Тема: Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели:
– формируем сознательное, правильное чтение;
– формируем умение разъяснять заглавие текста;
–формируем умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– формируем умение различать рассказы и стихотворения.
Задача: формировать у учащихся универсальные учебные действия:
1.Личностные:
смыслообразование;
знание нравственно-моральных норм поведения.
2. Регулятивные:
целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно;
планирование – составление плана и последовательности действий;
самооценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и, что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.
3. Познавательные:
Общеучебные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме;
Логические:
- использование знаний о жанрах рассказа автора;
- выбор оснований и критериев для определения темы рассказа;
- построение логической цепи рассуждений.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблемы поискового характера.
4. Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
инициативное сотрудничество в поиске информации;
управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;
умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, пенал
Ход урока
Ι. Актуализация знаний. Загадка про Незнайку. Работа с иллюстрацией. Шляпа голубая,
Жёлтые штанишки,
В городе Цветочном -
Главный хвастунишка.
Рифмовать пытался
Коротышка этот,
Только вот не стал он
Истинным поэтом.
Много приключений
С ним происходило,
Но признаться стоит,
Этот мальчик милый.
ΙΙ. Работа над отрывком из сказочной повести Н. Носова «Приключения Незнайки».
1. Работа с текстом до чтения.
– Кто автор произведения о Незнайке? (Николай Николаевич Носов.)
– А как называется книга о приключениях этого героя? («Приключения Незнайки».)
- Когда книга была издана . Мальчики и девочки стали писать Носову письма, просили рассказать о полюбившихся героях . Как вы думаете. какой герой оказался самым любимым?
- Конечно, Незнайка. А вам он нравится?
-Действительно, Незнайка смешной, веселый, попадает в разные истории , ошибается, раскаивается и старается исправиться.
Он с азартом принимается за разные дела, но часто из этого ничего хорошего не получается.
– Всю ли книгу о Незнайке мы будем читать? Как вы догадались?
– Перелистайте страницы. На сколько частей разделили отрывок?
-Сегодня мы прочитаем , как Незнайка был поэтом.
2. Работа с текстом во время чтения.
– Начинаем читать 1-ю часть.
● Работа в тетради.
– Прежде чем читать отрывок, мы научимся читать сложные слова. Прочитаем слова первого столбика по порядку.
при-клю-че-ни-я
спо-соб-но-сти
о-кан-чи-ва-ют-ся
на-ста-ви-тель-но
пе-ре-прыг-нул
по-э-зия
драз-нил-ки
воз-вра-щать-ся
сра-мить
-Ребята, а что обозначает это слово? Это значит позорить ,порочить.
-Прочитаем слова второго столбика.
То-ро-пыж-ка
Пи-люль-кин
А-вось-ка
Знай-ка
Не-знай-ка
-Кто догадался, почему я написала слова с большой буквы?
Потому что это имена. Ребята, а почему у друзей Незнайки такие имена?
Знайка- потому что он был умным.
Торопыжка – торопился постоянно.
Авоська-он всё время говорил «Авось», надеялся на авось.
Комментарий:
◦ после 1-го предложения – «Обратите внимание, Незнайка уже пытался стать художником»;
◦ по ходу чтения спросить детей, помнят ли они, что такое рифма;
◦ в конце 1-й части: «А на самом деле так ли просто сочинить стихи? Достаточно ли только смысла и рифмы?»
Физкультурная минутка.
Часть 2 .
Читает учитель. По ходу чтения надо обратить внимание, что Незнайка очень старался и долго сочинял.
-Как вел себя Незнайка, когда сочинял стихи?
-Он ходил целый день по комнате, глядел то на пол, то на потолок, держался за подбородок и что-то бормотал.
-О ком он прочитал 1 стих?
-О Знайке
-Давайте прочитаем его вслух ещё раз.
-Понравился ли Знайке этот стих?
-Нет, не понравился.
-Как вы думаете, почему?
-Потому что это была не правда про Знайку.
