СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Англия на пути к индустриальной эре"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 8 классе по теме "Англия на пути к индустриальной эре" может оказаться полезен учителю для проведения урока и организации самостоятельной/групповой работы обучающихся в классе и дома.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Англия на пути к индустриальной эре"»

П.8. Англия на пути к индустриальной эре.

  1. Парламентскаякая мохия (конституционная, ограниченная) – форма правления, при которой верховная власть по закону (по Конституции) принадлежит не монарху, а парламенту.

Путь Англии к этой форме правления лежал через буржуазную революцию, которая началась в 1640г. (этот материал вы уже изучали!).

Вспомните, какую роль в этот период в истории Англии сыграл Оливер Кромвель.

Стремясь укрепить свою власть, в феврале 1654г. Кромвель официально введён в новую должность пожизненого лорда-протектора Английской республики: в Англии установилась военная диктатура, а Кромвель фактически стал единоличным правителем государства.

В 1658г. Кромвель умер, что привело к усилению беспорядков внутри страны. Нужна была сильная власть, и правящие круги решили восстановить (реставрировать) монархию.

В 1660г. вновь избранный двухпалатный парламентпровозгласил сына казнённого короля занять престол. Карл II должен был пообещать не менять порядков, установленных в ходе революции.

Так республика завершила своё существование. Революция закончилась.

Вскоре Карл II стал нарушать свои обязательства:

  • Участники революции подверг гонениям,

  • Возвратили епископов англиканской церкви,

  • Начались преследования пуритан,

  • Внутри страны король стал поддерживать католиков,

  • Карл II всё чаще распускал парламент и не созывал его по нескольку лет.

Парламент, стремясь ограничить нарушения со стороны короля, принял в 1679г. документ – «Habeas corpus act», который гарантировал каждому жителю страны личную свободу, никто без решения суда мог быть задержан или арестован.

В 1685г. умер Карл II, на престол взошёл его брат Яков II Стюарт. Он хотел восстановить в Англии католицизм и править как абсолютный монарх. Парламент принял решение лишить его короны и передать её правителю Голландии протестанту Вильгельму III Оранскому, женатому на дочери Якова II Марии II Стюарт. Осенью 1688г. Вильгельм III Оранский высадился в Англии и направился к восставшему Лондону. Король Яков II бежал во Францию.

Эта революция не перешла в гражданскую войну, она получила название «Славная революция» и положила конец борьбе между парламентом и королями.

Парламент вручил Вильгельму III Оранскому Билль о правах, в котором закреплялись права и обязанности парламента (законодательная власть) и короля и его министров (исполнительная власть). Билль стал основой английской конституционной монархии.

Особым законом устанавливалась свобода вероисповедания для лиц и сект, не принадлежащих к англиканской церкви.

После смерти бездетных Вильгельма III и Марии II на престол взошла Анна Стюарт (1702-1714), ещё одна дочь Якова II, последняя представительница династии на престоле Англии. При ней парламент в 1707г. узаконил унию (союз, возглавляемый одним монархом) между Англией и Шотландией. С ЭТОГО ВРЕМЕНИ ЕДИНОЕ ГОСУДАРСТВО СТАЛО НАЗЫВАТЬСЯ ВЕЛИКОБРИТАНИЕЙ ИЛИ СОЕДИНЁННЫМ КОРОЛЕВСТВОМ.

Познакомиться ближе с Англией этого периода и с королевой Анной можно прочитав пьесу Эжена Скриба «Стакан воды» или посмотрев превосходную экранизацию пьесы «Стакан воды» 1979г.

Прямых наследников Стюартов не осталось. По закону о престолонаследии (1702г.), по которому трон не могли занимать католики, корона перешла к потомку Якова I Стюарта из немецкой династии Ганноверов Георгу I. При нём и его сыне Георге II сложился порядок, когда исполнительная власть находится в руках кабинета министров, назначаемого королём.

В Англии сложилась двухпартийная политическая система (то есть только две политические партии («партии власти») имеют реальные шансы одержать победу на выборах):

то́ри и ви́ги.

Правительственный кабинет и премьер-министра король назначал из той партии, которая победила на выборах в палату о́бщин парламента.

  1. К 70-м гг. XVIII века складывавшаяся веками система ведения сельского хозяйства в Англии разрушилась. Последствия Английской революции 1640-1660 гг. привели к тому, что в английскую деревню всё сильнее вторгался капитализм, т.о. постепенно сложилась характерная для английской деревни того времени пирамида:

Т.о., капиталистическое предпринимательство вторглось в деревню. Это выразилось в окончательном торжестве фермерского хозяйства над традиционным крестьянским, в почти полном исчезновении крестьян – мелких собственников. Всё это получило название аграрная революция.

3. К середине XVIII в. в Англии созрели условия для промышленного переворота, то есть перехода от мануфактуры к фабрично-заводскому производству, от ручного труда к машинному.

Причины начала промышленного переворота:

  1. Завершившаяся аграрная революция, ликвидировав крестьянские хозяйства, создала огромное количество свободных рабочих рук, которые готовы были работать в промышленности (на фабриках и заводах).

  2. Сложился рынок сбыта производимых в промышленности товаров: росли города и городское население, в деревне богатые арендаторы нуждались в покупке инвентаря и удобрений.

