Конспект урока биологии по теме "Дыхание" 8 класс.

Категория: Биология

Разработка урока по теме "Дыхание"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии по теме "Дыхание" 8 класс.»

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Дыхание"



Значение дыхания. Органы дыхательной системы.

Эпиграф урока: “Пока дышу, надеюсь”
(Dum spiro, spero)
Овидий – римский поэт

Цель урока: создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации (органы дыхательной системы человека) средствами критического мышления.

Задачи урока:

  • Образовательные:

    • дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни

    • изучить особенности строения органов дыхания в связи с их функциями;

    • раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;

    • выяснить механизмы голосообразования;

  • Развивающие:

    • продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);

    • развивать у учащихся умение применять полученные знания в жизни;

    • решать проблемные и интеллектуальные задачи.

  • Воспитательные:

    • воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;

Оборудование: видеоматериал “Дыхательная система”, презентация «Строение и функции органов дыхания», мультимедийное учебное пособие, тесты и информационные карты на столы (приложения),сообщения.

Тип урока: урок-введение, знакомство с новым материалом.







Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Создание проблемной ситуации.

Сожмите губы и пальчиками зажмите нос. Несколько мгновений посидите спокойно. Через 2-3 мин обсуждаем впечатления детей о своих ощущениях. 
Беседа 
1. Как вы себя чувствуете? 
(Возможные варианты ответов: недостаточно воздуха, кружится голова, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах) 
2. Почему вы почувствовали головокружение, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах? 
Ответы детей: Мы не дышали, мало кислорода в крови, увеличилось содержание углекислого газа в крови. 
3. Сколько времени мы можем не дышать? 
Приводятся примеры ныряльщиков за жемчугом, продолжительность пребывания нерпы под водой. 

Давайте сформулируем тему урока: «Значение дыхания. Органы дыхания». 
А эпиграфом к нашему уроку станут слова римского поэта Овидия «Пока дышу, надеюсь» (Dиm sрiго, sрего) , т.к. дыхание - самая драгоценная и оберегаемая «ниточка», от которой зависит наше земное существование. 
Какие цели мы будем ставить при изучении данной темы? 
1. Выяснить значение дыхания. 
2. Рассмотреть строение органов дыхания. 
3. Углубить знания о гигиене дыхательных путей. 

3. Изучение новой темы 
• Ребята, чем мы дышим? (Воздухом) 
• Каков состав воздуха? (Воздух – это смесь газов: азота – 79%, кислорода – 21%, углекислого газа – 0,03%) 
• Все ли газы, содержащие в воздухе необходимы для дыхания? (В процессе дыхания не принимают участие азот и углекислый газ) 
• Для чего мы дышим? 
I. Значение дыхания: 
1. Обеспечение организма кислородом. 
2. Образование и удаление из организма продуктов обмена веществ. 
3. Окисление органических соединений с высвобождением энергии. 

Формула окисления 
Органические вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия. 

Внимание! Энергия необходима для жизнедеятельности организма: вы слушаете, смотрите, пишите. Я говорю, двигаюсь – на всё затрачивается энергия.

Ещё в древности дыхание считали первопричиной жизни. Поговорка “Это нам нужно как воздух” доказывает это. Люди заметили, что без воздуха человек гибнет через несколько минут, самое большее через 6 минут

Сообщение 1. Еще древнеримский ученый Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух «пастбищем жизни». Люди долго не знали, что для дыхания одного человека в герметически закрытом помещении требуется не менее 2 кубических метров воздуха на 1 час. Люди не раз гибли, находясь в наглухо закрытых помещениях. Так, в 1846 году на судне «Мери Сомс» погиб батальон солдат, укрывшихся в трюме во время шторма, хотя судно осталось абсолютно невредимым.

Какой вывод мы можем сделать? 

Вывод: Мы дышим ради получения энергии. Таким образом, кислород – основа жизнедеятельности организма. Без кислорода процесс превращения энергии останавливается и жизнь прекращается 

ТАК, ЧТО ЖЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ДЫХАНИЕ? 

ДЫХАНИЕ – ЭТО СОВОКУПНОСТЬ ПРОЦЕССОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОСТУПЛЕНИЕ КИСЛОРОДА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЕГО В ОКИСЛЕНИИ ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ И УДАЛЕНИЕ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА И НЕКОТОРЫХ ДРУГИХ ВЕЩЕСТВ. 
1. Строение и функции органов дыхания. 
Давайте представим себя частицей воздуха и совершим путешествие по органам дыхания. 
Цель нашего путешествия - выяснение связи строения органов с выполняемой функцией. 
Органы дыхания – это воздушные ворота в организм. Познакомимся со строением органов дыхания, проследим, какой путь проделывает воздух, прежде чем перейдёт в кровь, а обратно выделится углекислый газ. 

