СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока А.П.Чехов "Мальчики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

4 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока А.П.Чехов "Мальчики"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7









Конспект урока

по литературному чтению

4 класс Е

Тема: А.П. Чехов «Мальчики».








Разработал учитель

начальных классов

Опарина В.С.




2020 год

Конспект урока по теме: А.П.Чехов «Мальчики».

УМК: Школа России

Учебный предмет: Литература

Класс: 

Тема: А.П.Чехов «Мальчики».

Цель: научиться раскрывать смысл произведения.

Задачи:

- совершенствовать умение выполнять анализ художественного произведения; 

- формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять план текста;

- отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения;

- развивать аналитико-синтезирующее мышление, артикуляционный аппарат учащихся, антипатию (смысловую догадку) детей, произвольную память;

-расширять оперативное поле чтения; усиливать коммуникативные свойства речи;

- воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми, внимание, веру в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности

Планируемые результаты:

Предметные:

-научатся: раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять план текста, пересказывать основное содержание произведения, определять тему и главную мысль произведения

Метапредметные:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- учиться давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке. 

Познавательные: -анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника)

- выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. 

Регулятивные: -читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

-осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу; 

-фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке

Личностные: выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении 

Коммуникативные: оценивать под руководством учителя поступки героев произведения и свои собственные с точки зрения моральных ценностей.











Ход урока:

I.Самоопределение деятельности.

-Проверьте свою готовность к уроку, лежит ли у вас учебник, тетрадь и пенал.

-Приветствие учителя.

20 с

II.Актуализация знаний.

Проверка домашнего задания.

- С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?


-Кто автор произведения? 



-Какое это произведение по жанру? 



-В чем заключается главная мысль повести Толстого? 



-Чему учит это произведение?











Речевая разминка

- Для того, чтобы догадаться о чём пойдёт речь в произведении с которым мы сегодня познакомимся, внимательно прочитайте стихотворение

Моя семья – надежный крепкий тыл.

Со мною мать, отец, сестрёнки, братья…

Здесь могут охладить ненужный пыл,

Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.

Дом пахнет пирогами и теплом,

Да лаской добрых рук любимой мамы.

И, если гроз и бед нагрянет гром,

Помогут пережить легко, без драмы.

Здесь, улыбаясь, скажут: «Впереди

Успехи будут, только постарайся.

Учись, трудись и с песнею иди,

А если виноват, пойми, раскайся.



- Как вы думаете, почему именно для речевой разминки я взяла стихотворение З. Маркиной?

- Ребята, мы продолжаем знакомиться с литературными произведениями.


- На каждом уроке вы их читали, анализировали, а какие писатели вам запомнились?


- Писатели, о которых шла речь, относятся к классикам русской литературы, как вы понимаете эти слова?






- Обратите внимание на экран. Перед вами фамилии поэтов и писателей в фамилии которых пропущены буквы.

- Попробуем их восстановить. Вставим пропущенные буквы и узнаем фамилию писателя, с произведением которого мы будем работать.


- Итак, это фамилия…



- «Два брата».



- Л. Н. Толстой.



- Повесть.


-у каждого человека есть своё счастье. Выбрав жизненный путь, не стоит жалеть о потраченном времени.


-произведение учит придерживаться своих убеждений и быть в них решительным. Младший брат рискнул и стал царём. И хоть царствование было недолгим, но он не жалел о содеянном- будет о чем вспомнить. Другой брат так же остался верен своим убеждениям. Он был доволен, что прожил хоть и не богатую жизнь, но зато без горя.









Моя семья – надежный крепкий тыл.

Со мною мать, отец, сестрёнки, братья…

Здесь могут охладить ненужный пыл,

Тут я делюсь любым мгновеньем счастья.

Дом пахнет пирогами и теплом,

Да лаской добрых рук любимой мамы.

И, если гроз и бед нагрянет гром,

Помогут пережить легко, без драмы.

