СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока № 29 по «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») в 4 классе (Автор учебника А. И. Шемшурина). «29 Действия с приставкой «со»».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока № 29 по «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») в 4 классе (Автор учебника А. И. Шемшурина). «29 Действия с приставкой «со»».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока № 29 по «Основам религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») в 4 классе (Автор учебника А. И. Шемшурина). «29 Действия с приставкой «со»».»

ОСЭ УРОК № 29 Дата:

Тема урока: Действия с приставкой «со»

Цель урока: формирование духовных ценностей и нравственного выбора человека через проявление милосердия, заботы о слабых.

Задачи урока:

личностные

• воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

метапредметные

• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникаций;

• готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

предметные

• познакомить с ценностями человеческой жизни, развивать установку личности поступать по совести;

• познакомить с духовными традициями народов России.

Формирование УУД:

- личностные действия: уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке, быть вежливым, воспитанным, корректным.

- регулятивные действия: уметь планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным;

- познавательные действия: уметь находить информацию в словарях и учебнике.

- коммуникативные действия: уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие; уметь выслушать и помочь товарищу, обогащать связную речь.

Ход урока:

1.Организационный момент

Добрый день, ребята! Рада приветствовать вас на нашем необычном уроке — уроке изучения основ светской этики, где общаясь с вами, мы получаем знания о православной культуре, истории и традициях нашей страны, обсуждаем нравственные проблемы человеческой жизни и ищем пути их решения, используя опыт поколений.

Надеюсь, что и сегодня на уроке наше общение будет интересным и полезным для вас и не оставит вас равнодушными.

2.Актуализация знаний по теме урока. Сообщение темы с мотивирующим приемом

Слайд 1

Пока мы боль чужую чувствуем,

Пока живет в нас сострадание,

Пока мечтаем мы и буйствуем,

Есть в нашей жизни оправдание. А. Дементьев

Слайд 2

Что объединяет слова:

Сострадание, сочувствие, совесть, сопереживание, соучастие, соболезнование

Раскрывают внутренний мир человека.

- Что ещё в них общего?

Приставка со-

Приставка со- означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие.

Слово «сострадание» близко по значению одному из самых красивых слов на свете. Это слово - милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Любовь бывает разной. Она бывает радостной. При встрече с любимым лицо озаряется улыбкой и счастьем.

Но бывает любовь с заплаканным лицом. Такой она бывает при встрече с чужой бедой. Точнее сказать, любовь предсказывает тебе: чужой беды не бывает! Совсем недавно этот человек был тебе даже незнаком. Но ты узнал о его горе – и не смог остаться равнодушным.

Заглянем в историю слова «совесть».

Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит - вместе, корня - весть, что значит, знать, ведать.

Совесть - это совместное знание человека со своим внутренним миром.

Просмотр слайдов 3-8

Определение темы урока Действия с приставкой «со»

3.Работа со словарями

- Работая в группах со словарями разных авторов, вы узнаете о лексическом значении слова «милосердие».

«Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или просить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия». (Толковый словарь Ожегова С.И.)

«Милосердие – сердолюбие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердечность». (Толковый словарь Даля В.И.)

«Милосердие – одна из дарованных свыше добродетелей во всех мировых религиях, способствующая преодолению греховности и открывающая путь к личному спасению». (Энциклопедия социологии)

- Значит милосердный человек – это человек, у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце.

4.Просмотр видеоклипа о милосердии «Притча про морские звёзды»

- Ребята, к кому, по-вашему, мы должны относиться с милосердием? (К пожилым людям, к младшим, к больным, к животным, к природе)

Можно ли в себе воспитать милосердие? Как?

Делать добрые дела и совершать добрые поступки

В каких делах мы можем проявить милосердие и сострадание?

- Можем ли мы с презрением относиться к людям бездомным: у них нет дома, а у нас есть; мы хорошо одеты, а они носят обноски; мы аккуратны, а у них нет возможности помыться; мы сыты, а они голодают?

-Как мы к ним должны относиться?

-Итак, милосердный человек – это человек, у которого доброе, отзывчивое на чужую беду сердце, жалеющее и сочувствующее окружающим.

-Ребята, а зачем нам милосердие? Какая в нём выгода?

- К кому, по вашему мнению, мы должны относиться с милосердием?

