СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Активный отдых на природе. Лыжные походы."

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала из раздела «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Активный отдых на природе. Лыжные походы."»




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Березовчанская основная общеобразовательная школа»

Советского района Курской области







Конспект уока

"Активный отдых на природе. Лыжные походы."

6 класс










Подготовил: учитель физической культуры

Антипов Александр Игоревич



















2021 год



Урок ОБЖ. Активный отдых на природе. Лыжные походы. 6 класс.


Урок изучения нового материала из раздела «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях».


Цель урока:

Обучающая:

  1. проверить уровень усвоения основных понятий темы «Активный отдых на природе»;

  2. сформировать систему знаний о видах активного отдыха на природе, об организации лыжных походов и правилах безопасного поведения во время них;


Воспитательная

  1. приобретение учащимися навыков общения при совместной работе; активизация их творческого мышления;

  2. усиление личностной заинтересованности учеников;

  3. привитие навыков ответственности за личную безопасность, организованности и инициативности в условиях чрезвычайных ситуаций, ценностное отношение к своему здоровью и жизни.


Развивающая – развивать:

  • речь, логическое мышление;

  • навыки контроля и самоконтроля;

  • навыки работы в парах, группах;

  • умения преодолевать трудности.


Здоровьесберегающие:

способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физкультминутки.


Тип урока – изучения нового материала.

Вид урока – смешанный.

Форма проведения урока – фронтальная.

Методы, используемые на уроке – словесные, наглядные, практические.

Способ проверки знаний и оценивания – устный опрос

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитная доска, бланки конспектов для учеников, картинки с различными изображениями по теме урока.


Обеспечение урока.

  • Пакет Microsoft Office -2010.

  • Подготовленный вспомогательный материал на тему «Активный отдых на природе. Лыжные походы».

  • Письменные принадлежности.

  • Демонстрационный мультимедиа проектор и экран.

  • Презентация к уроку.


Учащиеся знают понятия «активный отдых на природе», «экипировка», «снаряжение», виды активного отдыха на природе и правила подготовки к различным походам.


10. План урока


  1. Организационный момент (1 мин.)

  2. Повторение пройденного материала (5 мин.)

  3. Изучение новой темы (27 мин.)

  4. Закрепление материала (5 мин.)

  5. Домашнее задание (1 мин.)

  6. Итог урока (1 мин.)


Ход урока


1. Организационный момент

Учитель заходит в класс, приветствует учеников Ученики встают, здороваются с учителем.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Позвольте представиться, меня зовут ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА БЕЛОБРЮШКОВА. Я учитель О…Б…Ж… школы № 1. Я рада видеть вас сегодня. Давайте настроимся на позитивную совместную работу.


Перед тем как, мы начнем работу, проверьте, пожалуйста, на вашей парте наличие дневника, письменных принадлежностей, конвертов с карточками и бланк конспекта ученика.


2. Повторение пройденного материала


Учитель: Итак, внимание на доску.


Ученики просматривают видеосюжет.


Учитель: Скажите, пожалуйста, кто знает, как зовут героев нашего сюжета?


А куда пошли АХ и ОХ?

(в поход)

Совершенно верно. А кто знает, как называется мультфильм, отрывок из которого мы посмотрели.

(ОХ и АХ идут в поход)

Правильно.


Учитель: С помощью предложенных словосочетаний охарактеризуйте ОХа.


СЛАЙД 2

ОХ АХ



Не любит отдых на природе Любит отдых на природе

Неспортивный Спортивный

Ленивый Активный (не ленивый)

грустный веселый



Учитель: Оцените свое настроение в начале урока: кто вы Ох или Ах?

Запишите на полях конспекта ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ имя Оха или АХа.


Идет самооценка обучающихся.


А кого из героев нашего м/ф можно назвать символом ЗОЖ?

(АХа)


Я оставлю три слова из характеристик нашего героя АХа.


(На экране: ОТДЫХ, ПРИРОДА, АКТИВНЫЙ)


Сформулируете с помощью выбранных слов первую часть темы нашего урока.


(Активный отдых на природе)


Запишите в опорный конспект первую часть темы нашего урока.

Обращаю ваше внимание пишем в первой строке.


Учитель: Так что же такое активный отдых на природе?


(Активный отдых на природе – это пешеходные, лыжные, водные, велосипедные путешествия, туристические походы и семейные походы.)


Учитель: А как называется поход с семьей в воскресенье?

(Семейный поход или поход выходного дня)


(Вспомогательные вопросы:

С кем мы идем в поход? С семьей

Следовательно, поход с семьей будет называться…? семейный поход

А воскресенье – это какой день? Выходной.

Значит, поход в выходной день будет называться…? поход выходного дня)



Для выполнения следующих заданий нам необходимо вспомнить работу в паре.