Здесь, улыбаясь, скажут: «Впереди

Успехи будут, только постарайся.

Учись, трудись и с песнею иди,

А если виноват, пойми, раскайся.


-Возможно произведение с которым мы сегодня познакомимся будет о семье.








- К классикам литературы относятся те писатели, которые внесли в развитие нашей русской литературы значимый вклад. Они написали превосходные произведения, которые читают люди не только в нашей стране, но и во всем мире.



(Тют. ев, Ф. т, Ми. алков, Т. лстой, Ершо.).








- Чехов













2 мин

Работа по теме урока.

Подготовленные учащиеся рассказывают сведения из биографии писателя.


- XIX век подарил нам прекрасных писателей. Одним из них является А. П. Чехов

-Сейчас Ульяна и Даша напомнят вам некоторые моменты жизни А.П.Чехова.



















































-Что вы можете сказать о судьбе писателя? Какой была его жизнь.


-Почему?



-Что было хорошего в его жизни? 




-Кем он стал? 


-А где учился писатель? 

Выставка книг

-Рассмотрим и познакомимся с некоторыми книгами (Сборник рассказов «Мальчики»«Ванька»«Сборник повестей и рассказов»)

-Мы кратко познакомились с биографией писателя.

-Ребята, о чем будет произведение, с которым нам предстоит работать?



Словарная работа

- А. П. Чехов жил более ста лет назад. В тексте мы можем встретиться в тексте с устаревшими, незнакомыми для нас словами.


Физминутка (гимнастика для глаз)

Общие вопросы

- Что вы можете сказать о семье Королевых? 


- Как родители и дети относились друг к другу?


-О чем мечтали мальчики?

- Опасное ли это было?

- Какой они представляли себе жизнь в Америке?

- Могли ли сбыться их мечты?


-Дадим характеристику главным героям.



- Назовите главных героев рассказа.

1. Характеристика Чечевицына.

- Как появился Чечевицын в доме Королёвых?


- Зачитайте отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына. 

- Что заинтересо

вало девочек в образе Чечевицына?



- Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын? 



- Как он себя называет? 


- А ещё в его рассказе кто-нибудь так называет?



- С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой Маши?







- Каким казался Чечевицын Кате и Соне? 

- Почему он казался Кате и Соне героем?


-Ребята, сделайте вывод. Каким был Чечевидцын?









2. Характеристика Володи Королёва.

- А сейчас поговорим о другом главном герое рассказа. Это Володя Королёв.

- Прочитайте, как вёл себя Володя накануне побега? 

- Как вы думаете, Володя трусил?



- Давайте прочтём диалог Чечевицына с Володей и ответим на вопрос:

-Почему Володя Королёв всё же согласился бежать в Америку?


- Какими чертами характера обладал Володя? 

- А сейчас давайте поговорим об их поступке.


- Что узнали девочки подслушав разговор Володи и Чечевицына в спальне? 


- Чтобы совершить побег, надо ли быть целеустремлённым человеком?

- Каких людей мы называем целеустремлёнными?

-Сделайте вывод. Каким был Володя?






-Подведём итог и сравним ребят





- Чем закончился рассказ?


-Как вы считаете, автор осуждает мальчиков за их поступок?


-Какая главная мысль произведения? Чему оно учит?











Отношения в семье Королёвых

-Какие отношения царят в семье Королёвых? Найдите и выделите цветом существительные, характеризующие семейные отношения.














Ульяна: - Антон Павлович Чехов родился в 1860 году в городе Таганроге, в семье мелкого торговца. Дед и отец Чехова были крепостными. Егор Чехов (дед) выкупился на волю за большие деньги, скопленные им за много лет.

В детстве Антон Чехов с раннего утра до позднего вечера работал в лавке, владельцем которой был его отец. Позже, когда он поступил в гимназию, заниматься приходилось только до обеда, а потом до позднего вечера он находился в лавке.

Неудивительно, что в младших классах Антон учился плохо и дважды оставался на второй год. Работать приходилось много и трудно.



