СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Будущее в пьесе А.Чехова "Вишневый сад"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Считаю разработку интересной, своеобразной.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Будущее в пьесе А.Чехова "Вишневый сад"»

Конспект урока

Литература, 10 класс


Тема. Будущее в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад».

Цель. Раскрыть образы молодого поколения в произведении, показать устремленность писателя в будущее, способствовать выработке у учащихся оптимистического взгляда на мир.

Развивать внимание, речь.

Воспитывать вдумчивого читателя.


Ход урока.




1. Организационный момент.

2.А.М.Д. Вывешивается изображение железной дороги, паровоза.

– Как проявляется мотив железной дороги в произведении? Что олицетворяет, символизирует?






(«Разлом двух эпох», новое время, новые порядки, новое ощущение; идея времени, движение вперед;. Что-то железное, неумолимое…)

3. Формулирование учащимися темы, цели.

–Среди первых откликов на спектакль МХАТа была такая рецензия: «Вчера панихидный колокол театра звонил торжественно и скорбно: отпевали в « Вишневом саде» российского интеллигент-ного, но оскудневшего дворянина, хоронили эстетическую, но праздную жизнь, поставили памятник над могилой симпатичных белоручек». Ответ рецензенту: «Отпеваемые все-таки оставили нечто миру. Хотя бы духовно утонченное потомство, мечтающее насадить новые сады».

–Выскажите свое суждение по поводу этой рецензии и ответа на нее.

4. Анализ образов Пети Трофимова, Ани, Вари ( с использованием таблицы «Цитатная характеристика героев»).

Петя Трофимов.

–Образ Пети Трофимова писался трудно, так как Чехов боялся цензуры. Почему? Задание («Мозговой штурм»): заполнить схему емкой, но краткой характеристикой.

ПЕТЯ ТРОФИМОВ-----------------1._______________

2._______________

3. _______________

4. _______________

5.________________

6. _______________

7.________________

8.________________

Задание: проследить противоречия в образе «вечного студента»


Борется с

На самом деле

*бездельем,

*ниче*ничего не делает,


*философствованием,

, *мн *много говорит, поучает,


*барствованием

*обле *»облезлый», но «барин»,



*самоуверен, нет чуткости к окружающим


Подведение итога№1.

-Его полезная общественная роль заключается в том, чтобы будить молодые силы, которые будут искать пути борьбы.- Петя – это образ – вопрос. Выдающийся писатель В. Короленко отнесся к герою с подозрением: «…для меня облезлое «лучшее будущее» - что-то непонятное и ненатуральное».



ОБРАЗ Пети Трофимова (на основе ассоциации) 




Аня Раневская.

–Может, образ Ани понятнее и натуральнее? Попробуем разобраться.

–Что можете сказать об этой героине?


Подведение итога№2.

–Аня вовсе не думает о практической реализации своих речей. У нее просто эмоциональное, «восторженное упование» на прекрасное будущее. Все слишком легко, слишком просто…



ОБРАЗ Ани (на основе ассоциации)




Варя Раневская. –С какой целью А.П.Чехов создает этот образ?

– Антон Павлович отмечал: «Аню может играть кто угодно, хотя бы совсем неизвестная актриса, лишь бы была молода, и походила бы на девочку, и говорила бы молодым, звонким голосом…» А какая бы актриса, по вашему мнению, могла сыграть Варю? Почему вы так считаете?


Подведение итога№3 (самостоятельно).


ОБРАЗ Вари (на основе ассоциации).


5.Итог урока.

Задание: рассмотреть репродукции картины А Хотяинцевой «Вишневый сад», созданной под впечатлением чеховской пьесы, и иллюстрацию С Алимова к драме «Вишневый сад». – Кому из живописцев удалось передать веру А.П.Чехова в скорое светлое будущее? 6.Домашнее задание.



Скачать

© 2021, 944 41

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!