх,проскрежетал Глагол-старик, О чём ведёте речь,однако, Зачем в привычное вы вводите раскол? Я даже слушать не хочу-заткну я уши ватой! Заверещали с Числительными Местоимения: Помилуйте! Не губите! Как можем мы,действительно, Без Междометий жить,Предлогов иль Частиц с Союзами?! А-а-а, п-о-м-о-г-и-т-е! Что значить будем мы без них,без искреннего их участия? И,думаем,что правы мы-всегда должны держаться вместе И в радости,и в дни ненастные! Ну что же,-Наречие обрело вдруг речи дар,- Хоть и в служебных не нуждаюсь я услугах, Однако,друзья,потушим сей же час споров пожар, Не зря ведь говорят,что истина рождается лишь в страшных муках, Коль Морфологии указу решили воспрепятствовать, Частям служебным речи быть ВСЕГДА и здравствовать!
Повторение изученного: упр. 428 устно.
Усвоение знаний.
Задание по карточке.
Если в предложении есть союз, заштрихуйте нужную цифру.
В нашем дворе цвели и фиалки, и крокусы, и тюльпаны.
Во-первых, я вовсе не кричу, а красиво пою.
Он стоял у комода, облокотившись на него и не спуская напряжённых глаз с двери.
Карташёв, затаив дыхание, лежал уткнувшись в подушку.
У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром.
Брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона.
Вернулись с юга и быстрые кулики, и чибисы, и жаворонки.
Птицы свистят и щебечут, чирикают и воркуют.
Я позвоню тебе или во вторник, или в среду.
Ко второму спряжению относятся все глаголы оканчивающиеся на ИТЬ.
В конце глаголов, наречий после шипящих мягкий знак ПИШЕТСЯ.
В глаголах и наречиях знак пишется всегда, а кратких прилагательных не пишем никогда.
Твоя книга лежит на столе или на полке.
Бабушка посадила не только свёклу, но и капусту.
Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.
Задания: какая оценка получилась?
Давайте попробуем заработать 5.
Какие союзы вы обнаружили в предложениях? (А это все союзы? (нет, их на много больше).
Какие функции выполняет союз? (соединяет однородные члены и части предложения).
Давайте найдем предложения, где союз соединяет однородные члены предложения. (какой знак ставится между однородными членами?)
А какие служебные части речи вы еще знаете?
Найдите в предложениях предлоги?
Давайте прочтём несколько предложений без предлогов?
Какую функцию выполняют предлоги?
Найдите предложение, в котором употреблён устаревший союз, который очень редко используется в современной речи?
Как вы понимаете эту мысль?
Развитие правописных умений.
Упр. 430
Рефлексия: заполнение листов самооценки.
8. Домашнее задание: упр. 429 по алгоритму из рубрики советы помощника.