СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока биологии 7 класс. Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии 7 класс. Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека.»


Предмет: биология

Урок № 49

Класс – 8

Тема урока: Многообразие и значение птиц в природе и жизни человека.


Цель  урока: Выделить с экологические группы птиц, обобщить знания об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц.


Планируемые результаты:

личностные:

отметить разнообразное значение птиц в природе, обосновать необходимость их охраны, воспитывать положительное отношение к знаниям,

метапредметные:

развивать умение работать в малых мобильных группах,

предметные:

расширить представления учащихся о многообразии птиц; показать приспособленность птиц разных видов выживать в сходных местах обитания.


Тип урока: обобщающий, урок систематизации знаний.


Оборудование: компьютер, проектор, презентация с кейсом заданий по функциональной грамотности, чучела птиц, таблицы представителей различных отрядов птиц.












ХОД УРОКА

Этап

урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя


Задания (кейс) на формирование функциональной грамотности

1

I. Организационный момент. Этап актуализации опорных знаний.

1. Адаптация учащихся к деятельности на уроке

Повторяют домашнее задание

Настраивает на работу, называет вопросы для повторения.

-

2. Выявление предварительных знаний учащихся и определение их границы


Отвечают на вопросы, дополняя и поддерживая друг друга.

Учитель проводит фронтальный опрос по вопросам 1-3 стр.247 после п.47.

-

2

II. Изучение нового материала.

1. Формирование знаний, отношений, действий, опыта

Работают с иллюстрациями учебника стр. 248-253, выделяют отличительные признаки птиц разных по питанию и местообитанию.

Рассказывает об экологических группах птиц. связанных по способам питания и местообитанию.

Демонстрирует на презентации текст ситуационной задачи, к которой прикреплён кейс заданий на формирование функциональной грамотности: читательской, естественно-научной и математической.

Ребята, представьте себе такую ситуацию. За активную экологическую работу ваш класс был награждён поездкой в Зоологический музей. А когда вы приехали туда, вам вообще повезло - вы попали в Благотворительную Акцию: вам предложили пройти квест о птицах, состоящий из трёх заданий, в случае решения которых ваше посещение Музея оказалось бы бесплатным!

2. Разрешение интеллектуального затруднения - находится ответ на проблемный вопрос

Решают представленные задания на читательскую, естественно-научную и математическую грамотность. 1.Определяют соответствие клюва лапкам, учитывая особенности питания и местообитания птицы, исходя из прочитанного ими текста.


Дети решают задачу:


t чел.=37 градусов

t птицы=37+8=45 градусов.

Объясняют, почему у птиц способность к полёту требует высокой скорости обмена веществ. Возможна дискуссия.


Учитель направляет, помогает, увлекает, настраивает на работу, приводит доводы, доказательства и представляет проблемные ситуации, которые требуется разрешить.

A B C


1 2 3

Ответ: А1,В3,С2.

1.Читательская грамотность. Прочитайте текст:

Птицы широко распространены на Земном шаре. Одни из них живут на открытых водных пространствах, добывают пищу со дна, процеживая воду( утка-кряква). Другие живут рядом с ними на тех же водоёмах, но в прибрежной растительности, становясь едва заметными для врагов( серая цапля). Лесные птицы обследуют стволы деревьев(дятлы, поползни) или держатся в кронах деревьев и кустарников (синицы, зяблики). Хищные птицы населяют горы, равнины (орлы, соколы, ястребы). При жизни в разных условиях у птиц развиваются присущие им особенности: определённой формы клювы, лапки и другие признаки.

Рассмотрите на рисунках клювы птиц(А-С) и лапки(1-3), соотнесите клювы с лапками птиц. Подберите к каждому клюву соответствующую

лапку. К каждой букве подпишите нужную цифру.

Математическая грамотность.

Какова средняя t птицы, если известно. что она превышает t человека на 8 градусов для обеспечения высокой v обмена веществ для полёта?

Физминутка.

