СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока №3 Тема: «Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока №3 Тема: «Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов»»

Конспект урока №3

Тема: «Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов»

Цель: изучить процесс пищеварения в желудке и двенадцатиперстной кишке.

Задачи:

1. Образовательные: изучить особенности строения и функций желудка и двенадцатиперстной кишки; сформулировать знания о процессах, происходящих в желудке и двенадцатиперстной кишке; изучить действие ферментов.

2. Развивающие: развитие понятий «процесс пищеварения», «ферменты», «органы пищеварения»; развитие умений выявлять морфологические признаки объектов, умений работать с учебником; развитие мышления.

3. Воспитательные: формирование научного мировоззрения на примете изучения пищеварения в желудке и двенадцатиперстной кишке; гигиеническое воспитание на примере заболеваний кишечника.

Образовательные результаты:

1. Личностные: формирование познавательного интереса; формирование ценности здорового образа жизни;

2. Метапредметные: умение находить информацию в различных источниках и преобразовывать ее из одной формы в другую, умение применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач, умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

3. Предметные: выделение существенных признаков процессов питания; выделение особенностей строения желудка и двенадцатиперстной кишки.

Основные понятия: пищевод, желудок, пепсин, сфинктер, двенадцатиперстная кишка, поджелудочная железа, трипсин, печень, желчь, фермент, субстрат, кишечная палочка, дисбактериоз.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесные, наглядные.

Оборудование: модель строения органов человека.













Ход урока.

I Организационный момент. (1-2 минуты)

Раздаю карточки с рефлексией. В конце урока ученики их заполняют.

Что нового я узнал?

Какие трудности возникли при изучении данной темы?

Принес ли я пользу на уроке? Если да, то какую?

1.



2.



3.



II. Опрос домашнего задания. (10-15 минут)

1. Работа с заданиями у доски (2 человека)

Задание №1: «Горячий стульчик»

Даны 10 понятий, записанных на доске. Ученик, сидящий спиной к доске должен отгадать понятия по определениям, которые дают учащиеся остального класса.

Для первого ученика: ячейки, рецепторы вкуса, пульпа, кариес, клыки.

Для второго ученика: зубная эмаль, дентин, резцы, слюнные железы, пульпит.

2. Работа с дидактическими карточками (2 человека)

Карточка №1.

Назовите части зуба, обозначенные под цифрами 1-5.

Какова функция зубов?















Карточка №2.

Развитие какого заболевания показано на рисунке? Что образуется на месте углубления? Каким воспалением это сопровождается?

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Фронтальный опрос (2 человека)

Вопрос 1: как правильно ухаживать за зубами?

Вопрос 2: какие заболевание зубов вы знаете?

III. Целеполагание.

На прошлом уроке мы изучили строение ротовой полости и слюнные железы. Это первый этап пищеварения. Давайте вспомним, какие органы идут после потовой полости?

IV. Изучение нового материала. (20-25 минут)

1. Желудок.

Пищевой комок после ротовой полости через глотку проходит в пищевод. Устьице пищевода снабжено сфинктером – кольцевыми мышцами, которые препятствуют обратному движению пищи из желудка в пищевод. Снаружи пищевой комок, пропитанный слюной, подвергается действию желудочного сока, а внутри – продолжают работать ферменты слюны. Постепенно пищевой комок превращается в кашицу.

Как вы думаете, меняется ли форма и размер желудка в зависимости от количества принятой пищи?

Желудок – это самая широкая часть пищеварительного канала. Он меняет свою форму и размер в зависимости от объема пищи. Объем желудка взрослого человека может вместить 3 литра пищи.

В оболочке желудка находится много желез. Одни – выделяют слизь, защищающую стенки желудка от желудочного сока и раздражающих веществ, другие – выделяют соляную кислоту. Железистые клетки секретируют важный фермент – пепсин. Этот фермент расщепляет белки. Соляная кислота – необходимая среда для работы пепсина.

Рассмотрим рисунок 95 на стр. 206.

Какое строение имеет желудок? Как вы думаете, какую роль он играет?

Желудок имеет следующее строение:

Средний слой стенки состоит из гладких мышц, с помощью которых перемешивается пища и пропитывается желудочным соком. Постепенно мышцы проталкивают пищу к двенадцатиперстной кишке. Между желудком и двенадцатиперстной кишке располагается кольцевая мышца – сфинктер. Так же, как и между пищеводом и желудком, сфинктер открывается и пропускает пищу далее, в двенадцатиперстную кишку.

Если человек съел недоброкачественную пищу, формируется рвотный рефлекс и содержимое желудка выбрасывается наружу. Рвота может быть вызвана раздражением корня языка. Иногда раздражение корня языка применяют чтобы искусственно вызвать рвоту, для удаления недоброкачественной пищи из желудка.

2. Двенадцатиперстная кишка.

Это начальная часть тонкой кишки. Тонкий кишечник – это длинная извилистая трубка 5-6 метров, которая состоит из трех отделов: двенадцатиперстная кишка, тощая кишка и подвздошная кишка. В стенках тонкого кишечника имеется два слоя гладких мышц: наружный – продольный и внутренний – кольцевой. Двенадцати перстная кишка в длину 27-30 см, что примерно соответствует ширине сложенных вместе 12 пальцев.

В тонком кишечнике на пищевую кашицу действует кишечный сок. Это продукт совместной деятельности поджелудочной железы, печени и желез тонкого кишечника. Кишечный сок имеет слизь, желчь и пищеварительные ферменты, которые расщепляют все группы органических веществ.

Желчь – зеленовато-желтая жидкость с горьким вкусом. От ее воздействия распадаются жиры на мелкие капельки. Под таким видом они становятся доступными для действия ферментов. Нейтрализуя кислую среду пищевого комка, поступившего из желудка, желчь активизирует ферменты поджелудочной железы, например, трипсин – фермент, расщепляющий белки до аминокислот.

Работа с учебником.

Прочитайте пункт «Пищеварительные ферменты» и «Микроорганизмы кишечника» на стр. 209, и ответьте на следующие вопросы:

1. Что такое субстрат?

2. В каких условиях работает фермент?

3. Что такое дисбактериоз?

V. Закрепление. (3-5 минут)

1. Продолжим заполнять схему «Строение пищеварительной системы человека» (см. приложение 1)

Что расположено под цифрами 13-15?

2. Ответить на вопросы:

- Какую функцию выполняют мышечный слой стенки желудка?

- Как изменяется пищевой комок в желудке?

- Как пища попадает в двенадцатиперстную кишку?

3. Заполнить карточку с рефлексией.

VI. Домашнее задание.

§32. Заполнить таблицу «Ферменты»

Отдел пищеварительного канала

Ферменты пищеварительного тракта

Субстрат

Конечные продукты

Ротовая полость

Амилаза

Крахмал

Глюкоза

Желудок

Пепсин

Белки

Разрывает белковую молекулу на ряд коротких фрагментов, пептидов

Двенадцатиперстная кишка

Трипсин

Пептиды

Полный распад пептидов

Амилаза

Крахмал

Глюкоза

Липаза

Жиры

Глицерин и жирные кислоты



Схема: «Строение пищеварительной системы человека» Приложение 1




Ротовая полость (1-2):

1 – зубы

2 – язык


Слюнные железы (3-5):

3 – поднижнечелюстная

4 – подъязычная

5 – околоушная


6 – глотка

7 – пищевод

8 – желудок

9 – поджелудочная железа


Печень (10-12):

10 –

11 –

12 –


Тонкая кишка (13-16):

13 – двенадцатиперстная кишка

14 – тощая кишка

15 – подвздошная кишка


Толстая кишка (16-22):

16 –

17 –

18 –

19 –

20 –

21 –

22 –