СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. Биология 7 класс Многообразие млекопитающих.doc

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Биология 7 класс Многообразие млекопитающих.doc»

Урок 57. Многообразие млекопитающих. Плацентарные: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные.


Задачи: познакомить учащихся с многообразием млекопитающих, их классифи­кацией; обеспечить усвоение знаний о харак­терных особенностях грызунов, хищных, насекомоядных, зайцеобразных, рукокрылых, обитающих в Тюменской области, их значении в природе и жизни человека, о представителях отрядов китообразных и ластоногих

Оборудование: кинофильм «Грызуны и зайцеобраз­ные». таблицы «Рукокры­лые», «Китообразные»; кинофильм «Рукокры­лые», кинофрагмент «Китообразные» или диа­позитивы «Китообразные». «Тип Хордовые. Класс Млекопитающие. Внут­реннее строение собаки», «Пушные звери»; ки­нофильм «Отряд Хищные», презентация фотографий различных млекопитающих.

Тип урока: комбинированный

План урока.

  1. Актуализация знаний по теме «Развитие, размножение и происхождение млекопитающих» (опрос по вопросам параграфа)

  2. Изучение нового.

1 этап. Многообразие млекопитающих, их класси­фикация. (Рассказ учителя)

2. Отряд Грызуны. Характерные особенности грызунов (строение зубов, питание раститель­ной пищей, относительно длинный кишечник, высокая плодовитость и др.).Их многообразие и распространение; значение в природе и жиз­ни человека. (Сообщение учащихся, самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение таблицы «Отряды Млекопитающих»)

2 этап. 1. Многообразие хищных. Характерные осо­бенности хищных млекопитающих (питание животной пищей, особенности строения зубной системы, хорошо развитые полушария головно­го мозга с большим числом извилин, сложное

Домашняя кошка как представитель семейства. Другие кошачьи. Семейство волчьих. Волк как типичный представитель семейства волчьих на территории Липецкой области. Особенности внешне­го строения волка. Приспособленность к добы­ванию пищи. Роль волков в природе. Другие представители семейства.

Семейство куньи на территории Тюменской области -

Медвежьи. Их роль в природе и хозяйственной деятельности челове­ка.

3 этап. Отряды Рукокрылые и Китообразные, Ластоногие.

Цель этапа: на примере рукокрылых и китообразных животных показать многообразие сред обитания млекопитающих, признаки при­способленности этих животных к среде обита­ния; обосновать их принадлежность к классу млекопитающих.

I. Отряд Рукокрылые.

1. Многообразие. Характерные особенности отряда: наличие крыльев, способность к полету.. Признаки приспособленности рукокрылых к полету, ориентированию в пространстве, к сезонным изменениям в природе. Роль рукокрылых в природе, необходи­мость их охраны.

II. Водные млекопитающие.

  1. Многообразие, приспособленность к жиз­ни в воде. Отряд Китообразные. Особенности строе­ния, приспособленность к жизни в воде, рас­пространение, многообразие. Значение китообразных; меры охраны.

По мере изучения отрядов учащиеся заполняют таблицу «Многообразие млекопитающих»

отряд

особенности строения

представители отряда

значение

Насекомоядные


ежи, кроты, землеройки, бурозубки


Рукокрылые

приспособлены к полёту, питаются плодами, насекомыми, кровью

кожаны, ушаны, вечерницы


грызуны

растительноядные.Хорошо развиты резцы самозатачивающиеся, постоянно растущие

беличьи, мышиные, бобры, хомякообразные


Зайцеобразные

сходны с грызунами, растительноядны, длинный кишечник

пищухи, заяц – русак, заяц - беляк


Хищные

с-во Волчьи

с-во Куньи

с-во Кошачьи

с-во Медвежьи

имеют клыки и режущие передние зубы, мощные когти. плотоядные.

волк, лисица, енотовидная собака, ласка, хорь, куница каменная,

кошка домашняя, собака домашняя, медведь бурый, росомаха


Китообразные

никогда не выходят на сушу. задние конечности отсутствуют, передние – ласты.

усатые киты, зубатые киты.


Ластоногие

вторичноводные животные, дышат атмосферным воздухом, тело обтекаемое, волосы редкие, конечности - ласты

ушастые тюлени, настоящие тюлени.


-------

---------


------

Парнокопытные

растительноядные. имеют по 4 или 2 пальца, покрытых копытами

лось, северный олень, козлы, коровы, кабаны


Непарнокопытные

крупные животные, на ногах развит третий палец

лошади, ослы, носороги, зебры


Хоботные

самые крупные из наземных млекопитающих. Хобот – верхняя губа, сросшаяся с носом.

слоны, вымерший мамонт


Приматы

наиболее высокоразвитые наземные, во многом сходны с человеком.

мартышкообразные, человекообразные



Домашнее задание: выучить параграфы-------

Подготовить сообщения на темы:

«Кабан – обитатель лесов Липецкой области»

«Кабарга», «Лось - самый крупный олень в лесах Липецкой области»

«Лошадь Пржевальского»