СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. Служебные части речи.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока русского языка. Служебные части речи. 5 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Служебные части речи.»

Урок 151. Тема: Служебные части речи.

Комбинированный урок

Цели: находить в тексте служебные части речи; отличать союз от предлогов; повторить синтаксический разбор предложений.

Задачи: определять тему; выдвигать предположения; ставить перед собой задачи; построение речевого высказывания в устной форме; производить самоконтроль.

Ход урока

  1. Орг. момент

  1. Проверка д/з.

  1. Определение темы урока.

Вам рассказать хочу я басню, Чтобы Предлогов суть мне довести до вас, И Морфологии раздел чтоб стал предельно ясен, О пользе их поговорим сейчас. Однажды Морфология-Раздел Науки вумен Ревизию решила провести- Собрав всех подопечных,сказала: Думаю,оставить только нужное, А всё ненужное,лишнее-извести. Положим,Существительное,Числительное с Наречием, Местоимение с Глаголом,Прилагательное-нам нужны И,кажется,на нашем вече,вопрос,довольно сложный, Мы раз и навсегда решить должны- И без меня вам всем давно известно, Без сожаления должны мы расставаться, Иначе неудобно будет нам и тесно, Зачем служебные нам Части Речи? Их не должно у нас остаться! Послушайте,вдруг возмутилось Существительное, А как же я,как оставаться мне в одной лишь форме, Ведь есть Падеж и есть Склонения, Ведь до сих пор мы соблюдали нормы?! Э-эх,проскрежетал Глагол-старик, О чём ведёте речь,однако, Зачем в привычное вы вводите раскол? Я даже слушать не хочу-заткну я уши ватой! Заверещали с Числительными Местоимения: Помилуйте! Не губите! Как можем мы,действительно, Без Междометий жить,Предлогов иль Частиц с Союзами?! А-а-а,   п-о-м-о-г-и-т-е! Что значить будем мы без них,без искреннего их участия? И,думаем,что правы мы-всегда должны держаться вместе И в радости,и в дни ненастные! Ну что же,-Наречие обрело вдруг речи дар,- Хоть и в служебных не нуждаюсь я услугах, Однако,друзья,потушим сей же час споров пожар, Не зря ведь говорят,что истина рождается лишь в страшных муках, Коль Морфологии указу решили воспрепятствовать, Частям служебным речи быть ВСЕГДА и здравствовать!

  1. Повторение изученного: упр. 428 устно.

  1. Усвоение знаний.

Задание по карточке.

Если в предложении есть союз, заштрихуйте нужную цифру.

  1. В нашем дворе цвели и фиалки, и крокусы, и тюльпаны.

  2. Во-первых, я вовсе не кричу, а красиво пою.

  3. Он стоял у комода, облокотившись на него и не спуская напряжённых глаз с двери.

  4. Карташёв, затаив дыхание, лежал уткнувшись в подушку.

  5. У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром.

  6. Брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона.

  7. Вернулись с юга и быстрые кулики, и чибисы, и жаворонки.

  8. Птицы свистят и щебечут, чирикают и воркуют.

  9. Я позвоню тебе или во вторник, или в среду.

  10. Ко второму спряжению относятся все глаголы оканчивающиеся на ИТЬ.

  11. В конце глаголов, наречий после шипящих мягкий знак ПИШЕТСЯ.

  12. В глаголах и наречиях знак пишется всегда, а кратких прилагательных не пишем никогда.

  13. Твоя книга лежит на столе или на полке.

  14. Бабушка посадила не только свёклу, но и капусту.

  15. Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.

Задания: какая оценка получилась?

Давайте попробуем заработать 5.

  • Какие союзы вы обнаружили в предложениях? (А это все союзы? (нет, их на много больше).

  • Какие функции выполняет союз? (соединяет однородные члены и части предложения).

  • Давайте найдем предложения, где союз соединяет однородные члены предложения. (какой знак ставится между однородными членами?)

  • А какие служебные части речи вы еще знаете?

  • Найдите в предложениях предлоги?

  • Давайте прочтём несколько предложений без предлогов?

  • Какую функцию выполняют предлоги?

  • Найдите предложение, в котором употреблён устаревший союз, который очень редко используется в современной речи?

  • Как вы понимаете эту мысль?

  1. Развитие правописных умений.

Упр. 430

  1. Рефлексия: заполнение листов самооценки.

8. Домашнее задание: упр. 429 по алгоритму из рубрики советы помощника.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!