СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Александр Македонский - создатель великой империи"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Александр Македонский - создатель великой империи" для 5 класса

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Александр Македонский - создатель великой империи"»

Фомина Елена Васильевна – учитель истории и обществознания

ГБОУ г. Севастополя «СОШ № 57 с реализацией дополнительных программ в области искусств»

Класс: 5

Предмет: История Древнего мира

Авторы учебника: А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая

Тема урока: «Александр Македонский – создатель великой империи»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: исследовать и оценить роль личности Александра Македонского в истории.

Задачи:

  1. Образовательная: охарактеризовать историческую личность Александра Македонского на основе изучения его жизнедеятельности;

  2. Развивающая: развивать устную речь, умение работы с исторической картой, историческими источниками, текстом учебника; формировать умение анализировать, делать выводы, формулировать свою точку зрения;

  3. Воспитательная: прививать интерес к историческим событиям прошлого, давать нравственную оценку поступкам Александра Македонского.

Оборудование: презентация, учебник «История Древнего мира», карта.

Формируемые УУД

Предметные: используя карту и её легенду, рассказывать о военных событиях похода Александра Македонского на Восток, характеризовать ситуацию на Востоке, которая способствовала победам Александра Македонского, анализировать его политику, объяснять основные понятия и крылатые выражения.


Личностные: характеризуя личность Александра Македонского, высказывать свое отношение и оценивать его поступки; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


Метапредметные: планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность, в сотрудничестве с учителем формулировать тему, цель, проблемный вопрос урока, проводить поиск информации – умение работать с текстом учебника, исторического источника, дополнительной исторической литературой, извлекая необходимые сведения; умение аргументировано высказывать свою точку зрения, работать самостоятельно.


Основные даты:

356-323 гг. до н.э. – годы жизни Александра Македонского,

334-324 гг. до н.э. – поход греко-македонского войска на Восток,

334 год до н.э. – битва на реке Граник,

333 год до н.э. – битва близ города Исс,

331 год до н.э. – битва у селения Гавгамелы,

327 год до н.э. – поход Александра в Индию,

324 год до н.э. – завершение похода в Вавилоне.

Персоналии: Александр Македонский, Дарий III, Диоген, Клит, Парменион.

Крылатое выражение: «разрубить гордиев узел»

Эпиграф урока: «Участь царей – делать хорошее, а слышать дурное»

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний учащихся.

Вопрос классу: Назовите исторические факторы, подтверждающие, что в первой половине IV в. до н.э. произошло ослабление Греции и усиление Македонии. Каким образом произошло подчинение Греции Филиппу II Македонскому (потеря Грецией независимости)?

  1. Формулирование темы и цели урока (в диалоге с обучающимися).

  2. Открытие новых знаний:

Формулируем проблему: Как Александру Македонскому (356-323 гг. до н.э.) удалось за несколько лет совершить невозможное – создать величайшую империю античного мира?

  1. Детство и юность Александра (сообщение ученика – опережающее задание)

  2. Приход к власти Александра. Армия. Организация похода на персов.

  3. Поход Александра Македонского на восток. Задание детям – записать даты всех сражений в тетрадь и отметить их на контурной карте.

334 г. до н.э. – переправа через Гелеспонт войска Александра. Битва на реке Граник – друг Клит спасает царя от гибели, поражая копьем перса. Победа. (учебник с. 200)

Сообщение ученика: Гордий. «Разрубить гордиев узел» – разрешить какое-либо сложное, запутанное дело, затруднения насильственным, прямолинейным способом.

333 год до н.э. – битва близ города Исс, Дарий обратился в бегство, в плен попала его семья, им оказаны почести как царским особам.

Уничтожение города Тир после полугодовой осады (пророчества из Ветхого Завета)

В Египте Александру были оказаны почести как фараону – наместнику Бога на земле. Основан город Александрия.

Поход в центр Персии. Просмотр отрывка кинофильма – обсуждение.

331 год до н.э. – решающая битва у селения Гавгамелы, преследование царя Дария (его убили его же полководцы и принесли Александру его голову, за что он приказал их казнить).

327 год до н.э. – поход Александра в Индию, войско отказалось продолжать поход дальше на восток, на обратном пути по безводной пустыне погибло 45 тысяч воинов.

324 год до н.э. – завершение похода в Вавилоне.

323 г. до н.э. – смерть Александра в Вавилоне.

  1. Задание (работа проводится в форме диалога с учащимися) – охарактеризовать личность Александра, назвать его качества, которые ему помогли создать великую империю.

Ученики анализируют материал, изученный на уроке, читают отрывки исторических источников и называют качества Александра Македонского, записывают в тетрадь (положительные, отрицательные)

  1. Подведение итогов (ответ на проблемный вопрос). Рефлексия.

Александр Македонский ставил своей целью завоевать весь цивилизованный мир. Его жизнь является уникальным примером в истории, когда правитель небольшой страны, действуя вопреки сложившимся обстоятельствам, сумел изменить ход исторических событий и создал великую империю.

  1. Оценивание.

  2. Домашнее задание: изучить параграф №42, характеристика личности Александра Македонского, выучить даты, контурная карта.

















Готовясь к битве при Гранике, Александр распорядился, чтобы македоняне плотно поужинали, выставивши все свои запасы, потому что завтра им предстоит угощаться вражескими.

________________________________________________________________________


Перилл, один из его друзей, просил у него на приданое дочери; Александр велел ему взять пятьдесят талантов. Тот сказал, что довольно десяти. "Для тебя достаточно много десяти, чтобы взять, - сказал Александр, - а для меня десяти слишком мало, чтобы дать".

________________________________________________________________________


В Милете, глядя на множество изображений атлетов, побеждавших на Олимпийских играх, он сказал: "А где же было столько молодцов, когда варвары брали ваш город?".

________________________________________________________________________



Дарию Александр сказал, что "как над землёю не бывать двум солнцам, так над Азиею двум царям".

________________________________________________________________________



Когда войско строилось, он увидел одного воина, который только начал готовить оружие к бою, и прогнал его из строя: "Негоден тот, кто готовит оружие, когда его уже пора пускать в ход!".

________________________________________________________________________


Царя Пора он спросил после битвы: "Как с тобой обращаться?" - "Как с царём", - ответил Пор. "Больше ничего не скажешь?" - спросил Александр. "Этим всё сказано", - ответил Пор. И Александр, восхищённый его высоким духом и доблестью, дал ему земель ещё больше, чем у него было.

________________________________________________________________________


Когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, посетил философа Диогена, когда тот грелся на солнце. Царь подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр…Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген. Царь ответил, что «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном». По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э.

________________________________________________________________________



Когда ему сказали, что кто-то говорит о нём дурно, он ответил: "Участь царей - делать хорошее, а слышать дурное".

________________________________________________________________________


Умирая, он взглянул на друзей и сказал: "Вижу: великие будут жертвы над моею могилою!".


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!