Определим маршрут: 
1)носовая полость 
2) носоглотка, 
3) гортань, 
4) трахея 
5) бронхи. 
6)легкие 

– Перед вами таблица, которую мы постараемся заполнить в ходе изучения нового материала (распечатать и раздать таблицу заранее) 

Органы дыхания 
Название органа Выполняемые функции 
1)носовая полость 
2) носоглотка, 
3) гортань, 
4) трахея 
5) бронхи. 
6)легкие 

Учитель:  Различают внешнее () и внутренне( кдеточное ) дыхание.(слайд)

Функция дыхательной системы сводится к тому, чтобы снабжать кровь кислородом и удалять из нее углекислый газ.  Перед вами дыхательная система человека, который представлен дыхательными путями и самим органом дыхания легким.  Сегодня мы совершим небольшое путешествие вместе с кислородом в организм человека. Цифры – это пункты назначения, о которых расскажут нам мои помощники – экскурсоводы. Ваша задача – сделать схему путешествия (карты) кислорода по дыхательным путям , кратко записать особенности и их значения.



Итак ребята, давайте подумаем, а какие функции будут выполнять органы дыхания в организме? А у всех ли живых организмах органы дыхания одинаковы? Давайте вспомним. (Совещание в парах 1минуту. Далее запись в тетрадь). (Слайд 6).

Учитель: Внимание, на слайде 6 представлен филогенез дыхательной системы. Послушаем сообщение.

Сообщение 2. У водных животных (рыбы) имеется жаберный аппарат, являющийся производным карманов глотки. Жаберные щели развиваются у всех позвоночных, у наземных они существуют лишь в эмбриональном периоде. Многие рыбы дополнительно к жаберному дыханию имеют кишечное дыхание. При заглатывании воздуха кровеносные сосуды кишки всасывают кислород. К добавочным органам относится и плавательный пузырь, который сообщается с пищеводом. Легкие происходят от парных многокамерных плавательных пузырей, подобно таким, которые встречаются у двоякодышащих рыб. Эти пузыри, так же как легкие, снабжаются кровью 4 жаберными артериями. Таким образом, плавательный пузырь первоначально из дополнительного органа дыхания у водных животных превратился в основной орган дыхания у наземных.
Эволюция легких и заключается в том, что в простом пузыре возникают многочисленные перегородки и полости для увеличения сосудистой и эпителиальной поверхности, которая и контактирует с воздухом. Легкие обнаружены в 1974 г. у самой крупной рыбы Амазонки Арапаймы, являющейся строго легочнодышащей. Жаберное дыхание у нее только первые 9 дней жизни. У амфибий, пресмыкающихся легкие развиты еще плохо, так как имеют малое число альвеол. У амфибий кроме лёгких, кожа выполняет функцию добавочного органа дыхания.
У птиц легкие малорастяжимы и лежат на спинной части грудной полости, не покрытые плеврой. Бронхи сообщаются с воздушными мешками, находящимися под кожей. Во время полета птицы за счет сжатия воздушных мешков крыльями происходит автоматическая вентиляция легких и воздушных мешков. Существенным отличием легких птиц от легких млекопитающих является то, что воздухоносные пути птиц заканчиваются не слепо, как у млекопитающих, альвеолами, а анастомозирующими воздушными капиллярами.
У всех млекопитающих в легких дополнительно развиваются ветвления бронхов, сообщающихся с альвеолами. Только альвеолярные ходы представляют остаток легочной полости амфибий и пресмыкающихся. У млекопитающих, помимо образования долей и сегментов, в легких произошло обособление центрального дыхательного пути и альвеолярной части (обратите внимание на слайд 9.) Особенно значительно развиваются альвеолы. Например, площадь альвеол у кошки — 7 м, а у лошади — 500 м2.





Какой орган первым отвечает  за попадание кислорода  в наш организм?

При нормальном дыхании человек дышит через нос. А зачем человеку нос? Подобно глазам, губам, ресницам нос, как бы критически к нему не относиться, — украшение лица. Представить человека с двумя дырочками на ровном месте просто невозможно! 
«Без носа человек — черт знает что — птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми, да и вышвырни за окошко!..» — так написал о носе Н. В. Гоголь. 
А если серьезно? Для чего появился нос у человека разумного? Ведь у его предков — человекообразных обезьян - его не было! 
Сообщение учащихся: Зачем человеку нос? 
— Какие выводы о функциях носа можно сделать из изложенного в сообщении? Почему ребенку говорят дыши носом, может быть проще дышать через рот? Учащиеся отмечают:
1) защитная (очищает и обеззараживает воздух); 
2) согревание поступающего воздуха; 
3) увлажнение поступающего воздуха; 
4) обонятельная; 
5) участие в речи и мимике. 

