Конспект урока биологии в 11 классе.
Тема урока « Двойное оплодотворение у цветковых растений».
Цель урока: актуализировать и углубить знания учащихся о двойном оплодотворения у цветковых растений.
Задачи:
Образовательные : Расширить и углубить знание учащихся о двойном оплодотворении у растений сформировать новые знания о формах полового размножения, показать взаимосвязь между методом оплодотворения и мейозом и его ролью в сохранении постоянства числа хромосом и наследственных признаков вида при размножении.
Развивающие:
1) формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать,
2) формировать у обучающихся умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,
3) развивать коммуникативные умения работы в парах и в группах.
Воспитательные:
1) воспитывать ценностное отношение к жизни, к живым организмам.
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения темы являются следующие умения:
-Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
-Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
-Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности.
Метапредметными результатами изучения темы является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
– определять роль в природе различных форм оплодотворения;
– перечислять типы оплодотворения и соотносить их с систематическими группами животных;
– понимать смысл биологических терминов;
Оборудование: цветки герани, гербарии, муляж цветка, препаровальные иглы, слайды и таблицы по теме «Двойное оплодотворение у цветковых растений», ММК.
Понятия: оплодотворение, однодомность, двудомность, опыление, типы опыления, признаки ветроопыляемых растений, признаки перекрестноопыляемых растений, двойное оплодотворение, эндосперм, триплоидность.
Персоналии: Навашин Сергей Гаврилович.
Ход урока.
I.Актуализация знаний. ( по теме «Размножение организмов»)
Решение тестов в формате ЕГЭ по теме « Размножение живых организмов».
II. Изучение нового материала.\
1 этап. Актуализировать знания о строении цветка как органе полового размножения цветковых растений.
Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о самой красивой части растения, которая как это не странно является органом размножения.
Исследование строения цветка герани с последующим переносом на муляж и таблицу ( начинаем с тычинки и пестика).
2 этап. Дать понятие об опылении и его видах.
Для того, чтобы произошло оплодотворение у цветковых растений сначала необходим перенос пыльцы из пыльника тычинки на рыльце пестика. Этот процесс называется опылением ( запись определения в тетрадях). Не путать оплодотворение и опыление !!!! (типичная ошибка).
Т
ипы опыления
Самоопыление Перекрестное
Самоопыление- перенос пыльцы с пыльника на рыльце того же цветка.
Перекрестное- перенос пыльцы из пыльника на рыльце пестика другого цветка.
Какие преимущества и недостатки есть у каждого типа опыления?
Перекрестное ( увеличение наследственной изменчивости, но много пыльцы производится зря).
Самоопыление ( надежность, не зависит от внешних факторов, выгодно в суровых климат. Усл., где мало насекомых, в высокогорье, приводит к снижению жизнеспособности, гомозиготизация и чистая линия).
Предположите, как отличаются цветки самоопыляющихся и перекрестноопыляющихся растений. ( цвет венчика, нектар, запах).
У каких растений никогда не встречается самоопыление ? ( у двудомных)
Искусственное опыление ( демонстрация видео)
Типы перекрестного опыления.
-
Энтомофилия
-
Анемафилия
-
Гидрофилия
Предположите, чем отличается строение цветка энтомофильного растения от анемофильного? ( Таблица в учебнике Грин, Стаут, Тейлор)
Чтение отрывка из повести Митерлинка «Разум цветов»
3 этап. Дать понятие о двойном оплодотворении.
Опыление необходимо для того, чтобы мужские гаметы, развивающиеся в пыльцевых зернах встретились с женскими гаметами в завязи пыльника. Это сопровождается интересными событиями, которые во всех подробностях были изучены русским биологим С.Г. Навашиным в 1898 г.
Русунок на доске «Строение семязачатка и пыльцевого зерна»
Беседа по таблице «Двойное оплодотворение».
III. Закрепление.
Решение задач в формате ЕГЭ по теме " Размножение живых организмов».
IV. Д.З. п. 9 читать, ответить на вопросы в конце параграфа. Повторить тему мохообразные, папортникообразные, голосеменные.