Носарева Т.Ю., учитель биологии, географии и химии
МБОУ «Лесозаводская СОШ» п. Коноша, Архангельской области, 2014 г.
Обобщающий урок по теме "Дыхание"
Цель урока:
Обучающая: Привести в систему знания учащихся о строении, функциях и гигиене органов дыхания человека.
Развивающая: Формировать умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления.
Воспитывающая: Продолжить формирование потребности в здоровом образе жизни.
Вводное слово учителя. Сегодня на уроке мы с вами будем вспоминать, анализировать, что нам известно об органах дыхания. Для этого нам придется сформировать круг основных вопросов и проблем. Как вы думаете, какие вопросы мы будем рассматривать? (что такое дыхание, его значение, дыхательные пути, механизм дыхания, основные заболевания и др.)
На слайде и на интерактивной доске запись: «Я дышу, и, значит, я живу…» В. Высоцкий
– Как вы думаете, могут ли эти слова соответствовать нашей теме? Почему? (Ученики высказывают свое мнение). В итоге можно сделать вывод о том, что дыхание – сложный жизненно важный процесс.
– Сформулируем основные цели нашего урока
Перед началом урока на доске записан план урока:
I. Строение и функции органов дыхания.
II. Выполнение лабораторной работы.
III. Решение биологических задач
IV Правила оказания первой помощи. Гигиена дыхания.
V. Подведение итогов урока.
Класс разделён на группы. Во главе каждой группы - консультант. Каждому консультанту перед началом работы выданы памятки (Приложение 2).
Строение и функции органов дыхания.
Представитель от каждой группы вытягивает номер вопроса. В течение 1-ой минуты учащиеся готовятся и отвечают на вопрос. Представители других групп имеют право дополнять ответы товарищей.
1.Что такое дыхание? Почему надо дышать через нос?
2.Как возникают звуки речи?
3.Как происходит вдох и выдох? Нервная и гуморальная регуляция?
4.Как происходит газообмен в лёгких и тканях?
Выполнение лабораторной работы.
Каждому ученику выдаётся лист с текстом для выполнения лабораторной работы.
Лабораторная работа №1"Жизненная ёмкость лёгких"
Взрослый человек в зависимости от роста и возраста в спокойном состоянии при каждом вдохе потребляет 300-900 мл воздуха и столько же его выдыхает. При этом возможность лёгких используется не полностью. После любого спокойного вдоха можно вдохнуть дополнительную порцию воздуха, а после спокойного выдоха - выдохнуть ещё порцию воздуха. Максимальное количество выдыхаемого воздуха после самого глубокого вдоха, называется - жизненной ёмкостью лёгких (ЖЁЛ). Её определяют с помощью специального прибора - спирометра. В среднем жизненная ёмкость лёгких составляет 3-5 литров.
Цель работы: научиться подсчитывать жизненную ёмкость лёгких с помощью формул.
Ход работы: расчёт жизненной ёмкости лёгких. Для подростков она рассчитывается по формулам:
Мальчики 13-16лет:
ЖЕЛ={(рост (см) x·0,052)} - {(возраст (лет) x 0,022)} - 4,2 = : .
Девочки 8-16лет:
ЖЕЛ={(рост (см) x 0,041)} - {(возраст (лет) x 0,018)} - 3,7 = : .
Форма отчётности:
Рассчитайте собственную ЖЁЛ, используя формулы.
Сравните полученные результаты со среднестатистическими табличными.
Сделайте выводы:
1) Каково значение ЖЁЛ вашего организма?
2) Сравните ваше значение ЖЁЛ со среднестатистическими табличными данными.
3) У скольких участников группы ЖЁЛ выше нормы, а у скольких - ниже.
4) Результаты запишите в лист с работой.
Огласите результаты проведённой работы.
Показатели ЖЁЛ подростков
Возраст (лет) | ЖЁЛ мальчиков | ЖЁЛ девочек |
11 | 2,1 | 1,8 |
12 | 2,2 | 2,0 |
13 | 2,3 | 2,2 |
14 | 2,8 | 2,5 |
15 | 3,3 | 2,7 |
16 | 3,8 | 2,8 |
Физминутка. Сегодня мы проверим емкость наших легких без помощи спирометра, а попробуем это сделать «относительно соседа» и с помощью воздушного шарика. У всех будет по три попытки. Итак, одним выдохом нужно заполнить шарик воздухом и сравнить объем шарика с соседними. (Вторая попытка после 10 приседаний). Это еще не все испытания. Не выпустив из шарика ни капли воздуха, нужно проделать несколько физических упражнений:
Максимально вытянуть вверх руку с шариком
На этой высоте переложить шарик в другую руку
На высоте взять шарик двумя руками и как можно больше прогнуться назад
Большое всем спасибо! У всех все здорово получилось!
Решение задач.
Каждой команде, в том же порядке, как и в предыдущем задании, зачитывается текст задачи. На обдумывание ответа даётся минута.
1.Во время Великой Отечественной войны произошел такой эпизод. Нашему разведчику было поручено достать ценные документы из штаба противника. Переодевшись в немецкую форму, разведчик выследил полковника с портфелем, в котором были нужные документы. С криком: "Дядя, я жив!" - разведчик бросился на шею полковника и ввёл ему через затылочное отверстие иглу в мозг. Смерть произошла мгновенно, что позволило нашим людям овладеть документами. В какой отдел мозга попала игла, и какой центр разрушила?
Ответ: Игла, введённая полковнику внутрь черепа, поразила продолговатый мозг, где находятся центры дыхания и кровообращения.
2. Многие начинающие курильщики набирают в рот табачный дым, а затем выпускают его, не затягиваясь. Почему это развлечение может перейти в привычку, от которой потом будет трудно отвыкнуть, и стать настоящей причиной курения?
Ответ: Начинающие курильщики не учитывают, что ряд веществ: никотин, алкоголь, валидол, нитроглицерин - способны всасываться во всех отделах пищеварительного тракта, начиная с ротовой полости.
3.Почему дети, у которых по тем или иным причинам затруднено дыхание через нос, чаще подвергаются простудным заболеваниям? Воздух, поступающий при дыхании в лёгкие, подвергается "стерилизации". Что обеспечивает защиту организма от поступления в него вместе с вдыхаемым воздухом болезнетворных микроорганизмов?
Ответ: Носовая полость выстлана мерцательным эпителием и густо пронизана кровеносными сосудами. Воздух, поступающий в носовую полость: 1) согревается, 2) увлажняется, 3) обеззараживается, 4) согревается. При заложенности носа дети дышат через рот, поэтому холодный и загрязнённый воздух поступает в лёгкие.)
4.Человек и любое млекопитающее нормально дышат, когда пища пережёвывается во рту. Дышат ли они во время проглатывания пищи? Почему это происходит?
Ответ: У человека и млекопитающих пищеварительный тракт и дыхательные пути разделяются при глотании пищи надгортанником, поэтому они дышат во время проглатывания пищи.
Оказание первой медицинской помощи (вытягивают задание, на обсуждение 1 мин)
1.Первая помощь утопающему
2.Помощь при удушении, заваливанию землей
3.Клиническая и биологическая смерть
4.Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца
А сейчас, я прочту вам небольшой отрывок из книги. Вы постарайтесь ответить на вопрос, о каком событии в нем идет речь:
«Высадившись на берег, мы отправились в глубь острова. Нас встретило множество почти голых людей, очень стройных и сильных, которые шли из своих деревень с горящими головешками в руках и травой, дым которой они пили. Иные несли одну большую обертку и при каждой остановке зажигали ее. Затем каждый делал из нее три – четыре затяжки, выпуская дым через ноздри» (встреча Колумба и его команды с туземцами).
Перечислите заболевания, которые могут возникнуть у курильщика
Заболевания
курильщиков
Из всего сказанного какой следует вывод?
Вывод: (табакокурение весьма негативно воздействует на организм. Мы еще раз убедились в том, что нет ни одного органа в организме, который не повреждался бы никотином.)
Какие вы молодцы! С честью выдержали испытания. Проставьте себе баллы за работу на этом этапе. А сейчас заполните памятки, которыми обменяитесь в конце урока (приложение 3)
Подведение итогов урока
По оценочным листам каждая группа подсчитывает количество баллов, набранных каждым участником и группой в целом. Определяем самую результативную группу и ученика группы. Поздравляем!
(звучит музыка)
«Пока дышу, надеюсь (Dum spiro, spero)»
Наверное, теперь наполнились новым смыслом эти слова римского поэта Овидия. Дыхание – это жизнь, пока человек живет, он развивается, получает новые знания, становится личностью, с надеждой смотрит в будущее.
Выставление оценок за работу в группах.
Литература.
Справочник школьника. Биология. М., "Просвещение", 1996.
Батуев А.С. Биология. Человек. 9 класс. Учебник. М., "Дрофа",1998.
Батуев А.С. и др. Биология: Словарь-справочник к учебнику "Биология. Человек. 9 класс" под ред. Батуева А. С. /М., Дрофа, 2002.
Маш Р.Д. Биология. Человек и его здоровье. Сборник опытов и заданий. 8-9 класс. М., "Мнемозина", 1997.
В. С. Школьный практикум. Биология. Человек. 9 класс. М., Дрофа, 2001.
Приложение 2
Фамилия Имя ученика | Лабораторная работа | Строение и функции органов дыхания. | Задачи | Первая помощь | Итог |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
| | | | | |
Памятка руководителю группы
Перед началом семинара проверь наличие у членов группы школьного оборудования.
Выполнение лабораторной работы:
Прочти ход выполнения работы;
Выполни работу. Каждый член группы выполняет работу самостоятельно;
Сделай выводы по работе;
Огласи полученные результаты.
Прочти текст вашего вопроса. Отметь в листе учёта активных учащихся.
Решение задачи. Обсудите решение задачи. Огласите ход решения.
Подведите итоги работы на уроке-семинаре. Выставь оценки в лист учёта.
Примечание:
"+" - полный правильный ответ
"+" - правильный, но не совсем точный ответ
"?" - неполный ответ
"^" – дополнение
Приложение 3