Дышать рекомендуется через нос, т.к. при дыхании ртом в легкие поступает холодный воздух, что и является причиной простудных заболеваний. 
Больной человек, не соблюдающий правил гигиены, становится источником инфекции. 
       

 Учитель: Продолжим экскурсию по воздухоносным путям. Вы записывайте  и сделаем следующую остановку в гортани.

Но что, же происходит с воздухом дальше? 
Носоглотка- перекрест пищеварительной системы и дыхательных путей. 
Какую функцию выполняет? (проведение пищи и воздуха) 
Далее воздух попадает в гортань. Гортань подобна воронке, стенки которой образованны хрящами. 
Работа с учебником. Какое строение имеет гортань? 
Предполагаемый ответ учащихся. Полость гортани выстлана слизистой оболочкой и снабжена рецепторами – рефлекторный кашель. Самый крупный хрящ – щитовидный, защищает гортань спереди. У мужчин он выступает вперед, образуя кадык. Между хрящами натянуты голосовые связки, а между связками находится голосовая щель. 
Найдите части гортани на модели. 
Таким образом, функция гортани – это проведение воздуха в трахею. 
Какую роль выполняет надгортанник? Вход в гортань при глотании закрывается надгортанным хрящом, чтобы пища не попала в воздухоносные пути. 

В момент глотания дыхание останавливается. Потому, что во время глотания язычок закрывает выход из носоглотки, а надгортанник перекрывает вход в трахею.

Поэтому во время активного разговора в процессе еды человек может подавиться. Совет, который говорят родители «Когда я ем и глух и нем», надо пользоваться и в жизни.


Наблюдение 
1. Доказать, что при глотании щитовидный хрящ поднимается вверх. 
Нащупать щитовидный хрящ, сделать глотательное движение. Убедиться, что хрящ уходит вверх, а затем снова возвращается на прежнее место. 
Вывод: при этом движении надгортанник закрывает вход в трахею и по нему, как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод. 
2. Выяснить, почему во время глотания прекращаются дыхательные движения. 
Сделать еще одно глотательное движение и убедиться в справедливости этого факта. 
Вывод: язычок закрывает вход в носовую полость, надгортанник преграждает вход в трахею. Вследствие этого воздух в момент глотания попасть в легкие не может. 
Кроме проведения воздуха гортань выполняет еще одну функцию. Какую? 
-участвует в образовании голоса. 
Как же образуются звуки? (просмотр видеофильма) 
Ученик отвечает у доски (использование динамической модели) 
Учитель: 
Далее воздух проходит в трахею, затем в бронхи и лёгкие. 
Рассмотрите рисунок. Определите, в каком случае будет образовываться звук? 
-Человек молчит – голосовая щель треугольной формы и достаточно велика. 
Звук появляется при неполном смыкании голосовой щели, прохождение через нее воздуха, который колеблет голосовые связки. 
Чем короче голосовые связки, тем выше звук. Какие органы принимают участие в формировании звуков речи? 
Наблюдение. Доказать, что язык принимает участие в формировании голоса. 
Произнести звуки ЭЛ, ЭМ, ЭН. 
Вывод: язык принимает участие в формировании голоса. 
Свисток Когда образуется звук при вдохе или выдохе.? 
В течение жизни голос у человека меняется несколько раз: в период полового созревания и в старости, когда мышечный тонус связок нарушается и голос становится дребезжащим. 

И так, какие функции выполняет гортань? 
1.Проведение воздуха. 
2.Учатие в глосообразовании. 
3.Предотвращение проникновения вредных веществ в дыхательные пути. 

  • Трахея и бронхи 
    Гортань, трубка 10–12 см, непосредственно переходит в трахею, которая находится перед пищеводом. Передняя стенка ее образована хрящевыми полукольцами. Почему? 
    -Задняя стенка мягкая и прилегает к пищеводу. Не мешает прохождению пищи. 
    Трахея в переводе с греч. буквально означает «шероховатое дыхательное горло» или «большая артерия». Древние анатомы, таким образом, приписывали этим органам одинаковые функции. 
    Стенки тоннеля мерцают от легких волн, бегущих снизу. Эти волны образуют маленькие реснички, которые быстро-быстро, пятьсот раз в минуту, трепещут и постепенно выталкивают прорвавшуюся сюда, через все барьеры, пыль. Без этих мерцательных ресничек в наших легких за всю жизнь скопилось бы полведра пыли! Длина трахеи при-мерно 15 см. 
    На уровне 4—5 грудных позвонков трахея делится на два бронха - правый и левый. Здесь продолжается насыщение воздуха водяными парами и его очищение. Каждый бронх входит в легкое, где ветвится на мелкие бронхи, которые в свою очередь разветвляются на бронхиолы толщиной 0,5 мм. Таких бронхиол около 25 млн. 
    И так, какие функции выполняют трахея и бронхи? 
    1.Проведение воздуха. 
    2. Продолжается насыщение воздуха водяными парами и его очищение. 

  • Учитель Мы прошли все дыхательные пути и пришли к органу самого процесса дыхания – к легким.


  • Бронхи, входят в легкие. Легкие – крупный парный орган конусообразной формы. Снаружи покрыт легочной плеврой; грудная полость покрыта пристеночной плеврой, между ними находится плевральная полость, не содержащая воздуха. Она заполнена жидкостью, что уменьшает трение при дыхании. Через легкие за 1 минуту проходит 100 литров воздуха. 
    Наблюдение 
    Каждая из бронхиол заканчивается ходами с группой воздушных мешочков. Они похожи на виноградинки и называются очень красиво — альвеолы. Легкие можно сравнить со сказочным «виноградным деревом». Почему деревом, спросите вы? Трахея — «ствол этого дерева», а вот и две короткие толстые «ветки» - бронхи, которые отходят влево и вправо. На них растут две большие, во всю грудь «кроны» — легкие, состоящие из 3400 млн «ягодок» — альвеол. 
    При сильном вдохе альвеолы растягиваются и могут покрыть площадь 150 м2. Это в 75 раз больше, чем поверхность тела человека, площадь которого равна 2 м2. Именно в них и происходит газообмен между окружающей средой и кровью. Альвеолы густо оплетены капиллярами. А стенки альвеол очень тонкие: они состоят только из одного слоя клеток. Стенки капилляров тоже состоят из одного слоя клеток. Все это создает отличные условия для проникновения газов сквозь стенки капилляров и легочных пузырьков. 

Занимательная аналогия: дыхание – продолжительность жизни. О связях дыхания и продолжительности жизни говорят многие ученые. Например, собака в минуту дышит 40 раз, человек – 17 раз, черепаха 1-23 раза. Живут соответственно собака в среднем 20 лет, человек – 70 лет, черепаха – 500 лет. Чем медленнее и спокойнее дышишь, тем дольше живешь. Ведь дыхание уравновешенного человека отличается от дыхания человека в стрессовом состоянии или злого. Человек – единственное существо которое может контролировать свое дыхание.

  • Задание
    ВАРИАНТ 1.

  • I.Не пропускает пищу в гортань.

  • III. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов.

  • V. Начальная часть воздухоносных путей.

  • VII. Покрывает грудную полость изнутри.

  • IX. Место газообмена между легкими и кровью.

  • ВАРИАН2

  • II. Не дает трахее сужаться.

  • IV. Поверхностный слой воздухоносных путей.

  • VI. Выстилает наружную поверхность легких

  • VIII. Внутри содержит голосовые связки.

  • X.Место диффузии газов



  • 1.Дыхание – процесс обеспечения ___ каждой клетки организма человека, осуществления____ ____ органических веществ, в результате которых выделяется _____, необходимая для поддержания ____ организма, и выведения ___ _____.

  • 2. По способу снабжения тканей организма кислородом различают кожное, ____, ____, ____ дыхание.

  • 3. Дыхательная система человека состоит из ____ _____ и ____.

  • 4. В носовой полости воздух очищается, ___, ____ и _____, в легких происходит _____.

  • 5.Гортань является не только органом проведения воздуха, она участвует в _________.



Рефлексивные задания

1. Задание эмоционально-ценностного характера

Посмотрите, пожалуйста, на гномов. У них у всех разное настроение. Какой гном наиболее близок Вам по настроению? Какого гнома Вы забрали бы уходя с урока с собой?



1.Что нового узнали? Что для вас стало наиболее значимым? Почему?

2.Какие трудности возникали у вас на уроке? Как вы их преодолевали?

3.Что еще вам хотелось бы узнать по материалу, пройденному на уроке?



Домашнее задание

стр. 158-162. Ответить на вопросы:

1. Почему нельзя разговаривать во время еды?

2. Почему не рекомендуется дышать ртом?

Творческие задания выполняются по желанию

. Составить ребусы, кроссворды.






Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас