
Конспект урока по биологии. 6 класс.
Тема урока «Фотосинтез».
Цель урока: создать комфортные условия для изучения и систематизации материала по теме «Фотосинтез», продолжить развитие навыков самостоятельного познания школьников по указанной теме, сформировать знания учащихся о фотосинтезе, о значении зеленых растений на Земле, развивать у учащихся навыки самоконтроля и самооценки.
Задачи урока:
-обучающие: раскрыть сущность процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле;
- развивающие: развивать логическое мышление; навыки самостоятельной работы; умение делать выводы из анализа результатов эксперимента;
-воспитательные: воспитывать бережное отношение к зеленым растениям, исходя из знаний об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: учащиеся знакомятся со способом получения растением веществ, необходимых для питания, из воздуха; с условиями протекания фотосинтеза, ролью хлоропластов и хлорофилла в образовании органических веществ.
Метапредметные: учащиеся учатся проводить простейшие биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности в клетках растений, фиксировать, анализировать и объяснять результаты опытов.
Личностные: у учащихся формируется научное миро воззрение на основе изучения процессов жизнедеятельности в клетках растений.
Оборудование: таблица, карточки с заданиями.
Методы обучения: беседа, работа с рисунками, поиск информации, анализ.
Формы обучения: урок - изучение нового.
Актуальность применения разноуровневого обучения: использование данной технологии на уроке приведет к повышается активность, работоспособности, мотивации к изучению и качеству знаний.
План урока:
1. Организационный момент – 1 минута
2. Актуализация знаний – 10 минут
3. Изучение нового материала – 20 минут
4. Закрепление – 10 минут
5. Рефлексия – 2 минуты.
6. Домашнее задание – 2 минуты
Ход работы:
1. Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности к уроку. Доброжелательный настрой на урок
2. Актуализация знаний.
Карточки с дифференцированными заданиями.
Карточка №1 (Обязательный уровень)
1. Выберите правильные утверждения:
Корневые волоски находятся на всем протяжении корня.
Клетки корневого чехлика недолговечны.
Поступление воды и минеральных солей происходит только в зоне всасывания.
Зона всасывания находится между зоной роста и проводящей зоной.
Лист – единственный орган растения, в котором происходит фотосинтез.
Устьичные клетки не имеют хлорофилла.
Почка – это зачаточный побег.
Стержневая корневая система имеет один корень.
Придаточные корни развиваются из корешка зародыша.
2. Докажите, что луковица видоизмененный побег.
Карточка № 2 (Повышенный уровень)
1. При дыхании корни поглощают:
а) кислород; б) воду; в) углекислый газ;
г) растворенные минеральные вещества.
2. В поглощении воды и минеральных солей участвует:
а) зона деления; б) зона роста;
в) зона всасывания; г) зона проведения.
3. Органическое удобрение:
а) навоз; б) зола; в) селитра; г) мочевина.
4. Почка – это:
а) зачаточный побег; б) зачаточные листья;
в) видоизмененный побег; г) видоизмененные листья.
5. Клубень – это:
а) плод; б) видоизмененный побег; в) корень; г) часть побега.
6. Вегетативные органы:
а) семена; б) плоды; в) корни и побеги; г) цветки.
7. Фотосинтез происходит:
а) только на свету; б) в темноте; в) только осенью; г) только ночью.
8. Стержневая корневая система имеет:
а) один корень; б) много корней;
в) много придаточных корней; г) главный и боковые корни.
9. Придаточные корни:
а) развиваются из корешка зародыша;
б) отрастают от стебля;
в) развиваются на главном корне;
г) отрастают от боковых корней.
Карточка №3 (Высокий уровень)
Корневая система растения поглощает из почвы … и … с помощью … Из листа вода поступает к клеткам основной ткани, содержащим … Через устьица к клеткам основной ткани поступает … В хлоропластах при участии света образуются … Происходит процесс … При этом выделяется газ …
3. Изучение нового материала
Постановка проблемы
И так, мы с вами установили, что у растений почвенное питание: они корнем поглощают из почвы воду и минеральные соли.
Хорошо. Но как же тогда объяснить это?
Мы с вами заложили опыт (выращивали два растения на свету и в темноте)
- Какой вывод можно сделать из этого опыта? Что еще необходимо для нормальной жизни растений? ( Нужен свет)
-А для чего он нужен, как вы думаете? ( Слушается мнение учащихся)
Насколько вы были точны в своих ответах нам и придется выяснить сейчас.
-Вы задумывались, почему у растений плоский лист? (Демонстрация плоского и цилиндрического листа) .
-На какой из них падает больше света? Конечно на плоский.
-Как вы думаете, растения могут двигаться? ( Слушаю мнения)
Растения даже двигаться научились к свету, чтобы лучше его улавливать. Это явление называется- тропизмы.( Демонстрирую растение с повернутыми к свету листьями)
Так для чего же растениям нужен свет?
На этот вопрос пытались ответить многие ученые.
Оказалось, что растения способны не только питаться с помощью корня, поглощая воду и минеральные соли, но и сами себе в листьях образовывать дополнительную пищу, но делать это они могут только на свету!
-Так как же теперь можно объяснить опыт с этими двумя растениями? ( Растение в темноте питалось только одним способом - почвенным питанием. Второе растение вместе с почвенным питанием использовало и второй способ с помощью света.)