  3. В результате земельных спекуляций внутри страны (перепродажи земель, изъятых у английской короны и ирландцев), ограбления колоний и работорговли у купцов и предпринимателей появились огромные средства (начальный капитал), необходимые для строительства фабрик с применением машин.


4. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ.

УСЛОВИЕ

СУТЬ

ИЗМЕНЕНИЯ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

1

Изобретение машин, способных заменить труд человека

Ручное производство хлопчатобумажных тканей в Англии было дороже, чем в Индии. Организовать производство дешёвых тканей можно было только при помощи машин (им не нужна зарплата, работают быстро, не устают и т.п.)

Джон Кей усовершенствовал ткацкий станок изобретением «летучего челнока», который перебрасывался нажатием педали, что ускорило процесс ткачества.

НО появился дефицит пряжи, ведь её пряли вручную, поэтому в 1765г. Джеймс Харгривс изобрёл механическую прялку, в которой одновременно работали 15-18 веретён и назвал её именем своей дочери «Дженни».

В 1767г. плотник Хейс создал высокопроизводительную прядильную машину, приводимую в движение водяным колесом.

Успехи в прядении вызвали появление механических ткацких станков.

Новый станок Эдмунда Картрайта в 40 раз увеличил производительность труда.

2

Появляются фабрики – целые системы машинного производства

Использование водяных двигателей вынуждало строить их лишь около рек.

В 1784г. Джеймс Уатт создал универсальную паровую машину, что позволило строить фабрики в любом удобном месте.

ИТОГИ:

  • новая техника привела к новой организации промышленности.

  • На смену мануфактуре пришла фабрика.

  • Промышленный переворот был настоящей революцией, вызвавшей огромный подъём производительности труда.

  • В ходе промышленного переворота становилось больше предпринимателей и наёмных рабочих.

  • К концу XVIIIв. Англия стала первой промышленной страной мира, где всё нагляднее проступали черты индустриального общества.

5.

ЗАДАНИЯ.

  1. Подготовьте рассказ (устно) о пути Англии к индустриальному обществу, опираясь на материал данного конспекта.

  2. Подумайте, в каком обществе (индустриальном или каком-то ещё) живём мы сегодня. Ответ аргументируйте. Пример написания аргумента смотрите в конце конспекта.

  3. Сделайте умозаключение, обязательно указав значение изменений в жизни Англии для последующего хода истории.


СЛОВАРЬ УРОКА.

  1. Фермер – сельскохозяйственный предприниматель, ведущий высокопродуктивное прибыльное хозяйство на арендованной или собственной земле.

  2. Аренда – сдача земли (или другого имущества) внаём на определённый срок.

  3. Батрак – сельскохозяйственный наёмный работник.

  4. Аграрный - относящийся к сельскому хозяйству, связанный с сельским хозяйством.

  5. Аграрная революция (в Англии, XVIII в.) – сосредоточение земли в руках крупных собственников, использование в сельском хозяйстве труда наёмных рабочих и исчезновение крестьянства. Рост продуктивности сельского хозяйства.

  6. Промышленный переворот - переход от мануфактуры к фабрично-заводскому производству, от ручного труда к машинному.

  7. Фабрика – промышленное предприятие, основанное на применении системы машин.

  8. Индустриальное общество – тип общества, для которого характерен процесс создания крупной, технически развитой промышленности, преобладающей над сельским хозяйством.

  9. М ануфактура, её виды,

  10. Революция,

  11. Капитализм,

  12. Лендлорд, повторение + см. в тексте конспекта

  13. Производительность труда (обществознание 7 класс!)

  14. Тори,

  15. Виги

  16. Парламентская монархия


ДЛЯ СПРАВКИ.

  • Предприниматель, или бизнесмен — человек, имеющий своё дело (бизнес) в целях получения прибыли в форме оказания услуг, торговли или производства товаров.

  • Спекуляция (одно из значений) - расчет на вероятную выгоду какого-либо предприятия; тонко обдуманное и проведённое торговое дело, афера.




АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ АРГУМЕНТА.

  1. Внимательно прочитайте/сформулируйте точку зрения, которую вам надо аргументировать.

  2. Аргумент может подтверждать точку зрения или опровергать её, старайтесь подбирать по два аргумента «за» и «против».

  3. Аргумент – это ВСЕГДА сумма теории и факта!

АРГУМЕНТ = ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СУЖДЕНИЕ/УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ + ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ

ИЛИ

АРГУМЕНТ = ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ + ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ СУЖДЕНИЕ/УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ

НАПРИМЕР.

Приведите аргументы «за» и «против» точки зрения: «Русско-японская война продемонстрировала невысокие возможности России в защите своих интересов на международной арене».

Аргументы, подтверждающие точку зрения:

  1. Несмотря на обладание значительно бо́льшим военным потенциалом, Россия не смогла добиться побед над Японией в сухопутных сражениях (при Лаояне, при Мукдене).

  2. Поражение России в Цусимском сражении стало крупнейшим поражением русского флота за всё время его существования.

Аргументы, опровергающие точку зрения:

  1. Сражение крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» против японской эскадры стало символом мужества и героизма для многих поколений русских моряков.

  2. Переговоры о мире в Портсмуте привели к отклонению части требований благодаря искусству российских дипломатов (Россия сохранила северную часть острова Сахалин, не платила контрибуцию).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!