Тема № . Пищеварительная система.
Урок № . Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ
- оказать содействие в тренировке зрительной и слуховой памяти, умения сравнивать, анализировать и делать выводы
-оказать содействие в формировании умения работать с различными источниками информации (презентация, рассказ учителя, карточки)
- оказать содействие в воспитании ответственного отношения к собственному организму
Учебник: И.Б.Агафонова, И.В. Романов «Биология. Человек» 9 класс
Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые результаты БУД |
Слова учителя | Задания для учащихся | Предметные | БУД |
1.Мотивационный этап (2 мин.) Цели: Мотивирование обучаемых с помощью вопросов; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | - проверьте: на парте учебник, тетрадь, дневник, пенал. Сели. Слайд 1-2 -мы начали изучать тему «Пищеварительная система» - За свою жизнь человек в среднем съедает 10 тыс. яиц, 5 тыс. буханок хлеба, 100 мешков картофеля, 3 быков, 2 баранов, случайно 70 насекомых. Женщины - около 4 кг. губной помады. Куда это всё исчезает внутри человека? | | Ученики настраиваются на урок | | Личностные БУД -самоопределение -смыслообразование |
2.Целевой (8 мин.) Цель: Вспомнить материал, изученный ранее; актуализация тематики урока через постановку проблемного вопроса; постановка учащимися цели и задач урока в «сопровождении учителя». Задачи: Организовать обсуждение с учащимися возникшего затруднения (почему возникли затруднения, что мы ещё не знаем) | Карточки -дома вы читали о пищеварении в ротовой полости и в желудке 1.Проверим ваши знания (устный опрос продолжи предложение) Слайд№3 2.Узнай орган | Вопросы по карточкам 1.Слюна – это... (всем) 2. В ротовой полости начинает перевариваться… (всем) 3. После глотания пища поступает…. (3 уровень) 4. Что происходит с пищей в желудке? (1 уровень) 5. Каков состав желудочного сока? (1 уровень) 6. Под действием желудочного сока перевариваются… (всем) 1.Картинка (желудок) 2.Картинка (печень) 3.Картинка (кишечник) 4. Картинка (ротовая полость) | Ученики отвечают на вопросы, используя учебник | -определение особенностей пищеварения в ротовой полости -определение различий особенностей пищеварения в желудке -определение состава пищеварительного сока -соотнесение картинки и рана | Познавательные БУД: -с помощью формируют алгоритм деятельности при решении проблем поискового характера; Регулятивные БУ Д: -самостоятельно формулировать тему и строить действия в соответствия с ней; -понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить; Коммуникативные БУД: - умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами Личностные БУД: - проявлять интерес к организму человека |
3.Сожержательный (15 минут) Цель: Организация коммуникативного взаимодействия Задачи: Организовать деятельность учащихся по открытию нового знания, систематизировать полученную информацию. | Слайд№5 1.Разгадай ребус (работа в парах) 2. Слайд №6 Наша сегодняшняя тема «Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ». Мы узнаем, что происходит с пищей дальше, после её выхода из желудка в кишечник. Запись даты и темы в тетрадь. Рассказ учителя После начального переваривания, пища из желудка попадает в начальный отдел кишечника – двенадцатипёрстную кишку Слайд№5 Печень человека имеет массу около 2 кг. В печени образуется желчь, которая умеет расщеплять жиры. Поджелудочная железа находится за желудком. Она выделяет сок, способный растворять все вещества – жиры, белки, углеводы. В двенадцатипёрстную кишку выходят протоки печени и поджелудочной железы. Туда впрыскиваются соки и происходит основное переваривание пищи. Затем пища поступает в тонкий кишечник и путешествует по нему очень долго. В тонком кишечнике заканчивается переваривание пищи. Изнутри тонкий кишечник покрыт ворсинками. Каждая ворсинка принизана кровеносными сосудами. Все вещества в кишечнике растворяются в воде и всасываются через ворсинки и поступают в кровь. Слайд№6 Кровь из кишечника направляется в печень и там все вредные вещества из крови удаляются. После чего кровь с питательными веществами поступает ко всем органам. Слайд№7 Непереваренные остатки поступают в толстый кишечник. Где пищеварение прекращается и накапливаются ненужные организму отходы. Слайд№8 В начальном отделе толстого кишечника есть червеобразный отросток – аппендикс. В нём могут скапливаться непереваренные остатки, твёрдые частицы – кожурки от семечек, кусочки ногтей. Иногда аппендикс может воспаляться. Что приводит к серьёзным последствиям. В аппендиксе начинает накапливаться гной и постепенно он лопается и гнойные массы попадают в брюшную полость. Это заболевание называется перитонит, оно может привести к смерти человека. | 1.