Этот второй способ питания с помощью света называют воздушным, потому что необходимое вещество для этого находится в воздухе.
Более научное название этого способа - ФОТОСИНТЕЗ.
Определение темы урока и постановка цели урока.
И так, записываем тему сегодняшнего урока «Фотосинтез»
Цель наша с вами:
- выяснить, как же протекает этот процесс,
-какие для него нужны условия,
- какое значение имеет этот процесс в жизни растений, других организмов и даже в жизни всей планеты Земля,
-можно ли управлять этим процессом,
-что мешает и тормозит этот процесс.
Объяснение новой темы
Слово «Фотосинтез» состоит из 2 частей : «фото» - свет, «синтез»-образование». То есть это процесс образования в листьях каких то веществ.
Первая наша задача-загадка, выяснить, КАКИЕ ЖЕ ВЕЩЕСТВА ОБРАЗУЮТСЯ ПРИ ФОТОСИНТЕЗЕ?
Рассмотрим в учебнике рис. «Образование крахмала в листьях растения»
-Значит какое вещество образовалось на свету в листе?
( КРАХМАЛ- он синеет от йода)
-Какие же еще вещества при этом образуются?
Однажды ученый Д. Пристли провел такой опыт: посадил двух подопытных мышек под стеклянные колпаки. Под один из них поместил веточку растения. Эта мышка не погибла, а осталась жива. – Какой газ поддерживает дыхание? ( Кислород)
Был сделан вывод, что растения на свету выделяют еще одно вещество- КИСЛОРОД, который и поддержал жизнь мышки)
Посмотрите доказательство этого и на другом опыте.
(Работа с рисунком в учебнике – «Опыт, доказывающий выделение зеленым растением кислорода на свету».)
И так, сделаем вывод: при воздушном питании растений -фотосинтезе, образуются два вещества крахмал и кислород.
-Как вы думаете, на что растение использует эти вещества? (Крахмал -пища. Кислород - дыхание.)
Вот видите какой важный это процесс для растений!
Если он так важен, давайте выясним, всегда ли он протекает?
-КАКИЕ ЖЕ УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ ПРОТЕКАНИЯ ФОТОСИНТЕЗА ?
Для этого самостоятельно изучите рисунок «Опыт, показывающий необходимость углекислого газа для образования органических веществ» и пояснения к нему.
-Подведя итог, попытайтесь дать определение, что же такое фотосинтез? ( Фотосинтез- это процесс образования орг. веществ и кислорода на свету из углекислого газа и воды в хлорофилле)
( Учитель просит повторить нескольких учащихся.)
Организмы, которые могут сами синтезировать органические вещества для питания называются АВТОТРОФАМИ.( Запись в тетрадь)
Организмы, которые потребляют готовые органические вещества, называются ГЕТЕРОТРОФАМИ,(Запись в тетрадь.)
Приведите примеры организмов гетеротрофных и автотрофных.(Учащиеся приводят примеры)
- К какой группе организмов относится человек? ( Слушаю ответ)
-Почему человек не может быть автотрофом?( Нет хлорофилла)
Последняя наша загадка-задача «Каково значение фотосинтеза в жизни растений?»( Слушаются ответы учащихся)
Растения изменили облик планеты Земля!
-Попробуйте представить Землю без растений. Какой она будет?
(Трудно представить себе, как бы выглядела Земля, если бы не существовало растений и значит всех живых существ. Не было бы ни лесов, ни птиц, ни садов. Мертвая планета. Наверное планета Земля выглядела бы так, как поверхность Луны: острые скалы, щебень, камни.)
Один ученый выразил точную мысль: «ЖИЗНЬ - ЭТО ЛУЧИ СОЛНЦА, УСВОЕННЫЕ ЛИСТОМ РАСТЕНИЯ»
Листики растений как бы «консервируют» солнечную энергию, накапливают ее в виде органических веществ.
Вот видите, какой это важный процесс! Как велика роль нашего Солнышка в существовании жизни!
-Как вы думаете, фотосинтезом можно управлять? (Слушаются ответы) Оказывается можно в масштабах оранжереи, теплиц, парников при выращивании растений.
4. Закрепление
Дифференцированные задания:
Базовый уровень.
Соедините стрелками вещества из 2 колонки с группами веществ из 1 колонки, необходимые для фотосинтеза и те, которые образуются в процессе фотосинтеза.
Группа веществ | Названия веществ |
Вещества, необходимые для фотосинтеза Вещества, образующиеся при фотосинтезе | Кислород Углекислый газ Вода Хлорофилл Органические вещества Минеральные соли |
Повышенный уровень.
Вставьте пропущенные термины в предложения.
Лист растения состоит из 3 частей:…………………………., мякоть и жилки.
В клетках мякоти листа содержатся зелёные пластиды, которые называются………………………………………, они содержат пигмент……………
В кожице листа находятся ……………………………………………, через которые осуществляется газообмен и ……………………………………….. воды.
В жилках листа имеются ситовидные трубки и ……………… проводящей ткани.
5. Рефлексия.
Выставление оценок учащимся – листы самоконтроля.
Закончите предложение:
Я узнал(а)…
Я умею…
У меня есть вопросы…
6. Домашнее задание.
*Параграф 17. Ответить на вопросы после параграфа;
** Выполнить задания в рабочей тетради №37-38.
*** Составить презентацию «Значение фотосинтеза».