Проверка домашнего задания. - С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке? -Кто автор произведения? -Какое это произведение по жанру? -В чем заключается главная мысль повести Толстого? -Чему учит это произведение? Речевая разминка - Для того, чтобы догадаться о чём пойдёт речь в произведении с которым мы сегодня познакомимся, внимательно прочитайте стихотворение Моя семья – надежный крепкий тыл. Со мною мать, отец, сестрёнки, братья… Здесь могут охладить ненужный пыл, Тут я делюсь любым мгновеньем счастья. Дом пахнет пирогами и теплом, Да лаской добрых рук любимой мамы. И, если гроз и бед нагрянет гром, Помогут пережить легко, без драмы. Здесь, улыбаясь, скажут: «Впереди Успехи будут, только постарайся. Учись, трудись и с песнею иди, А если виноват, пойми, раскайся. - Как вы думаете, почему именно для речевой разминки я взяла стихотворение З. Маркиной? - Ребята, мы продолжаем знакомиться с литературными произведениями. - На каждом уроке вы их читали, анализировали, а какие писатели вам запомнились? - Писатели, о которых шла речь, относятся к классикам русской литературы, как вы понимаете эти слова? - Обратите внимание на экран. Перед вами фамилии поэтов и писателей в фамилии которых пропущены буквы. - Попробуем их восстановить. Вставим пропущенные буквы и узнаем фамилию писателя, с произведением которого мы будем работать. - Итак, это фамилия… | - «Два брата». - Л. Н. Толстой. - Повесть. -у каждого человека есть своё счастье. Выбрав жизненный путь, не стоит жалеть о потраченном времени. -произведение учит придерживаться своих убеждений и быть в них решительным. Младший брат рискнул и стал царём. И хоть царствование было недолгим, но он не жалел о содеянном- будет о чем вспомнить. Другой брат так же остался верен своим убеждениям. Он был доволен, что прожил хоть и не богатую жизнь, но зато без горя. Моя семья – надежный крепкий тыл. Со мною мать, отец, сестрёнки, братья… Здесь могут охладить ненужный пыл, Тут я делюсь любым мгновеньем счастья. Дом пахнет пирогами и теплом, Да лаской добрых рук любимой мамы. И, если гроз и бед нагрянет гром, Помогут пережить легко, без драмы. Здесь, улыбаясь, скажут: «Впереди Успехи будут, только постарайся. Учись, трудись и с песнею иди, А если виноват, пойми, раскайся. -Возможно произведение с которым мы сегодня познакомимся будет о семье. - К классикам литературы относятся те писатели, которые внесли в развитие нашей русской литературы значимый вклад. Они написали превосходные произведения, которые читают люди не только в нашей стране, но и во всем мире. (Тют. ев, Ф. т, Ми. алков, Т. лстой, Ершо.). - Чехов | 2 мин |
Подготовленные учащиеся рассказывают сведения из биографии писателя. - XIX век подарил нам прекрасных писателей. Одним из них является А. П. Чехов -Сейчас Ульяна и Даша напомнят вам некоторые моменты жизни А.П.Чехова. -Что вы можете сказать о судьбе писателя? Какой была его жизнь. -Почему? -Что было хорошего в его жизни? -Кем он стал? -А где учился писатель? Выставка книг -Рассмотрим и познакомимся с некоторыми книгами (Сборник рассказов «Мальчики», «Ванька», «Сборник повестей и рассказов») -Мы кратко познакомились с биографией писателя. -Ребята, о чем будет произведение, с которым нам предстоит работать? Словарная работа - А. П. Чехов жил более ста лет назад. В тексте мы можем встретиться в тексте с устаревшими, незнакомыми для нас словами. Физминутка (гимнастика для глаз) Общие вопросы - Что вы можете сказать о семье Королевых? - Как родители и дети относились друг к другу? -О чем мечтали мальчики? - Опасное ли это было? - Какой они представляли себе жизнь в Америке? - Могли ли сбыться их мечты? -Дадим характеристику главным героям. - Назовите главных героев рассказа. 1. Характеристика Чечевицына. - Как появился Чечевицын в доме Королёвых? - Зачитайте отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына. - Что заинтересо вало девочек в образе Чечевицына? - Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын? - Как он себя называет? - А ещё в его рассказе кто-нибудь так называет? - С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой Маши? - Каким казался Чечевицын Кате и Соне? - Почему он казался Кате и Соне героем? -Ребята, сделайте вывод. Каким был Чечевидцын? 