Тема: В.Бианки «Октябрь»
Тип урока: урок изучения нового материала
Используемые технологии: здоровьесберегающие технологии, технологии личностно-
ориентированного обучения, информационно-коммуникационные технологии, игровые
технологии, технологии оценивания учебных успехов.
Цель урока: познакомить учащихся с рассказом В.Бианки «Октябрь»
Задачи:
Образовательные:
ФИО педагога: Лучинина Екатерина Николаевна
Полное название: ГКОУ УР «КШ №7 г. Можги»
Предмет: Чтение Класс 6
УМК: Чтение. 6 класс: учеб. для образоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / авт.-сост. И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина. –М.: Просвещение, 2018г.
Тема урока: «Октябрь» В.Бианки
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.
Дата проведения урока: 25 октября 2022 год.
Оборудование: Картина «Осень», карточки со словами, портрет В.В.Бианки, листья с вопросами.
Раздаточный материал - карточки «Составь слово», портрет В.В.Бианки, карточки – подсказки.
Цель: познакомить с содержанием рассказа В.В.Бианки «Октябрь».
Задачи:
- учить отвечать на вопросы по прочитанному;
- учить анализировать произведение;
- обогащать словарный запас обучающихся;
Коррекционно-развивающие:
- корригировать и развивать связную устную речь обучающихся;
- воспитывать уважительное отношение к друг другу, умение слушать;
ответов на вопросы;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация на тему: В.Бианки «Октябрь», звуковой
файл с записью шума леса, карточки с окончанием пословиц, карточки с оценками, корзина с
подарками от Старичка-Лесовичка.
I. Орг. Момент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Посмотрите на них, поприветствуйте улыбкой. Молодцы!
-Займите свои места.
надеюсь, что этонастроение останется с вами до концаурока.
Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое –пчелой забралось на цветок,
А третье –лягушкою скок в ручеёк.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зелёном листке,
«Куда» полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так целый день
Пойдем - ка, дружок, по тропинке вдвоём
Ответы искать под зелёным шатро
II. Проверка домашнего задания. (Рисунок. Ответы на вопросы по рассказу К.Г.Паустовского «Подарок».)
- Что было задано на дом? (Ответы детей).
-Какой рассказ мы вчера читали?
-Что подарил Ваня Рувиму?
-Почему он решил подарить берёзку?
- Замечательно! Молодцы!
(чтение по ролям 2 части рассказа Е.Носова «Хитрюга»)
III. Актуализация знаний.
-Ребята, скажите какое сейчас время года?
-Назовите осенние месяцы.
-По каким приметам мы узнаём, что пришла осень?
-Отлично! Молодцы!
VI. Знакомство с темой урока.
-Чтобы узнать тему урока вам нужно расшифровать слово.
Задание1. Составь слово по первым буквам картинок.
-Что у вас получилось?
-Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?
1.Слушание звуков природы
Старичок-Лесовичок.
Есть на свете старичок,
Старичок-Лесовичок,
Носит он из пестрых листьев
Разноцветный колпачок,
Сапоги берестяные,
Шаровары расписные,
Сам в зеленом пиджаке,
Посошок в его руке.
Как по узеньким тропинкам,
Ходит –бродит по травинкам
Старичок-Лесовичок
Разноцветный колпачок.
Каждый день и в дождь, и в зной
Сторожит он мир лесной.
(слайд № 2)
Но чтобы добраться до домика Лесовичка нам нужно будет пройти по лесным полянкам и
выполнить задания. А в конце путешествия вас ждут подарки от Старичка-Лесовичка.
2.Правила поведения в ле- Молодцы, ребята, справились с этим заданием.
V. Изучение нового материала
- Правильно, сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом Виталия Бианки «Октябрь».
-Откройте тетради, запишите число, тему урока.
«Октябрь» В.В.Бианки 25.10.2022г.
дальше в путь, а где же наш друг Старичок-Лесовичок? А вот же он уже на полянке «Узнавай-ка»
(слайд № 6)
1.Краткая биография В.В. Бианки
На этой полянке мы познакомимся с биографией Виталия Валентиновича Бианки.( Портрет В.
