III. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание | 1. 1. Обращение к эпиграфу: Война прошлась по детским судьбам грозно, Всем было трудно, трудно для страны, Но детство изувечено серьёзно: Страдали тяжко дети от войны… Анатолий Болутенко 1. Слово учителя. Ребята, обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока. Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь? Да, вы правы, речь пойдет о Великой Отечественной войне, о детях и взрослых на этой войне. Дети и война – это слова-антонимы. - Какие чувства возникли у вас при слове война? Какие слова можете подобрать? (кластер) му жество победа гордость верность стойкость героизм Во йна страх трусость предательство боль кровь жертвы -Определите цель нашего урока. - Какие задачи мы поставим перед собой? - Что вы знаете о Великой Отечественной войне? Когда она началась? Какой город первым принял на себя удар врага? Известно, что война затронула каждого, не обошла ни женщин, ни стариков, ни детей. В этой войне погибло 13 миллионов детей. У одних она отняла жизнь, у других – родителей, у многих – детство. Война заставила рано повзрослеть мальчиков и девочек, таких же, как вы, ваших сверстников. | Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Коммуникативные УУД адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; |
IV. Усвоение новых знаний | Слово учителя. Маленькие герои большой войны… Марат Казей, Валя Котик, Леня Голиков, Валя Зенкина, Павлик Морозов, Володя Дубинин, Валерий Волков , Витя Коробко и др. Все эти юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами. Ряд детей был занесён в «Книгу почёта Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина» и возведён в ранг «пионеров-героев». Мы с вами познакомимся со стихотворением двух выдающегося поэта Александра Трифоновича Твардовского «Рассказ танкиста» 2) Слово о писателе. Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на Смоленщине в семье кузнеца. Стихи начал писать с раннего детства, когда еще не знал букв. С отличием окончил Московский институт истории, философии и литературы. С 1939 года он служит в армии. Великую Отечественную войну прошел с первого до последнего дня. Вот почему, когда читаешь его стихи и поэмы о войне, то особенно ярко представляешь себе картины боев, подвиги людей. Об этом можно прочитать
3) Прослушать аудиозапись стихотворения «Рассказ танкиста» 4)Беседа по стихотворению. -Какие чувства, мысли и настроение вызвало у вас стихотворение? - О каком событии рассказывается в стихотворении? (Мальчик помог солдатам в бою, совершил настоящий подвиг. Он разведал, где находится вражеское орудие и помог танкистам его уничтожить.) - Что мы узнаем о мальчике? Почему его называют «бедовым»? (Мы знаем приблизительный возраст мальчика. Ему десять-двенадцать лет. Он часто возглавляет детские компании, он озорной и смышленый. Внешность мальчика не описывается. Мы видим только рубаху пузырем.) - Почему командир принял помощь ребенка? Не прогнал, а посадил в танк и продолжил бой? (Бой был трудный и жестокий, и помощь мальчика, возможно, спасла многие жизни.) - Найдите и прокомментируйте описание боя. (Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен, Мы прорывались к площади вперед. А он гвоздит не выглянуть из башен, И черт его поймет, откуда бьет.) ( Ситуация была драматическая, некогда было предаваться рассуждениям. Слишком большую плату приходилось платить за любое промедление.) - После уничтожения пушки с расчетом командир пожимает руку мальчику, как товарищу и говорит «спасибо». Объясните такое отношение танкиста к ребенку. ( Помощь мальчика оказалась очень важной. Танкист пожимает ему руку без снисхождения, с уважением и благодарностью.) - Стихотворение называется «Рассказ танкиста». От чьего имени ведется повествование? Какие слова передают живую речь танкиста? (Поэт рассказывает историю от лица бывалого танкиста, участника этого боя. Мы слышим живую речь, так как рассказчик употребляет слова разговорного стиля (нынче, спросонку, мальчонка, городишко, гвоздит, хлопец и др.). - О чем жалеет танкист? Почему рассказчик не может себе простить, что забыл спросить мальчика, как его зовут? (Танкист чувствует себя неблагодарным, потому что не знает имени того, кому, может быть, обязан своей жизнью и жизнью своих товарищей. Он забыл спросить имя мальчика, потому что не думал о славе, просто выполнял свой долг защищал Родину. Он узнал бы этого мальчика теперь среди тысячи лиц, но найти его невозможно.) - Стихотворение начинается и заканчивается одинаково (кольцевая композиция). Как вы думаете, почему? (Такое построение подчеркивает трудность военного пути, еще не скорую, но обязательную победу.) - Жанр стихотворения А.Т.Твардовского «Рассказ танкиста» баллада. Вспомните определение баллады и докажите принадлежность стихотворения к этому жанру. 5. Словарно- лексическая работа. -Все нынче, как спросонку… - спустя много времени кажется, что этот тяжелый бой приснился во сне. - Бедовой, из тех, что главарями у детей… - озорной, все время придумывает новое , изобретательный. Такие дети обычно бывают предводителями в мальчишечьих компаниях. - А он гвоздит – не выглянуть из башен… - он немец (т.е. немецкая пушка), беспрерывно стреляет, так что советским танкистам невозможно голову поднять, невозможно выглянуть из башни танка. - Заходим в тыл и полный газ даем. И эту пушку, заодно с расчетом, Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем. – Танкисты зашли в тыл к немецкой пушке и на полной скорости раздавили ее. | Духовно нравственное воспитание (развитие умений делать выводы для себя, наблюдая за героем, с целью возможного личностного роста). Предметные : выделять нравственную проблематику текста как основу для развития представлений о нравственном идеале, для формирования представлений о русском национальном характере; воспринимать художественный текст как произведение искусства Регулятивные УУД 1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с текстом Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Находить в тексте ответы на вопросы . Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения |