расширить знания о растениях и животных пресного водоёма, их приспособленности к условиям жизни; уметь классифицировать обитателей водоема; уметь выявлять связи между обитателями пресного водоёма; знать о необходимости бережного отношения к обитателям водоёма и их охране; воспитывать интерес к окружающему миру.
Этап урока | Содержание урока |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент | -Ребята, послушайте, какая тишина! Это в школе начались уроки. Мы не будем тратить время зря, И приступим все к работе. | - Приветствуют учителя, настраиваются на успешную деятельность. |
2. Актуализация знаний | -Ребята, отгадайте загадку Ромашки, клевер, васильки, В ковре зелёном у реки! Где пчёлки шустрой стаей Нектар с утра глотают? -О каком природном сообществе идет речь? Показ слайда презентации Беседа -Почему же луг- это природное сообщество? | -О луге - -Луг – это природное сообщество, т.к. растения, животные, грибы и микроорганизмы, живущие на лугу, тесно связаны между собой. Например, растения, погибающие осенью, за зиму при участии бактерий перегнивают, а на них вырастают новые. |
3. Самоопределение к деятельности | - дома вы подготовили загадки об обитателях луга. -прочтите их нам , а мы их отгадаем. 1. Это растение строго соблюдает режим дня. В народе его называют «часики». 2.Спал цветок – и вдруг проснулся, больше спать не захотел, Шевельнулся, встрепенулся, взвился вверх и улетел. 3.Это растение чутко реагирует на изменения погоды и время суток. Перед ненастьем и на ночь растение сжимает лепестки цветков своей яркой по всему свету на белых парашютах 4.Эту птицу увидеть очень трудно, а услышать легко. Она очень криклива, повсюду слышится: «крекс», « крекс». 5.Это насекомое «поёт ногами». 6.Стоит в поле сестрички – Жёлтый глазок, белые реснички Посмотрите внимательно на кроссворд. В нём скрывается тема нашего сегодняшнего урока. -Отгадайте, ребята, это слово. Какие цели и задачи мы поставим к теме урока. | - несколько уч-ся читают загадки, остальные их разгадывают - гвоздика - бабочка - одуванчик - коростель -кузнечик - ромашка Дети отгадывают слово водоём -Узнать о разнообразии животного и растительного мира, узнать как охранять водоёмы |
4. Работа по теме урока | - Вспомните какие виды водоёмов вы знаете? Какие виды водоемов вы помните? Поэтапно составим схему
водоём
искусственный естественный
солёный пресный
река болото пруд озеро Рассмотрите изображение водоёма. - Как вы думаете водоем – это природное сообщество? -На этот вопрос мы найдем ответ, когда поближе познакомимся с водоемом. - представьте, что вы находитесь на берегу пресного водоёма. На что вы сразу обратите внимание? - На поверхности воды мы встретим плавающие зеленые листочки – это ряска, на огромных зелёных листьях можно увидеть кубышку и кувшинку, которые крепятся корнями ко дну, а листья плавают на поверхности. - А как вы думаете почему листья плавают на поверхности? - А как вы думаете почему листья плавают на поверхности? Это происходит не только потому, что достаточно большая площадь листа. У кувшинковых растений в корневище, стебле и листе имеется много воздушных ходов - воздухоносных полостей, которые на листе видны даже невооружённым глазом. Это обеспечивает не только газообмен, но и помогает удерживаться листу на поверхности воды. К тому же поверхность самого листа покрыта восковым налётом. В толще воды плавают рдест и элодея Некоторые растения прикрепляются корнями ко дну водоема( рогоз, камыш, стрелолист) – Как вы думаете, какую роль выполняют растения в водоёме? | -естественный и искусственный -пресный и соленый Река, озеро, пруд, болото. -река -Предположения детей -На растительность. Высказывают предположения Растения выделяют в воду кислород, которым дышат животные. -Эти растения дают приют и пищу насекомым, жучкам, паучкам, рачкам, малькам рыб. |
