СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока биологии "Строение клетки"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в форме заседания редакционного совета журнала.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии "Строение клетки"»

Ф.И.О. учителя Ларичева Елена Александровна,

учитель биологии МБОУ Жуковской СОШ №2 им. Е.П.Новикова
Предмет: биология
Класс: 10
Тема урока: обобщающий урок «Строение клетки»

Цели урока:

1. Предметно-дидактическая: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

2. Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Место урока в программе: 11 урок в разделе « Строение клетки».

Тип урока: урок систематизации знаний (в форме заседания редакционного совета)

Технологии: технология проблемного диалога, критического мышления, игровая.

Методы проведения урока:

- словесные (беседа, диалог);

- наглядные (работа с рисунками, схемами);

- практические (составление таблицы, поиск информации, моделирование);

- дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).


Приемы: «войди в роль», «найди различия», «постановка в ситуацию затруднения».

Виды работ

1.Устные ответы на вопросы

2. Проблемный диалог

3. Работа с рисунком, фотографиями

4. Сообщение

5.Инсценировка

6.Составление вопросов

7. Активное слушание

8. Заполнение таблицы


Формы работы: парная, фронтальная, групповая

Оборудование: ПК, проектор, мультимедийная презентация, учебник Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Биология. Общая биология» 10-11 класс. М.: Дрофа,2016, материал для моделирования клетки.

Предметные результаты:

  • формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;

  • формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, микориза.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.

  2. Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.

  3. Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре, группе.

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

  2. Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  3. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  4. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные результаты:

  1. Создание условий к формированию ответственного отношения к учению, труду,

  2. формирование целостного мировоззрения,

  3. Формирование коммуникативной компетенции в общении с одноклассниками

  4. Понимание значения обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии.



Ход урока

Деятельность

учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Самоопределение.


Стимулирует учащихся к учебной деятельности.

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.

Настраиваются на работу. Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку.

Коммуникативные УУД:

- слушают учителя

- строят устное высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

Регулятивные УУД:

-самостоятельно организовывают свое рабочее место;

- планируют свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией;

2. Актуализация знаний и фиксирование затруднений

«Сегодня на нашем заседании редакционного совета мы будем обсуждать содержание очередного журнала «Биология». На заседании присутствуют представители отделов журнала: науки, культуры, писем, исторического.

Все отделы получили накануне задание подготовить материал к рубрикам журнала.


Учащиеся вспоминают особенности темы «Строение клетки»

Познавательные УУД:

- осуществляют актуализацию личного жизненного опыта,

- ориентируются в своей системе знаний – незнаний,

Коммуникативные УУД:

- слушают и понимают речь других;

- строят  высказывания;

- отстаивают свою точку зрения;

Регулятивные УУД:

- планируют свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

- выполняют учебные действия;


3. Постановка учебной задачи, целей урока.

Тема предстоящего выпуска журнала «Цитология». Что должно быть включено в содержание этого номера?

Отвечают, что обязательно должна присутствовать информация об истории открытия клетки, особенности её строения, многообразие клеток.

Познавательные УУД:

- выдвигают предложения Коммуникативные УУД:

-  строят речевые высказывания в устной форме;

- формулируют и аргументируют свое мнение;

Регулятивные УУД:

- определяют и формулируют цель урока и учебной деятельности,

- планируют пути реализации целей и задач урока


4. Составление плана по разрешению затруднения.


Как будем работать над макетом журнала?

Отвечают, что надо обсудить, как будет выглядеть обложка журнала, какое должно быть содержание и оформление рубрик журнала

Познавательные УУД:

- выполняют предложенные задания, используя заданные алгоритмы.

Коммуникативные УУД:

-выполняют задания, взаимодействуя в группах.

Регулятивные УУД:

- планируют свою учебную деятельность;

- определяют способы выхода из затруднения;


5. Реализация выбранного проекта.

Как будет выглядеть обложка журнала, нам расскажет и покажет художественный редактор

«Художественный редактор» на магнитной доске собирает модель клетки, показывает и называет основные структурные единицы клетки, учащиеся внимательно наблюдают и слушают

Познавательные УУД:

-извлекают необходимую информацию из сообщений учащихся;

Коммуникативные УУД:

- строят монологическую речь;

- осуществляют работу в группе;

- формируют навыки речевой деятельности, публичных выступлений,

Регулятивные УУД:

- ищут пути решения проблемы;

-  анализируют работу;


Теперь перейдём к содержанию и оформлению рубрик журнала. Начнём с рубрики «Из истории науки». Что предлагает нам опубликовать редактор исторического отдела?

Учащийся выступает с презентацией «История создания клеточной теории».

(Презентация 1)

Учащиеся заполняют таблицу

Рубрику «Новости науки» разрабатывал научный отдел. Что вы можете предложить читателям нашего журнала?

