Класс: 11
Урок 10
Тема урока: Практическая работа №7. Создание отчёта
Цель урока:
Образовательная – сформировать умения создавать отчет для представления данных.
Развивающая–развитие мышления; формирование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией.
Воспитательная - воспитание терпения в работе, четкой организации учебного процесса, информационной культуры, культуры общения.
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать: понятие «отчет», его назначение; технологию создания отчета; приемы работы с отчетом в разных режимах; правила добавления вычисляемых полей в отчеты; как вывести отчет на печать.
Учащиеся должны уметь: создавать отчеты заданного вида; работать с отчетами в разных режимах; редактировать отчеты; задавать уровни группировки в отчетах; добавлять итоговые поля в отчеты; печатать отчеты
Содержание урока
1.Организационный момент
Приветствие учеников. Концентрация внимания, настрой на продуктивную работу.
2. Актуализация материала
Базы данных могут содержать сотни и тысячи записей. Часто бывает необходимо упорядочить записи, то есть расположить в определенной последовательности и представлять необходимые данные из БД в удобном нам виде. Это делается при помощи создания отчетов.
На предыдущих уроках вы создавали запросы к БД
С какой целью создаются запросы?
Всегда ли результаты запросов выводились в удобной форме?
3.Объяснение новой темы.
Отчет – это четвертый тип объектов, с которыми мы знакомимся при работе с БД. Отчет создается на основе данных из таблиц БД и на основе предварительно созданных запросов. Отчет создается с помощью Мастера отчетов
Целью практической работы является создание отчетов с помощью Мастера отчетов
Порядок выполнения практической работы:
-
Создать отчет для приемной комиссии по образцу ( задание 1 стр 190)
-
Внести изменение в таблицу Итоги (Задание 2)
-
Создать новый запрос(Задание 3)
-
На основе запроса сформировать отчет (Задание 4)
4. Закрепление материала.
Выполнение заданий Практической работы №1.9 Учебник стр. 190
5. Обобщение и и систематизация полученных знании по теме « Базы данных» Тестирование
6.Итоги урока
Проверка выполнения заданий практической работы.
Вопросы к учащимся:
-
Чему мы научились сегодня?
-
Для чего можно использовать базы данных в повседневной жизни и трудовой деятельности?
-
Какова цель создания отчетов?
-
Какой из этапов урока вам запомнился больше всех? Какой понравился?
-
Что вызвало сложности при выполнении работы?
7. Домашнее задание
Повторить тему БД. Подготовить проектные задания на самостоятельную разработку базы данных.
Вариант – 1.
1. Базы данных — это:
A) информационные модели, позволяющие в упорядоченном виде хранить данные о группе объектов, обладающих одинаковым набором свойств;
B) программные средства, позволяющие организовывать информацию в виде таблиц;
C) программные средства, обрабатывающие табличные данные;
D) программные средства, осуществляющие поиск информации.
2. Запись БД – это …
3. Ключевое поле – это …
4. Перечислите свойства полей.
5. Назовите объекты СУБД.
6. Простые фильтры – это …
7. В коробке меньше 9, но больше 3 шаров. Сколько шаров может быть в коробке?
А) 3; В) 9; С) 2; D) 5; Е) 10.
8. Какие атрибуты (признаки) объекта должны быть отражены в информационной модели, описывающей хобби ваших одноклассников, если эта модель позволяет получить ответы на следующие вопросы:
- Каков возраст всех детей, увлекающихся компьютером?
- Каковы имена девочек, увлекающихся пением?
- Каковы фамилии мальчиков, увлекающихся хоккеем?
A) имя, пол, хобби;
B) фамилия, пол, хоккей, пение, возраст;
C) имя, пол, хобби, возраст;
D) имя, возраст, хобби;
E) фамилия, имя, пол, возраст, хобби?
9. Реляционная база данных задана таблицей:
| Ф.И.О | Пол | Возраст | Клуб | Спорт |
1 | Панько Л.П. | жен | 22 | Спартак | футбол |
2 | Арбузов А.А. | муж | 20 | Динамо | лыжи |
3 | Жиганова П.Н. | жен | 19 | Ротор | футбол |
4 | Иванов О.Г. | муж | 21 | Звезда | лыжи |
5 | Седова О.Л. | жен | 18 | Спартак | биатлон |
6 | Багаева СИ. | жен | 23 | Звезда | лыжи |
Какие записи будут выбраны по условию: Спорт= "лыжи" И Пол= "жен" ИЛИ Возраст
A) 2, 3, 4, 5, 6; B) 3, 5, 6; C) 1, 3, 5, 6; D) 2, 3, 5, 6; Е) таких записей нет.
10.Реляционная БД задана таблицей:
| Название | Категория | Кинотеатр | Начало сеанса |
1 | Буратино | х/ф | Рубин | 14 |
2 | Кортик | х/ф | Искра | 12 |
3 | Винни-Пух | м/ф | Экран | 9 |
4 | Дюймовочка | м/ф | Россия | 10 |
5 | Буратино | х/ф | Искра | 14 |
6 | Ну, погоди | м/ф | Экран | 14 |
7 | Два капитана | х/ф | Россия | 16 |
Выбрать первичный ключ для таблицы (допуская, что в кинотеатре один зал):
A) Название+Кинотеатр;
B) Кинотеатр+Начало сеанса;
C) Название+Начало сеанса;
D) Кинотеатр;
E) Начало сеанса.
11. Структура реляционной базы данных изменяется при:
A) удалении любой записи;
B) удалении любого поля;
C) изменении любой записи;
D) добавлении записи;
E) удалении всех записей.