Даша : - с семи лет от роду Чехов был определен в греческую школу, где пробыл два года, а в 1869 году Чехов поступает в Таганрогскую гимназию. Когда Антону исполнилось шестнадцать лет, отец разорился и переехал в Москву. Антон остался один на три года в Таганроге заканчивать гимназию. Чтобы содержать себя, он давал уроки отстающим ученикам. Именно в этот период и проявился писательский талант Чехова

За свои 44 года Чеховым было написано много произведений. Его знают не только у нас, но и за границей. По его произведениям поставлены пьесы, сняты кинофильмы. Чехов не писал специально для детей, но много писал о детях. Например, «Ванька»«Каштанка».



-тяжёлой.



-потому что ему приходилось трудиться в лавке отца, его отец был суровым человеком.



-был врачом, печатался в журналах, получил хорошее образование.



-писателем, врачом.

-В гимназии.










- о семье







Глоссарий Приложение 1






-ответы с иллюстраций.














-Володя Королёв, Чечевицын - его друг.







-Он для них показался загадочным, т. к. был занят своими мыслями и не интересовался забавами.



-Важным, умным.


-МонтогимоЯстребинный Коготь.



-Не называют, т. к. в нём видят просто только друга Володи господина Чечевицына.



-С кашей из чечеви-цы, т. к. для неё Чечевицын просто мальчик, а не какой не МонтогимоЯстребинный Коготь.



-Он был для них неустрашимым человеком, который решился бежать в Америку и добывать там золото и слоновую кость, охотиться на львов и тигров. А ещё он рычал как тигр.


- Вывод:Чечевицын– по натуре лидер, целеустремленный человек.

Любым способом: убеждением, уговорами и шантажом – он воплощает мечты. Описание его внешности начинается краткими прилагательными, описание напряженное, подчеркивает желание быть первым. Он называет себя Монтигомо Ястребиный Коготь







-Володя не трусил, он в первую очередь думал о маме, которую он очень любил.






-Напористая сила Чечевицына победила нерешительность Володи.



-Добрый, внимательный, заботливый.




-Мальчики собирались бежать в Америку.








- Вывод:Володя- речь и поведение Володи не соответствует портретной характеристике.

Существует раздвоение между тем, какой Володя на самом деле, и как он должен вести себя рядом с таким другом. Такое поведение Володи, будто маска, за которой он прячет мягкую, добрую, покладистую душу, привязанность к родителям.



ВЫВОД: Они разные, но объединяет их мечта, любовь к путешествиям, желание узнать больше.










Главная мысль рассказа состоит в том, что всегда, замышляя какой-то самонадеянный и смелый поступок, нужно подумать о своих близких, которые любят и волнуются за тебя. Автор призывает нас учиться и соизмерять мечты со своими возможностями







  1. Солидарность

  2. Восхищение

  3. Дружба

  4. Уважение

  5. Понимание

  6. Любовь

3,5 мин

Работа в парах

Вставьте пропущенные слова.

—   приехал! — крикнул кто-то на дворе.—   приехали! — завопила Наталья, вбегая в столовую. — Ах, боже мой!

Вся семья   , с часу на час поджидавшая своего   , бросилась к окнам. У подъезда стояли широкие розвальни, и от тройки белых лошадей шёл густой туман. Сани были пусты, потому что   уже стоял в сенях и красными, озябшими пальцами развязывал

Проверка по эталону


3 мин

итог

Итог урока.

Чему нас учит рассказ А. П. Чехова «Мальчики»?





- Какие качества вы хотели бы воспитать в себе? От каких хотели бы изба-виться?


Домашнее задание: С.85-92 выр чтение по ролям.

С.93 №8.

-Ставить перед собой цели реальные и выполнимые.

Беречь родителей и близких людей.

Не подвергать свою жизнь опасности.

Уметь отвечать за свои поступки.


- положительные и отрицательные качества


1 мин.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!