СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока биологии по теме "Семейство сложноцветные"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока биологии 7 класс коррекционное образовательной учреждение 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии по теме "Семейство сложноцветные"»


Тема: № 51 Двудольные растения. Семейство сложноцветные.


Цель: Познакомить учащихся с растениями семейства сложноцветные.


Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать формировать представления о многообразии растений;

  • Закрепить знания учащихся о классе двудольных;

  • Дифференцировать семейства в классе двудольных.


Коррекционно-развивающие:

  • Коррегировать и развивать внимание, зрительное и слуховое восприятие;

  • Коррегировать и развивать связную устную речь и память;

  • Развивать мышление на всех этапах урока.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к изучению растений.


Оборудование: карточка с новым словом «сложноцветные», индивидуальные карточки с заданиями, таблица.


  1. Организационный момент.


  1. Актуализация опорных знаний.


Беседа с опорой на наглядность.

Цель: перечислить изученные семейства класса двудольные.

Для опоры может быть использована рабочая тетрадь ученика, по серии предыдущих уроков.


Учитель и ученики вспоминают, какие семейства из класса двудольные они уже знают. (Паслёновые, бобовые, розоцветные.) Параллельно выставляются таблички с названиями классов.

Бобовые

Розоцветные

Паслёновые




Учитель предлагает ученикам карточки с изображением представителей каждого класса.(Томат и петуния; клевер и горох; малина и крапива) Ученики поочередно выходят к доске, называют растение и ставят его в нужную колонку. (При сложностях опора на записи в тетради.)

Таблички:

петуния

горох

томат



клевер


крапива

малина







  1. Изучение нового материала.


Ребята, к классу двудольных относится ещё одно семейство – Сложноцветные.


Рассказ учителя.


Заполнение таблицы.


Сложноцветные

Соцветие

Корзинка

Типы цветков

Язычковые, трубчатые, воронковидные

Тычинки/пестики

5 тычинок, 1 пестик

Плод

Семянка

Листья/листоположение

Простые, очерёдное

Где растут

В лесах, горах, лугах, полях, садах, парках, помещениях

Представители

Одуванчик, ромашка, василёк, подсолнечник, хризантема и д.р.

Изображения представителей





  1. Обобщение


Вопросы учителя.

Цель: понимание усвоенного материала.

Для опоры используется таблица.


  1. Какое семейство мы начали изучать?

  2. Почему семейство сложноцветные относят к классу двудольных?

  3. С какими представителями этого семейства мы познакомились?


  1. Закрепление полученных знаний.


Работа у доски.

Ученикам раздаются картинки с изображением растений (одно сложноцветное, др. – нет.) Ученик выбирает представителя сложноцветного растения. Аргументирует свой ответ. (Ориентация на заполненную таблицу).


Работа на индивидуальных карточках.

Индивидуальные карточки с заданиями.

Выбери правильное слово. Заполни пропуск.

      1. Растения семейства сложноцветные можно узнать по соцветиям ___________________. (зонтик / корзинка / початок)

      2. Корзинки сложноцветных могут состоять из ________________ типа(ов) цветка(ов). (разных/одного)

      3. Листоположение у сложноцветных __________________. (супротивное/розеточное/очередное)

      4. Представителем сложноцветных является _______________. (одуванчик/горох/крапива)



Работа в тетрадях.


Записываем тему урока и основные положения.


Сложноцветные – семейство двудольных. Для сложноцветных растений характерно соцветие корзинка. Оно может состоять из цветков разной формы.


Заполнение таблицы с ориентиром на статью учебника.


Однолетние

Двулетние

Многолетние








Необходимо расставить представителей семейства сложноцветные в соответствующие колонки.

Предлагается следующий перечень календула, бархатцы, астра, маргаритка, хризантемы.



  1. Подведение итогов работы.


Ответы на вопросы учителя.

        1. С растениями какого семейства мы с вами познакомились?

        2. С какими именно растениями семейства сложноцветные вы познакомились?

        3. Какие признаки характерны для семейства сложноцветных?

        4. Назовите однолетние растения семейства сложноцветных.

        5. Назовите представителя этого семейства относящегося к категории двулетних.

        6. Какое многолетние растение семейства сложноцветных вы знаете?


  1. Домашнее задание.


Читать § 44. Отвечать на вопросы после параграфа.






  1. Подпиши части цветка.



















Одуванчик.




Слова – подсказки: Корзинка, Язычковый цветок, Плод семянка.

