СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Человек и окружающая среда" 10 класс

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цитата из произведения Бориса Львовича Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»:

«Страдает человек. Сильно страдает, мил дружки вы мои хорошие. А почему? Потому сиротиночки мы: с землёй-матушкой в разладе, с лесом-батюшкой в ссоре, с речкой-сестричкой в разлуке горькой».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Человек и окружающая среда" 10 класс»

План - конспект урока

Технология. Базовый уровень в 10 классе МБОУ НСШ  Урок № 8.

Производство и окружающая среда.

Тема урока: Человек и окружающая среда.

План- конспект разработан

Учителем технологии

Сердополецкой Викторией Владимировной

Дата проведения урока: _____________

1.Цель: Дать представление о полной взаимосвязи человека с окружающей средой, об ответственности человека за состояние природы, а также о здоровье человека и способах его укрепления. Сформировать понятие о факторах среды.

2.Задачи урока: ознакомиться с основными видами современных перспективных технологий; сформировать понятия «инновационная деятельность» сформировать представления об возрастании информационных технологиях.

2. Тип урока – комбинированный. . 

3. Формы работы: индивидуальная; фронтальная; групповая

4. Методическое рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий.

Задачи урока:

Образовательные: : Способствовать формированию понятий: экологический мониторинг, природоохранные технологии.

Развивающие: развивать память, мышление, речь, внимание, умения слушать; формировать навыки конспектирования;

Воспитательные : воспитывать терпение, коммуникативные навыки.

6. Формируемые УУД:

  1. Познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнения логических операций: сравнения, анализа, обобщения, структурирование знания, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

  2. Регулятивные: управление своей деятельностью, планирование, контроль и коррекция, оценка, принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

  3. Коммуникативные: уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, уметь задавать вопросы, речевая деятельность, навыки сотрудничества.

7. Основные термины, понятия

8. Оборудование: тетради, карточки, учебные пособия О.А Кожина.

9. Ход урока:

Организационный момент.

Приветствие. Контроль посещаемости, проверка готовности к уроку.

Изучение нового материала.

Цитата из произведения Бориса Львовича Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»:

«Страдает человек. Сильно страдает, мил дружки вы мои хорошие. А почему? Потому сиротиночки мы: с землёй-матушкой в разладе, с лесом-батюшкой в ссоре, с речкой-сестричкой в разлуке горькой».

  1. Попробуйте на основе этого эпиграфа догадаться, о чем пойдет речь на уроке?

  2. Прочитайте тему урока? Человек и окружающая среда.

Запишите определение:

Экология - это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их природой, о структуре и функционировании надорганизменных систем.

Термин «экология» в 1866 г. ввел немецкий эволюционист Эрнст Геккель.

Э. Геккель считал, что экология должна изучать различные формы борьбы за существование. В первичном значении, экология – это наука об отношениях организмов к окружающей среде.

Очень часто с экранов телевизора мы слышим слова: «наша планета в опасности!», «наступает парниковый эффект!», «приближается ледниковый период!!!»…

Многое из этого – лишь предположение исследователей, экологов,… но всё это лишь предположение. Никто не знает, какое развитие предложит нам сама планета.

? Как вы считаете, будущее Земли зависит от экологии,… а от каждого из нас?

? Многие ли из вас смогут отказаться от достижений технического прогресса: сотовой связи, компьютерной техники, модного авто (опасность – бензин)?

! Но если владеть информацией, можно помочь, попытаться спасти то, что еще не разрушено, оказать экологии помощь.

! Природа бунтует: катаклизмы, цунами, землетрясения, наводнения – о чем только мы не слышим практически каждый день…

? Как вы думаете, так ли важно, сохранять виды и подвиды животных и растений, занесенных в Красную книгу, ну и что от того, что вымрет какой-то жучок в Центральной Африке, что произойдет, мы-то ведь живём?

! Каждый элемент в природе играет какую-то роль, важную роль, даже какой-либо вид микробов . Это как кирпичики, из которых построено целое здание: не стало одного кирпичика – ничего, стоит; от того, что пропал этот кирпичик, стал страдать другой (первый вид был, например, питанием второго и т.д.).

! Главная задача экологов – не дать этим «кирпичикам» выпадать, а если выпал, постараться «зацементировать» отверстие или вложить туда новый «кирпичик».

Глобальные проблемы экологии:

? А почему они называются глобальными?

! Потому что касаются всего человечества, затрагивая интересы всех стран, народов, слоев общества, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, могут угрожать существованию человечества. Могут быть решены лишь при сотрудничестве в планетарном масштабе.

  1. Загрязнение водной среды.

Человек своей деятельностью безвозвратно изменяет естественный режим водных объектов отходами и сбросами. Воды на Земле много, пресной воды – всего 3%, остальные 97% – вода морей и океанов. Три четверти пресной воды живым организмам не доступны, так как это вода ледников. Ледниковая вода – это запас пресной воды.

В океанах сосредоточена почти вся масса воды. Суша возвращает океану воду. До развития человеческой цивилизации цикл воды на планете был равновесным. Океан от рек получал такое количество воды, которое расходовал при ее испарении. При неизменном климате реки не мелели, уровень воды в озерах не снижался. С развитием человеческой цивилизации этот цикл нарушился. Загрязнение океанов привело к уменьшению количества воды, которая испаряется с океанов. Обмелели реки в южных районах. Все это привело к ухудшению водоснабжения биосферы. Частым явлением становятся засухи, различные экологические бедствия.

Неисчерпаемый ранее ресурс – пресная вода – в настоящее время становится исчерпаемым. Во многих районах мира не хватает воды для питья, орошения, промышленного производства. Эта проблема очень серьезная, так как загрязнение воды окажет влияние на будущие поколения. Следовательно, эта проблема требует скорейшего решения.

  1. Загрязнение атмосферы.

Все мы с детства знаем, что чистый воздух нам жизненно необходим. Но состояние современной атмосферы, в особенности в больших городах, оставляет желать намного лучшего. Выбросы газов больших предприятий то и дело способствуют распространению абсолютно непригодного для здорового образа жизни воздуха, которым дышим мы и наши дети. Спасти плачевное состояние атмосферы могут лишь зеленные насаждения, но их не все заинтересованы создавать, так как они отбирают драгоценное место, которое может принести прибыли побольше.

Кроме насаждения разнообразных зеленых растений и деревьев, необходимо еще и контролировать деятельность всех химических заводов. Только строгий контроль и установленный предел выброса в атмосферу вредных газовых отходов сможет предотвратить глобальное загрязнение воздуха и резкое снижение уровня кислорода в этом-воздухе.
Многие считают, что проблема экологии не касается их прямым путем. Но многочисленные болезни и патологии у только что родившихся детей каждый день доказывают только обратное.

  1. Парниковый эффект.

Ещё в начале позапрошлого столетия Жозеф Фурье выдвинул предположение, что земная атмосфера, подобно стеклу, пропускает энергию солнца внутрь и не позволяет ей вернуться обратно, что становится возможным благодаря водяному пару и углекислому газу. Возникает так называемый парниковый эффект, результатом которого является общее повышение температуры на планете.

В двадцатом веке, в результате роста численности населения земли и технического прогресса, возросло использование энергоносителей, в частности разного рода углеводородов, продуктами, использования которых являются углекислый газ, метан и др. Количество ежегодно добытых полезных ископаемых неуклонно растёт, а вместе с этим растёт и количество выбрасываемых в атмосферу парниковых газов.

Решение проблемы – снижение количества выбросов углекислого газа и паров в атмосферу.

  1. Энергетика и экология

Мы не представляем свою жизнь без холодильников, электронагревательных приборов (чайников, микроволновых печей), стиральных и посудомоечных машин, компьютеров, а летом – без кондиционеров. Сейчас у энергетиков уже вместо одного сезонного пика потребления энергии, как это было лет 20 назад, – два: зимой и летом. = Экологически небезопасные способы добывания электроэнергии на атомных электростанциях – выбросы, угрозы взрывов.

  1. Экология жилища

93% времени мы проводим в замкнутом пространстве, 5% в переполненном и душном транспорте и только 2% (вдумайтесь!) – на улице (причём, не всегда на свежем воздухе). Да и то, часть городских жителей достигают этих жалких процентов только в отпускной период. Вот поэтому-то и необыкновенно важно, чтобы помещения, где мы проводим практически всю жизнь, были экологически безопасными.

30 кг воздуха в день – это та средняя норма, которую поглощает взрослый человек. К сожалению, сегодня в крупных городах воздух в помещениях, зачастую, оставляет желать лучшего – в большинстве он значительно грязнее, чем на улице. Существует даже такое понятие – «Синдром больных помещений». Касается это помещений с нарушенным экологическим балансом. Недостаточная вентиляция, повышенная влажность и, конечно же, плесень и пыль – вот основные показатели этой проблемы.

Каждый год «семья» аллергиков увеличивается на 40 миллионов человек. Страшно даже сказать – в стандартной 3-комнатной квартире в течение года собирается около 40 кг пыли. Это и органические, и неорганические вещества. Волосы, перхоть, ворс из ковров, пух и перья из перин и подушек, специфическая пыль от старой одежды, асбест, угольная пыль, смог от машин, (соли тяжёлых металлов), побелка с потолка, лак и многое другое. Только на слизистых оболочках дыхательных путей собирается около 6 млрд пылинок. И это – за сутки.

Ещё один хорошо известный бытовой аллерген – газ от конфорок.
За 1,5 часа горения 2 конфорок концентрация углеводородов в воздухе в 5 раз превышает предельно допустимую (для промпредприятий!). Хозяйка, приготавливая обед, рискует, как и рабочий на химпредприятии.

Самый элементарный способ улучшить экологическое состояние жилища – проветривание помещений. Желательно это делать ранним утром.

Улучшить экологическую обстановку в доме можно с помощью некоторых способах:
- поменять газовую плиту на электрическую;
- отрегулировать горелки;
- установить конфорки с высокими рёбрами;
- установить вытяжку;
- не злоупотреблять синтетическими материалами.
- флаконы и коробки с бытовой химией герметично закрывать и держать в нежилых зонах.
- учесть, что многие виды растений – естественные воздухоочистители.

Призыв: давайте вместе сбережём наш дом!


Домашнее задание.

Внимание – творческое домашнее задание. Ответить на вопросы письменно.

  1. Вы пессимист. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? Ваш прогноз.

  2. Вы оптимист. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? Ваш прогноз.

Форма рассказа любая: научный подход или с юмором, можно сопровождать рисунками.