Учащийся рассказывает и показывает презентацию «Археи» (Презентация 2)


Отдел культуры посетил премьеру спектакля «Кто в клетке-государстве главный. Пожалуйста, покажите подготовленный вами материал.

Учащиеся представляют инсценировку «Государство клетка» (Приложение)

А сейчас предоставим слово редактору отдела писем.

Давайте дадим ответы на эти вопросы.


«Редактор» озвучивает вопросы, которые «читатели» задают чаще всего:

1. Почему грибы выделяют в отдельное царство?

2. Чем клетки растений отличаются от клеток животных?

3. Что такое плазмолиз и когда он происходит?

Учащиеся отвечают на вопросы

Какие фотографии мы поместим в рубрику «Фотообъектив»?

Какие фотографии и почему мы отберём для номера журнала?

Учащийся показывает микрофотографии различных клеток организмов, поясняя взаимосвязь их строения и функции(Презентация 3)


Какой материал мы представим в рубрику «На досуге»


Учащиеся предлагают рисунок прокариотической и эукариотической клеток с предложением найти 10 различий. (Презентация 4)


6. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.


Как вы думаете, справятся читатели с этим заданием? Проверим на себе!


Учащиеся находят и называют различия между клетками.

Коммуникативные УУД:

- формируют навыки речевой деятельности, публичных выступлений,

Регулятивные УУД:

- планируют  свои  действия;


7. Этап рефлексии деятельности

Что мы запишем в протокол нашего заседания?


Спасибо всем за работу. Вы будете премированы хорошими отметками.


Учащиеся анализируют работу заседания, задают вопросы.

Познавательные УУД:

- систематизируют, обобщают изученный материал;

- делают выводы по изученному материалу;

Коммуникативные УУД:

- строят монологическое высказывание;

- адекватно воспринимают критику,

Регулятивные УУД:

- адекватно воспринимают оценку;

-  осуществляют самооценку.










Приложение

Государство клетка (инсценировка)

Чтец

В царстве, что ни дать, ни взять,
В микроскопе лишь видать,
Приключилась небольшая
Раз история такая.
Слух прошел, что государь,
Той сторонки малой царь
У себя собрал совет
И потребовал ответ:
Кто в его сторонке малой
(Не сказать, что захудалой)
Самый главный из вельмож?
И на что тот франт похож?
Кто бы что ни говорил,
Царь подумал и решил –
Не жалеючи наград,
Оценить сей важный вклад.
Все газеты запестрели:
“Пусть докажут все на деле –
Кто для маленького царства,
Не жалея своих сил,
Так работал, что, конечно,
Много пользы приносил”.
Вместе с письменным отчетом
Всем собраться на крыльце,
Да не где-нибудь, а прямо
В царском, сказочном дворце.
Все вокруг засуетилось –
Каждый хочет доказать:
Вся работа в государстве
Без него враз может встать.
И к назначенному сроку
Во дворце среди зевак
Разместились конкуренты
С целой кипою бумаг.

Ядро.

Станьте все по алфавиту,
Начиная с буквы “А”.
До чего же вас здесь много,
Просто кругом голова.
Эй, ребята, поживее,
В два часа у нас обед,
Я сейчас вопрос задам вам,
Дайте на него ответ!
Что для пользы государства
Сделал каждый конкурсант?
Отчего такое рвение?
И к чему у вас талант?

Чтец

Тут, от важности великой,
Увеличившись стократ,
Пред ядром предстал вельможа –
Важный Гольджи Аппарат.
Развернул свой длинный свиток,
И неспешно молвил он.
В свою значимость всецело
Аппарат был погружен.

Аппарат Гольджи.

Всех вокруг я заверяю,
Роль я важную играю,
У меня есть свой завод.
Ежегодный оборот
Составляет много тонн.
В государстве важен он.
Я в мембранные структуры
Упакую всякий хлам,
Позже от него избавлюсь,
Если повезет – продам.
Хоть и проданы отходы,
Может быть, за полцены,
На полученные деньги
Улучшаю быт страны.
Запасаюсь всем, чем надо,
Забиваю свой же склад,
И за это я имею
Очень скромненький оклад.
Извиненья приношу,
Больше я и не прошу.
Я на благо государства
С удовольствием служу.

Ядро.

Что ж похвально. Браво! Браво!
Это очень важно, право, –
С помощью своих заводов
Избавлять нас от отходов.
Очень вами восхищен.
Но немножечко смущен
Тем, что нужно продолжать
О заслугах узнавать.

Мембрана.

Заявляю без обмана –
Всех важнее я – мембрана!
Я на страже государства
День и ночь стою без сна
И его оберегаю, без прикрас скажу –
Одна!
Чтобы не иссякла влага,
Чтобы не пробрался враг,
И поэтому сегодня
Не представлю я бумаг!
Здесь и так уже все ясно,
Что с мембраной все прекрасно,
И пока на страже я,
Спит спокойно вся страна.
Стоит мне покинуть службу,
Я замечу вам, что тут же
Просочится контрабанда
Или вдруг нагрянет банда.