Выполнят простые упранения для отдыха.



3

III.Рефлексия

1. Первичное закрепление знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения

3.Дети выбирают утверждение, соответствующее эксперименту. Далее они дискутируют и объясняют свой выбор. Проговаривают, зачем нужно кольцевание и почему в условиях зимы дятлы предпочли растительную пищу животной. Обговаривают цель, задачи и ход экспериментов.

Учитель зачитывает данные:

А.Голос дятла можно услышать в любое время года по самым различным поводам: брачная песня, территориальный спор, испуг.

В. С середины января до конца июня крики дятлов сопровождаются «Барабанной дробью».

С. Были установлены пищевые предпочтения дятлов: в кормушку насыпали 100 г семян подсолнечника и 100 г семян овса, все семена подсолнечника были съедены(100%), а зёрна овса-только наполовину(50%).

D. Было установлено , что дятлы долбят преимущественно деревья, поражённые вредителями, а также засохшие, здоровые деревья они не трогают.

Е. С помощью кольцевания было определено, что дятлы не улетают на зимовку, а либо в течение всего года живут в одной и той же местности, либо откочёвывают в поисках пищи.

В тёплое время года в рационе дятлов преобладают животные корма ( насекомые и их личинки), а в холодное время года- растительные.


3.Естественно-научная грамотность

В предложенном списке приведены результаты наблюдений и экспериментов, полученных при изучении жизни большого пёстрого дятла.Выберите два из них, которые следует отнести к результатам эксперимента.


Ответ: С, Е.


2. Повышение уровня формируемых знаний на основе применения разноуровневых и творческих заданий

4а).Сравнивают работу кузницы со способом питания дятла. Кузнец закрепляет обрабатываемую деталь в тиски и выполняет определённые операции, при этом громко стучит молотком. Дятел помещает в щели на деревьях или в пне шишки сосны и ели и раздалбливает их, вынимая при этом семена.

4б) Ответ: B, D.
























Ответ: А2, В1, С3.



4б).Учитель спрашивает:

Почему кузницу дятла можно увидеть только зимой? Выберите 2 верных ответа ?

А. На снегу хорошо видны следы деятельности дятлов, на почве нет.

В. В зимний период не хватает пищевых ресурсов.

С. В зимний период дятлы перелетают с одного дерева на другое.

D.Зимой дятлы питаются не только животной, но и растительной пищей.

E.Весной и летом трудно найти семена хвойных растений.


5.Естественно-научная и читательская грамотность.



A B C


4.Естественно-научная и читательская грамотность.

Интерпретация данных и использование доказательств для получения выводов.

4а): Рассмотрите фотографию «кузницы» дятла. Почему её так называют?


5.Естественно-научная и читательская грамотность.

Рассмотрите на слайде рисунки птиц и прочитайте их описания. Соотнесите описание и птицу. Назовите экологическую группу, к которой относится эта птица.


1.Эти птицы развивают огромную скорость, некоторые виды достигают скорости до 140 км/ч. Ловят мух и комаров в воздухе, открывая в полете широкий рот. Имеют маленький клювик, короткие ноги, длинные узкие крылья и раздвоенный хвост.

2.Птицы имеют сильный клюв, который помогает им срывать ягоды брусники, плоды рябины, почки, а зимой - хвою. Крепкими ногами они разгребают землю и выбирают из неё червей, насекомых, семена растений. Имеют большой хвост и короткие округлые крылья, способствующие манёвренному полёту среди ветвей.

3.Такие птицы стоят подолгу неподвижно, подкарауливая добычу, и резким молниеносным движением хватают её. Заметить птиц в растительности трудно, так как они напоминают пучки сухих стеблей тростника. Питаются в основном различной рыбой, едят лягушек, червей, головастиков. Гнезда устраивают на кочках в густых зарослях тростника.


Д/З . Повторить материал параграфа, ответить на вопросы в конце параграфа, темы для индивидуальных сообщений об отдельных видах птиц «Наши пернатые друзья».