СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока 6 класс "Расцвет Руси при Ярославе

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока 6 класс "Расцвет Руси при Ярославе»

Предмет: история

Дата:

Класс: 6-А

Тема: "Расцвет Руси при Ярославе Мудром".

Учитель: Осташевская А.А


Цели:

  • Образовательные: Раскрыть процессы государственного и культурного развития Руси при Ярославе Мудром.

  • Развивающие: Совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой, развивать навыки групповой работы, учить анализировать исторические документы, научить сравнивать, сопоставлять полученную информацию, ставить и разрешать проблемы, видеть причинно-следственные связи.

  • Воспитательные: Воспитание чувства патриотизма и гордости за свой народ, его исторический выбор.

Основные понятия: «Русская Правда», династические браки.

Важнейшие даты: 1019–1054 – правление Ярослава Мудрого.

1036 г. – разгром Ярославом печенегов под Киевом;
1030 г. – основание города Юрьева ;

Оборудование: Карта «Киевская Русь в IX–XI вв.», презентация, раздаточный материал (отрывки из «Русской Правды»)

Форма урока: личностно-ориентированный проблемный урок.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока


1. Организационный момент

Вступительное слово учителя.

Здравствуйте! Давайте, посмотрим друг на друга, улыбнёмся.
Сегодня мы будем говорить об эпохе Древнерусского государства в первой половине XI века при Ярославе Мудром.
Прочитай эпиграф.

Эпиграф.

Сын Владимира Крестителя великий князь Ярослав Мудрый – первый правитель Руси, которого современники назвали царём. Историки же связывают с его именем расцвет Древнерусского государства. Справедливы ли эти суждения?
Из детской энциклопедии.

Ответить для себя на этот вопрос – значит понять природу сегодняшней нашей цивилизации. Это главная учебная цель для всех нас. Давайте сформулируем тему урока, исходя из его главной цели – предлагайте! Тема нашего урока «Расцвет Руси при Ярославе Мудром»

1) На сегодняшнем занятии мы узнаем о государственном и культурном развитии Руси при Ярославе Мудром.

2) Научимся составлять из разных фрагментов учебный проект и кластер.

3) Освоим новый способ личной оценки поворотных моментов в судьбе своего народа, научимся оценивать свои ответы.

Актуализация по теме урока. Вот перед вами река – времени. Вы уже знаете, что до конца 10 века сформировалось Древнерусское государство, чему способствовала политика первых русских князей.

Выделим главные итоги деятельности первых русских князей и их вклад в укрепление могущества Древней Руси. Внимание, задание. Слайд 3-4

Правильно соотнесите события истории Руси со временами правления князей. Какой вклад внёс

Олег

Игорь

Ольга

Святослав

Владимир

Объединение Киева и Новгорода в Русское государство.

Подтверждение мирного договора с Византией.

Установление размеров дани и места её сбора.

Военные походы против Византии, Болгарии, Хазарии и Волжской Булгарии.

Крещение Руси.


Обратите внимание на карту (работа с атласом)

. Обратимся к отрывку из «Повести временных лет» и отметим места правления сыновей Владимира на землях Древней Руси. Зачитаем отрывок внятно и чётко.

«Было у него (Владимира) 12 сыновей... И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, Святополка в Турове, Ярослава в Ростове. Когда умер старший брат Вышеслав, посадил в нём (в Новгороде) Ярослава, а Бориса посадил в Ростове, Глеба – в Муроме, Святослава в Древлянской земле, Мстислава – в Тмутаракани».

– Молодцы, вы справились с заданиями.

Микроитог: Т.о., при Владимире Древняя Русь усилилась, была сформирована основная территория Киевской Руси. Посмотрите на реку времени, но расцвет Древнерусского государства приходится на период правления князя Ярослава, сына Владимира, получившего прозвище «Мудрый».

– Внимание на доску.

– Что означает слово «мудрый»? 

– Прочитай (ученик зачитывает) определение из толкового словаря живого великорусского языка Владимира Даля.

Ответы:

2. Логичный, с холодным рассудком.
3.Справедливый, умный, дальновидный.
4. Добрый, простодушный, открытый.

Выберите правильный ответ

Слово учителя.

