7 класс
АЛГЕБРА
Тема: Вынесение общего множителя за скобки.
Тип: урок общеметодологической направленности.
Цель: обучить навыкам разложения многочленов на множители.
Задачи:
Образовательная:
Развивающая:
развитие вычислительных навыков;
развитие логического мышления;
развитие навыков самостоятельной работы.
Воспитательная:
Воспитывать интерес к алгебре;
Увеличение степени дисциплинированности и организованности;
Воспитывать внимательность, организованность, умение работать в коллективе.
Автор разработки: Попов Дмитрий Сергеевич.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Добрый день, ребята! Кубинский поэт Хосе Хулиан Марти, живший в XIX веке, говорил: «Тот, кто не желает учиться, — никогда не станет настоящим человеком». Надеюсь, что у вас сегодня на уроке будет желание учиться.
II. Проверка домашнего задания
– Ребята, возникли ли у вас какие-либо трудности, когда вы выполняли домашнее задание? Если да, то какие?
Проходит быстрый разбор нерешённых заданий.
III. Актуализация знаний
– Какую тему вы проходили на прошлом уроке?
– Что осталось непонятым?
– Давайте проверим, как вы усвоили материал прошлого урока! Сейчас я вам выдам карточки для самостоятельной работы, а вы выполните её на отдельных листочках.
Карточки для самостоятельной работы:
IV. Постановка темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
– Ребята, при алгебраических преобразованиях, решении уравнений, действиях с алгебраическими дробями бывает полезным представление многочлена в виде произведения других многочленов (некоторые такие многочлены могут быть и одночленами). Такое представление многочлена называется разложением многочлена на множители.
– Как выдумаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какая цель нашего урока? (Учиться разлаживать многочлен на множители.)
– Разложение многочлена на множители основано на распределительном свойстве:
ab + ac = a(b +c).
– При этом общий множитель а в членах ab и ac многочлена выносят за скобки. Поэтому такой способ разложения многочлена называют вынесением общего множителя за скобки. И тема сегодняшнего урока звучит так: «Вынесение общего множителя за скобки».
V. Изучение нового материала
Давайте рассмотрим примеры вынесения общего множителя!
Пример 1. Разложим на множители: 5у4х – 20у2.
Посмотрите на коэффициенты, которые есть возле букв: 5 и (–20). Какое число является наибольшим общим делителем? На что делится и 5 и (–20)? Конечно же, это 5. 5 мы должны вынести за скобки. И 5 и (–20) мы должны разделить на 5. Как это происходит? Мы с вами каждое наше слагаемое разложим:
5у4х – 20у2 = 5 ∙ у2 ∙ у2 ∙ х – 5 ∙ 4 ∙ у2 = 5у2(у2х – 4).
Пример 2. Решим уравнение 4х2 + 8х = 0.
1) Нам надо разложить выражение на множители, а для этого вынесем за скобки общий множитель – 4х:
4х(х+2) = 0
2) Разделим обе стороны уравнения на 4:
х(х+2) =0
3) Теперь нам требуется рассмотреть все возможные случаи решения данного уравнения. Если произведение равно 0, то как минимум один из множителей равен 0, т.е. х1 = 0.
Имеем: х1= 0
х2 + 2 = 0.
4) Мы выяснили, что уравнение имеет два решения:
х1= 0
х2 = –2
Ответ: х1= 0, х2 = –2.
Пример 3. Разложим многочлен 21х3у2 + 28х2у3 – 14ху.
Легко заметить, что каждый член многочлена имеет общий множитель – одночлен 7ху. Поэтому многочлен можно записать в таком виде: 7ху ∙ 3х2у + 7ху ∙ 4ху2 – 7ху ∙ 2. Теперь этот общий множитель 7ху можно вынести за скобки: 7ху(3х2у +4ху2 – 2).
VI. Решение заданий
1. Решение упражнений из учебника
№ 654 – устно;
№ 655 – письменно, возле доски три ученика;
№ 657 – самостоятельно решают (Вариант 1 - I столбик, вариант 2 - II столбик);
№658 (II – III столбик) – решается письменно, возле доски два ученика.
2. Работа в группах
Сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Расшифруй!». Для этого класс должен разделиться на 3 группы.
Класс разделяется на три группы. Группам раздаются карточки. Задача каждой группы – выполнить задание быстрее и правильно.
НАЗВАНИЕ ГРУППЫ _________________________ СОСТАВ ГРУППЫ ______________________________________________ __________________________________________ Задание. Заполнив таблицу, расшифруйте слово: 12a+21b | 8a+12b2 | 12a+3b2 | 8ab – 4ac | 6a3b2 – 4a2b3 | a3 – a8 | | | | | | | Слово _________________________ Б 3(a+7b) | О 2a(4b – c) | У 2a2b2 | Д 3a3b2 ∙ (2a – 2b) | Л a5 | К a3(1–a5) | Ф 4a(2b – c) | А 3(4a+b2) | Р 4(2a + 3b2) | С a3(1–a8) | Г 3(4a + 7b) | И 2a2b2 ∙ (3a – 2b) | |
VII. Рефлексия
– Какое преобразование называется разложением многочлена на множители?
– На каком свойстве основано вынесение общего множителя за скобки?
– Как выносится общий множитель за скобки?
– Достигли ли вы целей, которые ставили в начале урока?
VIII. Подведение итогов урока
Учитель выставляет оценки учащимся, тем самым подводит итоги урока.
_______________________________________________________________________
Домашнее задание