Прежде всего вы должны быть милосердными к своим близким, к тем, кто вас окружает.

- А кто такой, по вашему мнению «близкий» человек?

Блиц-опрос:

- Назовите 5 богатейших людей на планете.

- Назовите 5 последних победительниц «Мисс мира».

-Не совсем получилось? Трудновато, не так ли?

- А теперь ответь на эти вопросы:

- Назови имя учителя, который вносит вклад в ваше образование.

- Назови 2 людей, которые помогли тебе в трудный час.

- Назови человека, с которыми тебе нравиться проводить время.

- Осуществимо? Это легче, не так ли? Почему?

- Да, это люди, которые заботятся о тебе, дорожат тобой, те кто, ни смотря, ни на что, остаются рядом.

5.Чтение и обсуждение притчи о «Добром самарянине»

- У слова «ближний» есть и другое значение. Давайте послушаем притчу о «Добром самарянине»

- Так кто же такой близкий человек?

Давным-давно одинокий путник направлялся из города Иерусалим в город Иерихон. Путь лежал по каменистой горной дороге. Ослепительно палило солнце. В этих местах путников частенько подкарауливали злые разбойники.

Они-то и напали на одинокого путника, избили, ограбили его и скрылись. А путник, еле живой, остался лежать на дороге. Вокруг ни души. Не кому ни руки подать, ни глотка воды. Но вдруг на дороге показался священник. В этот день был религиозный праздник, и по букве закона в этот день нельзя ничего было делать, разрешалось только молиться. Священник увидел бедного человека и ... прошел мимо.

Вот еще кто-то появился на дороге. Уж он-то наверняка поможет. Но нет, человек тоже проходит мимо. Он служитель храма и тоже считает, что оказание помощи в такой день — нарушение религиозного закона. Вдали показался третий путешественник. Это житель провинции Самария. Об этих самаритянинах очень презрительно отзываются священники и служители храмов. Он и подавно придёт мимо, подумал несчастный путник.

Но, увидев пострадавшего, самаритянин спешился с ослика, подошел к страдальцу. Он промыл и перевязал ему раны, посадил на осла и отвёз на постоялый двор. Он продолжал ухаживать за несчастным до тех пор, пока ему не стало лучше. А когда пришло время уехать, добрый самаритянин сказал хозяину постоялого двора: " Вот деньги за наше проживание, я оставляю тебе их больше, потому что бедняга останется здесь до полного выздоровления. Если не хватит, доплачу, когда буду возвращаться обратно. Пожалуйста, ухаживай за ним хорошо".

Иисус закончил эту историю вопросом: " Кто из этих троих больше любил людей?" Ему ответили:

"Тот, кто помог пострадавшему". Тогда Иисус сказал: "И вы поступайте так же!"

Эти слова сказаны и для нас с вами: "И вы поступайте так же".

Глубокий смысл этой притчи, в которой учит любви не только к своим ближним, например, к родителям, бабушкам или дедушкам, но и любви даже к тем, кто нам может быть и не нравится.

Во время чтения притчи делаются остановки для комментариев:

- Почему пострадавшему не помогли?

- Можно ли торопиться так, чтобы не помочь человеку в беде, как вы считаете?

- Чему же учит эта притча?

Что нужно быть добрым и отзывчивым ко всем ближним. Она объясняет, кто такой «ближний» - это тот, кто не оставит тебя в беде и тот, кто нуждается в твоей помощи.

6.Притча о доброй старушке и ее молодой душе

У одной доброй, мудрой старушки спросили:

- Бабушка! Ты прожила такую тяжелую жизнь, а душой осталась моложе всех нас. Есть ли у тебя какой-нибудь секрет?

- Есть, милые. Все хорошее, что мне сделали, я записываю в своем сердце, а все плохое на воде. Если бы я делала наоборот, сердце мое сейчас было бы все в страшных рубцах, а так оно — рай благоуханный. Бог дал нам две драгоценные способности: вспоминать и забывать. Когда нам делают добро, признательность требует помнить его, а когда делают зло, любовь побуждает забыть его.

Добро – помнить. Зло – забывать.

Так кого можно назвать добрым человеком, как вы думаете? (дети отвечают)

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».

