План-конспект урока по истории России (6 класс) Тема урока
Борьба Руси против монгольского нашествия. Южные и западные русские земли. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Цели урока
Образовательная: Сформировать представление о ходе монгольского нашествия, его последствиях для разных русских земель, значении борьбы Руси с завоевателями.
Развивающая: Развивать умения анализировать исторические источники, выделять причины и следствия событий, работать в группе.
Воспитательная: Воспитывать чувства патриотизма, уважения к прошлому своей страны, умение работать в коллективе.
Задачи урока
Дать представление об этапах монгольского нашествия на Русь.
Познакомить с особенностями борьбы южных, западных, северо-западных земель с монголами.
Научить анализировать исторические документы и делать выводы.
Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
Методы и формы обучения
Частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, проблемный.
Групповая и индивидуальная работа, фронтальный опрос, самостоятельная работа, тестирование.
Ход занятия 1. Организационный момент (5 минут)
Вопрос классу:
— Как вы думаете, почему монгольское нашествие стало одним из ключевых событий в истории Руси?
2. Актуализация знаний (10 минут)
Фронтальный опрос:
Что вы помните о Древнерусском государстве до монгольского нашествия?
Какие народы угрожали Руси до монголов?
Какие города были крупнейшими на Руси в XIII веке?
Задание:
— Выпишите в тетрадь три причины, по которым Русь оказалась уязвимой перед монгольским нашествием.
3. Изучение нового материала (35 минут) Этап 1. Монгольское нашествие на Русь (10 минут)
Краткий рассказ учителя:
Причины и цели монгольских походов.
Основные этапы нашествия: вторжение Батыя, разорение Рязани, Владимира, Москвы, Киева.
Последствия для южных и западных земель.
Вопрос классу:
— Почему, по вашему мнению, монголы смогли быстро подчинить многие русские города?
Этап 2. Южные и западные русские земли (10 минут)
Особенности борьбы южных и западных земель (Галич, Волынь, Киев).
Почему южные и западные земли оказались наиболее пострадавшими?
Краткое обсуждение: "Как изменился бы ход истории, если бы эти земли оказали более длительное сопротивление?"
Задание:
— В парах составьте краткий список последствий монгольского нашествия для южных и западных земель.
Этап 3. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская (15 минут)
Почему Новгород и Псков избежали разорения?
Роль природных и политических факторов.
Значение сохранения независимости для дальнейшей истории Руси.
Работа с историческим источником:
Учитель зачитывает отрывок из летописи о переговорах новгородцев с монголами.
Вопросы для обсуждения:
Какую позицию заняли новгородцы?
Почему монголы не пошли на Новгород?
Задание:
— Составьте в группах схему: "Причины сохранения независимости Новгорода и Пскова".
4. Первичное закрепление (10 минут)
Выполнение типовых заданий:
Заполнить таблицу "Сравнение последствий монгольского нашествия для разных русских земель" (по вариантам).
Ответить письменно на вопрос: "Что было бы, если бы Новгород был захвачен монголами?"
5. Контроль знаний (25 минут) Тест ВПР (12 заданий, разного уровня сложности)
1. В каком году произошло разорение Киева монголами?
а) 1223
б) 1237
в) 1240
г) 1242
Ответ: в
2. Как назывался хан, возглавивший нашествие на Русь?
а) Чингисхан
б) Батый
в) Мамай
г) Тохтамыш
Ответ: б
3. Какой город первым принял удар монголов?
а) Владимир
б) Москва
в) Рязань
г) Новгород
Ответ: в
4. Почему Новгород избежал разорения?
а) Был хорошо укреплён
б) Монголы не хотели идти на север
в) Сыграли роль погодные условия и удалённость
г) Новгородцы заплатили дань
Ответ: в
5. Укажите три последствия монгольского нашествия для Руси (открытый вопрос)
Ответ: Упадок городов, гибель населения, установление ига, экономический спад.
6. Как называлась дань, которую собирали монголы с русских земель?
а) Десятина
б) Ордынский выход
в) Ярлык
г) Оброк
Ответ: б
7. Какое значение имели северо-западные земли после нашествия?
а) Стали центром сопротивления
б) Были полностью уничтожены
в) Перестали существовать
г) Присоединились к Польше
Ответ: а
8. Кто был князем в Новгороде во время нашествия?
а) Александр Невский
б) Юрий Долгорукий
в) Ярослав Мудрый
г) Владимир Мономах
Ответ: а
9. Какое событие произошло раньше?
а) Разорение Москвы
б) Разорение Киева
Ответ: а
10. Какой город был столицей Владимиро-Суздальского княжества?
а) Москва
б) Владимир
в) Новгород
г) Суздаль
Ответ: б
11. Заполните пропуск: "После монгольского нашествия ____ земли стали центром объединения Руси."
Ответ: северо-восточные
12. Объясните, почему монгольское нашествие называют "игом".
Ответ: Потому что оно означало многолетнюю зависимость Руси от Золотой Орды, политическое и экономическое подчинение.
6. Итоги урока (5 минут)
Обсуждение: "Что нового вы узнали сегодня?"
Краткое подведение итогов:
Каковы были последствия монгольского нашествия?
Почему Новгород и Псков сохранили независимость?
Как это повлияло на дальнейшую историю Руси?
7. Рефлексия (5 минут)
Приём "Лестница успеха":
Каждый ученик оценивает свою работу на уроке по 3-балльной шкале:
1 — понял мало,
2 — понял основное,
3 — всё понял и могу объяснить другому.
Вопросы для рефлексии:
8. Дополнительные задания В конце урока
Составьте мини-эссе (5-7 предложений) на тему: "Как бы вы поступили на месте новгородцев при угрозе монгольского нашествия?"
Для самостоятельного изучения дома (разноуровневое)
Базовый уровень:
Прочитать параграф учебника по теме урока, ответить письменно на 3 вопроса.
Повышенный уровень:
Подготовить устное сообщение (5 минут) о судьбе одного из городов, пострадавших от монголов.
Творческий уровень:
9. Ожидаемые результаты
Учащиеся знают основные этапы и последствия монгольского нашествия.
Могут объяснить различия в судьбе южных, западных и северо-западных земель.
Умеют работать с историческими источниками и анализировать их.
Формируют навыки самоконтроля, самооценки и самостоятельной работы.
10. Самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий
Задание:
Составить таблицу "Сравнение последствий монгольского нашествия" (южные, западные, северо-западные земли).
Заполнить схему "Причины и последствия монгольского нашествия".