«География буддизма в России»
БУДДИЗМ в России ‑ одна из распространённых на территории страны религиозных традиций. Традиционными районами, где исповедуется буддизм, являются Бурятия, Тыва, Калмыкия, Тюменская область, Забайкальский край и Иркутская область. Также буддийские общины существуют в Санкт-Петербурге, Москве и других российских городах.
Буддизм в России никогда не был основной традиционной религией, поскольку главенствующую роль играло православие.
Первые свидетельства о существовании буддизма на территории современной России относятся к VIII веку н. э. и связаны с государством БОХАЙ, которое в 698-926 годах занимало часть сегодняшних Приморья и Приамурья. Бохайцы, чья культура испытывала большое влияние соседних Китая, Кореи и Маньчжурии, исповедовали буддизм.
На территории Российского государства буддизм существует с начала XVII века, когда некоторые калмыцкие племена приняли российское подданство. А тибетский буддизм распространился и в Бурятии ‑ сюда его принесли монгольские и тибетские ламы.
В 1741 году Указом императрицы Елизаветы Петровны буддизм был признан в Российской империи официально.
В 1764 году Екатерина II учредила пост Пандито хамбо-ламы ‑ главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. Это утверждение считается признанием буддизма одной из традиционных религий России.
В 1766 году бурятские ламы, в свою очередь, признали Екатерину Великую воплощением БЕЛОЙ ТАРЫ (просветлённого существа) на земле.
Именно в России, в Санкт-Петербурге, был открыт первый в Европе храм-ДАЦАН, вокруг которого образовалась община из представителей не только этносов ‑ носителей буддизма, но и русских, а также представителей других национальностей.
Буддизм объединяет сегодня три этноса, три народа России: это буряты, калмыки, тувинцы. В России буддизм обретает также популярность среди русских и других народов.
Буддийский религиозный календарь, как и мусульманский и иудейский, лунный. 5 февраля 2019 года у буддистов начнется 2562 год эры нирваны, которая началась в день смерти Будды. Месяцы не имеют каких-либо особенных названий, а просто именуются «первый», «второй» и так далее вплоть до «двенадцатого».
Главными религиозными праздниками буддистов являются: ДЕНЬ БУДДЫ (Скадава или Весак; 15-го числа четвертого месяца), НОВЫЙ ГОД (Сагаалган), ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ БУДДЫ (8-го числа четвертого месяца), ДЕНЬ ДХАРМЫ (Чуинкор или Асалха; 4-го числа шестого месяца).
В соответствии с буддийским календарем праздничным считается 15-й день (полнолуние) каждого лунного месяца, кроме того, хорошими днями считаются также 5, 8, 10, 25 и 30-е числа каждого месяца.
Празднование НОВОГО ГОДА проходит в разные годы между концом января и серединой марта, в первое весеннее новолуние по лунному календарю.
За две недели до наступления Нового года буддисты начинают уборку домов, покупают новую одежду, заготавливают самые вкусные яства. Церемония духовного очищения проходит 30-го числа двенадцатого месяца (последний день старого года): монахи зажигают ритуальный костер (обычно на перекрестках дорог, где концентрируются все злые силы), в который бросают чучело злого божества, его гибель в огне символизирует духовное очищение.
В полночь во всех монастырях ламы начнут произносить молитву-мантру ЧИДИРСАН, которая закончится лишь с восходом солнца в первый день года. Празднование самого Нового года начинается лишь утром 1-гочисла наступившего года с праздничного завтрака. Потом все идут в храм, где читают молитвы-мантры.
ДЕНЬ БУДДЫ самый священный день для всех буддистов, трижды благословенный день. В этот день случились сразу три великих события в жизни Будды: его последнее земное рождение, просветление и погружение в нирвану. Между первым и последним событием прошло 80 лет, Просветленным он стал в 35 лет, но все это, согласно традиционной биографии Будды, произошло в один день. Целую неделю монахи рассказывают в храмах о жизни Будды, вокруг храмов и монастырей движутся торжественные процессии, изображая театрализованные версии этих трех событий его биографии. В процессиях и храмовых службах принимают участие не только монахи, но и миряне.
В этот день особенно важно делать добрые поступки и опасно грешить: значение всех поступков возрастает во много раз. Буддийские монахи в связи с этим даже осуществляют довольно своеобразный ритуал: ловят или покупают живую рыбу и отпускают ее назад в реки и озера.