Физкультминутка | Утром стрекоза проснулась, Улыбнулась, потянулась. Раз – водой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, На четыре – улетела. | Выполняют движения по тексту. |
Продолжение работы по теме урока | – Продолжим разговор об обитателях пресного водоёма. Богат животный мир водоёмов. В пресных водах обитает много разнообразных насекомых - клопы -водомерки, которые стремительно передвигаются по воде. Как вы думаете, почему насекомые не тонут? В толще воды плавают хищные жуки плавунцы, растительноядные головастики лягушек и жаб. На дне живут речные раки . которые кормятся останками мертвых животных. На стеблях и листьях пресноводных растений можно встретить моллюсков - улиток и ракушек. Какую функцию выполняют раки? – Постоянными обитателями пресных водоёмов являются рыбы, например карась, щука, сом, карп. – Среди обитателей пресноводных водоёмов мы встречаем зверей с ценным мехом - бобра, нутрию, ондатру и выдру. Пресноводные водоёмы - это место обитания некоторых птиц-уток, гусей, цапель. -Ребята, чем отличаются животные пресного водоема от других животных. | Слушают и анализируют. их длинные ножки покрыты жиром, поэтому они не тонут. - Они санитары водоема. У животные пресных водоёмов в процессе эволюции сформировались приспособления к среде обитания - обтекаемая форма тела у рыб и млекопитающих; густой, смазанный жиром мех у зверей; наличие плавников у рыб, перепонок между пальцами задних ног лягушек, водоплавающих птиц и млекопитающих; длинный голый хвост млекопитающих, выполняющий роль руля. |
Закрепление материала | Мы с вами поговорили о животных водоема, а как они питаются? Есть ли экологические проблемы у обитателей водоема ? Нужно ли охранять водоем и как это делать? На эти вопросы вы ответите , работая в группах. Работа в группах. 1 группа : Составить цепи питания. 2 группа- Нарисовать знак -охрана водоема. 3.Найти решение экологических проблем. В пресном водоеме обитают различные живые организмы. Давайте же посмотри, как связаны растения и животные между собой. Приведите примеры цепи питания. -Как живут все обитатели водоема? Какой вывод можно сделать? -Кто может изменить жизнь обитателей водоема, вмешиваясь в жизнь этого сообщества? Каким образом? К чему это может привести? -Покажите знак охраны водоема, который вы нарисовали Расскажите, как необходимо охранять водоемы? Что надо делать, чтобы экологическое равновесие не нарушилось? | Личинки – карась-щука, насекомые – карась-щука Водоросли – рыбы – цапля Водоросли – моллюски – ондатра Вывод: Растения выделяют кислород, а им дышат животные. Рыбы и животные питаются растениями. Хищники питаются животными организмами. Щука-мелкой рыбой, клоп-водомерка - комарами. - Сообща. - Пресный водоем является природным сообществом, его надо охранять. -люди Люди бросают мусор в водоемы, моют машины. Промышленные производства сливают отработанную грязную воду. Люди ловят раков, дети-моллюсков. Гибнет рыба, растения, живые существа. Отлов раков, приведет к загрязнению водоемов, увеличению больных рыб, угрозе растениям. Уничтожение моллюсков - к замутнению воды, угрозе растениям. ( Показывают знак) Сохранять редкие растения, не ловить раков, моллюсков, не губить лягушек, головастиков - будет много комаров. Охранять и беречь природу.) . |
Подведение итогов | -с каким природным сообществом мы сегодня познакомились? -Что выяснили? - Ответили мы на поставленный вопрос? Оцените себя: -Мне понравилось выполнять задание | .Водоем пресный водоем – это природное сообщество, т.к. все обитатели живут сообща. Все обитатели приспособлены к жизни в воде. Природное сообщество водоема необходимо охранять, т.к. человек не может прожить без пресной воды -Да. |
Домашнее задание | Учитель объясняет д/з | Дети записывают |