СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 02.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока биологии по теме "Двойное оплодотворение у цветковых растений"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока биологии в 11 классе. По учебнику И.Н. Пономаревой.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии по теме "Двойное оплодотворение у цветковых растений"»



Конспект урока биологии в 11 классе.

Тема урока « Двойное оплодотворение у цветковых растений».

Цель урока: актуализировать и углубить знания учащихся о двойном оплодотворения у цветковых растений.

Задачи:

Образовательные : Расширить и углубить знание учащихся о двойном оплодотворении у растений сформировать новые знания о формах полового размножения, показать взаимосвязь между методом оплодотворения и мейозом и его ролью в сохранении постоянства числа хромосом и наследственных признаков вида при размножении.

Развивающие:

1) формировать у обучающихся умения определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для сравнения и классификации объектов, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, доказывать, выдвигать гипотезы и их обосновывать,

2) формировать у обучающихся умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией,

3) развивать коммуникативные умения работы в парах и в группах.

Воспитательные:

1) воспитывать ценностное отношение к жизни, к живым организмам.
Планируемые результаты:

Личностными результатами изучения темы являются следующие умения:

-Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

-Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

-Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности.

Метапредметными результатами изучения  темы является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

 Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

– определять роль в природе различных форм оплодотворения;

– перечислять типы оплодотворения и соотносить их с систематическими группами животных;

–  понимать смысл биологических терминов;

Оборудование: цветки герани, гербарии, муляж цветка, препаровальные иглы, слайды и таблицы по теме «Двойное оплодотворение у цветковых растений», ММК.

Понятия: оплодотворение, однодомность, двудомность, опыление, типы опыления, признаки ветроопыляемых растений, признаки перекрестноопыляемых растений, двойное оплодотворение, эндосперм, триплоидность.

Персоналии: Навашин Сергей Гаврилович.

Ход урока.

I.Актуализация знаний. ( по теме «Размножение организмов»)

Решение тестов в формате ЕГЭ по теме « Размножение живых организмов».

II. Изучение нового материала.\

1 этап. Актуализировать знания о строении цветка как органе полового размножения цветковых растений.

Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о самой красивой части растения, которая как это не странно является органом размножения.

Исследование строения цветка герани с последующим переносом на муляж и таблицу ( начинаем с тычинки и пестика).

2 этап. Дать понятие об опылении и его видах.

Для того, чтобы произошло оплодотворение у цветковых растений сначала необходим перенос пыльцы из пыльника тычинки на рыльце пестика. Этот процесс называется опылением ( запись определения в тетрадях). Не путать оплодотворение и опыление !!!! (типичная ошибка).

Т ипы опыления

Самоопыление Перекрестное

Самоопыление- перенос пыльцы с пыльника на рыльце того же цветка.

Перекрестное- перенос пыльцы из пыльника на рыльце пестика другого цветка.

Какие преимущества и недостатки есть у каждого типа опыления?

Перекрестное ( увеличение наследственной изменчивости, но много пыльцы производится зря).

Самоопыление ( надежность, не зависит от внешних факторов, выгодно в суровых климат. Усл., где мало насекомых, в высокогорье, приводит к снижению жизнеспособности, гомозиготизация и чистая линия).

Предположите, как отличаются цветки самоопыляющихся и перекрестноопыляющихся растений. ( цвет венчика, нектар, запах).

У каких растений никогда не встречается самоопыление ? ( у двудомных)

Искусственное опыление ( демонстрация видео)

Типы перекрестного опыления.

  • Энтомофилия

  • Анемафилия

  • Гидрофилия

Предположите, чем отличается строение цветка энтомофильного растения от анемофильного? ( Таблица в учебнике Грин, Стаут, Тейлор)

Чтение отрывка из повести Митерлинка «Разум цветов»

3 этап. Дать понятие о двойном оплодотворении.

Опыление необходимо для того, чтобы мужские гаметы, развивающиеся в пыльцевых зернах встретились с женскими гаметами в завязи пыльника. Это сопровождается интересными событиями, которые во всех подробностях были изучены русским биологим С.Г. Навашиным в 1898 г.







Русунок на доске «Строение семязачатка и пыльцевого зерна»

Беседа по таблице «Двойное оплодотворение».

III. Закрепление.

Решение задач в формате ЕГЭ по теме " Размножение живых организмов».

IV. Д.З. п. 9 читать, ответить на вопросы в конце параграфа. Повторить тему мохообразные, папортникообразные, голосеменные.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!