СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока 3 класс Основа слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока 3 класс Основа слова»

Школа: МОУ СШ №1 г. Джанкоя

Учитель начальных классов: Безверхая Оксана Петровна


Класс: 3  класс

Программа: Школа России.

Предмет: русский язык

Тема: «Основа слова»

Цель: формирование понятия основа слова, развитие умения морфемного анализа слов.

Планируемые результаты:

Предметные:

- формировать умение выделять основу слова;

- формировать представление о сходстве и различии состава однокоренных слов и разных форм одного и того же слова

Личностные:

- формировать познавательную мотивацию, адекватную самооценку;

– воспитывать уважение к мыслям и настроениям другого человека.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

- развитие умение логической постановки и решение проблем, способность делать умозаключения; развивать умение навык а грамотного письма;

Регулятивные УУД:

- формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, контролировать и оценивать учебные действия, действовать по алгоритму;

Коммуникативные УУД:

- развивать навыки сотрудничества при работе в парах, в группах, при взаимодействии с учителем, формировать умение слушать и слышать.

Материалы и оборудование:  ПК,  проектор, раздаточный материал, учебник «Русский язык» (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)
















Ход урока

1.Организационный момент

-Здравствуйте ребята.

Долгожданный дан звонок.

Начинается урок,

Будем грамотно писать,

Тайны слова познавать.

-Сегодня на уроке мы будем опять познавать новое. Как вы думаете, какими вам для этого нужно быть? (Внимательными, наблюдательными, дружными).

-Ребята, я желаю вам сегодня удачи!

2. Актуализация знаний.



. ! ?

- Что за знаки вы видите на доске? (Знаки препинания, подлежащее и сказуемое, приставка, корень, суффикс, окончание)

- На какие группы можно распределите эти знаки? (Знаки препинания, члены предложения, части слова-морфемы)

- Молодцы, вы правильно сгруппировали все знаки.



- Что за морфемы вы видите? (Приставка, корень, суффикс, окончание)

- Что такое приставка? Для чего она служит? ( Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

- Что называют корнем? (Корень слова - это главная значимая часть слова)

- Что такое окончание? Для чего оно служит? (Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении)

- И что такое суффикс? Для чего служит он суффикс? (Суффикс- это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)

- Какая часть слова является основной? (Корень слова)



3. Работа в парах

- Сейчас вы поработаете в парах. У вас на партах карточки красного цвета. Ваша задача распределить слова в три столбика.

- Какой первый шаг вам нужно сделать прежде, чем распределить слова? (Разобрать слова по составу)

(работают с карточками)



Переходы, нога, ночка, вагоны.

- Проверьте себя, как вы выполнили задание

Кол-во ошибок

отметка

без ошибок

5

1 ошибка

4

2-3 ошибки

3

4 и более ошибок

!

- Это задание и следующие, оценим по следующим критериям.







- Выставьте баллы в лист самооценки в столбик «Работа в паре».

Лист самооценки «Оцени свои знания»

Имя____________ Фамилия ___________

Работа в паре

Работа в группе

Самостоятельная работа

Количество баллов

Моя отметка

Отметка

учителя







4.Самоопределение к деятельности. Определение темы и задач урока

- Откройте учебник на стр.73

-Сравните схему в учебнике и на доске.

- Какого знака не хватает? (не хватает основы слова).

- А мы его знаем?

-Какая тема урока? Сформулируйте ее (Тема нашего урока «Основа слова»)

-Правильно.

- Какова цель нашего урока? (Узнать, что такое основа слова)

- Какие задачи мы должны поставить на уроке перед собой? (Узнать, что такое основа, как графически выделяется основа в слове, находить основу слова в словах, из чего состоит основа слова)

1.Что такое основа слова?

2.Как графически выделяется основа?

3.Как найти основу слова?

4. Что входит в основу слова?







- Посмотрев на схему в учебнике, вы, наверное, обратили внимание на то, каким графическим знаком выделяется основа.





- Ученые договорились между собой и решили, что основу будут выделять вот таким графическим знаком. Посмотрите на доску.

5.Работа в группе.

- Для того чтобы узнать, что такое основа, вам нужно будет поработать в группах по 4 человека и выполнить задание на карточках. Повернитесь друг к другу.

- Давайте вспомним правила работы в группе? (Работать дружно, слушать друг друга, не перебивать, распределить обязанности)

- Обратите внимание. К каждой карточке прилагается инструкция. После выполнения задания попробуйте сформулировать определение, что же такое основа.

Инструкция для задания в группах:

  1. Прочитайте слова

  2. Разберите все слова по составу

  3. Понаблюдайте и сделайте вывод о том, что такое основа слова

  4. Выделите основу в последних двух словах

улица листочки

ягоды заморозки

дорога водный

- Давайте проверим, как вы разобрали слова по составу.

- Попробуйте дать свою формулировку, что такое основа? (Основа - это часть слова без окончания)

- Оцените свою работу в группе в листе для самооценки



5 баллов – у меня все получилось.

4 балла – были затруднения, но я справился.

3 балла – у меня не получилось работать в группе.

