СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Алгоритмическая конструкция «ветвление»"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Урок изучения новых знаний и первичного закрепления

Тема урока: Алгоритмическая конструкция «ветвление».

Цель урока: создать условия для формирования и первичного закрепления знаний учащихся об алгоритмическом конструкции ветвление.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Алгоритмическая конструкция «ветвление»"»

Алгоритмическая конструкция ветвление (8 класс)

Тип урока: Урок изучения новых знаний и первичного закрепления

Тема урока: Алгоритмическая конструкция «ветвление».

Цель урока: создать условия для формирования и первичного закрепления знаний учащихся об алгоритмическом конструкции ветвление.

Задачи:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания об алгоритмах и их исполнителях, о свойствах алгоритма; изучение базовой алгоритмической структуры “ветвление”, видов ветвящихся структур в полной и неполной форме; научить учащихся составлять описание алгоритма, записанного в виде блок-схемы, на естественном языке.

Развивающие: развитие логического мышления, умения анализировать информацию.

Воспитательные: воспитание самостоятельности, внимательности; воспитание положительного отношения к труду; формирование интереса к процессу обучения.

Методы обучения: фронтальный, индивидуальный, наглядно-практический.

План урока:

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Актуализация знаний – 5 мин.

3. Формулировка темы урока – 2 мин.

4. Изучение нового материала – 10 мин.

5. Физкультминутка – 2 мин.

6. Закрепление изученного материала – 15 мин.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия – 4 мин.

8. Домашнее задание – 1 мин.

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, товарищи кадеты!

- Здравия желаю, товарищ преподаватель!

Контроль посещаемости. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с понятием и свойствами алгоритмов, формами представления алгоритмов, линейной алгоритмической структурой. Сейчас я прошу вас вспомнить эти понятия.

- Дайте определение алгоритму (Последовательность действий, которая приводит к решению задачи);

- Перечислите свойства алгоритма (Понятность, определенность, результативность, массовость, дискретность);

- Что означает массовость? (Данный алгоритм применим к решению целого класса задач)

- Понятность? (Задан с помощью таких предписаний, которые исполнитель может воспринимать и по которым может выполнять требуемые действия)

- Результативность? (Всегда приводит к результату через конечное, возможно, очень большое, число шагов)

- Определенность? (Путь решения задачи определён вполне однозначно, на любом шаге не допускаются никакие двусмысленности и недомолвки)

- Назовите способы записи алгоритмов; (Словесное описание, построчная запись, блок-схема, школьный алгоритмический язык)

- Что такое величина в информатике? ((отдельный информационный объект (число, символ, строка, таблица и др.).

- Какие типы величин используются в алгоритмах? (Числовой, логический, текстовый)

- Какие алгоритмические конструкции вы знаете? (Следование)

- Какой алгоритм называется линейным? (Его команды выполняются в порядке следования друг за другом)

- Молодцы, на вопросы вы ответили хорошо, а это говорит о том, что мы можем двигаться дальше и покорять новые вершины знаний.

III. Формулировка темы урока

Вспомним слова из русской сказки. "Царевич остановился у развилки дороги и видит камень с надписью "Пойдешь направо – коня потеряешь, налево – сам пропадешь".

- Перед чем стоит Царевич? Что он должен сделать? (Сделать выбор)

Подобные ситуации, заставляющие делать выбор в зависимости от некоторого условия, постоянно встречаются в нашей жизни. Например:

  • Если прозвенел будильник, то нужно вставать и идти в школу;

  • Если не будет троек, то пойду в поход, иначе буду учить уроки;

  • Если пошёл дождь, то надо открыть зонт.

И русский богатырь, находясь на развилке двух дорог, выберет только одну в зависимости от своей цели и некоторого условия, написанного на камне.

Таким образом, появляется новый вид алгоритма.

- Как бы вы его назвали? (Разветвляющимся или «развилкой»)

- Итак, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

Тема нашего урока: Алгоритмическая конструкция «Ветвление».

- Что мы сегодня должны узнать сегодня на уроке? (Что такое ветвление, формы ветвления)

- Чему должны научиться? (Научиться изображать разветвляющиеся алгоритмы в виде блок-схем, записывать на алгоритмическом языке)

- Открываем тетради, записываем дату и тему нашего урока: Алгоритмическая конструкция «Ветвление».




IV. Изучение нового материала

Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий, называется ветвлением (развилкой).