Борьба за власть сыновей Владимира. Слайд 7-8

Владимир умер в 1015 году. Между его 12 наследниками началась упорная борьба за власть. «Повесть временных лет» рассказывает о ней с пристрастием, оправдывая победителя – Ярослава Владимировича, правившего в Новгороде.

Первым неповиновение отцу выказал Ярослав, отказавшись посылать дань в Киев. И только смерть Владимира помешала столкновению отца с сыном.

Когда умирал Владимир, сына Бориса не было в Киеве: он выступил в поход против печенегов. У Святополка, старшего сына Владимира, рыло немало сторонников среди киевлян, и они признали его своим князем. Но, зная о любви многих на Руси к Борису, Святополк решил избавиться от опасного соперника, а также от Глеба, подослав к ним тайных убийц. Позже Святополк, прозванный в народе Окаянным, организовал убийство еще одного брата –Святослава. (Борис и Глеб в дальнейшем были причислены церковью к лику святых.)

Получив известие о смерти отца и убийстве братьев, Ярослав во главе наемной варяжской дружины и новгородского ополчения выступил против Святополка. Тот призвал на помощь печенегов. Войска киевского и новгородского князей встретились поздней осенью 1016 года у городка Любеч. Борьба между Ярославом и Святополком шла с переменным успехом. Решающее столкновение произошло в 1019 году на реке Альте. Святополк был разбит и бежал. Ярослав утвердился на киевском престоле.

Но и на этом усобицы между сыновьями Владимира не закончились. Борьбу с киевским князем начал еще один сын Владимира – Мстислав, княживший в Тмутаракани. В 1024 году Мстислав разбил войска Ярослава. И только в 1036 году, после его смерти, Ярослав стал единоличным правителем Руси.

1. Почему в борьбе со Святополком победил Ярослав?
2. Почему Ярослав не стал единоличным правителем? Слайд 9

Микроитог: Ярослав получил власть, в сущности, незаконным путём и только к 1019 году захватил власть, а к 1036 году стал единоличным правителем. По форме правления Древнерусское государство можно отнести к феодальной монархии. Высшая власть принадлежала киевскому князю. Важным условием прочности государства становилась личность князя, его умение побеждать. Именно таким государственным деятелем был Ярослав.

Обратимся к справочному материалу. Назовите дату правления князя

Ярослава. Слайд 10

Годы правления Ярослава Мудрого – 1019–1054 гг.

А теперь ознакомимся с текстом учебника и выполним задания по

группам.

1 группа: Выберите из текста, страницы45-46 предложения, раскрывающие внутреннюю политику Ярослава, за которые князь мог получить прозвище «Мудрый». Слайд 11

2 группа: Выберите из текста, страницы47-48 предложения, раскрывающие внешнюю политику Ярослава, за которые князь мог получить прозвище «Мудрый». Слайд 12-14

3 группа: На основе текста сравним правление Карла Великого в Западной Европе в 9 веке и Ярослава Мудрого в Восточной Европе в 11 веке. Заполнить таблицу. Слайд 15

Что общего в правлении Ярослава Мудрого и Карла Великого?


1-я, 2-я группы поработаем вместе. Перед вами карта. Я прошу озвучить те действия, за которые князь Ярослав получил прозвище «Мудрый»:

– Борьба с печенегами

Разгромив печенегов, князь обеспечил мирное развитие государства.

– Строительство городов Юрьев и Ярославль

– Династические браки

Династические браки свидетельствуют о признании Руси средневековым миром. Ярослав породнился со Швецией, Венгрией, Византией, королевой Франции стала его дочь Анна.

– Строительство Киевской и Новгородской соборов святой Софии. При Софийских соборах стали собирать летописные своды. Распространение христианства способствовало развитию образования. При Ярославе началось каменное строительство на Руси.

– строительство Киево-Печерского монастыря. Избирается первый митрополит из русских Илларион.

– Реконструкция города Киева.

Европейский летописец Адам Бременский называл Киев украшением Востока и соперником Константинополя, а его главные ворота как и в Константинополе названы золотыми. Страной городов «Гардарикой» называли соседи государство Ярослава.

– Создание Русской Правды.

Полны ли ваши ответы или требуется дополнение. Обратимся к справочному материалу все.

Микроитог:

Т.о., с именем Ярослава связан расцвет Древнерусского государства. Именно при нём оно достигло наибольшего могущества, превратившись во влиятельную силу на Западе и Востоке.

Богатела страна, изменялись отношения.

А теперь ознакомимся с жизнью общества по законам «Русской Правды» и определим свою позицию: можно ли принятие этих законов считать мудрым поступком.

Переход к «Русской Правде».

  1. Что изменил закон Ярослава, от чего он избавил жителей Руси?

  2. На твой взгляд, для того времени закон Ярослава можно считать мудрым?

  3. Почему в современном мире мы не используем такой закон?

Микроитог:

Стремясь установить порядок в стране, Ярослав ввёл в действие первый письменный свод законов – Русскую Правду. Согласно новому закону была отменена кровная месть и введена система денежных штрафов. Этот документ укреплял власть князя и государства.

3 группа: На основе текста сравним правление Карла Великого в Западной Европе в 9 веке и Ярослава Мудрого в Восточной Европе в 11 веке.

Заполнить таблицу.

Что общего в правлении Ярослава Мудрого и Карла Великого? слайд 16

  • Оба организовали строительство церквей, переписывание книг, создание школ.

  • Оба издавали законы.

  • Оба избавили своих подданных от войн.

  • Обоих именовали высшим титулом средневекового европейского правителя – «император» или, по-другому, «цезарь, царь».

Учитель: Ярослав в начале своего правления в 1016 году, ввёл в действие писаный свод законов – Русскую Правду. Слайд 17

У вас на столах есть справочный материал, найдите определение термину «Русская Правда» (прочитай).

А теперь поместите словарное слово с термином в проект. Прочитай отрывок (ученик зачитывает) из «Русской Правды». Какое наказание по «Русской Правде» Ярослава Мудрого полагается убийце за его преступление, если у убитого не было родственников? (убийца расплачивался деньгами). Выберите правильный ответ.

Теперь сравните толкование слова «мудрый» и закон, который издал Ярослав Мудрый.

Какое наблюдается противоречие? Можешь ли ты – человек 21 века -признать такое решение мудрым? Какой возникает вопрос? (Никто не имеет право отнимать жизнь у другого человека.)

Отвечают дети и приходят к выводу: Почему Ярослава назвали Мудрым.

Требуется дополнение. Обратимся к справочному материалу. Теперь укрепим справочный материал в проект.

Текст.

В 1036 году разгромил кочевников – печенегов под стенами Киева и избавил Русь от их постоянных набегов. После 1036 года начал украшать свою столицу Киев, который стали называть вторым Константинополем, а самого Ярослава самовластцем земли Русской и нашим царём. В Киеве и Новгороде были построены храмы Святой Софии, при которых собирались библиотеки, переписывались книги, составлялись летописи, открывались школы.

Карл Великий правил Франкским королевством с 768–814 года. В многочисленных военных походах присоединил к Франкскому королевству большинство земель бывшей Западной Римской Империи, прекратив тем самым войны, которые вели на этой территории разные племена и варварские государства. В 800 году короновался в Риме императорской короной. Чтобы обеспечить христианский мир в дополнение к «Салической Правде» франков рассылал по всем землям новые императорские законы и указы. По его приказу строились церкви, собирались и переписывались книги, открывались школы.

Микроитог:

Закрепление материала

В течение урока каждый из вас выполнил исследовательскую работу, а вместе мы создали кластер. А цель у нас одна. Какая? Объяснить эпиграф урока.

Вернёмся к учебной задаче

Сын Владимира Крестителя великий князь Ярослав Мудрый – первый правитель Руси, которого современники назвали царём. Историки же связывают с его именем расцвет Древнерусского государства. Справедливы ли эти суждения?

Итог урока: выводы.

Высок был авторитет князя за пределами Руси и среди подданных, неслучайно его назвали первым царём на Руси. В благочестии своём Ярослав сравнивался с библейскими царями, в полноте власти – с византийскими цезарями. Величие России от величия Ярослава Мудрого. Расцвет древнерусского государства возможен только в мирное время. А потому, пусть всегда будет солнце!

Оценки за урок.

Домашнее задание

Рефлексия слайд 32

продолжить следующие предложения:

1) Сегодня я узнал, что…

2) Самым интересным для меня было то, что…

3) Мне непонятно…

4) Я ещё хотел бы узнать