Бианки)
(слайд № 7)
Виталий ВалентиновичБианки родился в 1894 году, а умер в 1959 году.Еще в детстве Виталий
Бианки проникся любовью к жизни леса и его обитателям. Ему нравилось наблюдать за жизнью
животных и растений. " Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую
птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду,
по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно
от человека живущих зверей". Интересные наблюдения писатель отразил в своих многочисленных
книгах.
Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Все
самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц
и день, попало на страницы «Лесной газеты». Здесь можно было найти объявление скворцов
«Ищем квартиры» или сообщение о первом «ку-ку», прозвучавшем в парке, или отзыво
спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. Была даже уголовная хроника:
беда в лесу не редкость.О самом неказистом воробье Бианки мог так рассказать, что мы только
удивляемся: оказывается, тот совсем не прост. Удалось-таки писателю найти волшебные слова,
которые «расколдовали» таинственный лесной м
(слайд № 8)
Виталий Бианки - знаменитый русский писатель. Он очень любил природу и рассказывал о ней в своих книгах. Виталий Валентинович родился в Петербурге. Когда наступало лето, всё семейство отправлялось из города в деревню Лебяжье. Селение располагалось в живописном месте: на берегу моря, рядом с лесом и небольшой рекой. Виталий был смышленым и любознательным. Гуляя по лесу, он подмечал интересное и сразу же записывал. Спустя много лет эти наблюдения стали основой произведений. В своих добрых рассказах и сказках он раскрыл тайны леса, показал жизнь его обитателей с новой стороны, передал красоту и многообразие русской природы. Книги В.Бианки учат бережному отношению ко всему живому, что окружает человека.
2.Словарная работа
- Ребята, прежде чем познакомиться с рассказом, давайте разберем новые слова, которые нам встретятся в тексте.
(На доске словарные слова, после разбора слова вывешиваются определения)
встретятся в тек
Зазимник | наступает задолго до зимы. |
Грязник | месяц, в котором на улице грязь от дождя |
Листодёры | сильные ветры, срывающие с деревьев листву |
Отрепья | ветхая одежда, лохмотья |
Летовавшие | жить где-либо летом |
Откочёвывают | уходят стадами, стаями в другие места (о животных, птицах) |
Студит воду | охлаждать, делать холодным, холоднее, давать остынуть или выстыть. |
Оскудела | обеднела |
Тритон | общее название группы животных отряда хвостатых земноводных |
3.Чтение рассказа Виталия Бианки «Октябрь».
Подберите близкие по значению слова.
называется «Послушай-ка»
(слайд № 17)
3.Чтение текста учителем
- Сейчас мы познакомимся с рассказом Виталия Бианки «Октябрь». Откройте страницу (Учитель читает рассказ, обучающиеся следят по тексту)
В.В.Бианки «Октябрь».
Октябрь — листопад, грязник, зазимник.
Ветры-листодёры срывают с леса последние отрепья. Дождь.
Скучает на заборе мокрая ворона.
Ей ведь тоже скоро в путь: летовавшие у нас серые вороны незаметно откочёвывают к югу, на их место также незаметно перемещаются вороны, родившиеся на севере.
Выходит, и ворона птица перелётная.
Там, на дальнем севере, ворона — первая прилётная, как у нас грач, и последняя отлётная.
Покончив с первым своим делом — раздеванием леса, — осень принимается за второе: студит и студит воду.
Всё чаще по утрам лужи покрываются хрупким ледком. Как воздух, вода уже оскудела жизнью. Те цветы, что красовались в ней летом, давно уронили свои семена на дно, утянули под воду длинные свои цветоножки. Рыбы забиваются в ямы зимовать там, где не замерзает вода.
Мягкий хвостатый тритон-харитон всё лето прожил в пруду, а теперь выполз из воды, пополз зимовать на суше, где-нибудь во мху под корнями. Льдом покрываются стоячие воды.
Стынет и на суше нежаркая кровь. Прячутся куда-то насекомые, мыши, пауки, многоножки.
Забравшись в сухие ямы, переплетаются, застывают змеи. Забиваются в тину лягушки, прячутся за отставшую кору пней ящерки, — обмирают там...
Звери — кто одевается в тёплые шубки, кто набивает свои кладовки в норах, кто устраивает себе берлогу. Готовятся...
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крушит, мутит, рвёт и льёт и снизу метет.
4. В кабинете разложены кленовые листья с вопросами.
Задание 2. Найти листья, ответить на вопросы.
5.Работа с текстом.
