«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МОУ ________ № ___
_________ /________________
Муниципальное общеобразовательное учреждение _______ № _____
муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области
Рабочая программа по ИЗО
(базовый уровень)
6 класс
Учитель: ____________
2017 – 2018 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по учебным предметам «Изобразительное искусство 5-8 классы» Москва «Просвещение» 2010 (Стандарты второго поколения), авторской программы по изобразительному искусству /В. С. Кузин, С.П. Ломов, Е.В. Шорохов и др. «Изобразительное искусство. 5-9 классы», / М.: Дрофа, 2010.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К КОНЦУ 1 КЛАССА
Обучение детей изобразительному искусству должно быть направлено на достижение комплекса следующих результатов:
Личностные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе:
• в ценностно-ориентационной сфере:
- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;
- принятие картины современного мира;
• в трудовой сфере:
-формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических творческих работ;
-готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
• в познавательной сфере:
- умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.
Мета предметные результаты изучения изобразительного искусства в основной школе проявляются:
• в развитии художественно-образного, эстетического типа мышления, формировании целостного восприятия мира;
• в развитии фантазии, воображения, художественной интуиции, памяти;
• в формировании критического мышления, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного искусства;
• в получении опыта восприятия произведений искусства как основы формирования коммуникативных умений.
В области предметных результатов общеобразовательное учреждение предоставляет ученику возможность на ступени основного общего образования научиться:
• в познавательной сфере:
-познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного искусства в жизни человека и общества;
-осваивать основы изобразительной грамоты, особенности образно-выразительного языка разных видов изобразительного искусства, художественных средств выразительности;
-приобретать практические навыки и умения в изобразительной деятельности;
-различать изученные виды пластических искусств;
-воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа произведений пластических искусств;
- описывать произведения изобразительного искусства и явления культуры, используя для этого специальную терминологию, давать определения изученных понятий;
• в ценностно-ориентационной сфере:
- формировать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей;
- развивать эстетический (художественный) вкус как способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров, осваивать картину современного мира;
- понимать ценность художественной культуры разных народов мира и место в ней отечественного искусства;
- уважать культуру других народов; осваивать эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, духовно-нравственный потенциал, аккумулированный в произведениях искусства; ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
• в коммуникативной сфере:
-ориентироваться в социально-эстетических и информационных коммуникациях;
- организовывать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
• в эстетической сфере:
- реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на эстетическом уровне;
- развивать художественное мышление, вкус, воображение и фантазию, формировать единство эмоционального и интеллектуального восприятия на материале пластических искусств;
- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового изобразительного искусства, уметь выделять ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности;
- проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры; формировать эстетический кругозор;
• в трудовой сфере:
- применять различные выразительные средства, художественные материалы и техники в своей творческой деятельности.
Методические особенности изучения предмета.
Основными содержательными линиями при изучении изобразительного искусства являются:
возникновение и виды пластических искусств;
язык и жанры изобразительного искусства;
художественный образ и художественно-выразительные средства живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства;
связь времен в искусстве на примере эволюции художественных образов.
Основными видами учебной деятельности учащихся являются:
восприятие произведений пластических искусств;
практическая творческая деятельность в различных жанрах, видах, художественных материалах и техниках.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане.
Предмет «Изобразительное искусство» рекомендуется изучать в 5—8 классах в объеме не менее 136 часов (по 34 часа в каждом классе).
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.
Виды художествен-ной деятельности | Универсальные учебные действия |
Рисование с натуры | Регулятивные: -определять последовательность действий на уроке; -учиться высказывать своѐ предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной; -учиться работать по предложенному учителем (или составленному самостоятельно) плану, схеме, инструкции; -учиться отличать верно выполненное задание от неверного, корректно исправлять недочеты и ошибки; -учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению. Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; -добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; –составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; –анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); –находить наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: -слушать и понимать речь других; -учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; -доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль посредством рисунка. |
Рисование на темы | Регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; -определять последовательность действий на уроке; -учиться высказывать своѐ предположение (версию), описывать на основе работы с иллюстрацией, картиной; - учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению. Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя или самостоятельно; -добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; -преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы по картине, иллюстрации, схеме; – выстраивать осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; – создавать самостоятельно алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; –составлять целое из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; –выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: -доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль посредством рисунка; -слушать и понимать речь других; -учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации |
Декоратино-прикладная деятельность | Регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя или самостоятельно; -определять последовательность действий на уроке; -учиться высказывать своѐ предположение (версию), описывать на основе деятельность работы с иллюстрацией, картиной; -учиться работать по предложенному учителем плану (или самостоятельно), схеме, инструкции; -учиться отличать верно выполненное задание от неверного, корректно исправлять недочеты и ошибки; - учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению. Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя или самостоятельно; -добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; –учить ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. –анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); –составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивать с восполнением недостающих компонентов; –выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: -доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль посредством рисунка; изделия. -слушать и понимать речь других; |
Содержание занятий в 6 классе.
