СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. Чтение ."Осень" В.В.Бианки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока. Чтение ."Осень" В.В.Бианки . Урок ознакомления с новым материалом. Материал предназначен для проведения урока чтения в школе 8 вида, 6кл.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Чтение ."Осень" В.В.Бианки»

Тема: В.Бианки «Октябрь»

Тип урока: урок изучения нового материала

Используемые технологии: здоровьесберегающие технологии, технологии личностно-

ориентированного обучения, информационно-коммуникационные технологии, игровые

технологии, технологии оценивания учебных успехов.

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом В.Бианки «Октябрь»

Задачи:

Образовательные:

ФИО педагога: Лучинина Екатерина Николаевна

Полное название: ГКОУ УР «КШ №7 г. Можги»

Предмет: Чтение Класс 6

УМК: Чтение. 6 класс: учеб. для образоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / авт.-сост. И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина. –М.: Просвещение, 2018г.

Тема урока: «Октябрь» В.Бианки

Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.

Дата проведения урока: 25 октября 2022 год.

Оборудование: Картина «Осень», карточки со словами, портрет В.В.Бианки, листья с вопросами.

Раздаточный материал - карточки «Составь слово», портрет В.В.Бианки, карточки – подсказки.


Цель: познакомить с содержанием рассказа В.В.Бианки «Октябрь».

Задачи:

- учить отвечать на вопросы по прочитанному;

- учить анализировать произведение;

- обогащать словарный запас обучающихся;

Коррекционно-развивающие:

- корригировать и развивать связную устную речь обучающихся;

- воспитывать уважительное отношение к друг другу, умение слушать;

ответов на вопросы;

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация на тему: В.Бианки «Октябрь», звуковой

файл с записью шума леса, карточки с окончанием пословиц, карточки с оценками, корзина с

подарками от Старичка-Лесовичка.


I. Орг. Момент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Посмотрите на них, поприветствуйте улыбкой. Молодцы!

-Займите свои места.

надеюсь, что этонастроение останется с вами до концаурока.

Когда ты идёшь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое –пчелой забралось на цветок,

А третье –лягушкою скок в ручеёк.

«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,

Сидит «отчего» на зелёном листке,

«Куда» полетело верхом на жуке,

«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…

Вопрос за вопросом, и так целый день

Пойдем - ка, дружок, по тропинке вдвоём

Ответы искать под зелёным шатро

II. Проверка домашнего задания. (Рисунок. Ответы на вопросы по рассказу К.Г.Паустовского «Подарок».)

- Что было задано на дом? (Ответы детей).

-Какой рассказ мы вчера читали?

-Что подарил Ваня Рувиму?

-Почему он решил подарить берёзку?

- Замечательно! Молодцы!

(чтение по ролям 2 части рассказа Е.Носова «Хитрюга»)

III. Актуализация знаний.

-Ребята, скажите какое сейчас время года?

-Назовите осенние месяцы.

-По каким приметам мы узнаём, что пришла осень?

-Отлично! Молодцы!

VI. Знакомство с темой урока.

-Чтобы узнать тему урока вам нужно расшифровать слово.

Задание1. Составь слово по первым буквам картинок.

Ь








-Что у вас получилось?

-Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?

1.Слушание звуков природы

Старичок-Лесовичок.

Есть на свете старичок,

Старичок-Лесовичок,

Носит он из пестрых листьев

Разноцветный колпачок,

Сапоги берестяные,

Шаровары расписные,

Сам в зеленом пиджаке,

Посошок в его руке.

Как по узеньким тропинкам,

Ходит –бродит по травинкам

Старичок-Лесовичок

Разноцветный колпачок.

Каждый день и в дождь, и в зной

Сторожит он мир лесной.

(слайд № 2)

Но чтобы добраться до домика Лесовичка нам нужно будет пройти по лесным полянкам и

выполнить задания. А в конце путешествия вас ждут подарки от Старичка-Лесовичка.

2.Правила поведения в ле- Молодцы, ребята, справились с этим заданием.

V. Изучение нового материала

- Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Виталия Бианки «Октябрь».

-Откройте тетради, запишите число, тему урока.

«Октябрь» В.В.Бианки 25.10.2022г.

