СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока биологии по теме "Однодольные. Семейство злаковые"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока биологии по программе коррекционного образовательного учреждения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии по теме "Однодольные. Семейство злаковые"»



Урок Однодольные растения. Семейство злаки.

Тема урока: Однодольные растения. Семейство злаки.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения злаков, с представителями данного семейства (культурные злаки и дикорастущие злаки)

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с особенностями строения злаков, с представителями данного семейства (культурные злаки и дикорастущие злаки)

Коррекционная: Развитие устной речи в процессе ответов на вопросы, развитие и коррекция внимания, развитие мышления, зрительно - слухового восприятия, памяти в процессе знакомства с новой темой, далее в процессе выполнения различных упражнений и заданий.

Воспитательная: Воспитание умения слушать учителя и своих одноклассников, воспитание интереса к предмету, воспитание бережного отношения к природе.


Оборудование: индивидуальные карточки с заданиями, карточки для работы у доски, словарные слова, картинки (или фотографии) с изображением представителей данного семейства.

Словарные слова: злаки, соломина.




1. Организационный момент.

Настрой учащихся на работу, проверка готовности к уроку.


2. Проверка домашнего задания.

Какое домашнее задание было у вас на прошлом уроке?

(Выучить признаки однодольных и двудольных растений).

Учитель: На какие две большие группы делятся покрытосеменные и двудольные растения? на доске пишутся названия, (после ответа учеников) однодольные и двудольные. Затем учитель зачитывает определенный признак, и просит учеников определить, к какой группе покрытосеменных растений этот признак относится.

Например: «Мочковатая корневая система у ...». карточка вывешивается под однодольными растениями и т. д.








На доске:


Однодольные Двудольные.

Зародыш семени состоит из одной семядоли


Зародыш семени состоит из 2 семядоль


3. Актуализация опорных знаний и представлений.

Вопрос учителя: Какие признаки у однодольных растений? (ответы учеников опираются на доску и на статью учебника).

4. Изучение нового материала.

Объявление новой темы. Рассказ учителя с опорой на наглядность.

Злаки – семейство однодольных растений. Стебель – соломина (достаточно прочная, она не ломается под сильным ветром) Жилкование у листьев – параллельное. Большинство злаков – ветроопыляемые растения. Тычинки и пестик окружены чешуйками. Соцветие у злаков – метелка, колос или початок. Плод у всех злаков – зерновка. Корневая система – мочковатая.

все злаки можно разделить на две группы: культурные злаки и дикорастущие. Представители культурных злаков – пшеница, ячмень, рожь, овес, кукуруза. представители дикорастущих злаков – ковыль, мятник, тимофеевка, вейник, лисохвост. Из плодов культурных злаков мы получаем крупы и муку. Дикорастущие злаки – важнейшие кормовые травы. их высушивают и из них получают хорошее сено.

5. Этап обобщения. Обобщающая беседа

К какой группе покрытосеменных растений относятся злаки? Как называется стебель у злаков? Какая корневая система у злаков? Назовите представителей культурных и дикорастущих злаков.

6. Физкультминутка

7. Закрепление полученных знаний:

Кроссворд (задание выполняется вместе с учителем).









1

з

е

р

н

о

в

к

а




2

п

а

р

а

л

л

е

л

ь

н

о

е

3

с

о

л

о

м

и

н

а













4

м

у

к

а








5

т

р

о

с

т

н

и

к








Вопросы:

1. Плод у злаков

2. Жилкование у листьев злаков

3. Название стебля злаков

4. Один из продуктов, который мы получаем из плодов культурных злаков.

5. Представитель дикорастущих злаков, который растет на водоемах.

Работа с тетрадью. Запишите дату и тему.

Ответьте на вопросы (с помощью статьи учебника)

По каким признакам можно узнать злаковые растения?

Какие особенности строения цветков злаков доказывают, что они ветроопыляемые?

Перечислите названия известных вам культурных злаков?

Приведите примеры дикорастущих злаков.