прочитаю, а вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос: «О каких делах осени рассказывает
автор»
(чтение рассказа учителем)
- О каких делах осени рассказывает В. Бианки?
(слайд № 26)
Дети читают по абзацам. После каждого абзаца анализ прочитанного.
1 абзац
- Как автор называет октябрь?
- Почему листопад?
-Почему грязник?
- Почему ворона перелетная птица?
- Какая птица у нас первая прилетная?
2 абзац
- Найдите в тексте предложение, в котором говорится о втором деле осени. Прочитайте
- Что происходит с лужами?
- Прочитайте, что происходит с цветами.
- Куда забиваются рыбы?
- Какие воды называют стоячими?
3 абзац
- Что значит «нежаркая кровь»?
- Куда забираются лягушки?
- Прочитайте, как готовятся к зиме звери.
4 абзац
- Какие семь погод бывают в осеннее ненастье?
- Молодцы, справились и с этим задание.
V. Домашнее задание
-Откройте дневники. Запишите домашнее задание. С. Читать, отвечать на вопросы. Рисунок к рассказу.
Дома вам нужно будет написать сочинение на тему «Осень в родном крае». Используйте
сравнения, выражения и слова из прочитанных произведений, а также свои наблюдения за
погодой.
на полянке «Размышляй-ка».
(слайд № 27)
5.Работа с пословицами
Старичок-Лесовичок приготовил нам последнее задание. Он просит помочь ему вспомнить
пословицы обосени, начало помнит, а конец забыл. Давайте ему поможем.
VI Итог урока
- С каким рассказом мы сегодня познакомились?
- Кто автор рассказа?
- Чем вам понравился или не понравился рассказ?
-Посмотрите на дерево, ветер сорвал листья и на него совсем грустно смотреть. У вас на столе в конверте лежат листочки.
-Если вам было скучно и неинтересно на уроке, возможно, что-то не получилось - вы можете взять коричневый листок и приклеить его под деревом.
-Если вам понравился урок, и было интересно, возьмите яркий жёлтый лист и приклейте его на дерево.
-Урок окончен. Молодцы!
Рефлексия
Методическое обеспечение
Учебник для 6 класса специальных (коррекционных )образовательных учреждений : Чтение .
Авторы –составители И.М. Бгажнокова, Е.С.Погостина. –М.: «Просвещение» 20013 год.
Интернет ресурсы
Приложение
В.В.Бианки «Октябрь»
Октябрь — листопад, грязник, зазимник.
Ветры-листодёры срывают с леса последние отрепья. Дождь.
Скучает на заборе мокрая ворона.
Ей ведь тоже скоро в путь: летовавшие у нас серые вороны незаметно откочёвывают к югу, на их место также незаметно перемещаются вороны, родившиеся на севере.
Выходит, и ворона птица перелётная.
Там, на дальнем севере, ворона — первая прилётная, как у нас грач, и последняя отлётная.
Покончив с первым своим делом — раздеванием леса, — осень принимается за второе: студит и студит воду.
Всё чаще по утрам лужи покрываются хрупким ледком. Как воздух, вода уже оскудела жизнью. Те цветы, что красовались в ней летом, давно уронили свои семена на дно, утянули под воду длинные свои цветоножки. Рыбы забиваются в ямы зимовать там, где не замерзает вода.
Мягкий хвостатый тритон-харитон всё лето прожил в пруду, а теперь выполз из воды, пополз зимовать на суше, где-нибудь во мху под корнями. Льдом покрываются стоячие воды.
Стынет и на суше нежаркая кровь. Прячутся куда-то насекомые, мыши, пауки, многоножки.
Забравшись в сухие ямы, переплетаются, застывают змеи. Забиваются в тину лягушки, прячутся за отставшую кору пней ящерки, — обмирают там...
Звери — кто одевается в тёплые шубки, кто набивает свои кладовки в норах, кто устраивает себе берлогу. Готовятся...
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крушит, мутит, рвёт и льёт и снизу метет.
Зазимник | наступает задолго до зимы. |
Грязник | месяц, в котором на улице грязь от дождя |
Листодёры | сильные ветры, срывающие с деревьев листву |
Отрепья | ветхая одежда, лохмотья |
Летовавшие | жить где-либо летом |
Откочёвывают | уходят стадами, стаями в другие места (о животных, птицах) |
Студит воду | охлаждать, делать холодным, холоднее, давать остынуть или выстыть. |
Оскудела | обеднела |
Тритон | общее название группы животных отряда хвостатых земноводных |
Составь слово по первым буквам картинок.
Виталий Валентинович
Бианки
1894-1959
Зазимник |
Грязник |
Листодёры |
Отрепья |
Летовавшие |
Откочёвывают |
Студит воду |
Оскудела |
Тритон |
наступает задолго до зимы. |
месяц, в котором на улице грязь от дождя. |
сильные ветры, срывающие с деревьев листву. |
ветхая одежда, лохмотья. |
жить где-либо летом. |
уходят стадами, стаями в другие места. |
охлаждать, делать холодным. |
обеднела. |
название группы животных отряда хвостатых земноводных |
Зазимник | наступает задолго до зимы. |
Грязник | месяц, в котором на улице грязь от дождя |
Листодёры | сильные ветры, срывающие с деревьев листву |
Отрепья | ветхая одежда, лохмотья |
Летовавшие | жить где-либо летом |
Откочёвывают | уходят стадами, стаями в другие места (о животных, птицах) |
Студит воду | охлаждать, делать холодным, холоднее, давать остынуть или выстыть. |
Оскудела | обеднела |
Тритон | общее название группы животных отряда хвостатых земноводных |
Зазимник | наступает задолго до зимы. |
Грязник | месяц, в котором на улице грязь от дождя |
Листодёры | сильные ветры, срывающие с деревьев листву |
Отрепья | ветхая одежда, лохмотья |
Летовавшие | жить где-либо летом |
Откочёвывают | уходят стадами, стаями в другие места (о животных, птицах) |
Студит воду | охлаждать, делать холодным, холоднее, давать остынуть или выстыть. |
Оскудела | обеднела |
Тритон | общее название группы животных отряда хвостатых земноводных |
Зазимник | наступает задолго до зимы. |
Грязник | месяц, в котором на улице грязь от дождя |
Листодёры | сильные ветры, срывающие с деревьев листву |
Отрепья | ветхая одежда, лохмотья |
Летовавшие | жить где-либо летом |
Откочёвывают | уходят стадами, стаями в другие места (о животных, птицах) |
Студит воду | охлаждать, делать холодным, холоднее, давать остынуть или выстыть. |
Оскудела | обеднела |
Тритон | общее название группы животных отряда хвостатых земноводных |
Зазимник | наступает задолго до зимы. |
Грязник | месяц, в котором на улице грязь от дождя |
Листодёры | сильные ветры, срывающие с деревьев листву |
Отрепья | ветхая одежда, лохмотья |
Летовавшие | жить где-либо летом |
Откочёвывают | уходят стадами, стаями в другие места (о животных, птицах) |
Студит воду | охлаждать, делать холодным, холоднее, давать остынуть или выстыть. |
Оскудела | обеднела |
Тритон | общее название группы животных отряда хвостатых земноводных |
Зазимник | наступает задолго до зимы. |
Грязник | месяц, в котором на улице грязь от дождя |
Листодёры | сильные ветры, срывающие с деревьев листву |
Отрепья | ветхая одежда, лохмотья |
Летовавшие | жить где-либо летом |
Откочёвывают | уходят стадами, стаями в другие места (о животных, птицах) |
Студит воду | охлаждать, делать холодным, холоднее, давать остынуть или выстыть. |
Оскудела | обеднела |
Тритон | общее название группы животных отряда хвостатых земноводных |
Составь слово по первым буквам картинок.
Составь слово по первым буквам картинок.
Составь слово по первым буквам картинок.
Составь слово по первым буквам картинок.
Составь слово по первым буквам картинок.
О каких делах осени рассказывает
В. Бианки?
Как автор называет октябрь?
Какая птица у нас первая прилетная?
Что происходит с лужами?
Найдите в тексте предложение, в котором говорится о втором деле осени. Прочитайте.
Какие воды называют стоячими?
Какие семь погод бывают в осеннее ненастье?
Прочитайте, как готовятся к зиме звери.
Что значит «нежаркая кровь»?
Почему ворона перелетная птица?
Куда забиваются рыбы?
3 абзац
Куда забираются лягушки?
Прочитайте, что происходит с цветами.
2 абз
4 аб