дальше в путь, а где же наш друг Старичок-Лесовичок? А вот же он уже на полянке «Узнавай-ка»

(слайд № 6)

1.Краткая биография В.В. Бианки

На этой полянке мы познакомимся с биографией Виталия Валентиновича Бианки.( Портрет В.

Бианки)

(слайд № 7)

Виталий ВалентиновичБианки родился в 1894 году, а умер в 1959 году.Еще в детстве Виталий

Бианки проникся любовью к жизни леса и его обитателям. Ему нравилось наблюдать за жизнью

животных и растений. " Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую

птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду,

по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно

от человека живущих зверей". Интересные наблюдения писатель отразил в своих многочисленных

книгах.

Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все

самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц

и день, попало на страницы «Лесной газеты». Здесь можно было найти объявление скворцов

«Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыво

спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника:

беда в лесу не редкость.О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только

удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова,

которые «расколдовали» таинственный лесной м

(слайд № 8)

Виталий Бианки - знаменитый русский писатель. Он очень любил природу и рассказывал о ней в своих книгах. Виталий Валентинович родился в Петербурге. Когда наступало лето, всё семейство отправлялось из города в деревню Лебяжье. Селение располагалось в живописном месте: на берегу моря, рядом с лесом и небольшой рекой. Виталий был смышленым и любознательным. Гуляя по лесу, он подмечал интересное и сразу же записывал. Спустя много лет эти наблюдения стали основой произведений. В своих добрых рассказах и сказках он раскрыл тайны леса, показал жизнь его обитателей с новой стороны, передал красоту и многообразие русской природы. Книги В.Бианки учат бережному отношению ко всему живому, что окружает человека.

2.Словарная работа

- Ребята, прежде чем познакомиться с рассказом, давайте разберем новые слова, которые нам встретятся в тексте.

(На доске словарные слова, после разбора слова вывешиваются определения)


встретятся в тек

Зазимник

наступает задолго до зимы.

Грязник

месяц, в котором на улице грязь от дождя

Листодёры

сильные  ветры, срывающие с деревьев листву 

Отрепья

ветхая одежда, лохмотья

Летовавшие

 жить где-либо летом

Откочёвывают

уходят стадами, стаями в другие места (о животных, птицах)

Студит воду

охлаждать, делать холодным, холоднее, давать остынуть или выстыть.

Оскудела

обеднела

Тритон

общее название группы животных отряда хвостатых земноводных

3.Чтение рассказа Виталия Бианки «Октябрь».

Подберите близкие по значению слова.

называется «Послушай-ка»

(слайд № 17)

3.Чтение текста учителем

- Сейчас мы познакомимся с рассказом Виталия Бианки «Октябрь». Откройте страницу (Учитель читает рассказ, обучающиеся следят по тексту)

В.В.Бианки «Октябрь».

Октябрь — листопад, грязник, зазимник.

Ветры-листодёры срывают с леса последние отрепья. Дождь.

Скучает на заборе мокрая ворона.

Ей ведь тоже скоро в путь: летовавшие у нас серые вороны незаметно откочёвывают к югу, на их место также незаметно перемещаются вороны, родившиеся на севере.

Выходит, и ворона птица перелётная.

Там, на дальнем севере, ворона — первая прилётная, как у нас грач, и последняя отлётная.

Покончив с первым своим делом — раздеванием леса, — осень принимается за второе: студит и студит воду.

Всё чаще по утрам лужи покрываются хрупким ледком. Как воздух, вода уже оскудела жизнью. Те цветы, что красовались в ней летом, давно уронили свои семена на дно, утянули под воду длинные свои цветоножки. Рыбы забиваются в ямы зимовать там, где не замерзает вода.

Мягкий хвостатый тритон-харитон всё лето прожил в пруду, а теперь выполз из воды, пополз зимовать на суше, где-нибудь во мху под корнями. Льдом покрываются стоячие воды.

Стынет и на суше нежаркая кровь. Прячутся куда-то насекомые, мыши, пауки, многоножки.

Забравшись в сухие ямы, переплетаются, застывают змеи. Забиваются в тину лягушки, прячутся за отставшую кору пней ящерки, — обмирают там...

Звери — кто одевается в тёплые шубки, кто набивает свои кладовки в норах, кто устраивает себе берлогу. Готовятся...

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крушит, мутит, рвёт и льёт и снизу метет.

4. В кабинете разложены кленовые листья с вопросами.