  1. Таблица.

Заполни таблицу.


Однолетние

Двулетние

Многолетние






Растения семейства сложноцветных: календула, бархатцы, астра, маргаритка, хризантема, василёк, ромашка, одуванчик.




Тема: № 52 Подсолнечник – пищевое сложноцветное растение.


Цель: Познакомить учащихся с пищевым сложноцветным растением - подсолнечником.


Задачи:

Образовательные:

  • Продолжать знакомить учащихся с растениями семейства сложноцветные;

  • Познакомить учащихся с особенностями строения подсолнечника;

  • Формировать у воспитанников представления о подсолнечнике, как о пищевом растении.


Коррекционно-развивающие: Развивать и коррегировать связную устную речь учащихся, внимание, слуховое и зрительное восприятие. Развивать память на этапах актуализации знаний и закрепления материала. Развивать мышление воспитанников на всех этапах урока.


Воспитательные:

  • Воспитывать у учащихся уважение к сельско-хохяйственному труду;

  • Воспитывать любовь и уважение к природе, интерес к занятиям по естествознанию.


Оборудование: Карточки с опорными ключевыми словами, карточки с изображениями, ребус, учебник, индивидуальные карточки с таблицей.


Ход урока.


  1. Организационный момент.



  1. Актуализация опорных знаний.


Вопросы учителя.


- Какой большой раздел мы изучаем?

- Какие два класса входят в этот раздел?

- Какие семейства, относящиеся к однодольным растениям, мы уже знаем?

- Назовите семейства, которые относятся к двудольным растениям.

- Вспомните, о растениях какого семейства мы говорили с вами на прошлом уроке?


- Давайте вспомним, представителей семейства сложноцветных. (Опора на записи в тетради)



  1. Изучение нового материала.


- Сегодня мы подробно поговорим, об одном из представителей семейства сложноцветных. Чтобы узнать название этого растения, разгадаем ребус.



+''+ '' + ник



Объявление темы урока.


Рассказ учителя.


Подсолнечник – пищевое сложноцветное растение. Подсолнечник – однолетнее, высокое растение с прямостоячим толстым стеблем и крупными цельными листьями. (рис. 1)Ярко-желтые соцветия корзинки подсолнечника могут достигать до 30 см в диаметре. По краям корзинки находятся хорошо развитые цветки с язычками, а в середине – мелкие в виде трубок. В пищу употребляются плоды-семянки (семечки). (рис. 2)Семянки содержат много жира. Их выжимают для получения масла и маргарина. После выдавливания жира из семян остается жмых – отличный питательный корм для животных.(рис. 3) Подсолнечник – хороший медонос, поэтому его часто высеивают рядом с пасеками. Выращивание подсолнечника. Сбор плодов-семянок.









1



3




Рис. 2

2






4







Рис. 3

Рис. 1




1. Подсолнечник; 2. Соцветие - корзинка; 3. Ложноязычковые цветки; 4. Стержневая корневая система.

Основные понятия: класс двудольные, семейство сложноцветные, подсолнечник, плод-семянка, подсолнечное масло, жмых.


  1. Обобщение


- Почему подсолнечник относится к семейству сложноцветных?

- Почему подсолнечник является пищевым растением?

- Почему подсолнечник часто высеивают рядом с пасеками?

- Почему выращивание подсолнечника требует стараний?


  1. Закрепление полученных знаний.


Работа у доски.

Ученик выходит к доске и с опорой на «рис. 1» рассказывает о строении подсолнечника.


Работа в тетрадях.

Запись темы урока.

Составление таблицы.

Название

Подсолнечник

Класс

Двудольные

Семейство

Сложноцветные

Сколько живёт

Однолетний

Польза

Из плодов-семянок получают: подсолнечное масло, маргарин, жмых. Хороший медонос.

Внешний вид












  1. Подведение итогов работы.

        1. С представителем какого семейства мы познакомились на уроке?

        2. Назовите этого представителя.

        3. Расскажите об особенностях строения подсолнечника. Какие черты его строения характерны для всех сложноцветных растений?

        4. Как высеивают подсолнечник? Какие условия благоприятно влияют на урожай семянок


  1. Домашнее задание.

Чтение статьи учебника на старницах 143-145. Отвечать на вопросы после параграфа.








  1. Подпиши части подсолнечника.

    4

    2

    3

    1







1.__________________________

2.__________________________

3.__________________________

4.__________________________










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!