Ответы вначале проговариваются устно, затем записываются под диктовку учителя.



Карточки с индивидуальными заданиями

  1. Дополни предложение.

Из плодов культурных злаков получают ..., .....

... необходима для выпечки хлеба.

Дикорастущие злаки – важнейшие ... травы.

Их высушивают и получают хорошее ....

Этим ... зимой кормят ..., ..., ....

(задание выполняется, с опорой на текст учебника, для слабых учеников, после каждого предложения указывается номер страницы и абзац, где нужно искать ответ).




8. Подведение итогов урока.

Какую тему мы сегодня изучили. О каком семействе однодольных растений мы сегодня узнали? На какие группы можно разделить семейство злаков? Каких представителей этих групп вы запомнили?


Оценка знаний учащихся за урок.

Домашнее задание (прочитать и пересказать параграф).



Тема: Однодольные растения. Семейство злаки.

Цель: Познакомить детей с семейством злаков.

Задачи:

1)Познакомить учеников с семейством злаков;

- познакомить с внешним видом, представителями, характерными особенностями строения и размножения.

2) Развивать память учеников с помощью индивидуальных карточек;

- работать над связным высказыванием при помощи ответов на вопросы учителя;

- развивать логическое мышление с помощью предложенных на уроке заданий.

3) Воспитывать в учениках интерес к окружающему миру.

Оборудование: таблица, картинки, новые слова, индивидуальные карточки.


Новые слова: злаки, соломина.



1. Организационный момент.


2. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания.

Беседа.

Цель: вспомнить тему однодольные и двудольные растения, отвечая на вопросы учителя, при этом ребенок может пользоваться записями в тетради.

- Какую тему мы начали проходить на прошлом уроке.

- Правильно, мы с вами изучили тему «Различия однодольных и двудольных растений.

- По какому признаку растения делят на однодольные и двудольные?

- Перечислите характерные признаки однодольных и двудольных растений.

- По каким признакам растения относят к двудольным.

- Можно ли по одному признаку определить класс растения?


Работа с индивидуальными карточками.

Ученикам раздаются карточки (2 варианта). Ученики должны самостоятельно заполнить их. После чего учитель проверит правильность заполнения вместе со всем классом.

Так же проверка может осуществляться при помощи ответов одного ученика. Он читает, а остальные дети проверяют свои работы и исправляют его, если что-то выполнено не верно.

Примеры карточек.

Вариант № 1:

Однодольное растение.

Зародыш семени: …

Корневая система …

Листья …

Жилкование …

Цветок …


Вариант № 2:

Двудольное растение.

Зародыш семени: …

Корневая система …

Листья …

Жилкование …

Цветок …


3. Изучение нового материала.

Объявление темы урока «Однодольные растения. Семейство злаки».

На доску во время рассказа учителя вывешиваются таблички с новыми словами и картинки с представителями семейства злаков.

Проблемные вопросы:

- Как вы думаете, почему злаки разделили на культурные и дикорастущие?


4. Закрепление нового материала.

А) Работа в тетради.

Дети записывают тему урока.

После чего переписывают с доски таблицу.



Злаки.

Семейство

однодольные

Стебель

соломина

Соцветие

метелка, колос или початок

Плод

зерновка

Жилкование

параллельное


Б) Ответы на вопросы.

- По каким признакам можно узнать злаковые растения?

- Какие особенности цветков злаков доказывают, что они ветроопыляемые растения?

- Приведите примеры известных вам культурных злаков.

- Приведите примеры дикорастущих злаков.


В) Закрепление нового материала.

Работа с доской.

На доске висят 2 большие таблички, на которых написано «культурные злаковые растения» и «дикорастущие злаковые растения».

Под ними на доске хаотично расставлены таблички, на которых написаны виды злаковых растений. Дети должны распределить их в 2 столбика в зависимости от того, к какой группе этот злак относится.


5. Обобщение материла.

Обобщающая беседа учителя с учениками.