Раздел обучения | Количество часов |
Рисование с натуры | 6 |
Рисование на темы | 18 |
Декоративно-прикладная деятельность | 10 |
Наблюдение за видимым миром (беседы) | проводятся в процессе занятий. |
№/п | Дата | К / ч | Раздел, тема | Основные понятия, содержание. |
План. | Факт/ Примечания |
1. | 2-6.09 | | 1 | Вводный инструктаж по ТБ. Тематическое рисование «Летний отдых» | Познакомиться с правилами техники безопасности при работе в кабинете; материалами и инструментами для уроков ИЗО, определить уровень своих знаний по предмету, учиться работать по памяти и представлению |
2. | 9-13.09 | | 1 | Полный цветовой круг | Уметь различать теплые и холодные цвета, контрастные и сближенные цвета, смешивать краски для получения нужного оттенка и цвета. |
3. | 16-20.09 | | 1 | Живопи-сные и графичес-кие упражне-ния | Учиться выполнять мазки разных видов; работать акварелью «по-сухому» и «по-влажному»; выполнять карандашом штриховку; выражать линией эмоции. |
4. | 23-27.09 | | 1 | Тематическое рисование «Искусство рисунка» | Учиться разбираться в графических изобразительных средствах. |
5. | 30.09-11.10 | | 1 | Выразительные возможности линейно-го рисунка | Учиться передавать пространство, варьируя толщину и тон линии в зависимости от положения объекта в пространстве, его формы и вашего замысла. Выполнять линейную зарисовку своего двора. |
6. | 14-18.10 | | 1 | Выразительные возможности тонового рисунка. Тоновые отношения в рисунке натюрморта. | Учиться выполнять рисунок осеннего дерева с натуры или по памяти с использованием законов линейной и воздушной перспективы. Проверить знание терминов по теме. |
7. | 21-25.10 | | 1 | Выразительные возможности тонового рисунка. Тоновые отношения в рисунке натюрморта. | Учиться выполнять рисунок осеннего дерева с натуры или по памяти с использованием законов линейной и воздушной перспективы. Проверить знание терминов по теме. |
8. | 4-8.11 | | 1 | Метод обобщения в линейном и тоновом рисунке. Проверочная работа «Искусство рисунка» | Знать особенности хохломской росписи и ее элементы, выполнить роспись разделочной доски. |
9. | 1115.11 | | 1 | Рисование на тему »Перспектива» | Учиться выполнять рисунок с натуры или по памяти с использованием законов линейной и воздушной перспективы. |
10. | 18-22.11 | | 1 | Рисование с натуры «Линейно-конструктивное построение изображений» | Учиться анализировать форму предметов, выполнять линейно-конструктивное построение предметов (натюрморт). |
11. | 25.11-6.12 | | 1 | Рисование с натуры «Особен-ности выполне-ния набросков животных» | Научиться рисовать животных с передачей пропорций, объемной фигуры, строения и цветовых оттенков шерсти. движения |
12. | 9-13.12 | | 1 | Рисование с натуры «Особенности выполнения набросков фигуры человека» | Знать жанр жи-вописи-портрет, пропорции тела человека, твор-чество выдаю-щихся мастеров-портретистов; уметь подбирать цветовое реше-ние, выполнять набросок с фи-гуры человека, рисунок-портрет. |
13. | 16-20.12 | | 1 | Натюрморт, Гризайль, Техника «алла прима», гуашь | Учиться писать учебные натюр-морты в технике гризайль, опре-делять в натуре и работе тоновые отношения между светом и тенью, между предме-тами в целом, предметами и фоном. Учиться придумывать тво-рческие натюрмо-рты, подбирая в соответствии с те-мой и творческим замыслом пред-меты, окружение и освещение на тему «Все профес-сии хороши» |