Алгоритмическая конструкция, в которой предусмотрен выбор действий в зависимости от условий называется ветвлением.

Алгоритм, содержащий ветвление называется разветвляющимся.

Существует две формы ветвления полная и неполная.

Ветвление может быть записано: в полной форме – если, то, иначе, все.

в неполной форме – если, то, все.

На блок схемах ветвление обозначается ромбом.

П ример полной формы

алг правописание частиц НЕ, НИ

нач

если частица под ударением

то писать НЕ

иначе писать НИ

все

кон

В полной развилке если условие истинно, то будет выполнено действие 1, в противном случае будет выполнено действие 2.

П ример неполной формы

алг сборы на прогулку

нач

если на улице дождь

то взять зонтик

все

кон


В неполном ветвлении если условие истинно, то осуществляется заданное действие, в противном случае выполнение ветвления завершается.

- Приведите примеры полной и неполной формы ветвления.

Задание №1. Угадайте пословицу, зашифрованную в блок-схеме:

1)

Ответ: За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

- Это какая форма ветвления? (неполная)

Ответ: Болен – лечись, а здоров – берегись.

- А это какая форма ветвления? (полная)

Ответ: Если боишься – не говори, сказал – не бойся.

- А это какая форма ветвления? (вложенная)

- Для записи условий, по которым разветвляется алгоритм, используются операции сравнения:

A

A меньше B

A B

A меньше или равно B

A = B

A равно B

A B

A больше B

A = B

A больше или равно B

AB

A не равно B


Здесь буквы А и В можно заменять на любые переменные, числа и арифметические выражения.

Р
ассмотрим алгоритм вычисления функции f(x) = |х| для произвольного числа х (пример).

Обратите внимание на второй блок этой блок-схемы. В нём представлены имена и типы величин (данных), обрабатываемых в алгоритме.

Условия, состоящие из одной операции сравнения, называются простыми. В качестве условий при организации ветвлений можно использовать и составные условия.

Составные условия получаются из простых с помощью логических связок and (и), or (или), not (не): and означает одновременное выполнение всех условий, OR — выполнение хотя бы одного условия, a not означает отрицание условия, записанного за словом not.

Пример. Алгоритм определения принадлежности точки X отрезку [АВ]. Если точка X принадлежит данному отрезку, то выводится ответ “ДА”, в противном случае – “НЕТ”.

V. Физкультминутка

А сейчас перед тем как перейти к практической части мы с вами немножко отдохнем.

Если я поднимаю руки вверх, то вы делаете наклоны влево-вправо, если я опускаю руки, то вы выполняете подтягивание на носочках.

VI. Закрепление изученного материала

Задание №1. Вычислите алгоритм разветвленной структуры, представленной в виде блок-схемы, при заданном входном потоке исходных данных.

Учитель объясняет на примере, затем учащиеся выполняют 2-3 задание самостоятельно.

Задание №2. Расставь пропущенные команды на схеме алгоритма.

1) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9761b5de-67b1-458c-863e-222b9d09ccc5/%5BNS-INF_4-01-01-02%5D_%5BIM_239%5D.swf

2) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4ff93eba-9655-45b6-8246-04b7eeebd839/%5BNS-INF_4-01-01-02%5D_%5BIM_236%5D.swf

VII. Подведение итогов урока. Рефлексия

На уроке мы с вами познакомились с разветвляющими алгоритмами.

- Какие алгоритмы называют разветвляющимися?

- Какие существуют виды ветвлений? (Полные и неполные)

Приведите примеры из других областей наук, где вы встречались с разветвляющимися алгоритмами. (Физика: если ускорение равно нулю, то движение равномерное, иначе неравномерное. Химия: если на внешнем энергетическом уровне больше 3 электронов, то металл, иначе неметалл; Русский язык: если вопрос к глаголу содержит «ь», то глагол пишется с «ь» знаком, иначе без «ь» знака).

Вся наша жизнь – это алгоритм сложной «ветвящейся» структуры и надо стремиться к тому, чтобы каждое наше действие было обдуманным и приводило к правильному, достойному результату!

- Каков же результат нашего урока? 

Выполните алгоритм: Если понравился урок, то поднимите радостный смайлик, иначе грустный смайлик.

- Какая это алгоритмическая структура? Какое ветвление вы сейчас выполнили?

VIII. Домашнее задание

Открывает тетради, записываем д/з:

§3.4 (3.4.2) стр. 129-133. Задание 14,15 стр.146

Всем спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя
Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс