Конспект урока чтения и развития речи в 7 классе по теме
«Волшебный образ моря в «Сказке о царе Салтане, о сыне его князе Гвидоне и о прекрасной царевне-лебеди» А.С.Пушкина».
Цели урока:
*Смоделировать художественный образ моря посредством анализа его компонентов, обобщить знания учащихся сюжета «Сказки о царе Салтане…» А.С.Пушкина.
*Работать над развитием выразительной речи учащихся, совершенствовать навыки анализа художественного произведения, развивать творческие способности, воображение, фантазию, обогащать и уточнять словарный запас воспитанников.
*Воспитывать любовь к русской классической литературе воспитанников.
Оборудование: Портрет А.С.Пушкина, учебник, плакат чистоговорок, таблица «Особенности жанра волшебной сказки», видеозапись мультипликационного фильма, презентация по сюжету «Сказки о царе Салтане…».
Ход урока:
Организационный момент.
Постановка целей и задач.
-Почему образ моря, как одного из действующих героев сказки, мы можем назвать волшебным?
3. Артикуляционная гимнастика.
(На основе плаката чистоговорок).
Повторение. Портрет А.С.Пушкина.
-Кто это?
-Что вы можете сказать об этом человеке?
-Назовите имя няни А.С.Пушкина.
-Как она повлияла на формирование креативных возможностей автора?
-Сколько сказок написал А.С.Пушкин? Назовите их.
-Докажите, с опорой на наглядность, что жанр художественного произведения о царе Салтане –сказка. (Таблица).
Особенности жанра волшебной сказки. | УНТ | «Сказка о царе Салтане…» |
1.Зачин-концовка. | Жили-были…, …стали жить-поживать да добра наживать. | Три девицы под окном…, …и я там был, мёд, пиво пил… |
2.Наличие злодея. | Змей-Горыныч, Баба Яга, Кощей Бессмертный… | Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха, коршун. |
3.Волшебные предметы. | Ковёр-самолёт, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы и т.д. | Город, белка, морская дружина, девица-лебедь. |
4.Трёхкратные повторы. | Три головы змея, три дня и три ночи, три попытки. | Три девицы, трижды князь летал, превращался и кусал, три визита корабельщиков, три чуда. |
5.Странствия героя. | Тридесятое царство, Три десятое государство. | Бочка, царство славного Салтана. |
6.Добро побеждает зло. | Всем мирком да за свадебку. | Злодеи прощены, семьясоединилась. |
Физминутка. Дети выполняют движения по образцу.
Далеко летал дракон,
Побывал за морем он.
Видел он волшебный лес,
Заколдованных принцесс.
Видел он богатырей,
Чародеев, королей.
Много сказок он,
Мой летающий дракон
И рассказывает мне
Эти сказки в темноте.
Работа с текстом.
-Как звали сына царя Салтана?
-Какое дерево увидели на острове мать и сын?
-О чём прежде всего подумал царевич, выбравшись из бочки?
-В кого превращался Гвидон, чтобы попасть в царство царя Салтана?
-Какую песенку пела чудесная белка?
-Как звали дядьку 33-х богатырей?
-Докажи текстом:
-От кого и как спас князь Гвидон Царевну-Лебедь?
-Какими словами лебедь встречала Гвидона?
-- Озвучьте по ролям мультипликационный фильм без звука. ( Момент, где три девицы под окном и входит царь, стороны той государь).
-Собери картинный ряд в логической последовательности.
-Какой образ присутствует на каждой картинке?
-Заполни таблицу, докажи текстом.
План характеристики героя художественного произведения:
1.Имя | Окиян |
2.Место в произведении. | Центральное. |
3.Действиягероя. | Море вскинется бурливо, зашумит, подымет вой…, глядь, поверх текучих вод…и т.д. |
4.Характер героя. | Свободное, бурное, шумное, синее, тихое, ровное. |
7.Итог урока.
-Почему характер моря настолько противоречив?
-Сравни море на картинках. Почему один и тот же водоём выглядит по-разному?
-Почему образ моря мы можем назвать волшебным?
Вывод: Оно отражает позицию автора, его отношение к героям и ситуации, ярко демонстрирует живые эмоции.
8. Домашнее задание. Выучить отрывок сказки наизусть.