Ядро.

Ну! Не надо так пугать.
Ясно! Каждый должен знать,
Что без клеточной мембраны
Государство, скажем прямо,
(раз границ не охранять)
Государством не назвать.
Продолжаем по порядку, К, Л, М…
Там слышно всем?
Извините, на зарядку
(ставит мобильный телефон на подзарядку)
Разрядился он совсем.

Митохондрия.

Вот пример, для нас важна
Лишь энергия одна.
Без энергии заводы – ерунда,
Ни дать, ни взять.
И мембране без нее же
Как задачу выполнять?

Ядро.

Ну-ка, ну-ка. Это кто же?
Кто так громко выступает?
Митохондрия!! А как же!
Нас энергией снабжает.

Чтец

Митохондрия ступила на дворцовое крыльцо.

Митохондрия.

Так-то вот, скажу вам братцы, –
Наших надо знать в лицо.
Обесточить государство –
И ему придет конец!
Кто тут главный? Что, ребята,
Уяснили, наконец?
Кто вас делает сильнее?
Кто вам в дом тепло дает?
Митохондрия, конечно, –
Это знает весь народ.

Лизосома.

Возразить хочу Вам, сударь.

Митохондрия.

Э-э-э.



Лизосома.

Я вас не перебивал.
Про заслуги однозначно
Я бы так не утверждал.

Митохондрия.

Э-э-э.

Лизосома.

Без энергии, конечно,
Наступила бы беда,
Но завод переработки –
Это разве ерунда?!
Сия важная заслуга
В целом мне принадлежит,
Безусловно, государству
В целом упрощает жизнь.
Без следа уничтожает
Все утильсырье завод,
Что осталось, запускает
Снова в дело, в оборот.

Митохондрия.

Кто же этот гражданин,
Что избавит нас от лома?

Лизосома.

Называют меня просто -Лизосома.

Ядро.

Браво! Браво! Это дело!
Продвигайтесь дальше смело!
Вам, наверное, очень рад
Славный Гольджи Аппарат.
Я заслуг веду учет.
Вам заслуженный почет

Рибосома.

Я уже здесь всем знакома.
Мое имя – Рибосома.
Я представляю огромную фирму,
Со мной прибыла делегация,
Вместе мы лучшая в мире
Строительная корпорация.

2-я Рибосома.

Мы производим белок для строительства
И строим. Для жителей и для правительства.
Вклад в дела государства
Мы вносим весомый –
Все здания в клетке
Построены Рибосомой.

Чтец

Такая пламенная речь
Заслуживает, право,
Чтоб мы вскричали
Дружно все – браво!

1-й Хлоропласт.

Здравствуйте, здравствуйте, господа!
Узнали? Узнали! Конечно же, да.
Нас не узнать почти невозможно,
Без нас государство почти безнадежно.
Не только страна, но в целом планета –
Без нас никуда! Все знают об этом.

2-й Хлоропласт.

Мы производим, без всяких хлопот
Важный для всех газ – кислород.
И углеводы, что, скажем заранее,
Важные очень продукты питания.
Источник энергии, “камень строительный”.

1-й Хлоропласт.

Вот аргумент весьма убедительный.

2-й Хлоропласт.

Наша эмблема всем здесь знакома?
Демонстрирует эмблему фирмы.
Цвет наша эмблема имеет зеленый.

Ядро.

Да, весьма серьезный вклад.
Я, признаюсь, очень рад.
Фирма сбоя не дает –
Поставляет кислород.

Чтец

Есть еще один участник,
Тоже прибыл к нам с докладом.
Может быть, ему придется
Государева награда?
Выступить должна успеть
Эндоплазматическая сеть.

ЭПС.

Я буду краткой, все устали,
Но я хочу, чтоб вы узнали,
Что все перевозки от двери до двери
Мы осуществляем совсем без потери.
Заказ доставят в срок специалисты,
Сработают четко, красиво и быстро.

Ядро.

Мы спорили долго и совещались,
И, надо признаться, совсем растерялись.
Выглядит каждый вполне убедительно,
И список заслуг имеет внушительный.
Время пришло награждать победителя.
Может быть, в этом помогут нам зрители?
Кто самый важный? Скажите скорее.
Без вас разобраться мы не сумеем.
Зрители дают советы.

Чтец

Мне кажется, к выводу вместе пришли мы:
Все очень важны и незаменимы.

Ядро.

Главное, чтобы работа была согласованной,
Четко была организованной.

Чтец

Здесь свою лепту вносит правительство,
Оно же ядро по совместительству.

Что ж, сделаем вывод краткий и строгий:
Нет главных! Вот так получилось в итоге.
Пусть каждый на месте своем постарается.
Большое всегда из крупинок слагается.
Спасибо актерам, что здесь выступали,
Мы нового много сегодня узнали,
Спасибо за чудные эти моменты,
Им дружные наши аплодисменты.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!