6.Работа по теме урока

-Как вы думаете, где мы можем получить точный ответ на вопрос «Что такое основа»? (в учебнике)

-Откройте учебник на стр. 95 . Прочитайте правило

-Итак, что называется основой слова? (Основа слова - это часть слова без окончания)

- Как найти основу слова? (Чтобы найти основу слова, нужно отделить окончание)

- Что заключено в основе слова? (Лексическое значение слова)

- Что входит в основу слова? (в основу слова входит только приставка, корень, суффикс)

- Умницы.

7. Составление алгоритма по выделению основы слова.

- Ребята, посмотрите на задание в упр. 178, в каких словах нас просят найти основу слова? (Пушистый, снежинки, улетят).

-Выделим основу в этих словах и составим алгоритм.

- Что такое основа? (это часть слова без окончания)

-Какой первый шаг сделаем перед тем, как найти в слове основу? (Выделим окончание)

( Выделить окончание)

- Как найти в слове окончание? (нужно изменить форму слова)

- Отделяю окончание и нахожу основу.

( Выделить основу)

-В остальных словах выделите основу сами и объясните, записывая в тетрадку.

-Кто сможет по алгоритму выделить основу?

-Хорошо, молодцы.

8. Физкультминутка

Если услышите слово с окончанием а, подпрыгивайте и похлопайте в ладоши над головой. Если услышите другое окончание – приседайте и похлопайте перед собой.


Река, озеро, пила, утро, звезды, роса.



9.Сравнение однокоренных слов и форм слова (Работа с текстом)

- Найдите в сведениях учебника, ответ на вопрос

- Что заключено в основе слова? (Лексическое значение.)

-Как вы это понимаете?

-Чтобы уточнить ваши ответы, мы поработаем с текстом.

-Упр. 179, какое задание сначала нужно выполнить? (Прочитать)

- О чем говорится в тексте? (Ящерица лежала на камне, а рядом грелись на солнышке ящерята)

-Найдите в тексте описание ящерки (Головка у нее маленькая, а хвост длинный)

- А как ящерка спасается от врагов? Найдите это в тексте и прочитайте

(Если ящерицу поймать за хвост, то она его отбросит).

-Ребята, а какие слова нам говорят о том, что ящерица нравится автору?

( Любуюсь, головка, ящерка).

- А теперь прочитайте первое задание!

- Как записать эти слова? Прочитайте? (Записать группами: в одну однокоренные слова, в др - формы одного и того же слова)

-Давайте уточним, как запишем эти слова?

- С чего начнем работу? (Найдем однокоренные слова)

-Посмотрите внимательно, сколько их? (3 слова)

- Какие? (Ящерица, ящерята, ящерка)

- Хорошо, записываем



- А что во второй столбик запишем? (формы слова)

- Формы какого слова? (ящерица)

- Записываем (Ящерица, ящерицей, ящерицу)

- Выделите основу в словах каждого столбика

- Что сначала нужно сделать? (Отделить окончание, потом выделить основу)

- Сравните основу в двух столбиках? Что заметили?

- Какой вывод можно сделать? (Основа в однокоренных словах разная, а в формах слова одинаковая)



- Мы с вами сделали очень важный вывод, что в формах слова основа одинаковая, а в однокоренных словах разная.

- Как вы теперь можете отличить однокоренные слова от форм слова? (По основе слова. Если основы в словах разные – это однокоренные слова, если основы одинаковые – это формы слова.)

- Ребята, докажите, что слова в первом столбике являются однокоренными?

(У них один корень и значение у этого корня одинаковое).

- Корень- это то, что объединяет однокоренные слова.

- Можем ли мы сказать, что лексическое значение слов одинаковое? (Нет, не можем)

- Почему лексическое значение этих слов разное? (Потому что разная основа)

- Какой вывод мы можем сделать? (Лексическое значение слова заключено в основе слова).

-В какой части слова заключено его лексическое значение, то есть значение данного конкретного слова? (В основе слова)

- Молодцы ребята!

10.Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа.

- Сейчас я вам предлагаю выполнить самостоятельную работу. Возьмите зеленые карточки. Самостоятельно разберите слова по составу.

(учащиеся работают с разноуровневыми карточками)

Разбери слова по составу


Школа, подводный, травка.


Разбери слова по составу


Подберезовик, бобрята, приморский, журналисты.



- Сверьтесь, как вы выполнили задание.

- Поставьте себе отметку в листе самооценки в столбик «Самостоятельная работа».

кол-во ошибок

отметка

без ошибок

5

1 ошибка

4

2-3 ошибки

3

  1. и более ошибок

!

11.Подведение итогов урока. Рефлексия

- Что нового вы узнали на уроке? Продолжите фразы


Я узнал…….

Я научился….

- Какая форма работы больше всего понравилась на уроке?


- А сейчас оцените свою работу на уроке

- Служите свои баллы и запишите их в столбик «Количество баллов».

- Подсчитайте общее количество баллов и в 5 столбике «Моя отметка», выставьте себе отметку за урок.

20-18 баллов – 5

17-15 баллов – 4

14-10 баллов – 3

- Передайте листы самооценки на первые парты, в последний столбик отметку за урок выставлю вам я.

12. Домашнее задание

Р.т.с. 51 № 128



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!