Задание 2. Найти листья, ответить на вопросы.

5.Работа с текстом.

прочитаю, а вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос: «О каких делах осени рассказывает

автор»

(чтение рассказа учителем)

- О каких делах осени рассказывает В. Бианки?

(слайд № 26)

Дети читают по абзацам. После каждого абзаца анализ прочитанного.

1 абзац

- Как автор называет октябрь?

- Почему листопад?

-Почему грязник?

- Почему ворона перелетная птица?

- Какая птица у нас первая прилетная?

2 абзац

- Найдите в тексте предложение, в котором говорится о втором деле осени. Прочитайте

- Что происходит с лужами?

- Прочитайте, что происходит с цветами.

- Куда забиваются рыбы?

- Какие воды называют стоячими?

3 абзац

- Что значит «нежаркая кровь»?

- Куда забираются лягушки?

- Прочитайте, как готовятся к зиме звери.

4 абзац

- Какие семь погод бывают в осеннее ненастье?

- Молодцы, справились и с этим задание.


V. Домашнее задание

-Откройте дневники. Запишите домашнее задание. С. Читать, отвечать на вопросы. Рисунок к рассказу.

Дома вам нужно будет написать сочинение на тему «Осень в родном крае». Используйте

сравнения, выражения и слова из прочитанных произведений, а также свои наблюдения за

погодой.

на полянке «Размышляй-ка».

(слайд № 27)

5.Работа с пословицами

Старичок-Лесовичок приготовил нам последнее задание. Он просит помочь ему вспомнить

пословицы обосени, начало помнит, а конец забыл. Давайте ему поможем.

VI Итог урока

- С каким рассказом мы сегодня познакомились?

- Кто автор рассказа?

- Чем вам понравился или не понравился рассказ?

-Посмотрите на дерево, ветер сорвал листья и на него совсем грустно смотреть. У вас на столе в конверте лежат листочки.

-Если вам было скучно и неинтересно на уроке, возможно, что-то не получилось - вы можете взять коричневый листок и приклеить его под деревом.

-Если вам понравился урок, и было интересно, возьмите яркий жёлтый лист и приклейте его на дерево.

-Урок окончен. Молодцы!

Рефлексия

































Методическое обеспечение


Учебник для 6 класса специальных (коррекционных )образовательных учреждений : Чтение .

Авторы –составители И.М. Бгажнокова, Е.С.Погостина. –М.: «Просвещение» 20013 год.

Интернет ресурсы



Приложение

В.В.Бианки «Октябрь»

Октябрь — листопад, грязник, зазимник.

Ветры-листодёры срывают с леса последние отрепья. Дождь.

Скучает на заборе мокрая ворона.

Ей ведь тоже скоро в путь: летовавшие у нас серые вороны незаметно откочёвывают к югу, на их место также незаметно перемещаются вороны, родившиеся на севере.

Выходит, и ворона птица перелётная.

Там, на дальнем севере, ворона — первая прилётная, как у нас грач, и последняя отлётная.

Покончив с первым своим делом — раздеванием леса, — осень принимается за второе: студит и студит воду.

Всё чаще по утрам лужи покрываются хрупким ледком. Как воздух, вода уже оскудела жизнью. Те цветы, что красовались в ней летом, давно уронили свои семена на дно, утянули под воду длинные свои цветоножки. Рыбы забиваются в ямы зимовать там, где не замерзает вода.

Мягкий хвостатый тритон-харитон всё лето прожил в пруду, а теперь выполз из воды, пополз зимовать на суше, где-нибудь во мху под корнями. Льдом покрываются стоячие воды.

Стынет и на суше нежаркая кровь. Прячутся куда-то насекомые, мыши, пауки, многоножки.

Забравшись в сухие ямы, переплетаются, застывают змеи. Забиваются в тину лягушки, прячутся за отставшую кору пней ящерки, — обмирают там...

Звери — кто одевается в тёплые шубки, кто набивает свои кладовки в норах, кто устраивает себе берлогу. Готовятся...

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крушит, мутит, рвёт и льёт и снизу метет.


Зазимник

наступает задолго до зимы.

Грязник

месяц, в котором на улице грязь от дождя

Листодёры

сильные  ветры, срывающие с деревьев листву 

Отрепья

ветхая одежда, лохмотья

Летовавшие

 жить где-либо летом

Откочёвывают

уходят стадами, стаями в другие места (о животных, птицах)

Студит воду

охлаждать, делать холодным, холоднее, давать остынуть или выстыть.

Оскудела

обеднела

Тритон

общее название группы животных отряда хвостатых земноводных





Составь слово по первым буквам картинок.

Ь




















Виталий Валентинович

Бианки

1894-1959











Зазимник

Грязник

Листодёры

Отрепья

Летовавшие

Откочёвывают

Студит воду

Оскудела

Тритон





наступает задолго до зимы.

месяц, в котором на улице грязь от дождя.

сильные  ветры, срывающие с деревьев листву. 

ветхая одежда, лохмотья.

 жить где-либо летом.

уходят стадами, стаями в другие места.

охлаждать, делать холодным.

обеднела.

название группы животных отряда хвостатых земноводных



Зазимник

наступает задолго до зимы.

Грязник

месяц, в котором на улице грязь от дождя

Листодёры

сильные  ветры, срывающие с деревьев листву 

Отрепья

ветхая одежда, лохмотья

Летовавшие

 жить где-либо летом

Откочёвывают

уходят стадами, стаями в другие места (о животных, птицах)

Студит воду

охлаждать, делать холодным, холоднее, давать остынуть или выстыть.

Оскудела

обеднела

Тритон

общее название группы животных отряда хвостатых земноводных



Зазимник

наступает задолго до зимы.

Грязник

месяц, в котором на улице грязь от дождя

Листодёры

сильные  ветры, срывающие с деревьев листву 

Отрепья

ветхая одежда, лохмотья

Летовавшие

 жить где-либо летом

Откочёвывают

уходят стадами, стаями в другие места (о животных, птицах)

Студит воду

охлаждать, делать холодным, холоднее, давать остынуть или выстыть.

Оскудела

обеднела

Тритон

общее название группы животных отряда хвостатых земноводных



Зазимник

наступает задолго до зимы.

Грязник

месяц, в котором на улице грязь от дождя

Листодёры

сильные  ветры, срывающие с деревьев листву 

Отрепья

ветхая одежда, лохмотья

Летовавшие

 жить где-либо летом

Откочёвывают

уходят стадами, стаями в другие места (о животных, птицах)

Студит воду

охлаждать, делать холодным, холоднее, давать остынуть или выстыть.

Оскудела

обеднела

Тритон

общее название группы животных отряда хвостатых земноводных



Зазимник

наступает задолго до зимы.

Грязник

месяц, в котором на улице грязь от дождя

Листодёры

сильные  ветры, срывающие с деревьев листву 

Отрепья

ветхая одежда, лохмотья

Летовавшие

 жить где-либо летом

Откочёвывают

уходят стадами, стаями в другие места (о животных, птицах)

Студит воду

охлаждать, делать холодным, холоднее, давать остынуть или выстыть.

Оскудела

обеднела

Тритон

общее название группы животных отряда хвостатых земноводных



Зазимник

наступает задолго до зимы.

Грязник

месяц, в котором на улице грязь от дождя

Листодёры

сильные  ветры, срывающие с деревьев листву 

Отрепья

ветхая одежда, лохмотья

Летовавшие

 жить где-либо летом

Откочёвывают

уходят стадами, стаями в другие места (о животных, птицах)

Студит воду

охлаждать, делать холодным, холоднее, давать остынуть или выстыть.

Оскудела

обеднела

Тритон

общее название группы животных отряда хвостатых земноводных





Составь слово по первым буквам картинок.

Ь










Составь слово по первым буквам картинок.

Ь










Составь слово по первым буквам картинок.

Ь










Составь слово по первым буквам картинок.

Ь










Составь слово по первым буквам картинок.

Ь










О каких делах осени рассказывает

В. Бианки?

Как автор называет октябрь?



Какая птица у нас первая прилетная?



Что происходит с лужами?



Найдите в тексте предложение, в котором говорится о втором деле осени. Прочитайте.

Какие воды называют стоячими?




Какие семь погод бывают в осеннее ненастье?





Прочитайте, как готовятся к зиме звери.



Что значит «нежаркая кровь»?



Почему ворона перелетная птица?



Куда забиваются рыбы?

3 абзац

Куда забираются лягушки?




Прочитайте, что происходит с цветами.





2 абз

4 аб






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!