(спросить желающих сказать правила)


Я систематизирую ваши ответы. (Появляется плакат на доске работа в парах.)


  1. Работать должны оба.

  2. Один говорит, другой слушает.

  3. Свое несогласие высказывай вежливо.

  4. Если не понял – переспроси.


Учитель: Сегодня АХ и ОХ собрались в поход. Но пока АХ подбирал экипировку ОХу, все его вещи перепутались. Помогите АХу собраться в поход.


(вызываем 2 человека)


На доске изображен АХ. Ваша задача: одеть АХа как туриста.


(Учащиеся работают, среди снаряжения и экипировки следующее:1. лыжи 2. пижама 3. шарф 4. шапка 5. лыжные ботинки 6.рюкзак 7. очки 8. ласты 9.магнитофон 10.сундук, 11.штаны 12. куртка, 13.мяч, 14.полотенце,15.зонт)



Учитель: А мы с остальными учащимися тем временем вспомним что такое туристическое снаряжение и его виды.

Учащиеся: Туристическое снаряжение – это  предметы для передвижения и организации быта в походных условиях.

Снаряжение – это личное, индивидуальное, групповое и специальное. Приведем примеры.

Индивидуальное снаряжение

Групповое снаряжение

Специальное снаряжение

рюкзак

топор, пила

накомарники

спальный мешок

аптечка


фонарик

ремонтный набор


очки солнцезащитные

компас


ботинки

карты, схемы


средства личной гигиены



кружка, миска, ложка



спички








Комбинезон, глобус, энциклопедия, куртка, палатка, котелок, средства передвижения, средства страховки, мяч



Учитель: Из предложенного снаряжения выбираем: 1 ряд примеры индивидуального снаряжения, 2 ряд - примеры группового снаряжения, 3 ряд – специального снаряжения( список снаряжения перед вами на слайде)



Индивидуальное снаряжение

Групповое снаряжение

Специальное снаряжение

комбинезон

палатка

средства передвижения

куртка

котелок

средства страховки


Учитель: Ребята, посмотрите на доску! У нас получился турист в снаряжении лыжника. Разве такое может быть?


(Может, если он собрался зимой в лыжный поход.)


Учитель: Какой вид активного отдыха на природе мы будем изучать сегодня на уроке?


(Лыжные походы)


Запишите в опорный конспект вторую часть темы нашего урока.

Обращаю ваше внимание, пишем во второй строке.


Учитель: Прочитаете тему нашего урока (попросить одного ученика прочитать вслух). Предположите, что мы должны узнать сегодня на уроке?


(Особенности лыжных походов, подготовку к ним, правила безопасности во время лыжных походов.)


3. Изучение новой темы


Учитель: Почему эта тема актуальна и интересна для нас?


(Мы живем на Кольском полуострове. Наша территория на длительный период покрывается снегом. Мы часто катаемся на санках и на лыжах.)


Учитель: Ребята, какие массовые мероприятия, связанные с лыжным спортом, ВЫ знаете?


(Лыжня России, Праздник Севера, Олимпийские игры и т.п.)


Учитель: Скажите, пожалуйста, какое мероприятие ежегодно проходит на территории нашей области в п. Раякоски – там, где сходятся границы трех стран: России, Финляндии и Норвегии?


(Лыжня Дружбы)


Учитель: Частью какого масштабного спортивного праздника нашей области оно является?


( Праздника Севера.)


Учитель: Где мы можем отдыхать на лыжах в Мурманске?


(Лыжные трассы города-героя Мурманска: Спортивный комплекс «Долина Уюта», Семёновское озеро, КПП (спросить, где находиться))

(Горнолыжные комплексы: база отдыха «Южный склон», горнолыжный центр «Огни Мурманска», горнолыжный комплекс «Норд Стар» (учитель комментирует и дополняет ответы учащихся)



(Дополнение: Мне хотелось бы дополнить ваши интересные ответы ещё одним – в Мурманске на окраине города в декабре прошлого года окрыли ещё одну великолепную освещенную лыжную трассу. Трасса расположена на въезде в Мурманск, в районе, где расположена Стелла.)



Учитель: Ребята, представьте, что мы собрались отправиться в поход со своей семьёй. Что включает в себя подготовка к походам? Сделайте предположение, как необходимо подготовится к лыжному походу. Сравните свое предположение с подготовкой к походам.


Выполните в опорных конспектах задание № 2:

Вставьте пропущенные слова.

Подготовка к походам:

  1. подбор одежды и обуви;

  2. выбор _______________;

  3. планирование маршрута;

  4. сбор снаряжения;

  5. организация привала и ночлега;

  6. преодоление препятствий.