14. | 16-20.12 | | 1 | Натюрморт, Гризайль, Техника «алла прима», гуашь | Учиться писать учебные натюр-морты в технике гризайль, опре-делять в натуре и работе тоновые отношения между светом и тенью, между предме-тами в целом, предметами и фоном. Учиться придумывать тво-рческие натюрмо-рты, подбирая в соответствии с те-мой и творческим замыслом пред-меты, окружение и освещение на тему «Все профес-сии хороши». |
15. | 23-27.12 | | 1 | Рисование с натуры «Цветоведение». Проверочная работа « Живопись» | Проверить знание терминов по теме. Учиться определять цветовую доминанту картин. Написать натюрморт в теплом или холодном колорите. |
16. | 13-17.1 | | 1 | Декора-тивная работа «Новогодняя открытка» | Выполнить макет открытки, используя смешанную технику (рисование, аппликация),использовать несложные тексты шрифта |
17. | 20-31.01 | | 1 | Пейзаж как образ Родины. Живописные зарисовки элементов пейзажа. Воздуш-ное пространство в пейзаже. | Учиться опре-делять и пере-давать общий тон пейзажа. Выполнить нес-колько этюдов пейзажа в разное время дня. Пока-зать выразите-льность цвето-тоновой харак-теристики коло-рита. Учиться писать основные моти-вы пейзажа (не-бо, землю, рас-тительность, во-ду) и его элеме-нты (деревья, цветы, камни, стволы и ветки деревьев и т.д.) Учиться переда-вать воздушное пространство в своих работах. Выполнить этюд многопланового пейзажа с боль-шим открытым пространством |
18. | 3-7.02 | | 1 | Пейзаж как образ Родины. Живописные зарисовки элементов пейзажа. Воздуш-ное пространство в пейзаже. | Учиться опре-делять и пере-давать общий тон пейзажа. Выполнить нес-колько этюдов пейзажа в разное время дня. Пока-зать выразите-льность цвето-тоновой харак-теристики коло-рита. Учиться писать основные моти-вы пейзажа (не-бо, землю, рас-тительность, во-ду) и его элеме-нты (деревья, цветы, камни, стволы и ветки деревьев и т.д.) Учиться переда-вать воздушное пространство в своих работах. Выполнить этюд многопланового пейзажа с боль-шим открытым пространством |
19. | 10-14.02 | | 1 | Пейзаж как образ Родины. Живописные зарисовки элементов пейзажа. Воздуш-ное пространство в пейзаже. | Учиться опре-делять и пере-давать общий тон пейзажа. Выполнить нес-колько этюдов пейзажа в разное время дня. Пока-зать выразите-льность цвето-тоновой харак-теристики коло-рита. Учиться писать основные моти-вы пейзажа (не-бо, землю, рас-тительность, во-ду) и его элеме-нты (деревья, цветы, камни, стволы и ветки деревьев и т.д.) Учиться переда-вать воздушное пространство в своих работах. Выполнить этюд многопланового пейзажа с боль-шим открытым пространством |
20. | 17-28.02 | | 1 | Особенности выполнения деталей фигуры человека. Этюды и наброски кистью фигуры человека. | Учиться пере-давать индиви-дуальный цвет лица, объем и цвето-тоновые отношения голо-вы в целом, обо-бщено писать руки, отделяя верхнюю пове-рхность ладони и фаланг паль-цев от боковой. Учиться выпол-нять наброски фигуры человека быстро, фикси-ровать положе-ние тела в дви-жении. Выполнить серию этюдов и набросков фигу-ры человека кистью, решая различные твор-ческие задачи. |
21. | 3-7.03 | | 1 | Особенности выполнения деталей фигуры человека. Этюды и наброски кистью фигуры человека. | Учиться пере-давать индиви-дуальный цвет лица, объем и цвето-тоновые отношения голо-вы в целом, обо-бщено писать руки, отделяя верхнюю пове-рхность ладони и фаланг паль-цев от боковой. Учиться выпол-нять наброски фигуры человека быстро, фикси-ровать положе-ние тела в дви-жении. Выполнить серию этюдов и набросков фигу-ры человека кистью, решая различные твор-ческие задачи. |
22. | 10-14.03 | | 1 | Лепка «Фигура человека в движе-нии. Спорт». | Знать пропорции тела человека; механику разли-чных движений человеческой фигуры; уметь изображать фигуру человека с соблюдением анатомии и пропорций тела из пластилина. |
