СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока чтения "Маленькие и большие секреты страны Литературии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения в 3 классе (УМК "Перспектива") "Маленькие и большие секреты страны Литературии". Урок обобщения и систематизации знаний.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока чтения»

Обобщающий урок литературного чтения в 3 классе

(УМК «Перспектива») по разделу «Люби всё живое»

Автор: Жабина В. А., учитель начальных классов

МАОУ СОШ №30 г. Тамбова



Тема: Маленькие и большие секреты страны Литературии.


Цели: обобщение содержания изученных произведений раздела «Люби все живое».

Задачи:

  1. Развивать навыки работы с текстовой информацией.

  2. Способствовать расширению экологических представлений о животных, обозначенных в произведениях раздела.

  3. Способствовать установлению межпредметных взаимосвязей с изученным материалом на уроках окружающего мира.

Планируемые результаты: учащиеся научатся работать с текстовой информацией; расширят экологические представления о животных; научатся оценивать правильность выполненных действий; устанавливать причинно - следственные связи; строить суждения об объекте, его строении, свойствах.

  •  Познавательные УУД: освоение знаний по теме  «Люби все живое», составление отзывов о произведениях, знание отличительных признаков различных типов текстов.

  •  Метапредметные УУД: формирование умения работать с новой информацией по теме, формирование умения слушать т слышать, выстраивать речевые высказывания, умение работать в группе и в паре, развивать внимание, память, логическое   мышление.

  • Личностные УУД: воспитывать любовь и уважение к родной   культуре, уметь работать в  паре и группе, взаимопомощь, формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения.


Тип урока – урок систематизации и обобщения знаний.

Формы работы учащихся: работа в группах,  индивидуальная работа.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, листочки с заданиями для индивидуальной работы и для групп, выставка книг.


Ход урока.

I.Оргмомент.

Позитивный настрой на работу.

II.Актуализация знаний.

  1. - Девизом нашего урока будет пословица

«Знания собираются по капле»

- Как вы ее понимаете?

- Да, каждый день вы узнаете что-то новое, и ваши знания по капельке собираются в огромный океан знаний. На протяжении нескольких уроков мы с вами работали по разделу «Люби все живое». И открывали маленькие и большие секреты страны Литературии.

- Как по-другому можно было бы назвать этот раздел? (О животных, О братьях наших меньших …)

- А умеете ли вы наблюдать за природой?

- Любите ли о ней читать?


III.Проблемная ситуация. Формулировка темы урока.


1. Работа с выставкой книг.

- Ребята, внимательно посмотрите на книги, которые я для вас приготовила.

- На какие группы их можно разделить? (Художественные и научно-познавательные)

- А к какой группе можно отнести детские журналы? (Периодическая литература)

- Какие рассказы вы встретили в этих журналах: художественные или научно-познавательные?

- Давайте наведем порядок у нас на выставке и разложим книги по своим группам. (два ученика работают с книгами, раскладывая их по полкам)


2. - Какова тема нашего урока?

- Какие задачи мы будем решать? (обобщение и закрепление пройденного материала, сравнение произведений по данной теме, выявить идейную направленность всех изученных произведений)

- О чем мы будем говорить?

IV. Обобщение по разделу.


  1. Повторение о художественном и научно-познавательном текстах.

- Чем художественный рассказ или сказка отличается от научно-познавательного?


2. Викторина по произведениям раздела.

- Из какого произведения взяты строки? Кто их написал?


«Скоро выпал и первый снег, а река все еще не поддавалась холоду. Все, что замерзало по ночам, вода разбивала. Борьба шла не на живот, а на смерть. Всего опаснее были ясные, звездные ночи, когда все затихало, и на реке не было волн. Река точно засыпала, и холод старался сковать ее льдом сонную».

(Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»)


«У нас на стоянке горел костер. Мы жгли его весь день и ночь напролет, чтобы отгонять волков, - они тихо выли по дальним берегам озера. Их беспокоил дым костра и веселые человеческие крики».

(К. Паустовский «Барсучий нос»)


«А жил он над окошком бани, за верхним наличником, в теплом гнезде из пакли, моховинок и других мягких материалов. Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и все выглядывал из гнезда».

(М. Горький «Воробьишко»)


А еще у Виталика был котенок Мурзик. Он был серый, пушистый, а глаза у него были большие, зеленые. Мурзик очень любил смотреть на рыбку. По целым часам он сидел возле аквариума и не сводил глаз с карасика».

(Н. Носов «Карасик»)


«Кузнечик сложил свои длинные задние него пополам, потом разом выпрямил их и подскочил высоко в воздух, как Блошачок. Но тут с треском развернулись у него за спиной крылья, перенесли Кузнечика через забор и тихонько опустили на землю».

(В. Бианки «Приключения Муравьишки»)


- К какому типу текстов относятся эти произведения?

3. Повторение научно-познавательных текстов.


- Про каких животных мы читали научно-познавательные тексты? (про барсуков и муравьев)

- А еще вы самостоятельно искали дополнительную информацию о них.

- Из каких источников брали информацию? (из энциклопедии)

- Давайте вспомним самые интересные факты. (Дети рассказывают про барсука и о муравьях).

Чем интересен барсук

  • барсук имеет свою собственную отличительную полосу, на буровато-сероватом окрасе животного выделяются две темноватые полосы, которые начинаются от носа и заканчиваются на ушах;

  • барсукам свойственно рыть обширные и многоярусные норы, если углубиться в землю ниже, чем на пять метров, то можно обнаружить гнездовые камеры, где живут более 20 барсуков;

  • барсук выбирает себе пару, с который живет всю свою жизнь;

  • барсуки, живущие в северных районах, на зиму впадают в спячку, при этом, те барсуки, которые живут в южных районах, активны на протяжении всего года;

  • барсуки имеют свойство выделять особое пахучее вещество, благодаря которому они могут узнавать друг друга и общаться.

О муравьях

1. Муравьи — это, конечно, хищники. Но несмотря на это, они держат свой домашний скот. В роли такого скота выступает тля. В общем муравьи — это единственные живые существа, кроме человека, которые выращивают домашний скот.

2. У муравьев есть четкие обязанности: строители, солдаты, фуражиры (те, кто занимается поиском еды). Если фуражир несколько раз возвратился ни с чем, то его казнят и самого пускают на еду.

3. Муравьи могут не только наказывать, но и заботиться. Если муравей ранен, но они будут ухаживать за ним, пока тот не поправится, а если муравей стал калекой, то другие муравьи тоже будут заботиться о нем и носить ему еду, пока он в состоянии ее просить.

4. Если муравей бездельничает и ничего не делает без видимых причин, то его выгоняют из муравейника. Но интересным также является тот факт, что это касается даже царицы. Муравьи могут выгнать королеву, если она приносит мало потомства и затем выбрать новую.

5. Многие виды муравьев могут находиться под водой несколько суток и с ними ничего не случится.

6. Муравьи всегда смогут найти дорогу к своему муравейнику. Это объясняется тем, что муравьи оставляют за собой след из феромонов, по которому они находят дорогу домой.



4. Работа в группах.

Класс делится на 6 групп, каждой дается индивидуальное задание.


Определение типа текста.


- А сейчас мы поработаем в группах. Каждая группа получит отрывок из произведения. Вы должны определить, к какому типу относится этот отрывок.


Не успел хорошенько осмотреться зайчонок, как бобры над хаткой крышу поставили. Один бобр обглоданные палки таскает, другой замазывает крышу илом. Толстым хвостом громко пришлёпывает, как штукатур лопаткой. Ходко работают бобры. (И. Соколов-Микитов. «Листопадничек»)

Перед самым носом Пика шлёпнулся на землю пучеглазый маленький лягушонок. Он испуганно уставился на мышонка. Мышонок с удивлением и страхом рассматривал его голую скользкую кожу.

А кругом по-прежнему слышалось – плюх-шлёп! плюх-шлёп! – точно целое стадо перепуганных лягушат, спасаясь от кого-то, скакало по траве.

(В. Бианки. «Мышонок Пик»)


Бобры из отряда грызунов. Крупные водные звери, известные своим умением возводить плотины, создавая пруды, в которых они устраивают жилище. Бобры весят от 15 до 30 кг при длине 90–120 см, включая плоский хвост (41 см). Большими задними лапами они гребут при плавании, используя в качестве руля широкий чешуйчатый хвост. Глаза маленькие, как и у многих других животных, большую часть времени проводящих в воде. Уши и нос снабжены клапанами и закрываются, когда животное ныряет. Огромные резцы позволяют перегрызать стволы деревьев.


Глухарь - таёжная, очень крупная птица семейства фазановых. Само название птицы говорит об их особенности: во время брачного периода самцы утрачивают чуткость. К ним можно легко подойти на выстрел. Глухарь – птица эффектная. Его широкий полукруглый хвост напоминает по форме павлиний. А жабо украшено перламутровыми зелёными пёрышками. Над глазами – ярко-красные брови.


  • Листья медленно летели в прозрачном воздухе, срывали на своём пути тонкие паутинки и бережно укладывались на землю. Они готовились к долгому зимнему сну. Впереди холода!



Дети и взрослые со всего мира едут в Лапландию, чтобы посетить зоопарк. Здесь можно круглый год наблюдать за самыми интересными и необычными животными. Гостей зоопарка ждёт встреча с полярными медведями, северными оленями, песцами, рысями, росомахами — всего в зоопарке живут более 200 животных. А чтобы знакомство с жизнью за Полярным кругом было более полным, посетителей катают на собачьих упряжках.


5. Индивидуальная работа.

Прочитать рассказ и составить о нем отзыв по плану.


ОТЗЫВ

1) Автор

  1. Название произведения

  2. Жанр произведения

  3. О чем этот текст

  4. Кто из героев понравился и почему? Чем тебе понравилось это произведение?


6. Веселые стихи.

- Сейчас мы вспомним веселые стихи из раздела «Люби все живое».

(чтение наизусть)


V.Самостоятельная работа.

- Соотнесите название произведения, автора и слова из этого произведения.

(см. Приложение 1)


VI. Итог урока.

Обобщая изученное по разделу, сегодня мы с вами совершили путешествие в мир животных. Мы вспомнили животных, с которыми встречались в произведениях раздела, отметили интересные факты о них.

- Какой вывод сделал каждый для себя?

- Прочитайте слова М. М. Пришвина. Как вы их понимаете?


Мои молодые друзья!

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух. Зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.

VII. Домашнее задание.

Заполнить таблицу по произведениям раздела (см. Приложение 2). Можно добавить животных, которые нам не встречались.


VIII. Рефлексия.

- Оцените свою работу на уроке, используя различные фразеологизмы.


Просмотр содержимого документа
«Приложения»

Приложение 1















Приложение 2

Таблица исследования произведений раздела

Название животных

Автор, название произведения

Интересные факты























Просмотр содержимого презентации
«Урок чтения»

Урок литературного чтения «Маленькие и большие секреты страны Литературии» Учитель начальных классов Жабина Валентина Анатольевна МАОУ СОШ №30 г. Тамбова 2018

Урок литературного чтения «Маленькие и большие секреты страны Литературии»

Учитель начальных классов

Жабина Валентина Анатольевна

МАОУ СОШ №30 г. Тамбова

2018

«Знания собираются по капле»

«Знания собираются по капле»

Маленькие и большие секреты страны Литературии «Люби всё живое»

Маленькие и большие секреты страны Литературии

«Люби всё живое»

Отгадай произведение

Отгадай произведение

Эти удивительные животные

Эти удивительные животные

Физкультминутка

Физкультминутка

Весёлые стихи о животных

Весёлые стихи о животных

Мои молодые друзья!  Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.  Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух. Зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину. М. М. Пришвин

Мои молодые друзья!

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять - их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух. Зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину.

М. М. Пришвин

Информационные источники Фон Загнутый уголок Рисунок Рисунок1  Тройной уголок Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Фокина Лидия Петровна учитель начальных классов МКОУ «СОШ ст. Евсино» Искитимского района Новосибирской области Сайт http://linda6035.ucoz.ru/

Информационные источники

Фон

Загнутый уголок

Рисунок

Рисунок1

Тройной уголок

Вы можете использовать

данное оформление

для создания своих презентаций,

но в своей презентации вы должны указать

источник шаблона:

Фокина Лидия Петровна

учитель начальных классов

МКОУ «СОШ ст. Евсино»

Искитимского района

Новосибирской области

Сайт http://linda6035.ucoz.ru/