(на слайде выведены эти правила с пропуском слов)


Какие пропущенные слова вы вставили?


(Правильный ответ:

Подготовка к лыжным походам:

  1. подбор одежды и обуви;

  2. выбор лыж;

  3. планирование маршрута;

  4. сбор снаряжения;

  5. организация привала и ночлега;

  6. преодоление препятствий.


Учитель: Сегодня 24 день второго месяца, но мало кто из вас знает, что в 24 году 20 века (второго десятка веков) состоялись I Зимние Олимпийские игры в Шамони (Франция, 1924г). Программа игр включала только лыжный спорт, скоростной бег и фигурное катание, а также хоккей.

И сегодня на уроке мы проведем ПЕРВЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЛЫЖНЫЙ МАРАФОН.


И прежде, чем мы объявим старт, проведем тренировку.

ФИЗМИНУТКА


Итак, начнем ПЕРВЫЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ЛЫЖНЫЙ МАРАФОН.


Помните: наш марафон интеллектуальный. Внимание: мы ни в коем случае, не бежим при выполнении заданий.


Не забывайте про правила работы в паре.


(На доске расположены две таблички: 1. – экипировка, 2 – снаряжение)


Прежде чем выполнять эстафету 1 ответьте на вопрос: что такое экипировка?


(Экипировка – это одежда, обувь и другие приспособления для похода.)


Эстафета 1. Определите, какое снаряжение и экипировку мы должны взять с собой в лыжный поход.


Возьмите в руки конверт ЭСТАФЕТА 1. В конверте лежит две карточки и задание. ВНИМАТЕЛЬНО читаем задание. Вам необходимо разобраться какие картинки относятся к лыжным походам, и распределить их по предложенным группам:


1 ряд: выбирает только экипировку

2 ряд: выбирает только снаряжение

3 ряд: внимание, выбирает или экипировку или снаряжение (1 карточка – 1 группа)


(учащиеся работают несколько минут)


Приготовились! На старт! Внимание!


Передайте выбранный ответ своему соседу на 2 варианте.

Второй вариант с 5 парты выходит к доске и, с помощью магнита, вешает свой ответ под табличкой в соответствии со своим заданием. Как только он садится, ученик 4 парты встает и вывешивает свой ответ. (И так до 1 парты.)


1 ряд выбирает из двух предложенных карточек только то, что относится к снаряжению.

2 ряд выбирает из двух предложенных карточек только то, что относится к экипировке

3 ряду предложена 1 карточка и им необходимо определить, в какую группу входит предмет.


Кому не понятны правила эстафеты?

Приготовились! На старт! Внимание! Марш!


1 ряд Ремонтный набор, аптечка, спички, компас, котелок, рукавицы, термобелье, лыжные ботинки, куртка, шапка


2 ряд Комбинезон, куртка, шапка, лыжные ботинки, термобелье, налобный фонарик, лыжи, рюкзак, ложка, миска


3 ряд Средства личной гигиены, лыжная маска, еда, вода, сухое топливо


Примерные ответы учащихся:



ЭКИПИРОВКА

СНАРЯЖЕНИЕ

Комбинезон, куртка, шапка и лыжная маска, лыжные ботинки, рукавицы,термобелье

Ремонтный набор, аптечка, спички, компас, котелок, налобный фонарик, лыжи, рюкзак, ложка, миска, средства личной гигиены, еда, вода, сухое топливо




Учитель: Ну вот, в поход мы собрались. А теперь определим, какие правила должны соблюдаться при движении туристов – лыжников в походе?

Давайте просмотрим несколько сюжетов из мультфильмов. (Учащиеся просматривают сюжеты)

Итак, 1 сюжет

(обсудили)


2 сюжет

(обсудили)


3 сюжет

(обсудили)


Эстафета 2. теперь попробуем вставить пропуски в правила организации движения в лыжном походе.


Ответы учащихся:

  1. По лыжне первым идет турист, умеющий ровно выдерживать заданный темп. В походе между туристами должна соблюдаться дистанция.

  2. При движении в лесу необходимо чаще сверять направление движения группы по компасу и другим признакам.

  3. При движении через болото, озеро, реку, ручей следует проявлять особую осторожность и помнить о правилах поведения на водоеме зимой.

(учащиеся делают недостающие записи в бланк конспекта)

Учитель: Ребята, мы сейчас увидели, что в любом походе и путешествии могут возникнуть экстремальные ситуации. Вспомним, что это за ситуации? Какие экстремальные ситуации могут произойти в лыжном походе, кроме тех, которые мы сейчас увидели?

(В результате,  которых существует непосредственная угроза здоровью и жизни людей. Экстремальные ситуации в лыжном походе: пурга, сильный снегопад, выход из строя снаряжения, потеря ориентировки, попадание в лавину, травмы, обморожение, переохлаждение.)


