СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Антигены и антитела. Специфи¬ческий и неспецифический иммунитет»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема :  «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Антигены и антитела. Специфи­ческий и неспецифический иммунитет»

 

Задачи:

1. Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки.

2. Раскрыть роль экологической защиты от патогенных микроорганизмов.

3. Продолжить формирование понятия об иммунитете и его видах.

 

I. Проверка знаний.

1. Рассказать о компонентах внутренней среды и механизмах поддержания ее постоянства.

2. Записать состав крови и рассказать о ее элементах.

3. Задача: Криминалисту надо выяснить, принадлежит ли образец данной крови человеку или животному. На столе два препарата – кровь человека и кровь лягушки. Как это сделать?

Иммунитет

1863 г. – М.И. Мечников

Иммунитет – способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность.

Защитные барьеры организма:

 

Защитные барьеры

Тип защиты

I барьер:

Кожа и слизистые оболочки

Физическая

Химическая

Экологическая

Кожа и слизистые оболочки

Выделения потовых и сальных желез (слезы, слюна, HCl)

Микроорганизмы на коже и слизистых

II барьер:

Кровь, тканевая жидкость, лимфа (т.е. внутренняя среда организма)

Неспецифический иммунитет

Специфический иммунитет

Лейкоцитами путем фагоцитоза

Организм распознает в-ва, отличные от его клеток и тканей, уничтожает только эти чужеродные в-ва

         

 

Схема иммунной системы организма человека:

 

 

Иммунная система

Костный мозг

(образуются лейкоциты)

Вилочковая железа (тимус)

(образуются Т-лимфоциты)

 

 

Лимфатические узлы

(образуются В-лимфоциты)

 

 

 

 

 

 

 

Воспаление:

  1. Покраснение, гипертермия – усиленно притекает кровь к месту проникновения инородного тела.
  2. Возникает боль и опухоль, ограничивается участок воспаления – раздражение рецепторов.
  3. Появляется гной – начинается фагоцитоз; смесь погибших микробов и фагоцитов – гной.

 

 

Иммунитет

Естественный

(природный)

Искусственный

(приобретенный)

 

Видовой

Наследственный

Приобретенный

После

болезни

(активный)

С молоком

матери

(пассивный)

После

вакцинации

(активный)

После введения лечебной

сыворотки

(пассивный)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Закрепление

  1. Последите по рисунку 47 ход воспалительного процесса.
  2. Почему воспаленный участок красный и теплый?
  3. Какую функцию выполняет защитный вал из фагоцитов и макрофагов?
  4. Опишите процесс развития инфекционного заболевания.
  5. Какие меры профилактики применяют на разных стадиях инфекционной болезни?

 

IV. Д/з

Параграф 18, составить рассказ, используя ключевые слова в конце параграфа.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Антигены и антитела. Специфи¬ческий и неспецифический иммунитет»»

Конспект урока: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Антигены и антитела. Специфи­ческий и неспецифический иммунитет»


Задачи:

1. Показать роль барьеров, защищающих организм человека от агрессии микроорганизмов на уровне кожных покровов, внутренней среды, клетки.

2. Раскрыть роль экологической защиты от патогенных микроорганизмов.

3. Продолжить формирование понятия об иммунитете и его видах.


I. Проверка знаний.

1. Рассказать о компонентах внутренней среды и механизмах поддержания ее постоянства.

2. Записать состав крови и рассказать о ее элементах.

3. Задача: Криминалисту надо выяснить, принадлежит ли образец данной крови человеку или животному. На столе два препарата – кровь человека и кровь лягушки. Как это сделать?

Иммунитет

1863 г. – М.И. Мечников

Иммунитет – способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому защищать собственную целостность и биологическую индивидуальность.

Защитные барьеры организма:


Защитные барьеры

Тип защиты

I барьер:

Кожа и слизистые оболочки

Физическая

Химическая

Экологическая

Кожа и слизистые оболочки

Выделения потовых и сальных желез (слезы, слюна, HCl)

Микроорганизмы на коже и слизистых

II барьер:

Кровь, тканевая жидкость, лимфа (т.е. внутренняя среда организма)

Неспецифический иммунитет

Специфический иммунитет

Лейкоцитами путем фагоцитоза

Организм распознает в-ва, отличные от его клеток и тканей, уничтожает только эти чужеродные в-ва

Схема иммунной системы организма человека:


Иммунная система Костный мозг

(образуются лейкоциты)


Вилочковая железа (тимус)

(образуются Т-лимфоциты)



Лимфатические узлы

(образуются В-лимфоциты)







Воспаление:

  1. Покраснение, гипертермия – усиленно притекает кровь к месту проникновения инородного тела.

  2. Возникает боль и опухоль, ограничивается участок воспаления – раздражение рецепторов.

  3. Появляется гной – начинается фагоцитоз; смесь погибших микробов и фагоцитов – гной.





Иммунитет Естественный

(природный)


Искусственный

(приобретенный)


Видовой


Наследственный


Приобретенный


После

болезни

(активный)


С молоком

матери

(пассивный)


После

вакцинации

(активный)


После введения лечебной

сыворотки

(пассивный)


















III. Закрепление
  1. Последите по рисунку 47 ход воспалительного процесса.

  2. Почему воспаленный участок красный и теплый?

  3. Какую функцию выполняет защитный вал из фагоцитов и макрофагов?

  4. Опишите процесс развития инфекционного заболевания.

  5. Какие меры профилактики применяют на разных стадиях инфекционной болезни?


IV. Д/з

Параграф 18, составить рассказ, используя ключевые слова в конце параграфа.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!