Просмотр содержимого документа
«Конспект урока 20 "Девушка пела в церковном хоре". По тематическому курсу "ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ".»
«Девушка пела в церковном хоре»
БОГОСЛУЖЕБНОЕ ПЕНИЕ – это форма совместной молитвы участвующих в богослужении. В отличие от светского искусства, его задача – не воздействовать на эмоции, а помочь прихожанину присоединить свой голос к общему голосу Церкви.
В древнем христианстве пение было одной из самых заметных культурных форм церковной молитвы. Музыкальные инструменты появились на Западе, да и то уже в очень позднее время, веке в XV-XVI.
Византийская, а за ней и русская церковная музыка, была в основном одноголосной, и, на вкус современного русского человека, звучит она по-восточному однообразно. Но в пении должна была быть сосредоточенность и молитвенность, а красота была на десятом месте. Главное донести до прихожан слово Божие.
Мыслимо ли церковное пение без слов? Конечно, нет! Православное богослужение состоит из слов (неважно, сопровождаемых теми или иными богослужебными действиями или нет). Слова эти произносятся или в форме возгласов, или в форме чтения нараспев, или же в форме более или менее мелодически развитой, ‑ т.е. в форме пения.
Хор в церкви считают подобием хора ангелов, а они, как известно не кричат, поэтому церковное пение сдержанное, в нем нет театральности и особых ритмов.
В Древней Руси византийское влияние, наложившись на народную музыку, приобрело особенное звучание, оформившееся в ЗНАМЕННЫЙ РАСПЕВ. Когда поют не то нотам, а по знакам. Крюкам, как их еще называют. Непосвященному человеку они напоминают иероглифы, но певчие в них прекрасно ориентируются.
Будучи неразрывно связанным со словом и с богослужебным чином, церковное пение отличается от светской музыки. Здесь нет правильного чередования ударных и безударных слогов (как это имеет место в стихотворениях), песнопения не связаны с ритмичностью движений (как в светской музыке и светской песне, очень часто связанной с танцем).
Во второй половине 17 века появилось ПАРТЕСНОЕ (многоголосое) пение. Богослужебную партесную музыку писали многие композиторы, например ‑ Д. С. Бортнянский, С.В. Рахманинов. Однако концертов классической музыки в храмах не бывает. Только церковно-каноническое пение. Слова не меняются из века в век. Только музыкальные традиции со временем стали более объемными.
Хор делится на две части ‑ правую и левую, так звук становится акустически впечатляющим. Певчие стоят неподалеку от алтарного возвышения храма НА КЛИРОСЕ. Лицом к алтарю.