Школа: МОУ СШ №1 г. Джанкоя
Учитель начальных классов: Безверхая Оксана Петровна
Класс: 3 класс
Программа: Школа России.
Предмет: русский язык
Тема: «Основа слова»
Цель: формирование понятия основа слова, развитие умения морфемного анализа слов.
Планируемые результаты:
Предметные:
- формировать умение выделять основу слова;
- формировать представление о сходстве и различии состава однокоренных слов и разных форм одного и того же слова
Личностные:
- формировать познавательную мотивацию, адекватную самооценку;
– воспитывать уважение к мыслям и настроениям другого человека.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- развитие умение логической постановки и решение проблем, способность делать умозаключения; развивать умение навык а грамотного письма;
Регулятивные УУД:
- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать учебные действия, действовать по алгоритму;
Коммуникативные УУД:
- развивать навыки сотрудничества при работе в парах, в группах, при взаимодействии с учителем, формировать умение слушать и слышать.
Материалы и оборудование: ПК, проектор, раздаточный материал, учебник «Русский язык» (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)
Ход урока
1.Организационный момент
-Здравствуйте ребята.
Долгожданный дан звонок.
Начинается урок,
Будем грамотно писать,
Тайны слова познавать.
-Сегодня на уроке мы будем опять познавать новое. Как вы думаете, какими вам для этого нужно быть? (Внимательными, наблюдательными, дружными).
-Ребята, я желаю вам сегодня удачи!
2. Актуализация знаний.
. ! ?
- Что за знаки вы видите на доске? (Знаки препинания, подлежащее и сказуемое, приставка, корень, суффикс, окончание)
- На какие группы можно распределите эти знаки? (Знаки препинания, члены предложения, части слова-морфемы)
- Молодцы, вы правильно сгруппировали все знаки.
- Что за морфемы вы видите? (Приставка, корень, суффикс, окончание)
- Что такое приставка? Для чего она служит? ( Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
- Что называют корнем? (Корень слова - это главная значимая часть слова)
- Что такое окончание? Для чего оно служит? (Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении)
- И что такое суффикс? Для чего служит он суффикс? (Суффикс- это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)
- Какая часть слова является основной? (Корень слова)
3. Работа в парах
- Сейчас вы поработаете в парах. У вас на партах карточки красного цвета. Ваша задача распределить слова в три столбика.
- Какой первый шаг вам нужно сделать прежде, чем распределить слова? (Разобрать слова по составу)
(работают с карточками)
Переходы, нога, ночка, вагоны. |
- Проверьте себя, как вы выполнили задание
Кол-во ошибок | отметка |
без ошибок | 5 |
1 ошибка | 4 |
2-3 ошибки | 3 |
4 и более ошибок | ! |
- Это задание и следующие, оценим по следующим критериям.
- Выставьте баллы в лист самооценки в столбик «Работа в паре».
Лист самооценки «Оцени свои знания»
Имя____________ Фамилия ___________
Работа в паре | Работа в группе | Самостоятельная работа | Количество баллов | Моя отметка | Отметка учителя |
| | | | | |
4.Самоопределение к деятельности. Определение темы и задач урока
- Откройте учебник на стр.73
-Сравните схему в учебнике и на доске.
- Какого знака не хватает? (не хватает основы слова).
- А мы его знаем?
-Какая тема урока? Сформулируйте ее (Тема нашего урока «Основа слова»)
-Правильно.
- Какова цель нашего урока? (Узнать, что такое основа слова)
- Какие задачи мы должны поставить на уроке перед собой? (Узнать, что такое основа, как графически выделяется основа в слове, находить основу слова в словах, из чего состоит основа слова)
1.Что такое основа слова?
2.Как графически выделяется основа?
3.Как найти основу слова?
4. Что входит в основу слова?
- Посмотрев на схему в учебнике, вы, наверное, обратили внимание на то, каким графическим знаком выделяется основа.
- Ученые договорились между собой и решили, что основу будут выделять вот таким графическим знаком. Посмотрите на доску.
5.Работа в группе.
- Для того чтобы узнать, что такое основа, вам нужно будет поработать в группах по 4 человека и выполнить задание на карточках. Повернитесь друг к другу.
- Давайте вспомним правила работы в группе? (Работать дружно, слушать друг друга, не перебивать, распределить обязанности)
- Обратите внимание. К каждой карточке прилагается инструкция. После выполнения задания попробуйте сформулировать определение, что же такое основа.
Инструкция для задания в группах: Прочитайте слова Разберите все слова по составу Понаблюдайте и сделайте вывод о том, что такое основа слова Выделите основу в последних двух словах улица листочки ягоды заморозки дорога водный |
- Давайте проверим, как вы разобрали слова по составу.
- Попробуйте дать свою формулировку, что такое основа? (Основа - это часть слова без окончания)
- Оцените свою работу в группе в листе для самооценки
5 баллов – у меня все получилось.
4 балла – были затруднения, но я справился.
3 балла – у меня не получилось работать в группе.