Ребус 1 (Питательные вещества) 2.Ребус 2 (Кишечник) | | -выделение темы урока -развитие умения разгадывать ребусы | Познавательные БУД: -извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов; -устанавливать последовательность в работе органов связи; Коммуникативные БУД: - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; - умение устанавливать рабочие отношения, сотрудничать; Личностные БУД: -умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; готовность к равноправному сотрудничеству. Регулятивные БУД: -выделять и осознавать, то что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения; -оценивать достигнутый результат. |
4.Физминутка (3 мин) Цель: Сохранить здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха. | Слайд№14 «Зарядка для кишечника» | -поднимаем вытянутую руку вверх и тянемся, прогибаясь вправо и влево -поворачиваем корпус назад вправо и влево -выгибаемся вперёд и смотрим по очереди на пятки | Дети выполняют упражнения по образцу | -умение координировать свои движения согласно теме упражнения | |
5.Закрепление изученного (7 минут) Цель: Повторить и закрепить ранее изученное на уроке. Задачи: Организовать самостоятельное или с помощью учителя выполнение каждым учащимся заданий на; Установить правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявить пробелы, неверные представления и их скорректировать; включить новое знание в систему знаний через практическое задание, Организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону | 1.Работа по учебнику. -Как действовать в случае возникновения болей в животе? -Куда деваются из толстого кишечника непереваренные остатки? 2.Работа по карточкам в тетради Проверим ваши работы | Откройте учебник на стр. 162. Прочитайте об этом в учебнике (абзац 3) (1 уровень) Прочитайте об этом в учебнике (абзац 4) (1 уровень) «Самостоятельно подпишите схему» (всем) | Чтение текста учащимися, краткий пересказ прочитанного Дети заполняют карточки Учащиеся читают, то, что записали в карточки, выполняют самопроверку. | -умение связно излагать прочитанное -умение устанавливать причинно-следственные связи -умение проводить взаимопроверку | Регулятивные БУД: -выделять и осознавать, то что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения; -оценивать достигнутый результат; Коммуникативные БУД: - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; Личностные БУД: -проявлять интерес к результатам своего познания Познавательные БУД: - уметь извлекать информацию из иллюстраций; - готовить высказывание на основе прочитанного; -составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; -устанавливают последовательные связи; |
6.Итог урока, домашнее задание (3 мин) Цель: Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление изученного. Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания Задачи: Обобщить изученное для введения в последующем новых способов действий; Выявить причины ошибок и наметить пути коррекции Сообщить объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике | Слайд№16 Ответьте на вопросы Учитель комментирует домашнее задание, объясняет его выполнение. | — О каких органах пищеварительной системы вы сегодня узнали? — Что нового и интересного вы узнали? Прочитать текст на с. 160–163 учебника. Ответить на вопросы 1-5 (Всем) | Учащиеся дают краткие ответы на вопросы Учащиеся записывают домашнее задание в дневник | -умение связно излагать прочитанное -умение устанавливать причинно-следственные связи -умение проводить взаимопроверку | Познавательные БУД: -осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной; -извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов. Регулятивные БУД: - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Личностные БУД: - имеют социально ориентированный взгляд на мир; - проявляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности; |
7.Рефлексия (2 мин) Цель: Выявление эмоционального состояния учащихся после урока, степень их утомляемости | Самоопределение эмоционального настроя после урока | Выберите смайлик, который показывает ваше настроение после урока и опустите в коробочку | Учащиеся выбирают смайлики и опускают в коробочку | -фиксация эмоционального состояния после урока | |