6. Итог урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Прочитать учебник на стр. 105 - 106 и ответить на вопросы в конце параграфа.







Название: Хлебные злаки – пшеница, рожь, ячмень.

Цель: формирование представлений о хлебных злаках: пшенице, ржи и ячмене.

Задачи:

Образовательная:

  1. формирование представлений о хлебных злаках, о происхождении хлебных злаков, об их пользе и их использовании человеком в хозяйстве.

  2. развитие навыков различения хлебных злаков друг от друга.


Коррекционная:

  1. коррекция и развитие мыслительной деятельности, внимания, восприятия, речи, памяти (на этапах актуализации знаний и закрепления пройденного материала).


Воспитательная:

  1. воспитывать интерес к учебе, предмету;

  2. воспитывать самостоятельность;

  3. воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к природе, окружающей среде, трудолюбие);

  4. воспитывать уважение к труду людей, выращивающих хлеб.


Оборудование: картинки для работы у доски, карточки со словами (понятиями).


Понятия: хлебные злаки, пшеница, рожь, ячмень.


  1. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку естествознания.


  1. Актуализация опорных знаний.

Беседа с опорой на наглядность (картинки с изображением представителей каждого класса, которые дети уже знают).

  • Давайте вспомним, что растения делятся на класс двудольных и класс однодольных. Семейство злаков относится к классу однодольных растений.


  1. Изучение нового материала.

Рассказ учителя. Учитель выставляет наглядности (карточки со словами, картинки на доске: колосья пшеницы, ячменя, ржи).

Пшеница, рожь, ячмень – это хлебные злаки. Из их зерен получают муку, крупы. Из хлебных злаков изготовляют многие продукты питания: хлебобулочные изделия, макароны, вермишель, манную крупу, хлеб и т.д.


Беседа.

Отличие пшеницы от ржи. Что получают из ржи. Из зерен ячменя делают разные крупы.


  1. Обобщение.

Вопросы учителя детям:

Какие хлебные злаки вы знаете?

Что получают из ржи, ячменя, пшеницы?

Какое значение имеют злаки для человека? (Дети, опираясь на наглядности на доске, отвечают на вопросы учителя).


  1. Закрепление.

Работа в тетради.

- Открываем тетради, записываем число, классная работа, тему урока. Записываем названия хлебных злаков, о которых мы сегодня узнали.


Работа в тетрадях.

Дети решают задания №1, №2, №3. По одному ученику делают у доски, другие в рабочей тетради.


  1. Соотнеси картинку и название.


рожь

ячмень

пшеница


  1. Посмотри на картинки из задания №2 и сравни,

- у какого колоса крупнее зерно? (пшеница)

- у какого колоса длиннее усики? (ячмень)

- у какого колоса толще стебель? (пшеница).

  1. Заполни таблицу, выписав какие продукты питания получаются из данных видов хлебных злаков.

Название хлебного злака

Пшеница

Рожь

Ячмень

Продукты питания








Дидактическая игра.

- Я вам читаю предложение. Если она правильное, то вы поднимаете карточку зеленого цвета и говорите «Да», если предложение неправильное, то поднимаете карточку красного цвета и говорите «Нет». (У всех детей на партах лежат сигнальные карточки).

1. Из зёрен пшеницы получают муку, из которой пекут хлеб (Да).

2. Из ячменя изготавливают макароны и вермишель (Нет).

3. Рожь может расти на скудной почве и в холодном климате (Да).

4. Из ржи раньше готовили квас (Да).

5. В ржаном хлебе очень мало полезных веществ (Нет).

6. В северных районах России не растут хлебные злаки (Нет).

7. Из зерен ячменя делают ячневую и перловую крупы (Да).


  1. Итог урока.

- Итак, с какой темой мы сегодня познакомились? Что мы узнали о хлебных злаках? Какие вы назовете?

7. Домашнее задание.

Чтение параграфа учебника №33 на стр. 107-108. Ответить на вопросы.

  1. Оценки.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!