23. | 17-21.03 | | 1 | Композиционный центр картины. Работа над образом в композиции. Проверочная работа «Пейзаж. Портрет. Композиция» | Учиться делать работы цельными, создавать художественный образ. Выполнить иллюстрацию по произведениям А.С. Пушкина. Создать выразительный образ одного из героев. Проверить знание терминов по теме. |
24. | 31.03-11.04 | | 1 | Композиционный центр картины. Работа над образом в композиции. Проверочная работа «Пейзаж. Портрет. Композиция» | Учиться делать работы цельными, создавать художественный образ. Выполнить иллюстрацию по произведениям А.С. Пушкина. Создать выразительный образ одного из героев. Проверить знание терминов по теме. |
25. | 14.04-25.04 | | 1 | Декоративная работа «Области декоративного искусства» | Учиться определять, к какой области декоративно-прикладного искусства относится то или иное художественное произведение. Выполнить эскиз изделия (предмета быта, мебели и т.д.) |
26. | 28.4-2.05 | | 1 | Рисование с натуры «Натюр-морт из геометрических тел» | Учиться стили-зовать объекты изображения. Овладеть осно-вами декорати-вной композиции. Выполнить декоративную стилизацию любого художественного образа (растения, животного), создать декоративную композицию.возможностей цвета |
27. | 28.4-2.05 | | 1 | Декоративная работа «Орнаментальная композиция» | Учиться самостоятельно разрабатывать мотивы и на их основе строить различные виды орнамента. Выполнить эскизные разработки трех основных видов орнамента. |
28. | 5-8.05 | | 1 | Декоративная работа »Русский народный костюм» | Учиться выде-лять в северном русском наро-дном костюме составные части. Учиться «чи-тать» русский народный кос-тюм, определять по нему откуда прибыл чело-век(с севера-с юга), положение женщины (заму-жем или нет). Выполнить эскиз женского и мужского костю-мов в технике коллажа. |
29. | 5-8.05 | | 1 | Декоративная работа »Русский народный костюм»» | Учиться выде-лять в северном русском наро-дном костюме составные части. Учиться «чи-тать» русский народный кос-тюм, определять по нему откуда прибыл чело-век(с севера-с юга), положение женщины (заму-жем или нет). Выполнить эскиз женского и мужского костю-мов в технике коллажа. |
30. | 12-16.05 | | 1 | Дизайн «Формо-образование предме-тов» | Учиться выполнять дизайнерские проекты. Выполнить дизайнерский проект любого предмета быта или техники (чайного сервиза, кофеварки, мотоцикла и т.д.) |
31. | 12-16.05 | | 1 | Дизайн «Художественное оформление книги» | Учиться выполнять макет книги, согласовывая между собой внутренние и внешние элементы книги. Учитывая адресата книги, ее назначение, жанр. Работать в группах 4-5 человек. |
32. | 19-23.05 | | 1 | Дизайн »Геральдика». Проверочная работа «Декора-тивное искусст-во. Дизайн» | Учиться «читать» и разрабатывать гербы, соблюдая основные геральдические правила. Выполнить эскиз личного или фамильного герба. Проверить знание терминов по теме. |
33. | 26-30-05 | | 1 | Тематическое рисование»Архитектура» | Учиться строить архитектурный рисунок, работать от простого к сложному. Выполнить линейно-конструктивное построение одного из храмов. |
34. | 26-30.05 | Темати-ческое рисова-ние «Портрет-шутка» | 1 | Передавать логическую связь между изображаемыми объектами композиции, проявлять фантазию. | Знать особенности карикатуры, шаржа; пропорции и мимику лица; уметь составить и нарисовать шуточный портрет |
Согласовано.
Протокол заседания ШМО гуманитарного цикла
от «_____» ___________2017 года
___________
Согласовано.
Заместитель директора
по УВР Захарова Е.А.
___________«_____» ___________2017 г.