12. Реляционная база данных задана таблицей. Записи в таблице пронумерованы.
| Код дистанции | Код соревнований | Дата | Время спортсмена (с) |
1 | 101 | Д02 | 11.12.2004 | 56,6 |
2 | 104 | Д01 | 12.10.2005 | 37 |
3 | 102 | Д02 | 11.12.2005 | 56,1 |
4 | 103 | Д05 | 11.12.2005 | 242,8 |
5 | 101 | Д04 | 13.01.2005 | 181,1 |
6 | 102 | Д01 | 12.10.2005 | 35,45 |
Сформулировать условие поиска, дающее сведения о спортсменах, принимавших участие в соревнованиях на дистанциях с кодами Д01 и Д03 не позднее 10.12.2004.
A) Код_дистанции="Д01" и Код_дистанции= "Д03" и Дата соревнования10.12.2004
B) (Код_дистанции="Д01" или Код_дистанции= "Д03") и Дата_соревнования10.12.2004
C) Код_дистанции="Д01" и (Код_дистанции= "Д03" или Дата_соревнования
D) Код_дистанции="Д01" и Код_дистанции= "Д03" и Дата_соревнования
E) (Код_дистанции="Д01" или Код_дистанции= "Д03") и Дата_соревнования
Вариант – 2.
1.В реляционной БД информация организована в виде:
A) сети;
B) иерархической структуры;
C) файла;
D) дерева;
E) связанных прямоугольных таблиц.
2. Поле БД – это …
3. Перечислите типы данных, содержащихся в полях БД.
4. Приведите примеры иерархических и сетевых БД.
5. СУБД – это …
6. Сложные фильтры – это…
7. БД содержит информацию об учениках школы: фамилия, класс, балл за тест, балл за практическое задание, общее количество баллов. Какого типа должно быть поле «Общее количество баллов»?
A) текстовое; С) числовое; Е) любого типа.
B) логическое; D) «дата/время»;
8. Реляционная база данных задана таблицей:
| Ф.И.О | Пол | Возраст | Клуб | Спорт |
1 | Панько Л.П. | жен | 22 | Спартак | футбол |
2 | Арбузов А.А. | муж | 20 | Динамо | лыжи |
3 | Жиганова П.Н. | жен | 19 | Ротор | футбол |
4 | Иванов О.Г. | муж | 21 | Звезда | лыжи |
5 | Седова О.Л. | жен | 18 | Спартак | биатлон |
6 | Багаева СИ. | жен | 23 | Звезда | лыжи |
Какие записи будут выбраны по условию: (Клуб= "Спартак" И Клуб= "Ротор") И НЕ (Пол="жен")
A) 3, 5; D) 2, 4;
B) 1, 3, 5; Е) таких записей нет.
C) 2, 3, 4, 5;
9. БД содержит информацию о собаках из клуба собаководства: кличка, порода, дата рождения, пол, количество медалей. Какого типа должны быть поля?
A) текстовое, текстовое, числовое, текстовое, числовое;
B) текстовое, текстовое, дата/время, текстовое, числовое;
C) текстовое, текстовое, дата/время, логическое, числовое;
D) текстовое, текстовое, числовое, логическое, числовое;
E) текстовое, текстовое, дата/время, логическое, текстовое.
10. Реляционная БД задана таблицей:
| Название | Категория | Кинотеатр | Начало сеанса |
1 | Буратино | х/ф | Рубин | 14 |
2 | Кортик | х/ф | Искра | 12 |
3 | Винни-Пух | м/ф | Экран | 9 |
4 | Дюймовочка | м/ф | Россия | 10 |
5 | Буратино | х/ф | Искра | 14 |
6 | Ну, погоди | м/ф | Экран | 14 |
7 | Два капитана | х/ф | Россия | 16 |
В каком порядке будут идти записи, если их отсортировать по двум ключам: Название+Кинотеатр в порядке возрастания?
A) 1, 5, 3, 4, 7, 2, 6; D) 6, 2, 7, 4, 3, 1, 5;
B) 5, 1, 3, 7, 4, 2, 6; Е) 2, 5, 4, 7, 1, 3, 6.
C) 6, 2, 4, 7, 3, 1, 5;
11. Какие характеристики объекта «Склад» должны быть отражены в структуре реляционной базы данных, если необходимо получить следующую информацию:
- наименование и количество товара с истекшим сроком хранения (дата окончания срока хранения превысила текущую дату);
- наименование товара с ценой менее 70 руб.;
- наименование всех товаров на общую сумму более 2 000 руб.?
Построенная модель не должна содержать избыточную информацию.
A) наименование, количество, цена, дата окончания срока хранения, общая сумма;
B) наименование, количество, цена, дата окончания срока хранения, текущая дата, общая сумма;
C) наименование, количество, цена, дата окончания срока хранения;
D) наименование, количество, цена, дата окончания срока хранения, текущая дата;
E) наименование, количество, цена, текущая дата, общая сумма.
12. Дана однотабличная база данных «Автомобилисты»:
| Владелец | Модель | Номер | Дата регистрации |
1 | Левченко Н. | Волга | И537ИГь59 | 15.08.2001 |
2 | Сидоров А. | Жигули | Ф131ФП-59 | 14.02.2000 |
3 | Горохов И. | Форд | Б171БП-59 | 27.10.2000 |
4 | Федоров К. | Волга | И138ИП-59 | 20.05.2001 |
5 | Сидоров А. | Жигули | И321ИП-59 | 27.10.2000 |
Какие записи будут удовлетворять условию отбора: Дата регистрации13.02.2000 и Дата регистрации
A) 4; B) 2; 3; 5; С) 1; 4; D) 1; Е) таких записей нет.