А что такое, по-вашему, зло? (дети отвечают)

В старославянском и церковнославянском языках слово «зло» имеет значение «Беда, несчастье, вред; худо, грех». Попробуйте объяснить слова:

Зло-дей – делающий беду, наносящий вред; (щелчок) 

Зло-умышленник – иметь вредное намерение, желать несчастья;

зло-словить – говорить худое, бранить, клеветать, проклинать;

зло-честивый – чествующий, славящий, творящий худое.

Давайте подумаем, а всегда ли легко различить добро и зло?

Слайд 9-11

- Посмотрите на эти прекрасные васильки во ржи, или на вот весёлые одуванчики в клубнике. Они красивы, но в поле с рожью и на грядке с клубникой они сорняки, приносящие вред.

- Тебе казалось таким забавным спрятать сменную обувь своей одноклассницы. Дело сделано. А потом, увидев слезы на глазах девочки, которую наказали за опоздание на урок, ты спохватился: «ее наказали за мою шалость! Зачем я так? Я же хотел улыбки, а не слез!».

- Что помогло тебе понять, что твой поступок не забавен? 

- Попробуйте привести свои примеры? 

Откуда исходит зло? 

Из злого сердца. А чтобы уничтожить зло, нужно изменить сердце.

А может ли кто-нибудь другой изменить наше сердце?

Нет. Насильно это сделать нельзя. Человек должен научиться судить себя и изменять себя сам.

Когда речь идет о злых поступках, надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее, возненавидеть свой недавний поступок, вытолкнуть его из своей жизни и из своего сердца.

Мальчик бросил булыжник в чужое окно. И целых полчаса всем приятелям с гордостью рассказывал о своем «подвиге». А через полчаса в этот двор въехала «скорая помощь». И врачи побежали в ту самую квартиру с разбитым окном. Оказывается, осколки разбитого стекла попали в лицо ребенку, который спал у окна… И теперь недавний «герой» готов отдать все на свете – лишь бы не было этого его «подвига». То, чем он гордился, теперь для него стало поводом для глубочайшего стыда и позора.

- Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Исправь свою прошлую ошибку делом. Найди дело, противоположное совершённому злу.

Украл? – Верни.

Солгал? – Наберись сил сказать правду.

Пожадничал? – Подари.

Сказал злое слово? – Попроси прощения.

Чему учат религии резных народов?

Религии разных народов учат милосердию, состраданию ко всему живому, к тем, кто попал в беду, к бездомным, больным. Главное, чтобы эта помощь шла от чистого сердца!

(слайд 21-24)

Это наше время, наша жизнь, наша окружающая действительность. Она бывает жестокой и страшной.

В России на сегодняшний день около 700 тыс. детей сирот, более 2 миллионов детей и подростков абсолютно неграмотные. Многие люди живут в бедности, даже в нищете, не имеют работы. И очень много жестоких людей.

- Как теперь жить? В страхе спрятаться дома?

В 1896 году в России было 3555 благотворительных фондов. Поработайте с информацией и узнайте о благотворительных фондах в России в настоящее время. Чем они занимаются, кому помогают и есть ли такие в нашем городе.

Мир всегда был жестоким, но и сейчас есть люди, которые не ожесточились. Я хочу рассказать вам о людях, несущих добро в нашу жизнь, посвятивших себя служению другим людям.

Слайд 25

Движение сестер милосердия. Императрица Александра Федоровна. Мать Тереза. Красный крест.

Надо любить мир, все живое. Приносить свой вклад в дела милосердия.

- В каких делах мы можем проявить милосердие и сострадание?

День милосердия и благотворительности

23 августа в России отмечают день милосердия и благотворительности. К этому дню часто приурочены благотворительные акции, в которых можете принять участие и вы с родителями. Ещё в этот день награждают за особые заслуги в делах милосердия специальными медалями и орденами. Лицам, награжденным орденом, присваивается звание «Кавалер ордена «За милосердие и благотворительность», вручаются диплом и икона Святой Праведной Иулиании Лазаревской работы современных мастеров.

Итог урока

Чтобы не быть в обиде

Когда приходится туго

Будьте добры друг к другу!

Вы живете на Западе иль приехали с Юга

Запомните заповедь

- Будьте добры друг к другу!

Дети и взрослые! Молодые и старые!

