Тема : «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет»
Задачи:
1. Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки.
2. Раскрыть роль экологической защиты от патогенных микроорганизмов.
3. Продолжить формирование понятия об иммунитете и его видах.
I. Проверка знаний.
1. Рассказать о компонентах внутренней среды и механизмах поддержания ее постоянства.
2. Записать состав крови и рассказать о ее элементах.
3. Задача: Криминалисту надо выяснить, принадлежит ли образец данной крови человеку или животному. На столе два препарата – кровь человека и кровь лягушки. Как это сделать?
Иммунитет
1863 г. – М.И. Мечников
Иммунитет – способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность.
Защитные барьеры организма:
Защитные барьеры
|
Тип защиты
|
I барьер:
Кожа и слизистые оболочки
|
Физическая
|
Химическая
|
Экологическая
|
Кожа и слизистые оболочки
|
Выделения потовых и сальных желез (слезы, слюна, HCl)
|
Микроорганизмы на коже и слизистых
|
II барьер:
Кровь, тканевая жидкость, лимфа (т.е. внутренняя среда организма)
|
Неспецифический иммунитет
|
Специфический иммунитет
|
Лейкоцитами путем фагоцитоза
|
Организм распознает в-ва, отличные от его клеток и тканей, уничтожает только эти чужеродные в-ва
|
|
|
|
|
|
Схема иммунной системы организма человека:
Костный мозг
(образуются лейкоциты)
|
Вилочковая железа (тимус)
(образуются Т-лимфоциты)
|
Лимфатические узлы
(образуются В-лимфоциты)
|
Воспаление:
- Покраснение, гипертермия – усиленно притекает кровь к месту проникновения инородного тела.
- Возникает боль и опухоль, ограничивается участок воспаления – раздражение рецепторов.
- Появляется гной – начинается фагоцитоз; смесь погибших микробов и фагоцитов – гной.
Искусственный
(приобретенный)
|
С молоком
матери
(пассивный)
|
После
вакцинации
(активный)
|
После введения лечебной
сыворотки
(пассивный)
|
III. Закрепление
- Последите по рисунку 47 ход воспалительного процесса.
- Почему воспаленный участок красный и теплый?
- Какую функцию выполняет защитный вал из фагоцитов и макрофагов?
- Опишите процесс развития инфекционного заболевания.
- Какие меры профилактики применяют на разных стадиях инфекционной болезни?
IV. Д/з
Параграф 18, составить рассказ, используя ключевые слова в конце параграфа.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Антигены и антитела. Специфи¬ческий и неспецифический иммунитет»»
Конспект урока: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет»
Задачи:
1. Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки.
2. Раскрыть роль экологической защиты от патогенных микроорганизмов.
3. Продолжить формирование понятия об иммунитете и его видах.
I. Проверка знаний.
1. Рассказать о компонентах внутренней среды и механизмах поддержания ее постоянства.
2. Записать состав крови и рассказать о ее элементах.
3. Задача: Криминалисту надо выяснить, принадлежит ли образец данной крови человеку или животному. На столе два препарата – кровь человека и кровь лягушки. Как это сделать?
Иммунитет
1863 г. – М.И. Мечников
Иммунитет – способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность.
Защитные барьеры организма:
Защитные барьеры | Тип защиты |
I барьер: Кожа и слизистые оболочки | Физическая | Химическая | Экологическая |
Кожа и слизистые оболочки | Выделения потовых и сальных желез (слезы, слюна, HCl) | Микроорганизмы на коже и слизистых |
II барьер: Кровь, тканевая жидкость, лимфа (т.е. внутренняя среда организма) | Неспецифический иммунитет | Специфический иммунитет |
Лейкоцитами путем фагоцитоза | Организм распознает в-ва, отличные от его клеток и тканей, уничтожает только эти чужеродные в-ва |
Схема иммунной системы организма человека:
Иммунная система Костный мозг
(образуются лейкоциты)
Вилочковая железа (тимус)
(образуются Т-лимфоциты)
Лимфатические узлы
(образуются В-лимфоциты)
Воспаление:
Покраснение, гипертермия – усиленно притекает кровь к месту проникновения инородного тела.
Возникает боль и опухоль, ограничивается участок воспаления – раздражение рецепторов.
Появляется гной – начинается фагоцитоз; смесь погибших микробов и фагоцитов – гной.
Иммунитет Естественный
(природный)
Искусственный (приобретенный)
Видовой
Наследственный
Приобретенный
После
болезни
(активный)
С молоком
матери
(пассивный)
После
вакцинации
(активный)
После введения лечебной
сыворотки
(пассивный)
III. Закрепление
Последите по рисунку 47 ход воспалительного процесса.
Почему воспаленный участок красный и теплый?
Какую функцию выполняет защитный вал из фагоцитов и макрофагов?
Опишите процесс развития инфекционного заболевания.
Какие меры профилактики применяют на разных стадиях инфекционной болезни?
IV. Д/з
Параграф 18, составить рассказ, используя ключевые слова в конце параграфа.