СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока 4 класс. тема Древние Соборы

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока Изо в 4 классе по программе Неменского, тема Древние соборы

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока 4 класс. тема Древние Соборы»

Класс:4 Предмет: изо.Тема: Древние соборы

Задачи:

Образовательные: Повторить и закрепить знания о древних городах России, познакомить с устройством храма.

Развивающие:

1.Развивать логическое мышление учащихся;

2.Обогащать словарный запас учащихся предметной терминологией.

3.Развивать воображение, любовь к прекрасному

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся взаимопомощь и самостоятельность, любовь к русской культуре и архитектуре.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цели деятельности учителя: Совершенствовать знания учащихся об устройстве храма древнего города, развивать логическое мышление, внимание учащихся; обогащать словарный запас учащихся предметной терминологией, воспитывать чувство прекрасного, коллективизм, самостоятельность, интерес к урокам изобразительного искусства , архитектуре России.

Планируемые результаты:

Предметные: знают устройство храма, умеют делать макет храма.

Личностные: признают собственные ошибки; умение слышать и слушать друг друга

Метапредметные: регулятивные: организуют самомопроверку выполненной работы; познавательные: выполняют макет храма, сравнивают разные способы выполнения макета; коммуникативные: высказывают свое мнение при обсуждении задания; при выполнении задания в паре слушают друг друга, договариваются, объединяют результаты при совместной презентации решения.

Цель урока:


1. познакомить учащихся с историей создания древних соборов;

2. дать представление об особенностях архитектуры соборов;

3. развивать навыки конструирования из бумаги, творческие

способности учащихся;

4. осуществлять межпредметные связи (изо, окружающий мир,

литература);

5. способствовать воспитанию патриотических чувств, развивать любовь

к русской культуре, своему краю;

6. развивать умение работать в группе, проявлять взаимодействие,

взаимопомощь.


Оборудование: для учителя- репродукции

для учащихся: гуашь, кисти, бумага, клей, учебник Л. А. Неменская «Изобразительное искусство» в 4 классе

Зрительный ряд:

Репродукции – Соловецкий монастырь

Преображенская церковь, Кижи

Успенский собор в Москве

Покровский собор

Колокольня Ивана Великого

Литературный ряд: Отрывок стихотворения М. Просянникова.

Незнакомые слова:

Тын, архитектура, арка, свод, закомары, купол, барабан, глава, апсида, алтарь, иконостас, оклад, Аристотель Фиораванти, Барма, Постник,


1. Сообщение темы урока.

Друзья, урок начнём,

И разговор наш поведём

О соборах Древней Руси –

Гордости нашей страны.

Мы узнаем, составные части храмов, их виды, познакомимся с правилами поведения в храме.

2. Повторение пройденного.

Как начиналось строительство каждого древнего поселения?

Обычно для постройки древнерусского городища выбирали холмистую местность, на богатых лесом берегах рек и озёр. Лесные чащи давали человеку пищу и материал для построек.


Чтобы защититься от врагов, каждое городище обносили крепостной стеной, вбивали в землю частокол – забор из огромных, заострённых вверху брёвен, в старину такой забор называли – тыном (тын). Отсюда, само название «город» произошло от древних слов «городили»,

«огораживали». На углах крепостной стены и по сторонам сооружались башни. На заострённых верхушках башен располагались сторожевые вышки.

Башни были глухие и проездные. Проездные башни были более высокими, с толстыми стенами. Их проезды закрывались массивными воротами. У ворот строили мост через реку, который по необходимости опускался и поднимался (демонстрирует работу моста).

Какое жильё использовали древние славяне?

За крепостной стеной помещалось очень многое: храмы или соборы, колокольни, рыночная площадь, княжеский двор, палаты знатных людей и избы.

Все постройки у славян были деревянные, так как жили они в лесу, а лес давал им много строительного материала. Каждая семья строила для себя деревянный, рубленый дом-избу, иногда двух или трёхэтажный. Улиц, подобных современным, не было. Постройки располагались то очень близко друг к другу, что невозможно было между ними передвигаться, то очень широко.


Свой дом хозяин старался украсить и защитить от злых духов. Поэтому часто на крышах домов можно было увидеть голову коня.

Конёк - это древнейший символ, связанный с жизнью крестьянина. На крыше, в домашней утвари, даже в игрушках у детей - везде использовался образ конька, горделивый, скачущий, статный.

3. Изучение новой темы.

Учитель.

Чем мы должны завершить строительство нашего городища?

(высказывания детей).


В центре любого поселения на самом высоком и красивом месте посреди площади строили собор – главный храм.

Для чего строили храмы в поселениях?

(высказывания детей).

Учитель.

На Руси храмы стали строить с принятием христианства. Храм для людей - Дом Божий. Жители всей округи собирались (отсюда и название «собор») на церковные службы, здесь же читали княжеские указы, провозглашали важные решения. Вид собора показывал могущество и славу города и князя. И строить собор, было делом княжеской чести, воплощением его гордых замыслов.


Постройка здания храма была рассчитана на то, чтобы вызвать восхищение современников, а само здание было долговечным. Строительным материалом для построения храмов вначале было дерево, а затем – камень. Храм возвышался над избами, напоминая собой образ богатыря, но не устрашающего, а крепкого, надёжного, уверенного в своей силе.

Храмархитектурное сооружение.

Архитектура – вид изобразительного искусства, зодчество, искусство проектировать и строить.


Здания храмов различны по форме. Они могут быть в форме продолговатого прямоугольника, круглые и более сложные – крестообразные.

