СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока биологии на тему: "Фотосинтез"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии на тему: "Фотосинтез"»


МКОУ «Основная школа №4 имени Ю.А. Гагарина»

городского округа город Фролово



Урок по биологии

в 6 классе

по теме:

Фотосинтез








Подготовила:

учитель биологии

Золотарева Н.М.





2022- 2023 учебный год


Образовательная цель:

  • Раскрыть особенности воздушного питания растений;

  • показать планетарное и эволюционное значение  процесса фотосинтеза.

    Задачи урока: 

  • углублять и расширять представления о питании растений;

  • рассказать об истории открытия фотосинтеза, об условиях необходимых для этого процесса;

  •  показать роль света как необходимого условия протекания фотосинтеза;

  • прививать практические умения и навыки закладки и проведения опытов и наблюдений; на основе опытов доказать поглощение углекислого газа и выделение кислорода листьями на свету;

  • подчеркнуть значение фотосинтеза в природе и жизни человека.


Оборудование: медиапроектор,  компьютер, презентация по теме « Воздушное питание. Фотосинтез», аудиозапись басни И.А.Крылова «Листы и корни», видеофильм «Значение фотосинтеза», биологические задачи.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Организационный момент:

Учитель. Здравствуйте, ребята. Давайте с вами вспомним домашнее задание.

2. Этап проверки знаний

Учитель проводит фронтальный опрос.

  • С каким важным свойством живых организмов вы познакомились на предыдущем уроке?

  • Что такое питание?

  • Какое значение этот процесс имеет для живых организмов?

  • Какой орган растения обеспечивает почвенное питание?

  • Какие вещества растение получает из почвы? (азот, калий, фосфор.)

  • Азот, калий, фосфор - это органические или неорганические вещества? (неорганические вещества)

Учитель: Правильно, второе их название минеральные вещества.



3.Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового материала

Учитель. Однако, растения содержат не только минеральные, но и органические вещества.

В течение урока мы с вами должны ответить на вопрос: «Откуда растения получают органические вещества?».

Чтобы ответить на этот вопрос нужно познакомиться со вторым способом питания растений.

Откройте тетради и запишите тему урока: «Второй способ питания растений».

Сформулируйте цель урока. (Изучить второй способ питания растений.)

Учитель Около 300 лет многие ученые разгадывали тайну растения. Давайте и мы попытаемся проникнуть в эту тайну.

Сейчас мы с вами прослушаем аудиозапись басни Ивана Андреевича Крылова. Прослушав запись вы должны ответить на вопрос: «О чем говорится в басне?».

(дети слушают аудиозапись)

Повторяешь вопрос: О чем говорится в басне? (ответы детей)

Ребята, а как вы думаете, что важнее листья или корень?

В то время когда Крылов сочинил свою басню, люди еще не знали, для чего деревьям нужны листья, еще не было точных приборов, которые помогли бы раскрыть тайну зеленого «хитреца». Когда они появились, ученые смогли тщательно исследовать лист и заглянуть в его внутренние «покои». И тогда оказалось, что они нужны растению ничуть не меньше, чем корни. Что они способны на такие чудеса, какие под силу лишь волшебникам.

Скажите, пожалуйста, чем дышит человек? Носом. А у растений есть свои носы? Есть, только они не такие заметные.

Работа с таблицей «Строение листа».

Учитель Рассмотрим схему внутреннего строения листа. Что расположено на нижней стороне листа? (Показать устьице).

Учитель. Кто открывает и закрывает устьица? (ответы детей)

Горяев Паша, подготовил дома ответ на данный вопрос.

Размер устьиц зависит от солнца: слабо светит – устьица широко открыты, жарко греет – пора прикрывать, а то лист перегреется. Утром, когда первые, робкие лучи солнца начинают освещать землю, устьица открываются. Через них внутрь листа проникает наружный воздух. Он состоит из смеси нескольких газов. Все они растению не нужны. Ему требуется лишь один – углекислый газ. Поэтому этот газ отделяется от других и задерживается внутри листа. А остальные газы удаляются наружу через те же устьица.

Учитель. Кто открывает и закрывает устьица? (солнце). Молодец

Что находится под кожей листа? (учитель показывает на таблице хлоропласты)

Какого цвета хлоропласты? Зеленые. Благодаря какому веществу они имеют такую окраску? (хлорофилл). Хлорофилл – самое удивительное вещество на Земле. Он придает листьям зеленый цвет – его называют цветом жизни. 

(схема процесса фотосинтеза)

Именно к хлоропластам и направляется почетный пленник – углекислый газ. Там его уже дожидается вода, которую добыли из земли корни и подали наверх – к листьям.

Вода из почвы по корню поступает в лист растения, углекислый газ из воздуха поступает в лист растения и в хлоропластах под действием солнечного света образуются органические вещества.

Что является основным поставщиком углекислого газа? (воздух)

Подумайте «Как называется второй способ питания растений?» (воздушное) Правильно, молодец.

Записываешь рядом с темой урока на доске (Воздушное питание)

Вывод: органические вещества на свету образуются в зеленых клетках листа.(запись в тетради)

Когда в хлоропластах вода соединяется с углекислым газом, получается не только органические вещества. Образуется еще много кислорода. Но в таком большом количестве он растению не нужен, и его излишки удаляются наружу через устьица. Так в воздух, которым мы дышим, постоянно добавляется живительный кислород. И чем больше будет на Земле растений, тем легче нам будет дышать. Поэтому те мальчишки, которые ломают ветки деревьев и обрывают листья, вредят самим себе. Ученые называют волшебные превращения в зеленом листе фотосинтезом. Давайте с вами запишем что такое фотосинтез.

Запишем в тетрадь определение фотосинтеза:

Фотосинтез – это процесс протекающий в зеленых листьях растений на свету при котором из углекислого газа и воды образуются органические вещества и кислород. 

Схематически зарисовать процесс фотосинтеза в тетрадь

1.Какой газ поглощает растения из воздуха?

2.Откуда поступает вода в листья?

3.Из чего образуются органические вещества? (углекислый газ, вада)

4. Назовите условие необходимое для создания органических веществ. (солнце)

5. Какой газ выделяется при образовании органических веществ? (кислород)

Дайте определение фотосинтеза.

4. Этап применения знаний

Учитель. Давайте с Вами вернемся к началу урока и ответим на вопрос «Откуда растения получают органические вещества?» (из листьев)



5. Этап закрепления нового материала

Проведем тестирование по закреплению материала. Время выполнения 5 минут.

I вариант.

1. Могут ли органические вещества образовываться в клетках растений в темноте?

  1. Да

  2. Нет

2. В каких частях растения образуются органические вещества при воздушном питании?

  1. В корнях

  2. В листьях

  3. В стеблях

3. Как называется зеленый пигмент в клетках растений?

  1. Меланин

  2. Хлорофилл

4. Какой газ поглощают клетки растений в процессе фотосинтеза?

  1. Кислород

  2. Углекислый газ

5. Какой газ выделяют растения в процессе фотосинтеза?

  1. Кислород

  2. Углекислый газ

II вариант.

1. Могут ли органические вещества образовываться в клетках растений на свету?

  1. Да

  2. Нет

2.Необходимое условие для осуществления фотосинтеза.

1.Темнота. Свет.

3.Орган воздушного питания.

1.Лист. 2.Корень.

4. Как углекислый газ из воздуха попадает в лист?

1. Через устьица.

2. Через хлоропласты.

5. Зеленый пигмент в клетках растений.

6 этап рефлексия.

7. Домашнее задание: параграф 12, сделать кроссворд на тему «Воздушное питание растений».










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!