6.Работа по теме урока
-Как вы думаете, где мы можем получить точный ответ на вопрос «Что такое основа»? (в учебнике)
-Откройте учебник на стр. 95 . Прочитайте правило
-Итак, что называется основой слова? (Основа слова - это часть слова без окончания)
- Как найти основу слова? (Чтобы найти основу слова, нужно отделить окончание)
- Что заключено в основе слова? (Лексическое значение слова)
- Что входит в основу слова? (в основу слова входит только приставка, корень, суффикс)
- Умницы.
7. Составление алгоритма по выделению основы слова.
- Ребята, посмотрите на задание в упр. 178, в каких словах нас просят найти основу слова? (Пушистый, снежинки, улетят).
-Выделим основу в этих словах и составим алгоритм.
- Что такое основа? (это часть слова без окончания)
-Какой первый шаг сделаем перед тем, как найти в слове основу? (Выделим окончание)
( Выделить окончание)
- Как найти в слове окончание? (нужно изменить форму слова)
- Отделяю окончание и нахожу основу.
( Выделить основу)
-В остальных словах выделите основу сами и объясните, записывая в тетрадку.
-Кто сможет по алгоритму выделить основу?
-Хорошо, молодцы.
8. Физкультминутка
Если услышите слово с окончанием а, подпрыгивайте и похлопайте в ладоши над головой. Если услышите другое окончание – приседайте и похлопайте перед собой.
Река, озеро, пила, утро, звезды, роса.
9.Сравнение однокоренных слов и форм слова (Работа с текстом)
- Найдите в сведениях учебника, ответ на вопрос
- Что заключено в основе слова? (Лексическое значение.)
-Как вы это понимаете?
-Чтобы уточнить ваши ответы, мы поработаем с текстом.
-Упр. 179, какое задание сначала нужно выполнить? (Прочитать)
- О чем говорится в тексте? (Ящерица лежала на камне, а рядом грелись на солнышке ящерята)
-Найдите в тексте описание ящерки (Головка у нее маленькая, а хвост длинный)
- А как ящерка спасается от врагов? Найдите это в тексте и прочитайте
(Если ящерицу поймать за хвост, то она его отбросит).
-Ребята, а какие слова нам говорят о том, что ящерица нравится автору?
( Любуюсь, головка, ящерка).
- А теперь прочитайте первое задание!
- Как записать эти слова? Прочитайте? (Записать группами: в одну однокоренные слова, в др - формы одного и того же слова)
-Давайте уточним, как запишем эти слова?
- С чего начнем работу? (Найдем однокоренные слова)
-Посмотрите внимательно, сколько их? (3 слова)
- Какие? (Ящерица, ящерята, ящерка)
- Хорошо, записываем
- А что во второй столбик запишем? (формы слова)
- Формы какого слова? (ящерица)
- Записываем (Ящерица, ящерицей, ящерицу)
- Выделите основу в словах каждого столбика
- Что сначала нужно сделать? (Отделить окончание, потом выделить основу)
- Сравните основу в двух столбиках? Что заметили?
- Какой вывод можно сделать? (Основа в однокоренных словах разная, а в формах слова одинаковая)
- Мы с вами сделали очень важный вывод, что в формах слова основа одинаковая, а в однокоренных словах разная.
- Как вы теперь можете отличить однокоренные слова от форм слова? (По основе слова. Если основы в словах разные – это однокоренные слова, если основы одинаковые – это формы слова.)
- Ребята, докажите, что слова в первом столбике являются однокоренными?
(У них один корень и значение у этого корня одинаковое).
- Корень- это то, что объединяет однокоренные слова.
- Можем ли мы сказать, что лексическое значение слов одинаковое? (Нет, не можем)
- Почему лексическое значение этих слов разное? (Потому что разная основа)
- Какой вывод мы можем сделать? (Лексическое значение слова заключено в основе слова).
-В какой части слова заключено его лексическое значение, то есть значение данного конкретного слова? (В основе слова)
- Молодцы ребята!
10.Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа.
- Сейчас я вам предлагаю выполнить самостоятельную работу. Возьмите зеленые карточки. Самостоятельно разберите слова по составу.
(учащиеся работают с разноуровневыми карточками)
Разбери слова по составу Школа, подводный, травка. | Разбери слова по составу Подберезовик, бобрята, приморский, журналисты. |
- Сверьтесь, как вы выполнили задание.
- Поставьте себе отметку в листе самооценки в столбик «Самостоятельная работа».
кол-во ошибок | отметка |
без ошибок | 5 |
1 ошибка | 4 |
2-3 ошибки | 3 |
и более ошибок | ! |
11.Подведение итогов урока. Рефлексия
- Что нового вы узнали на уроке? Продолжите фразы
Я узнал…….
Я научился….
- Какая форма работы больше всего понравилась на уроке?
- А сейчас оцените свою работу на уроке
- Служите свои баллы и запишите их в столбик «Количество баллов».
- Подсчитайте общее количество баллов и в 5 столбике «Моя отметка», выставьте себе отметку за урок.
20-18 баллов – 5
17-15 баллов – 4
14-10 баллов – 3
- Передайте листы самооценки на первые парты, в последний столбик отметку за урок выставлю вам я.
12. Домашнее задание
Р.т.с. 51 № 128