Башня Соловецкого монастыря Кижи


Во внешнем виде храмов выделяют основные части.

(Работа с учебником. Читают и определяют части храма на схеме)

Учебник стр. 55


Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга – это арка. Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод. Наружу здания своды выходят полукружиями – это закомары. Над стенами храма высится глава. Её венчает сверкающий на солнце купол, похожий на богатырский шлем. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба!

Ученик.

Завершением храмов служат купола. Они бывают различного цвета.

Золотые купола символизируют Божественную славу, храм построен в честь Господа.

Голубые, синие купола символ небесной чистоты и непорочности, храмы Божей Матери.

Зелёные – символ Пресвятой, Живоначальной Троицы, освященной в честь святого.

Цвет куполов зависит от материального состояния прихода.


Число куполов у храмов может быть различно: одна глава – в честь Иисуса Христа, три главы – в честь Святой Троицы, пять – в честь Иисуса Христа и четырёх евангелистов, семь – число церковных таинств.

Учитель. Таблица.

Таинство – чистосердечное исповедание своих грехов перед свидетелем Бога.

Семь таинств русской православной церкви:

  1. Крещение. (в воде, обливание водой, очищающей от грехов)

  2. Миропомазание. (освящение человека, смазывание ароматической смесью – миррой)

  3. Покаяние (исповедь). (раскрытие верующим своих грехов священнику и получение прощения)

  4. Причащение (евхаристия). (верующие приобщаются к христианству, освобождается от грехов хлебом и вином)

  5. Елеосвящение (соборование). (больному прощаются грехи, которые забыл или не успел огласить на исповеди)

  6. Брак (венчание).

  7. Священство. (рукоположение, посвящение в священнослужители, совершаемое епископом).

Учитель.

Внутреннее убранство храма подчинено определённым правилам. Центральное место занимает алтарь, он располагается в восточной части храма. Полукруглый выступ церкви с восточной стороны называется апсида. Алтарь отделён от основного помещения храма иконостасом, перегородкой, на которой укреплены иконы. Икон в храме много, разного размера и в разном убранстве, окладе.

Кроме икон, храм украшают росписи на стенах, различные эпизоды из Священного писания.

Успенский собор.

Первое упоминание Успенского собора в летописях было обнаружено в XII веке. Связано оно с похоронами князя Юрия Даниловича, павшего в Орде.

В 1326 году 4 августа Иван Калита на этом месте начинает строительство нового собора. Собор возводится на самой высокой точке Москвы, строили его из белого камня. Простоял он 150 лет, постепенно разрушался.


Иван III решил строить храм снова. Он пригласил из Италии архитектора и военного инженера Аристотеля Фиораванти. Четыре года ушло на строительство собора. Собор был похож на Успенский собор в городе Владимире, но более торжественный и величественный. Высота его достигала 35 метров.


В Успенском соборе в торжественной обстановке венчались на царство цари, русские воины, уходя в бой клялись не пощадить жизни для защиты Москвы и всей Руси.


За всю историю собор реставрировался несколько раз. Начиная с августа 1991 года, Успенский собор функционирует и как собор, и как музей одновременно, всё в нём остаётся неприкосновенным.

Покровский собор.

Храм Василия Блаженного, или Покрова Божией Матери на Рву – такое полное название этого собора. Построен был он в 1555-1561 годах на месте Троицкой церкви, состоит из 9 церквей на одном фундаменте. Необычайно красивый.


История возникновения собора связана с именем Ивана Грозного. В походах на Казань царь терпел неудачи. Иван грозный дал себе такой обет, клятву. Если одержит победу над Казанским ханством, построит на Красной площади в Москве грандиозный храм. Слово своё он сдержал. Заказал постройку мастерам Барме и Постнику Яковлеву, но многие исследователи сейчас сходятся на мнении, что это был один человек – Иван Яковлевич Барма, по прозванию Постник. Также бытует легенда, будто после постройки Грозный велел ослепить мастеров, чтобы они не смогли построить ничего подобного.


Храм построен из кирпича, высота его 65 метров.

Центральная часть храма увенчана великолепным шатром. Окружают его со всех сторон купола приделов, ни один из них не похож на другой, отделка барабанов тоже различна.


При церкви жил блаженный Василий. Он был наделён даром ясновидения, предсказывал некоторые события. Его чтил и даже побаивался Иван Грозный. После смерти Василий Блаженный погребён на кладбище Троицкой церкви. По распоряжению царя, мощи, останки Василия были перенесены к Покровскому собору. На могиле Василия Блаженного стали совершаться чудесные исцеления. Так у Покровского собора появилось и другое название – собор Василия Блаженного.


При каждом храме строилась колокольня – сооружение для подвески колоколов. Самая известная в Москве – Колокольня Ивана Великого на Соборной площади.


5. Физминутка.

6. Практическая работа

1 группа готовит модель и сообщение о соборе.

2 группа – модель и сообщение о колокольне.

8. Правила поведения в храме.

Православные богослужения требуют внимания и сосредоточенности. Поэтому верующие соблюдают тишину в церкви. Молятся православные стоя, для престарелых и немощных есть места для сидения. Во время службы следует стоять лицом к алтарю. По традиции женщины, идя в храм, покрывают голову, чаще платками, мужчины должны обязательно снимать головной убор.

10. Итоги урока. Рефлексия.

- Что нового узнали за время выполнения проекта?

- Какие трудности испытывали при изготовлении макета?

- Где можно его применить?

11. Оценки за урок.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!