-А Незнайке понравился?
-Да, он ничего обидного в этом не видел.
– Рифма есть и смысл тоже, а стихи не получились, не понравились..
-Как вы думаете почему?
Часть 3.
Читает учитель, стихи читают дети.
-Про кого Незнайка написал 2 стих?
-Про Торопыжку.
-Найдите и прочитайте этот стих.
-Как Торопыжка отнесся к этому сочинению Незнайки?
-Он начал кричать
-Почему?
-А про кого был следующий стих?
-Про Авоську.
-Прочитайте стихотворение.
-Поверил ли Авоська тому, что написал Незнайка?
-Да, поверил.
-На что обиделся Авоська?
-На то, что Незнайка его обманул, под подушкой Авоська никакой ватрушки не нашёл
– Какие слова срифмовал Незнайка в этих стихах? (Голодный – холодный, подушка – ватрушка.)
– Обидные ли стихи про Торопыжку? (Да.)
– А Авоська, наверное, обиделся на Незнайку только за то, что ватрушки не оказалось под подушкой. Почему же не поняли Торопыжка и Авоська творчества начинающего поэта Незнайки? (Потому что он написал неправду.)
– Про кого ещё сочинил стихи Незнайка? (Про Пилюлькина.)
Часть 4.
Дети читают про себя.
-Как назвали друзья его стихи? Найдите и прочитайте.
-Это какие-то дразнилки.
-Кому хотел прочитать Незнайка свои стихи?
-Соседям.
-Почему друзья запретили это делать?
-Они не хотели, что он их перед соседями срамил.
-Сочинял ли Незнайка стихи после этого случая?
-Нет, он не стал больше сочинять стихи.
А вам понравились стихи Незнайки? Чем?
.-А вам бы понравилось, если бы про вас написали такие стихи?
-Почему у Незнайки не получилось сочинять?
-Потому что нужно иметь способности, трудолюбие, не обижать людей.
- Как вы думаете, какой был Незнайка?
Самоуверенный - он думал ,что он хорошо сочиняет стихи и у него все получается. А это было не так.
3. Работа с текстом после чтения.
Вопросы к содержанию всего отрывка.
● Работа в тетради.
– Какова же последовательность событий в этом отрывке?
– Правильно ли сделал Незнайка, что бросил сочинять стих
– А были ли у Незнайки поэтические способности?
-Почему коротышкам не понравились стихи?
– Справедливы ли были друзья к Незнайке? Ведь он только учился писать стихи и даже нашёл весёлые рифмы.
- Что бы вы посоветовали Незнайке, чтобы не попадать в такие ситуации?
ΙΙΙ. Применение знаний.
Учитель показывает книгу Н. Носова «Приключения Незнайки».
– Наш отрывок взят из книги Н. Носова. Кем были Незнайка и его друзья? (Коротышками.) Жили они в Цветочном городе, где все улицы носили названия цветов. Вот так выглядят герои этой книги.
Учитель показывает увеличенные цветные рисунки из книжки-раскраски.
– Я советую вам, ребята, прочитать эту книгу. Главный герой этой книги – Незнайка. С ним происходят удивительные приключения, смешные истории. Незнайка хотел стать не только поэтом, но и художником, и шофером, однако у него не получалось ничего, за что бы он ни брался. Как вы думаете, почему?
– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выражали своё отношение к героям.)
– Какие умения формировали?
– Что бы вы посоветовали человеку, который решил серьёзно взяться за какое-то дело?
Итог урока. Рефлексия
1.Работа над пословицей.
Сначала- думай, потом- делай!
– Что бы вы посоветовали человеку, который решил серьёзно взяться за какое-то дело?
- Понравилось ли вам произведение, которое мы изучали? Почему?- -Что особенно понравилось на уроке.
- На партах у вас смайлики.
-Выберите смайлик, который покажет, довольны ли вы уроком, какое у вас настроение.
V. Домашнее задание .
Нарисуйте иллюстрацию к этому произведению.