Это всем говорит наука:

Во что бы то ни стало

- Будьте добры друг к другу! Ребята хором по сигналу повторять слова: «Будьте добры друг к другу»

- Один мудрец спросил у народа «Скажите пожалуйста, а какого цвета милосердие?» Люди стали гадать. Зеленое – как земля. Желтое – как солнце. Голубое – как небо.

- И заканчивая сегодня наш урок, я хочу подарить вам голубя – это один из символов милосердия. Раскрасьте его тем цветом, какого цвета вы считаете милосердие. И когда вы захотите сделать плохой поступок, за который вам будет потом стыдно посмотрите на голубка и подумайте – «А стоит ли?»

- Когда к вам обратятся за помощью – всегда помогайте. Ведь милосердие – это бесценный дар.

Наш урок подошел к концу. А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: а где же находится царство милосердия?

В сердце человека, готовом любить, прощать, помогать друг другу, сопереживать. Оно не простое, а волшебное…  и пусть ваше сердца поможет вам увидеть тех, кто нуждается в вашей помощи. И мне, конечно, хотелось, чтобы в вашем сердце были только доброта, любовь, милосердие, забота о своих ближних и окружающих вас людях.
И я вам советую: вечером, перед тем, как уснуть, подумайте: кого я сегодня простил? Чего от меня стало сегодня в мире больше – злобы или милости?































Урок 29. Действия с приставкой «СО».

Задание 1. Что объединяет слова:

Сострадание, сочувствие, совесть, сопереживание, соучастие, соболезнование

_______________________________________________________________________________


Приставка со- означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие.

со – чувствие – ________________________________________________________________________

со – действие – ________________________________________________________________________

со – знание – ________________________________________________________________________

со – единение –________________________________________________________________________

Слово «со – страдание» близко по значению одному из самых красивых слов на свете. Это слово - милосердие.

Милосердие говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Движение сестер милосердия. Сёстры милосердия. Медицинские сестры. А чаще просто "сестрички"... Сколько людей на протяжении веков были обязаны им своей жизнью! К формированию движения сестёр милосердия приложили руку крестоносцы-госпитальеры, кардинал Ришелье, Николай Пирогов, знаменитый врач Федор Гааз, многие другие известные люди. О действиях сестер милосердия прекрасно рассказал в своих "Севастопольских рассказах" Лев Толстой. 68 из прибывших на фронт женщин были награждены медалью "За оборону Севастополя ".В 1854 г. Великая княгиня Елена Павловна открыла в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия, которых готовили для работы в военных госпиталях осажденного Севастополя.

Представители Царского Дома тоже участвовали в движении сестер милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Федоровна и четыре Великие Княжны стали сестрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители Дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность.


Российский Красный Крест - неотъемлемая часть международного Движения

Красного Креста и Красного Полумесяца, которое объединяет свыше 500 миллионов человек в 181 стране мира. Ежегодно 233 миллиона человек становятся получателями помощи Красного Креста.


Мать Тереза. Ее считали святой еще при жизни. Ей выпала нелегкая и радостная доля нести людям - в который раз! - благую весть, что Бог есть любовь и что смысл жизни каждого смертного лишь в том, чтобы любить и быть любимым. В ХХ веке она стала не просто символом милосердия, но вместе со своими послушницами являла реальную силу, с которой нельзя было не считаться. Ею восхищались, перед ней преклонялись, ее боготворили. Матери Терезе открывались двери и хижин, и дворцов. Она завоевала дружбу с великими мира сего — папами, президентами, королями. Но несмотря на все это, будучи человеком огромной известности и популярности, в своем Ордене она продолжала совершать самую обыденную работу. Но делала ее с великой Любовью.


Леонид Рошаль – это доктор, который появляется в самую сложную минуту. Война, теракт, завал – это те ситуации, в которых приходится работать, и где ему нет равных. Детский хирург, автор научных работ, обладатель многих титулов и орденов спас жизни не одному человеку.


Задание 2. В каких ситуациях мы  можем увидеть проявление милосердия?

1. _________________________________________________________________________________________
2. _________________________________________________________________________________________

3. _________________________________________________________________________________________

4.  _________________________________________________________________________________________

5. _________________________________________________________________________________________

Задание 3. Попробуйте объяснить слова:

Зло-дей – __________________________________________________________________________________

Зло-умышленник – _________________________________________________________________________

зло-словить – ______________________________________________________________________________

зло-честивый – ____________________________________________________________________________