СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Борьба Руси против монгольского нашествия. Южные и западные русские земли. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Борьба Руси против монгольского нашествия. Южные и западные русские земли. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская"»

План-конспект урока по истории России (6 класс) Тема урока Борьба Руси против монгольского нашествия. Южные и западные русские земли. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Цели урока
  • Образовательная: Сформировать представление о ходе монгольского нашествия, его последствиях для разных русских земель, значении борьбы Руси с завоевателями.

  • Развивающая: Развивать умения анализировать исторические источники, выделять причины и следствия событий, работать в группе.

  • Воспитательная: Воспитывать чувства патриотизма, уважения к прошлому своей страны, умение работать в коллективе.

Задачи урока
  1. Дать представление об этапах монгольского нашествия на Русь.

  2. Познакомить с особенностями борьбы южных, западных, северо-западных земель с монголами.

  3. Научить анализировать исторические документы и делать выводы.

  4. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Методы и формы обучения
  • Частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, проблемный.

  • Групповая и индивидуальная работа, фронтальный опрос, самостоятельная работа, тестирование.

Ход занятия 1. Организационный момент (5 минут)
  • Приветствие.

  • Проверка присутствующих.

  • Сообщение темы и целей урока.

Вопрос классу:
— Как вы думаете, почему монгольское нашествие стало одним из ключевых событий в истории Руси?

2. Актуализация знаний (10 минут)

Фронтальный опрос:

  1. Что вы помните о Древнерусском государстве до монгольского нашествия?

  2. Какие народы угрожали Руси до монголов?

  3. Какие города были крупнейшими на Руси в XIII веке?

Задание:
— Выпишите в тетрадь три причины, по которым Русь оказалась уязвимой перед монгольским нашествием.

3. Изучение нового материала (35 минут) Этап 1. Монгольское нашествие на Русь (10 минут)

Краткий рассказ учителя:

  • Причины и цели монгольских походов.

  • Основные этапы нашествия: вторжение Батыя, разорение Рязани, Владимира, Москвы, Киева.

  • Последствия для южных и западных земель.

Вопрос классу:
— Почему, по вашему мнению, монголы смогли быстро подчинить многие русские города?

Этап 2. Южные и западные русские земли (10 минут)
  • Особенности борьбы южных и западных земель (Галич, Волынь, Киев).

  • Почему южные и западные земли оказались наиболее пострадавшими?

  • Краткое обсуждение: "Как изменился бы ход истории, если бы эти земли оказали более длительное сопротивление?"

Задание:
— В парах составьте краткий список последствий монгольского нашествия для южных и западных земель.

Этап 3. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская (15 минут)
  • Почему Новгород и Псков избежали разорения?

  • Роль природных и политических факторов.

  • Значение сохранения независимости для дальнейшей истории Руси.

Работа с историческим источником:
Учитель зачитывает отрывок из летописи о переговорах новгородцев с монголами.

Вопросы для обсуждения:

  1. Какую позицию заняли новгородцы?

  2. Почему монголы не пошли на Новгород?

Задание:
— Составьте в группах схему: "Причины сохранения независимости Новгорода и Пскова".

4. Первичное закрепление (10 минут)

Выполнение типовых заданий:

  • Заполнить таблицу "Сравнение последствий монгольского нашествия для разных русских земель" (по вариантам).

  • Ответить письменно на вопрос: "Что было бы, если бы Новгород был захвачен монголами?"

5. Контроль знаний (25 минут) Тест ВПР (12 заданий, разного уровня сложности)

1. В каком году произошло разорение Киева монголами?
а) 1223
б) 1237
в) 1240
г) 1242
Ответ: в

2. Как назывался хан, возглавивший нашествие на Русь?
а) Чингисхан
б) Батый
в) Мамай
г) Тохтамыш
Ответ: б

3. Какой город первым принял удар монголов?
а) Владимир
б) Москва
в) Рязань
г) Новгород
Ответ: в

4. Почему Новгород избежал разорения?
а) Был хорошо укреплён
б) Монголы не хотели идти на север
в) Сыграли роль погодные условия и удалённость
г) Новгородцы заплатили дань
Ответ: в

5. Укажите три последствия монгольского нашествия для Руси (открытый вопрос)
Ответ: Упадок городов, гибель населения, установление ига, экономический спад.

6. Как называлась дань, которую собирали монголы с русских земель?
а) Десятина
б) Ордынский выход
в) Ярлык
г) Оброк
Ответ: б

7. Какое значение имели северо-западные земли после нашествия?
а) Стали центром сопротивления
б) Были полностью уничтожены
в) Перестали существовать
г) Присоединились к Польше
Ответ: а

8. Кто был князем в Новгороде во время нашествия?
а) Александр Невский
б) Юрий Долгорукий
в) Ярослав Мудрый
г) Владимир Мономах
Ответ: а

9. Какое событие произошло раньше?
а) Разорение Москвы
б) Разорение Киева
Ответ: а

10. Какой город был столицей Владимиро-Суздальского княжества?
а) Москва
б) Владимир
в) Новгород
г) Суздаль
Ответ: б

11. Заполните пропуск: "После монгольского нашествия ____ земли стали центром объединения Руси."
Ответ: северо-восточные

12. Объясните, почему монгольское нашествие называют "игом".
Ответ: Потому что оно означало многолетнюю зависимость Руси от Золотой Орды, политическое и экономическое подчинение.

6. Итоги урока (5 минут)
  • Обсуждение: "Что нового вы узнали сегодня?"

  • Краткое подведение итогов:

    • Каковы были последствия монгольского нашествия?

    • Почему Новгород и Псков сохранили независимость?

    • Как это повлияло на дальнейшую историю Руси?

7. Рефлексия (5 минут)

Приём "Лестница успеха":

  • Каждый ученик оценивает свою работу на уроке по 3-балльной шкале:
    1 — понял мало,
    2 — понял основное,
    3 — всё понял и могу объяснить другому.

Вопросы для рефлексии:

  • Что вызвало затруднения?

  • Какие вопросы остались непонятными?

8. Дополнительные задания В конце урока
  • Составьте мини-эссе (5-7 предложений) на тему: "Как бы вы поступили на месте новгородцев при угрозе монгольского нашествия?"

Для самостоятельного изучения дома (разноуровневое)

Базовый уровень:

  • Прочитать параграф учебника по теме урока, ответить письменно на 3 вопроса.

Повышенный уровень:

  • Подготовить устное сообщение (5 минут) о судьбе одного из городов, пострадавших от монголов.

Творческий уровень:

  • Нарисовать историческую карту "Монгольское нашествие на Русь" с пояснением.

9. Ожидаемые результаты
  • Учащиеся знают основные этапы и последствия монгольского нашествия.

  • Могут объяснить различия в судьбе южных, западных и северо-западных земель.

  • Умеют работать с историческими источниками и анализировать их.

  • Формируют навыки самоконтроля, самооценки и самостоятельной работы.

10. Самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий

Задание:

  • Составить таблицу "Сравнение последствий монгольского нашествия" (южные, западные, северо-западные земли).

  • Заполнить схему "Причины и последствия монгольского нашествия".