Учитель: Эстафета 3. Каждому ряду предлагается задача, которую необходимо решить (ученики работают в парах, на столах лежат карточки с ответами, из которых надо сформировать решение задачи)


1 ряд

Задача: Представьте, что наши друзья Ох и Ах отправились в лыжный поход. Пройдя половину пути, Ох стал жаловаться сначала на боль в стопе, а затем вообще перестал её чувствовать. Ах определил, что это обморожение. Ему требуется оказать первую помощь. Какой будет последовательность действий Аха?


Учащиеся:

  1. Прекратить охлаждение (зайти в тёплое помещение или развести костёр)

  2. Согреть замерзшую конечность (ни в коем случае, не тереть конечность снегом)

  3. Наложить повязку

  4. Если необходимо, то принять обезболивающее средство (анальгин)

  5. Если есть необходимость, то обратиться к врачу (слайд )



2 ряд

Задача:

Представьте, что наши друзья Ох и Ах отправились в лыжный поход. Пройдя половину пути, Ох неудачно спустился с горки и одна из лыж оказалась сломана. Какой будет последовательность действий Аха?


Учащиеся:

Если поломалась лыжа

  1. Заменить её на запасную (если такая имеется)

  2. Замотать лыжу липкой лентой, укрепив место поломки прочным материалом.

  3. Найти ( соорудить) средство передвижения взамен лыже.



3 ряд

Задача:

Представьте, что наши друзья Ох и Ах отправились в лыжный поход. Пройдя половину пути, Ох начал отставать от Аха. Затем вовсе потерял его из виду. Он заблудился. Какие действия должен предпринять Ох?


Ответы учащихся:

Если вы заблудились во время лыжного похода:

  1. Идите по лыжне, не сходя с нее, чтобы догнать группу!

  2. Когда лыжня исчезнет, надо остановиться и подождать товарищей, которые заметив ваше отсутствие, должны вернуться.

  3. Чтобы не замерзнуть, оденьтесь потеплее.

  4. В ночное время надо включить фонарик и периодически «подмигивать» им.

  5. Чтобы согреться разведите костёр.



4.Закрепление материала


Учитель: Ребята, ну вот мы и подошли к завершению нашего лыжного марафона. Давайте повторим, что мы сегодня изучили с вами на уроке.

Какой вид активного отдыха мы сегодня изучили?

(лыжные походы)

Расскажите, что включает в себя подготовка к лыжным походам?


Какие существуют правила организации движении в лыжном походе?



5.Домашнее задание


Учитель: Ребята, я предлагаю вам сделать домашнее задание на выбор:


1. Решить кроссворд

  1. Набор медикаментов для оказания доврачебной помощи.

  2. Поселок, в котором ежегодно проходит мероприятие «Лыжня Дружбы».

  3. Состояние человека, когда на всю его поверхность тела воздействует холод, а температура при этом падает ниже 35 ˚С.

  4. Самое древнее приспособление для передвижения по снегу.

  5. Расстояние, которое необходимо преодолеть лыжнику.









1 А

П

Т

Е

Ч

К

А





2 Р

А

Я

К

О

С

К

И






3 П

Е

Р

Е

О

Х

Л

А

Ж

Д

Е

Н

И

Е


4 С

Н

Е

Г

О

С

Т

У

П

Ы









5 Д

И

С

Т

А

Н

Ц

И

Я


2. Написать сочинение на тему: «Мой лыжный поход».



Рефлексия

Учитель: Перед вами лежат фигуры Оха и Аха. оцените свое настроение сейчас: выберите кто вы ОХ или АХ.


Запишите на полях конспекта ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ имя Оха или АХа.


а при выходе из класса положите в наш волшебный рюкзак фигуру Аха, если остались какие-то вопросы – фигуру Оха.


Учитель: Ребята, вы все отлично справились с поставленными задачами. И в награду за ваши успехи разрешите мне вручить вам вот такие символичные флажки, которые напомнят вам ещё раз о самом знаменательном событии начала этого года – Олимпийских играх, которые также сочетают в себе лыжные состязания.

Благодарю вас за хорошую и плодотворную работу. До свидания!



Использованная литература

  1. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для
    общеобразовательных учреждений/ авторы: А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников.- М.: «Просвещение», 2013.

  2. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для
    общеобразовательных учебных заведений/авторы: А.Г.Маслов, В.В.
    Марков, В.И. Латчук, М.И.Кузнецов.- Зе издание. - М.: Дрофа, 2012

  3. Учебно-методические материалы для преподавателей – организаторов Основ Безопасности Жизнедеятельности: учебно-методическое пособие / А.В. Шигаев, Е.А. Якимова / Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2012.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!