2. Характеристика Володи Королёва. - А сейчас поговорим о другом главном герое рассказа. Это Володя Королёв. - Прочитайте, как вёл себя Володя накануне побега? - Как вы думаете, Володя трусил? - Давайте прочтём диалог Чечевицына с Володей и ответим на вопрос: -Почему Володя Королёв всё же согласился бежать в Америку? - Какими чертами характера обладал Володя? - А сейчас давайте поговорим об их поступке. - Что узнали девочки подслушав разговор Володи и Чечевицына в спальне? - Чтобы совершить побег, надо ли быть целеустремлённым человеком? - Каких людей мы называем целеустремлёнными? -Сделайте вывод. Каким был Володя? -Подведём итог и сравним ребят - Чем закончился рассказ? -Как вы считаете, автор осуждает мальчиков за их поступок? -Какая главная мысль произведения? Чему оно учит? Отношения в семье Королёвых -Какие отношения царят в семье Королёвых? Найдите и выделите цветом существительные, характеризующие семейные отношения. | Ульяна: - Антон Павлович Чехов родился в 1860 году в городе Таганроге, в семье мелкого торговца. Дед и отец Чехова были крепостными. Егор Чехов (дед) выкупился на волю за большие деньги, скопленные им за много лет. В детстве Антон Чехов с раннего утра до позднего вечера работал в лавке, владельцем которой был его отец. Позже, когда он поступил в гимназию, заниматься приходилось только до обеда, а потом до позднего вечера он находился в лавке. Неудивительно, что в младших классах Антон учился плохо и дважды оставался на второй год. Работать приходилось много и трудно. Даша : - с семи лет от роду Чехов был определен в греческую школу, где пробыл два года, а в 1869 году Чехов поступает в Таганрогскую гимназию. Когда Антону исполнилось шестнадцать лет, отец разорился и переехал в Москву. Антон остался один на три года в Таганроге заканчивать гимназию. Чтобы содержать себя, он давал уроки отстающим ученикам. Именно в этот период и проявился писательский талант Чехова За свои 44 года Чеховым было написано много произведений. Его знают не только у нас, но и за границей. По его произведениям поставлены пьесы, сняты кинофильмы. Чехов не писал специально для детей, но много писал о детях. Например, «Ванька», «Каштанка». -тяжёлой. -потому что ему приходилось трудиться в лавке отца, его отец был суровым человеком. -был врачом, печатался в журналах, получил хорошее образование. -писателем, врачом. -В гимназии. - о семье Глоссарий Приложение 1 -ответы с иллюстраций. -Володя Королёв, Чечевицын - его друг. -Он для них показался загадочным, т. к. был занят своими мыслями и не интересовался забавами. -Важным, умным. -МонтогимоЯстребинный Коготь. -Не называют, т. к. в нём видят просто только друга Володи господина Чечевицына. -С кашей из чечеви-цы, т. к. для неё Чечевицын просто мальчик, а не какой не МонтогимоЯстребинный Коготь. -Он был для них неустрашимым человеком, который решился бежать в Америку и добывать там золото и слоновую кость, охотиться на львов и тигров. А ещё он рычал как тигр. - Вывод:Чечевицын– по натуре лидер, целеустремленный человек. Любым способом: убеждением, уговорами и шантажом – он воплощает мечты. Описание его внешности начинается краткими прилагательными, описание напряженное, подчеркивает желание быть первым. Он называет себя Монтигомо Ястребиный Коготь -Володя не трусил, он в первую очередь думал о маме, которую он очень любил. -Напористая сила Чечевицына победила нерешительность Володи. -Добрый, внимательный, заботливый. -Мальчики собирались бежать в Америку. - Вывод:Володя- речь и поведение Володи не соответствует портретной характеристике. Существует раздвоение между тем, какой Володя на самом деле, и как он должен вести себя рядом с таким другом. Такое поведение Володи, будто маска, за которой он прячет мягкую, добрую, покладистую душу, привязанность к родителям. ВЫВОД: Они разные, но объединяет их мечта, любовь к путешествиям, желание узнать больше. Главная мысль рассказа состоит в том, что всегда, замышляя какой-то самонадеянный и смелый поступок, нужно подумать о своих близких, которые любят и волнуются за тебя. Автор призывает нас учиться и соизмерять мечты со своими возможностями Солидарность Восхищение Дружба Уважение Понимание Любовь | 3,5 мин |